Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона –образец торжественного красноречия. Литературное значение памятника.



Речь, праздничная проповедь. Проводится идея о политической и военной независимости Руси от Византии. Осн.темы: превосходство «благодати» над «законом», Под «Законом» Илларион понимает Ветхий Завет, который дан иудеям, а русскому и другим народам он не подходит. Поэтому Бог дал Новый Завет, который и называется «Благодатью».; распространение христианского учения среди «новых» народов, в том числе и русского; похвала крестителю Руси князю Владимиру.

После риторического вступления - разворачивание параллельно образы из Писания и толкование их в контексте своей темы. Образом Закона и Благодати автор называет Агарь и Сарру. Т.о.Композиция: три части. В первой Илларион противопоставляет Ветхий и Новый Заветы – Закон и Благодать. Во второй части «Слова» рассказывается о принятии христианства русским народом. Тема сужается. Говорится о судьбе народа. В третьей части тема еще более сужается. Речь идет о человеке, благодаря которому было крещение Руси, Владимире. Заканчивается «Слово» молитвой за всю Русскую землю. Осн.прием – антитеза.

«Слово» является древнейшим из дошедших до нас памятников торжественного красноречия. Оно было написано в период между 1037 и 1050 гг. Труднее ответить, кто был автором. Скорее всего, Иларион, поставленный киевским митрополитом по воле князя Ярослава.

«Слово» начинается рассуждением на тему: в чем смысл крещения Руси? Автор отвечает так: Бог сначала дал людям «закон» устами Моисея, чтобы подготовить к «благодати», данной Иисусом Христом. «Закон» был известен древним евреям, а «благодать», то есть христианство, – достояние всего человечества. В основе концепции Илариона лежит идея равенства всех народов перед «благодатью». Эта концепция направлена против притязания Византийской империи на мировое господство.

Центральная часть – развернутая «похвала» Владимиру, крестившему Русь. «Похвала»проникнута чувством патриотизма и гордости за свою родину. Владимир выступает в образе идеального равноапостольного князя.

Заканчивается «Слово» молитвой к Богу «от всея земли нашей». Эта молитва в старину пользовалась большой популярностью и нередко переписывалась отдельно от «Слова» и читалась во время богослужения.

«Слово» - образец эпидиктической речи. Оно безупречно с точки зрения требований этого жанра – стройная композиция, парадная пышность стилистического оформления, ритмический стиль речи.

Одни исследователи считают, что пафос «Слова» - полемика с иудаизмом, основанном на ВЗ. «Слово» построено по ступенчатому принципу – от общего к частному. Можно найти все приемы красноречия, к которым прибегали ораторы древности – напр. Иоанн Златоуст, Василий Великий (метафоры, антитезы, повторы, риторические вопросы). Много тут цитат из НЗ и ВЗ. Написано оно библейским, книжным языком.
Особенности жанра торжественной проповеди. Утверждение на Руси христианства сопровождалось развитием проповеднической, поучительной литературы. Проповедь обращена к широкому кругу читателей и слушателей, излагала элементарные основы христианской морали, религии. Говорилась простым языком. Отсутствовали отвлеченные философские элементы, образность выражения, стилистическая окрашенность речи. Не занимала никакого места в литературном процессе. Другое дело – проповедь торжественная, риторически украшенная, дававшая образцы ораторского искусства. Такая проповедь в древности была одновременно и фактом и фактором лит. развития. Илларион – замечательный ее представитель.

4. Митрополит Илларион. «Слово о законе и благодати». Особенности жанра торжественной проповеди.
Митрополит. 1051 г. – великий киевский князь Ярослав Мудрый, сын Владимира Святославовича, поставили Иллариона в митрополиты. Это решение – шаг к освобождению Русской Церкви от административного влияния Церкви Византийской. Лучший церковный оратор Киевской Руси.
«Слово о законе и благодати». Композиция «Слова»: три части. В первой Илларион противопоставляет Ветхий и Новый Заветы – Закон и Благодать. Закон отождествляется с Ветхим Заветом, он консервативен и национально ограничен. Автор пользуется приемом сравнения, говоря о Законе. Он уподобляет Закон тени, свету Луны.
Закону противопоставлена Благодать, с которой Илларион связывает образ Иисуса. Ветхий Завет – рабство, Новый – свобода. Проповедник сравнивает Благодать с солнцем, светом и теплом.
Во второй части «Слова» рассказывается о принятии христианства русским народом. Тема сужается. Говорится о судьбе народа.
В третьей части тема еще более сужается. Речь идет о человеке, благодаря которому было крещение Руси. Илларион напоминает, что все страны, ставшие христианскими, имеют своих учителей: Римская земля – апостолов Петра и Павла. Учитель русской земли – Владимир. Он причисляет его к лику святых, представляет как героя христианства, настоящего подвижника.
Заканчивается «Слово» молитвой за всю Русскую землю.

церковная проповедь не имеет худ значения, лежит за пределами лит-ры. Таково поучение Ф.Печерского.

Наряду с церк поучением созд торжественные, эмоц-образ проповеди с четко выраженной полит направ-тью.

Выдающееся пр-ие ораторской прозы XIв. – «Слово о законе и благодати». Оно было написано между 1037-1050гг. священником княж церкви в Берестове Илларионом, облад незаурядным умом, широкой образ-тью и пис талантом. Созд им пр-ие было произнесено в Десятинской церкви, либо в Софийском соборе, оно произвело большое впечатление на Ярослава Мудрого. По его настоянию в 1501г. Иларион стал ми, трополитом Киевским. В 1055г. преемник Ярослава вынужден был пойти на уступки Византии, откуда и прибыл на митрополичью кафедру грек Ефрем. Иларион же уходит в Киево-Печерский монастырь, приняв монашество под именем Никона.

«Слово» проникнуто патриот пафосом прославления Руси как равноправной среди всех гос-в мира. Византийской теории вселенской империи и церкви Иларион противопост идею равноправия всех христ народов. Сопоставляя иудаизм (Закон) с христианством (Благодатью), Иларион в нач. Слова доказывает преим-ва Благодати перед Законом. Закон – только среди иудеев, Благодать – для всех. Ветхий завет – Закон, данный богом пророку Моисею на горе Синайской, регламентировал жизнь только еврейского народа. Новый завет – христ вероучение – имеет всемирное значение. Т.образом, отвергаются притязания Византии на монопольное владение Благодатью. Он созд, как отмечает Д.С.Лихачев, собств патриот концепцию всемирной истории, прославляя Русь и её «просветителя» Владимира.

Иларион возвелич подвиг Владимира в принятии и распр хр-ва на Руси.

В похвале Владимиру иларион перечисл заслуги князя перед родиной. Его деят-ть содействовала славе и могуществу Руси. И тем не менее, подчерк, что принятие христ-ва – свободный выбор руссих, и заслуги греков в этом нет. Привод обидное для греков сопоставл Владимира с Константином.

Слово выдвигало тре-ие канонизации Владимира как святого. Также прослав и деят-ть Ярослава, успешно продолжающего дело своего отца по распр-ию христ-ва на Руси: строит. деят-ть и заботы о христ. образованности.

«Слово» построено по строгому, логически продуманному плану. 1я ч. – сопоставл Закона и Благодати – явл пространным введением ко 2й, центр части – похвале Владимиру, заверш авторским обращением к Владимиру с призывом встать из гроба, отряхнуть сон и посмотреть на дела своего сына Георгия (христ имя Ярослава). 2я часть ставит своей задачей непосредств прославление соврем Иллариону правителя Руси и его деят-ти. 3я ч. – молитв обращение к богу «от всея земли нашая».

«Слово» адресовано к людям начитанным, поэтому автор облекает своё пр-ие в книжную ритор форму. Он пользуется цитатами из Библии, библ сравнениями, сопоставяя Закон с рабыней Агарью и её сыном Измаилом, а Благодать – с Саррой и её сыном Исааком. Эти символ параллели призваны нагляднее показать превосходство Благодати над Законом.

В 1й ч. Иларионом последовательно соблюд принцип антитезы – типичнейший приём ораторского красноречия. «Прежде закон, потом благодать: прежде стень (тень) ти, потом истина».

Широко исп книжные метафоры – символы и метафор сравнения: Закон – это «иссохшее охеро», язычество – «мрак идольский», «тьма служения бесовскаго», Благодать – «наводнившийся источник» и т.д. Употреб ритор вопросы и восклицания – типич приёмы торж красноречия.

Выс художественное мастерство обеспечило «Слову о законе и благодати» большую популярность в средневек письм-ти. Оно становится образцом для книжников XII-XV вв., к-рые используют отдельные приёмы и стилист формулы «Слова».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.