Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Дидактическое и занимательное в «Повести о путешествии архиепископа новгородского Иоанна на бесе в Иерусалим».



 

 

Об авторе. Автор был из Твери. Сочинение его помещено в 1475 г. во II Софийской летописи. Афанасий Никитин- человек светский, предприимчивый, энергичный купец – задумывает путешествие на неведомый Восток с практическими торговыми намерениями – выгодно продать свои товары и привезти в Русь товары заморские. Поездка оказалась неудачной – он преставился. Больше всего в своем сочинении говорит об Индии, быт, обычаи, хозяйство и природу которой он рисует очень подробно, сообщая много фактов, изредка привнося элементы фантастики. Подробно перечисляет места, которые посетил.
Композиция. Изложение Афанасия не отличается стройностью композиции. Нередки повторения.
Стиль, язык. Стиль «Хожения» - стиль дневниковых записей, которые автор не успел или не сумел, упорядочить. Язык Афанасия безыскусственный. Фраза очень проста по синтаксису. Церковно-славянские слова и обороты в ней почти отсутствуют, зато много персидских и арабских слов – признак своеобразной национальной терпимости Афанасия, совмещавшийся у него с сильной любовью к родине. Речь его фактична и деловита, изредка перебивается ЛО, где находит себе выражение скорбь автора по поводу его оторванности от родного ему религиозного уклада и от родной земли.
Повесть. Путешествие по Индии. Казалось необычным, что женщины ходят с непокрытой головой. Это считалось на Руси грехом и позором. Афанасий сообщает, что, прибыв в город Алянд, увидел птицу гукук, которая летает ночью и кличет «гукук», и на которой хоромине она сядет, тот человек непременно помрет; а если кто захочет ее убить – изо рта вылетит огонь. Обезьяны тут ходят ночью и крадут кур. Живут обезьяны в горах или на камнях, и есть у них князь обезьянский. Ходят они со своей ратью, а если кто обидит, жалуются князю, и тот посылает на человека свою рать. Придя в город, рать разрушает дворы, а людей убивает. Рать обезьян очень велика, есть у них и свой язык (Да, хорошая, видать, трава была – крепко штырила! -)) – прим. авт.).
АН приезжает в один из главных городов Индии – Бедерь (Бидар), и тут бросается в глаза ему разница между бедным и богатым людом.
Описание султанского двора. В нем 7 ворот, в воротах 100 сторожей и писцов. Кто пройдет, тех записывают. Чужеземцев в город не пускают. Город стерегут ночью 1000 человек, ездят на конях в доспехах и у всех по факелу.
Афанасий насчитывает в Индии 84 веры. Все верят в идолов (кроме султана и его приближенных, которые магометане). В другом месте, в результате своих наблюдений, Афанасий утверждает, что индусы «не едят никакого мяса, ни яловичины, ни баранины» - словом, ничего. Едят они днем дважды, а ночью не едят (спят, я думаю, - прим. авт.). басурманами не едят и не пьют. Яства у них плохие. Кушают они все правою рукой, в левую ничто не берут.
Странствует Афанасий по Индии в торговых заботах. Но торговля идет плохо, нет товаров для русских. Ан не раз испытывает искушение. Трудно ему, христианину, ладить с «бесерманами». Иногда он предается скептическим размышлениям, обнаруживая при этом большую веротерпимость. Стойко держится православия, ибо но связано у него с чувством родины. Не имеет возможность выполнять христианские обряды. Чувствует себя угнетенным. Печаль у АН сильна: он любит свою землю и не знает другой, которая была бы лучше ее.
«Путешествие» заканчивается лирическим размышлением автора. Он считает, что сбился с истинного пути и не знает, куда ему идти. Просит господа не отвратить его от истинного пути и наставить на правый путь. Молитва, написанная АН в подлиннике на традиционном церковно-славянском языке, прерывается у него магометанской молитвой на арабском языке, и такой же молитвой заканчивается «Хожение».
Индивидуальность автора. Незаурядная индивидуальность. Выступает как смелый, настойчивый, предприимчивый, любознательный и наблюдательный человек. Пускается в трудное и рискованное путешествие из-за торговых выгод. Серьезные неудачи, постигшие АН, не заставили его тотчас же вернуться на родину: волевая и упорная натура не позволяет ему отступать от намеченной цели. Ему не по душе участь неудачника. Он, преодолевая большие трудности, ищет новых удач на новых местах.

Эта повесть посвящена прославлению святости новгородского архиепископа. Основу ее сюжета составляет типичный для средневековой литературы мотив борьбы праведника с бесом. «Лукавый бес, решив «смутити» архиепископа, забрался в сосуд с водой, из которого Иоанн имел быкновение умываться. «Уразумев бесовское мечтание», Иоанн оградил сосуд крестным знамением. «Не могий часа терпети», бес «нача вопети», прося отпустить его. Иоанн

согласился при условии, что бес в одну ночь свозит его из Новгорода в Иерусалим и обратно. Перед нами характерный эпизод волшебной народной сказки, которому в повести придан религиозно-моралистический оттенок. Совершив свое фантастическое путешествие, Иоанн по требованию беса должен был хранить молчание об этом столь примечательном факте: подумать только, бес вез на себе архиепископа не на шабаш ведьм, а к гробу господню! Но (довольно верный психологический штрих) тщеславие взяло верх над страхом бесовской мести. Иоанн рассказал в беседе «с благочестивыми мужами» о том, что некий человек побывал в единую ночь в Иерусалиме. Обет

молчания нарушен, и бес начинает творить пакости святителю. Бесовские козни носят конкретный бытовой характер. Посетители кельи Иоанна видят то женское монисто, лежащее на лавке, то туфли, то женскую одежду и неоднократно выходящую из кельи блудницу. Разумеется, все это козни дьявола, бесовские мечтания. Но как в этих картинах верно подмечены нравы «отцов церкви», в фантастическом сюжете нетрудно обнаружить реальные черты быта духовенства. Новгородцы решают, что человеку, который ведет непотребную жизнь, не подобает быть святителем. Они изгоняют архиепископа, посадив его на плот. Однако по молитве Иоанна плот поплыл против течения. Невиновность и «святость» его воочию доказаны. Новгородцы раскаиваются и со слезами молят Иоанна о прощении.

Повесть отличается занимательностью сюжета, живостью, образностью, яркими деталями быта. Большую роль в ее сюжетно-композиционной структуре играет прямая речь. Занимательность сюжета повести привлекла внимание лицеиста Пушкина, начавшего работу над комической поэмой «Монах». Мотив путешествия героя на бесе был использован Н. В. Гоголем в повести «Ночь перед Рождеством».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.