Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Идея «Слова о полку Игореве» и её реализация в сюжете и композиции



Основная идея Слова – идея о

единстве Руси, выставляемая в противоположность современной

действительности – современным княжеским междоусобиям. На поход

против половцев, кончившийся поражением войска и пленом князей,

автор смотрит как на естественное следствие бедственного состояния

Руси, раздираемой княжескими междоусобиями. Мысль о междоусобиях,

чувство скорби об этом современном бедствии выражаются и в описании

поражения русских и плена князей, и в воззвании к современным князьям

отомстить врагам за обиду Русской земли, и в воспоминаниях о прежнем

времени и прежних князьях.

х. Часто, посреди рассказа или описания, автор

останавливается, вспоминает о бедствиях Русской земли и выражает

глубокое сетование: эпическая повесть переходит в лирическую думу. Эти

лирические места, или отступления, выражающие основную мысль

повести и в то же время характеризующие благородную личность автора,

как человека, глубоко любящего свою родную землю, составляют лучшие

места в Слове. Они оживляют все Слово и возбуждают особенное участие

в читателе к описываемым в нем лицам и событиям. Плач Ярославны

также чисто лирического характера, и по глубине чувства, по простоте и в

то же время красоте его выражения составляет прекрасную поэтическую

песнь. – Образы и картины в Слове заимствованы из окружающей

природы и при всей своей простоте часто весьма живописны и

показывают в певце истинного народного поэта. Любимая его форма при

рассказе и описании – форма сравнения и уподобления. Князь Всеволод,

по силе и неукротимости, называется буим, ярым туром: буй-тур, яр-тур

Всеволод. Игорь и Всеволод, попавшие в плен к половцам, называются

соколами, слетевшими с отцовского золотого престола и опутанными

железными путами. Сердца этих героев из крепкой стали выкованы и в

буести (доблести, храбрости) закалены. В другом месте все четыре князя,

застигнутые войском половцев, сравниваются с четырьмя солнцами,

закрытыми черными тучами, в коих блещут синие молнии. Тоскующая по

мужу Ярославна сравнивается с одинокою кукушкою, которая в народной

поэзии вообще служит символом грусти и скорби. Так же, как в народной

поэзии, сравнения в слове иногда имеют отрицательный характер: Баян не

десять соколов выпускал на стадо лебедей, но свои вещие персты возлагал

на живые струны, и они сами князьям славу рокотали. <…> Из сравнений

и уподоблений в Слове составляются часто целые картины, весьма

живописные. Таковы, например, картина войска, представленного в

образе тучи с громом, из которой дождь идет стрелами; картина битвы, в

которой воины, как снопы на гумне, стелются головами <…>; другая

картина битвы в образе кровавого пира, с кровавым вином: «там (на реке

Каяле) кровавого вина недостало: там пир покончили храбрые сыны

Русские: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую»; картина

междоусобий – в образе земли, засеянной стрелами: «Олег мечем крамолу

ковал и стрелы по земле сеял... при Олеге Гориславиче сеялись и росли

усобицы»... картина быстрого бегства Игоря из земли половецкой: «а

Игорь князь поскакал горностаем к тростнику и белым гоголем на воду,

кинулся на борзого коня, и соскочил с него быстрым волком, и пустился к

лугу Донца, и полетел соколом, в тумане избивая гусей и лебедей к

завтраку, обеду и ужину». Другая, столько же обыкновенная в «Слове»,

форма речи – форма одушевления и олицетворения. Природа в Слове

представляется в самой тесной связи с человеком: она сочувствует его

счастью и несчастию, горю и радостям. Когда Игорь выступает в поход,

затмение солнца предвещает ему несчастие: «солнце тьмою путь ему

заступало; ночь, стоная грозой, будит птиц, звери ревут; зловещая птица

Див кличет вверху дерева». Перед первой битвой русских с половцами, в

которой должно было много погибнуть людей, «волки воют по оврагам,

орлы клекотом на кости зверей зовут». Когда войско русское было

совершенно разбито при Каяле и князья попали в плен, природа 21

представляется сочувствующею этому несчастию: «никнет трава от

жалости и дерево с печали к земле приклонилось. Уже не веселая настала

година; уже пустыня силу покрыла». Когда же Игорь убежал из плена,

природа радуется и как бы помогает его бегству: «тогда вороны не

каркали, галки умолкли, сороки не стрекотали». Действующие лица в

Слове, как в народных песнях, обращаются к разным предметам природы.

Ярославна высказывает свое горе в жалобе солнцу, ветру, Днепру. Князь

Игорь разговаривает с рекою Донцом: «О Донец! не мало тебе величия,

что ты лелеял (соблюдал) князя на волнах, постилал ему зеленую траву на

своих серебряных берегах, одевал его теплыми туманами под сенью

зеленого дерева, стерег его, как гоголь на воде, как чайки на струях, как

чернеди (водяные утки) на ветрах».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.