Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Слово о законе и благодати митрополита Илариона как выдающееся пр-ие ораторской прозы XIв.



В связи с принятием христ-ва на Руси распр жанр поучений. Он служит важным ср-вом пропаганды нового религ вероучения. Дидакт церковная проповедь не имеет худ значения, лежит за пределами лит-ры. Таково поучение Ф.Печерского.

Наряду с церк поучением созд торжественные, эмоц-образ проповеди с четко выраженной полит направ-тью.

Выдающееся пр-ие ораторской прозы XIв. – «Слово о законе и благодати». Оно было написано между 1037-1050гг. священником княж церкви в Берестове Илларионом, облад незаурядным умом, широкой образ-тью и пис талантом. Созд им пр-ие было произнесено в Десятинской церкви, либо в Софийском соборе, оно произвело большое впечатление на Ярослава Мудрого. По его настоянию в 1501г. Иларион стал ми, трополитом Киевским. В 1055г. преемник Ярослава вынужден был пойти на уступки Византии, откуда и прибыл на митрополичью кафедру грек Ефрем. Иларион же уходит в Киево-Печерский монастырь, приняв монашество под именем Никона.

«Слово» проникнуто патриот пафосом прославления Руси как равноправной среди всех гос-в мира. Византийской теории вселенской империи и церкви Иларион противопост идею равноправия всех христ народов. Сопоставляя иудаизм (Закон) с христианством (Благодатью), Иларион в нач. Слова доказывает преим-ва Благодати перед Законом. Закон – только среди иудеев, Благодать – для всех. Ветхий завет – Закон, данный богом пророку Моисею на горе Синайской, регламентировал жизнь только еврейского народа. Новый завет – христ вероучение – имеет всемирное значение. Т.образом, отвергаются притязания Византии на монопольное владение Благодатью. Он созд, как отмечает Д.С.Лихачев, собств патриот концепцию всемирной истории, прославляя Русь и её «просветителя» Владимира.

Иларион возвелич подвиг Владимира в принятии и распр хр-ва на Руси.

В похвале Владимиру иларион перечисл заслуги князя перед родиной. Его деят-ть содействовала славе и могуществу Руси. И тем не менее, подчерк, что принятие христ-ва – свободный выбор руссих, и заслуги греков в этом нет. Привод обидное для греков сопоставл Владимира с Константином.

Слово выдвигало тре-ие канонизации Владимира как святого. Также прослав и деят-ть Ярослава, успешно продолжающего дело своего отца по распр-ию христ-ва на Руси: строит. деят-ть и заботы о христ. образованности.

«Слово» построено по строгому, логически продуманному плану. 1я ч. – сопоставл Закона и Благодати – явл пространным введением ко 2й, центр части – похвале Владимиру, заверш авторским обращением к Владимиру с призывом встать из гроба, отряхнуть сон и посмотреть на дела своего сына Георгия (христ имя Ярослава). 2я часть ставит своей задачей непосредств прославление соврем Иллариону правителя Руси и его деят-ти. 3я ч. – молитв обращение к богу «от всея земли нашая».

«Слово» адресовано к людям начитанным, поэтому автор облекает своё пр-ие в книжную ритор форму. Он пользуется цитатами из Библии, библ сравнениями, сопоставяя Закон с рабыней Агарью и её сыном Измаилом, а Благодать – с Саррой и её сыном Исааком. Эти символ параллели призваны нагляднее показать превосходство Благодати над Законом.

В 1й ч. Иларионом последовательно соблюд принцип антитезы – типичнейший приём ораторского красноречия. «Прежде закон, потом благодать: прежде стень (тень) ти, потом истина».

Широко исп книжные метафоры – символы и метафор сравнения: Закон – это «иссохшее охеро», язычество – «мрак идольский», «тьма служения бесовскаго», Благодать – «наводнившийся источник» и т.д. Употреб ритор вопросы и восклицания – типич приёмы торж красноречия.

Выс художественное мастерство обеспечило «Слову о законе и благодати» большую популярность в средневек письм-ти. Оно становится образцом для книжников XII-XV вв., к-рые используют отдельные приёмы и стилист формулы «Слова».

 

 

11. Осн. Пафос, содержание и значение Хождения игумена Даниила в Св. Землю.

 

Патриотич. Пафос. Даниил – «представитель» Руси в Палестине.

С XI в. В ДРЛ жанр хожения (путешествия к св.местам с целью поклонения) + знакомство с чужой культурой и бытом. (70 хожений=50 летописн+20 перевод)

Сведений о личности Даниила мало – споры о том, кто, когда, зачем.

1) Карамзин: Даниил = епископ г. Юрьева.

2) Даниил = постриж. Киево-печерской лавры.

В любом случае, священник.

Время посещения Палестины:

1) 1113-15

2) 1106-08

3) 1104-06

В любом случае, полтора года.

Повод: желание увидеть землю обетованн., рассказать на родине.

Описание начинается с Царьграда => по морю до г.Яфа => пешком с пилигримами до Иерусалима, в монастырь Св.Саввы.

Несмотря на трудности, побывал на Иордане, Мертвом море, Вефлиеме, Галилее, горе Фавор, Назарете, потом и в Иерусалиме, в церкви Воскр. Господня.

Подробно описывает маршрут, конкретно и образно – природу. Топографич.эл-ты.

Слияние легендарного с реальным (характерно для хожений).

Поражает практицизм автора – рассказ, чем богата та или иная земля. Не забывает о своих людях, молится за русских и свою паству, радуется, что его свеча самовоспламеняется в отличие от римской (чудо на Пасху).

Самая большая и важная (имеет сюжет!) глава – о чудесном свете к гробу Господню. Опровергает скептиков, рассказ о нескольких днях ожидания лампады.

Цели хожения (значение):

1) Познават-поучит. (просветит)

2) Нравственно-воспитат. Для русского народа, укрепление христианства на Руси.

3) Образец худ.очерка очевидца. Традиции этого произвед. окажут влияние на весь жанр.

Стиль:

- лаконичность,

- четкость,

- скупость яз.средств.

 

Первый образец жанра хожения-«Паломническое хождение игумена Даниила в Палестину». Произведение начинается довольно обширным вступлением. Даниил использует самоуничижение, говорит о цели написания: чтобы люди, которые не могли путешествовать, получили духовное наслаждение. Но 2-ая сторона его цели-труд, сотворение «прикупа» таланту, данному ему. По композиции это цепь путевых очерков, соединённых по топографическому принципу. Для «Хождения» характерно слияние легендарного, источником которого могли быть Библия, апокрифы, народные предания, с реальным, топографически достоверным. Особенности «Хождения игумена Даниила»: описания святых мест; множество реальных пейзажных зарисовок, он стремится к предельной конкретности изображаемого; пересказ или упоминание житийных, библейских или апокрифических легенд; повествование о самом путешествии и рассуждения о повествователе. Также поразительна разносторонность интересов игумена: помимо святых мест его интересуют практические вопросы-оросительная система Иерихона, добыча фимиама на острове Кипр, особая планировка Иерусалима, построенного в форме 4-х конечного креста. Для стиля произведения характерен лаконизм и скупость языковых средств. Даниил избегает абстрактных слов, предпочитая простую лексику конкретно-бытового характера. Эпитеты обычно носят описательный или оценочный характер. Простой язык объясняется тем, что игумен с самого начала дал себе установку писать просто и понятно для обычных людей. Хождение игумена Даниила» ценно как обстоятельный путеводитель для русских паломников и источник археологических сведений об Иерусалиме. В его произведении, первом в своём жанре, формировались основные каноны написания хождений, которые впоследствии стали отличительными признаками для этого жанра.

 

 

12. Поучение Владимира Мономаха. Содержание, Основное идейное звучание.

 

Поучение Мономаха. Обращено к детям и продолжено его автобиографией. Датируется промежутком между концом XI и 1125 г. – датой смерти ВМ. Выступает, как умудренный большим жизненным опытом человек. Это энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями князь. Давать клятву он рекомендует в том случае, если можно ее сдержать, а поклявшись – сдержать клятву, чтобы душу не погубить. Он не рекомендует своим детям спасать душу в монастыре или посте, но лишь в покаянием, слезами и милостыней. Советует защищать всех обездоленных. Мономах зовет своих детей к деятельной жизни, к постоянному труду, убеждает никогда не пребывать в лености и не предаваться разврату.
В «Поучении» Мономах выражает поэтический восторг перед красотами природы. Он с умилением говорит о том, как устроен мир, «како небо устроено, како ли солнце, како ли луна». Свойственны лирические чувства.
Не ленитесь, а трудитесь. Имейте страх Божий в сердце своем. Милостыню подавать щедрую, ибо это - начало всякого добра. Уклонись от зла, сотвори добро.
Уметь сдерживать язык. Не ленитесь. Похвалите Бога, давшего вам милость свою. Ночным поклоном и молитвой человек побеждает диавола. Грехи за день искупляются.
Не губить христианской души. Старых чтите, как отца, а молодых - как братьев.
На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает.
Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело.
Напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем...
Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой.
Призывает детей быть милостивыми ко всем. Кроме крепкой веры, человек должен обладать ответственностью и трудолюбием. Власть для Мономаха – это постоянный и серьезный труд. Ко всякому делу относиться ответственно и честно. Лень – мать всех пороков. «Пусть не застанет вас солнце в постели». Поднявшись, следует сразу идти в церковь, а потом исполнять супружеские обязанности. Ни дома, ни на войне не полагаться на окружающих.
«Поучение» Владимира Мономаха-замечательный памятник светской «учительной» литературы. Оно написано в форме поучения детям. В советах, данных в нём, отразился не только его опыт государственного деятеля, дальновидного политика и полководца, но и литературная образованность, писательский талант, его представления о нравственном облике христианина. Это «Поучение» дошло до нас в Лаврентьевской летописи. В назидание современникам и потомкам Мономах создал образ идеального князя, пекущегося о славе и чести русской земли. Он беспрекословно подчиняется старшим, живёт в мире с равными себе князьями, строго соблюдает христианские заповеди и беспрестанно трудится. В автобиографической части множество описаний битв и походов князя. Рассказы об этих походах идут в форме перечисления, практически не концентрируя внимания на деталях. Заканчивается эта часть похвалой Богу и благодарностью за то, что Бог защищал его всю жизнь. Владимир Мономах свободно владел разными стилями речи, варьируя их в «Поучении» в зависимости от темы и жанра. Автобиографическая часть написана просто, безыскусным языком, близким к разговорному. «Высокий слог» характерен для рассуждений этико-философского плана, пронизанных библейскими цитатами и ритмически организованных. Тонким лирическим чувством пронизаны многие фрагменты послания к Олегу Святославичу, например, просьба отпустить к нему вдову Изяслава, чтобы оплакивать его вместе.

«Поучение» Владимира Мономаха обладает философской глубиной размышлений о Боге и человеке, жизни и смерти, не утратившими своего значения ценными практическими советами, поэтической образностью стиля, автобиографическими элементами, что помогло «Поучению» войти в «золотой фонд» мировой литературы.

 

13. Особенности жанра и стиля Поучения Мономаха и связь с письмом Олегу Черниговскому.

 

Владимир Мономах (великий князь Киевский в 1113-1125 гг.) сын Всеволода Ярославича, был одним из выдающихся князей своего времени. Он заслужил восторженные отзывы современников и благодарную память потомства. Он прославился своей неустанной борьбой с половцами; по выражению летописца, он в этой борьбе «много утер пота за землю Русскую». Мономах был одним из активных участников съезда в Любече, на котором князья попытались урегулировать спорные вопросы наследования уделов; он решительно осуждал князей за усобицы, говоря, что если усобицы не прекратятся, «и начнеть брат брата закалати», то «погыбнет земля Руская, и врази наши, половци, пришедше, возмуть земьлю Русьскую».

«Поучение» дошло до нас в единственном списке XIV века в Лаврентьевском списке «ПВЛ», где оно читается под 1096 годом. Список, к сожалению, дефектный – в «П.» недостает нескольких начальных строк; видимо, оно было списано книжником с очень ветхой, истлевшей по краям рукописи.

А начале ВМ дает сыновьям ряд моральных наставлений, требования соблюдать нормы христианской морали: не забывайте бога, гордости не имейте в сердце и в уме, старых людей уважайте, не ленитесь, прежде чем сказать, подумайте... ВМ повторил все то, что когда-то говорил ему отец и что необходимо сказать в такой час. В назидание он выписывает ряд цитат из Псалтыри, Священного писания и других богослужебных книг.

Однако скоро наставления перерастают в политическое завещание, в урок сыновьям, как надо княжить (князь должен беспрекословно подчиняться «старейшему», жить в мире с другими князьями, не притеснять младших князей или бояр; князь должен избегать ненужного кровопролития, быть радушным хозяином, не предаваться лени, не увлекаться властью, во все вникать самому).

И, наконец, «П.» переключается в автобиографию: подкрепляя свои наставления и поучения личным примером, Мономах приводит длинный перечень «путей и лобов» (т. е. походов и охот), в которых он принимал участие с тринадцати лет. В заключение князь подчеркивает, что в своей жизни он следовал тем же правилам: все старался делать сам, «не дая себе упокоя», не рассчитывая на соратников и слуг, не давая в обиду «худаго смерда и убогые вдовице». Завершается «Поучение» призывом не страшиться смерти ни в бою, ни на охоте, доблестно исполняя «мужьское дело». Использование жанра автобиографии очень необычно для того времени; как литературный жанр а. появится на Руси лишь много веков спустя, в творениях Аввакума и Епифания.

Мономах выступает перед нами как высокообразованный, книжный человек. В «Поучении» многократно цитируется Псалтырь, Поучения Василия Великого, пророчества Исайи, Триодь, Апостольские послания. Мономах обнаруживает не только немалую начитанность, но и широту мысли, вставляя в «Поучение» наряду с дидактическими наставлениями восторженное описание совершенного мироустройства, цитируя, в слегка переделанном виде, «Шестоднев» Иоанна, экзарха Болгарского.

«Поучение» Владимира Мономаха-замечательный памятник светской «учительной» литературы. Оно написано в форме поучения детям. В советах, данных в нём, отразился не только его опыт государственного деятеля, дальновидного политика и полководца, но и литературная образованность, писательский талант, его представления о нравственном облике христианина. Владимир Мономах свободно владел разными стилями речи, варьируя их в «Поучении» в зависимости от темы и жанра. Автобиографическая часть написана просто, безыскусным языком, близким к разговорному. «Высокий слог» характерен для рассуждений этико-философского плана, пронизанных библейскими цитатами и ритмически организованных. Тонким лирическим чувством пронизаны многие фрагменты послания к Олегу Святославичу, например, просьба отпустить к нему вдову Изяслава, чтобы оплакивать его вместе.

«Поучение» Владимира Мономаха вышло за рамки частного документа. Оно обладает философской глубиной размышлений о Боге и человеке, жизни и смерти, не утратившими своего значения ценными практическими советами, поэтической образностью стиля, автобиографическими элементами, что помогло «Посланию» войти в «золотой фонд» мировой литературы.

 

Создание - [где-то между 1117-1124], в Лаврентьевской летописи 1377 года датировано 1096 г. просто так. О_о

Мономах – один из первых светских писателей ДР.

1. Стройность плана.

2. Логичность

3. Последовательность

4. Поэтичность.

К Поучению примыкает письмо Олегу Гориславичу (злой, жестокий, разжигал войны и усобицы).

1096 – Междоусобная война под Муромом. Убит сын М. Изяслав. Мстислав призывал Олега к миру с М. Тут М. сам вступил в переговоры.

В письме М. как опечал.отец (!), как политик и философ. Объясняет Олега происками Дьявола, готов простить его, против смерти за смерть (новое).

Письмо ко всем князьям – стремление к миру по христ.морали.

Поучение и Письмо док-ют незуарядность таланта и прогрессивность убежд. М.

Содерж. эпич и лирич.черты, колорит эпохи.

(сядеть аки горлица на сусе древе жалеючи) – вечный трагический образ.

В основе – коренной рус.яз, немного церковн.лексики.

 

14. История изучения "Слова" см. в учебнике,а вот история открытия и опубликования

 

История открытия и опубликования.«Слово о полку Игореве» было открыто собирателем древнерусских рукописей А. И. Мусиным-Пуш­киным в конце 80-х — начале 90-х годов XVIII века. Он приобрел у архимандрита Иоиля, настоятеля упраздненного Екатериной II Спасо-Ярославского монастыря, рукописный сборник, который, судя по описанию, был написан в XVI в. на северо-западе Руси (в районе Пскова или Новгорода). В состав сборника входили произведения светского характера: «Хронограф»; «Временник, еже порицается летопи­сание русских князей и земля Русьскыя»; «Слово о полку Игореве» и «Девгениево деяние».

Первое упоминание о находке Мусина-Пушкина сделал в 1792 г. журналист и драматург П. А. Плавильщиков. В начале 1797 г. М. М. Хе­расков в примечании к 16-й песне поэмы «Владимир» известил чита­телей о найденном произведении древней письменности. В октябре 1797 г. в гамбургском журнале «Spectateur du Nord» H. М. Карамзин поместил заметку с сообщением о находке «песни Игоревых воинов, которую можно сравнить с лучшими Оссиановыми поэмами».

Для работы над рукописью Мусин-Пушкин привлек ученых А. Ф. Малиновского, Н. Н. Бантыш-Каменского и в качестве консуль­танта Н. М. Карамзина. Благодаря их труду в 1800 г. был опубликован текст «Слова» с переводом на современный русский язык, вступитель­ной статьей и примечаниями.

Очевидно, в 1795—1796 гг. была сделана писарская копия с текста рукописи для Екатерины II. Копия эта затем затерялась в архиве и была обнаружена лишь в 1864 г. П. П. Пекарским.

В 1812 г. рукописное собрание Мусина-Пушкина погибло в огне московского пожара. В руках исследователей остались лишь печатный текст и выписки, сделанные из рукописи ее первыми издателями.

 

 

15. Историч. основа Слова, особенности ее отражения в произведении.

».В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежат подлинные исторические факты. С 1061 г. юго-восточные границы Киевского государства начинают подвергаться опустошитель­ным набегам степных кочевников половцев. Русские князья в междо­усобных войнах сами наводят «поганых» на Русскую землю. В начале XII века Владимир Мономах совершил ряд крупных походов против половцев, в результате которых враги были отброшены далеко за Дон.

После смерти Мономаха процесс феодального дробления Киевско­го государства усилился, и половцы начали регулярно совершать набеги на южные и юго-восточные земли Руси. Это заставило южнорусских князей принять срочные меры по борьбе со степными кочевниками. В 1170 г. состоялся съезд князей, на котором Мстислав Изяславич говорил: «Половцы отнимают Греческий путь (по Днепру), Соляной (по Дону) и Залозный (по Дунаю)».

Святославу Всеволодовичу, великому князю киевскому, удалось в 1183 г. создать небольшую коалицию южнорусских князей, которые приняли участие в летнем походе против половцев 1184 г. Поход прошел успешно: половцы были разбиты, хан Кобяк захвачен в плен. Успех окрылил князей, и Святослав стал готовиться к летнему походу 1185 г. В походе 1184 г. должны были принять участие новгород-северские князья во главе с Игорем Святославичем. Однако дружина Игоря не могла поспеть вовремя из-за гололедицы.

Выступая весной 1185 г. в поход против степных кочевников, новгород-северский князь понадеялся на удачу, мечтая о своей собст­венной славе и желая, возможно, поискать древнего Тмутараканя, которым некогда владели черниговские князья, и в частности дед Игоря Олег. Однако поход закончился страшным разгромом русских войск. Впервые в истории военных столкновений с половцами русские князья были захвачены в плен, а из всего войска остались в живых лишь 16 человек.

Исторические события, связанные с походом и поражением северских князей — Игоря Святославича, его брата Всеволода из Курска, сына Владимира из Путивля и племянника Святослава Ольговича из Рыльска,— и легли в основу «Слова о полку Игореве».

Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас истори­ческие повести: одна—в составе севернорусской Лаврентьевской, другая — южнорусской Ипатьевской летописи.

Историческая повесть о походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в Ипатьевской летописи отличается под­робным последовательным описанием событий. Изложение проник­нуто горячим сочувствием к участникам похода, их поражению. Летописная повесть не лишена художественности: ей присущи драма­тизм, образность и выразительность отдельных мест, живость повест­вования. Автором ее был либо непосредственный участник событий, либо человек, стоящий близко к новгород-северскому князю.

Рассказ Лаврентьевской летописи лаконичен. Летописец с явным осуждением говорит об Игоре и его брате Всеволоде. Повествование носит религиозно-дидактическую окраску; в рассказе приводятся ци­таты из «священного писания».

Художественное своеобразие «Слова о полку Игореве» особенно ярко раскрывается при его сопоставлении с летописными историче­скими повестями.

«Слово о полку Игореве» было написано между 1185 и 1187 гг. Эти даты устанавливаются на основании самого текста произведения. В «Слове» говорится о переяславльском князе Владимире Глебовиче как о живом, а в 1187 г., по сообщению летописи, он умер.

Игорь Святославич бежал из плена в 1185 г., следовательно, до его возвращения на Русь «Слово» появиться не могло. В 1187 г. вернулся из плена Владимир Игоревич вместе с молодой супругой Кончаковной и маленьким сыном, а «Слово» в заключительной части провозглашает здравицу и в честь этого князя. Этими данными и определяются хронологические рамки написания «Слова о полку Игореве».

 

 

16. Тематика и роль историко-публицистических отступлений в «Слове» (об Олеге Гориславиче, о Всеславе Брячиславиче Полоцком)

Олег Гориславич:

Многообразен, обширен урон, который причинил Русской земле О. Г. Автор с горечью отмечает, что в одной из кровопролитнейших битв русичей с русичами на Нежатиной Ниве в 1078 г. пали два князя: Изяслав Ярославич, великий князь киевский, родной дядя О. Г., и Борис Вячеславич. Автор особенно печалится о гибели последнего (потому что он был "молод и храбр", а значит, мог бы быть еще полезен Родине), хотя и не одобряет его участия в битве против своих. Его втянула в междоусобную борьбу погоня за славой, и он бесчестно, зря погиб за местнические феодальные притязания О. Г.

 

Но Автор горюет не только о гибели князей во взаимных усобицах. Глубоким состраданием к простым людям пронизано лирическое отступление о несчастной доле, о растрате богатств Руси: «Тогда, при Олеге, Гориславичем прозванном, то распылялось, то прорастало войнами, — погибало достояние внука Дажьбога (русского народа. — Ред.), и в княжьих раздорах век людской сокращался». Почти все, а часто и все, что создавал и накапливал труженик, тратилось на многочисленные войны, зря уничтожалось в их пламени. Огромный урон был нанесен князьями живой людской силе Руси. Победители жестоко расправлялись с побежденными: выжигали города и села, порой истребляя их население от мала до велика.

 

Немалое символическое содержание вложено в замену отчества О. на прозвище. «Гори» (повелительное наклонение от глагола «гореть»), которое поставлено вместо «свято». О. Г. не сохранил святую славу отца и деда, а растерял ее, сжег в огне междоусобных войн. Г. — прозвище меткое и глубокое, в духе того времени. Оно — клеймо проклятия на князе, проклятия от предков, современников и от потомков. Оно — глубокий реалистический символ: О. Г. без настоящего отчества — авантюрист без роду и племени, князь-бродяга. Его судьба подтвердила характеристику Автора.

 

При О. Г. «по всей Русской земле редко пахарь покрикивал, но часто вороны каркали, трупы деля меж собой, да галки на своем языке говорили, собираясь летать на поживу». Истребление крестьян и тягловой силы в войнах, уничтожение деревень в огне пожаров неизбежно вело к запустению земли, к ослаблению военной силы Руси. Реалистическая картина опустошенных войнами полей осмыслена в символическом плане: при О. Г. немало Русской земли попало под власть половцев («вороны и галки»), которые, разумеется, занимались не умножением плодородия полей, а разграблением страны.

 

В повествовании об О. Г. тема мира звучит столь же мощно, как и тема войны. Всю жизнь он провел в войнах; воюя, совсем не думал об интересах русского народа и о его счастье. Получается, что дед Игоря воевал против своего народа, а Потому навеки опозорен Автором «Слова» в памяти народной.

Всеслав Полоцкий:

Зачинателем усобиц изображен и родоначальник полоцких князей Всеслав полоцкий. Весь текст о Всеславе представляет собою размышление о его злосчастной судьбе. Всеслав изображен в «Слове» с осуждением, но и с некоторой, правда очень незначительной, долей сочувствия. Это неприкаянный князь, мечущийся, как затравленный зверь, хитрый «вещий» неудачник. Перед нами исключительно яркий образ князя периода раздробленности Руси.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.