Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Предвозрождение в русской культуре и литературе конца XIV – XV вв.



Не все исследователи признают этот этап. Вагнер и Лихачёв признают. Смена исторического климата и подъём национального самосознания связан с Куликовской битвой 1380г.

1. Это первая крупная победа над татаро-монголами

2. Возрождение веры в победу

3. Начало возвышения Москвы

4. Ослабление ига

5. Начало культурного Возрождения

6. Возобновление утраченных контактов среди разрозненных княжеств и с др. гос-ми

Первые признаки культурного возрождения сказались в восстановлении былых связей с Византией и южными славянами. Возобновляются отношения с Константинополем, с Афоном, с монастырями Болгарии и Сербии. Стремлению русских к центрам православной образованности на Балканах ответило стремление византийской и южнославянской интеллигенции искать на Севере, в России, убежище от военных тревог и иноземных завоеваний. Все интенсивнее и интенсивнее становились переезды средневековой монашеской интеллигенции из страны в страну.

Международные связи включили Русь в то новое движение Предвозрождения, которое охватило собой в XIV и начале XV в. Восточную Европу и часть Малой Азии.

Увеличение числа городов, увеличение городского населения, торговли, ремёсел, рост городов, монастырей.

Важным событием становится падение Констанинополя в 1453г. Оно способствует процессу консолидации русского народа. Также Русская земля не принимает Флорентийской унии и отделяется от византийской церкви. Софья Палеолог, жена Ивана 3, последняя византийская принцесса, принесла знаки царского отличия, традиции.

Начинает складываться комплекс Предвозрождения:

1. Новое отношение к истории, новое историч. сознание ( более гуманистическое, оптимистическое мирское мировоззрение), осознание неповторимости каждой эпохи

2. Новое отношение к индивидуальности. Открытие человека в культуре

3. Особое внимание к литературе Др. Руси. Московские князья акцентируют внимание на том, что ведут свой род от киевских князей.

4. Открытие человека, абстрактный психологизм

В архитектуре подражание искусству 11-12 вв. Успенский собор. В иконописи появл. много икон, на которых изображены герои Древней Руси. В лит-ре наблюдается обращение к произведениям прошлого. К примеру «Задонщина» есть подражание «Слову о полку Игореве»

Появляется очень много произведений, посвященных юродивым.

Открытие человека есть величайшее постижение данной эпохи. Индивидуализация, психологическая прорисовка героев. Внимание к человеку и человеческому проявл. На нескольких уровнях: разработка новых средств и приёмов (экспрессивно-эмоциональное плетение словес). Писатели ищут истоки и причины чувств человека, чувства описываются с подробностью. Автор тоже выступает как человек, для него большое влияние имеет читатель. Однако психологизм ещё абстрактный, ведь характер не открыт. Интерес к психологии привёл к появлению сборников для индивидуального чтения.

Это развитие психологизма, эмоциональности было связано также и с развитием церковного начала в литературе. В отличие от светских жанров (летописей, воинских повестей, повестей о феодальных раздорах и т. д.) в церковных жанрах (в житиях и проповеди) всегда уделялось гораздо большее внимание внутренней жизни человека, его психологии. Союз церкви и государства способствовал постепенному «оцерковлению» всех жанров. Особенно усиливается в литературе церковное начало с того времени, как среди монголо-татарских орд распространилось магометанство. Борьба с игом становится не только национальной, но и религиозной задачей.

В жанровой системе – появление циклов: «Повести о Темир-Аксаке», «Летописные повести о побоище на Дону»

в России новое литературное направление отчетливо сказывается в «Житии митрополита московского Петра», составленном переехавшим на Русь болгарином, московским митрополитом Киприаном. Особенно пышного расцвета этот стиль достигает в житиях Стефана Пермского и Сергия Радонежского, принадлежащих перу замечательного писателя конца XIV — начала XV в. Епифания Премудрого. Новый стиль заявляет о себе и в переводах исторических произведений (в «Хронике» Манассии, в «Троянской истории» и др.).

Новая литературная школа привела к усиленному развитию литературного языка, к усложнению синтаксиса, к появлению многих новых слов, в особенности для выражения отвлеченных понятий. В этом росте русского литературного языка стираются местные, областные различия и создается конкретная почва для объединения всей русской литературы. С трудами представителей нового литературного направления литература и книжность окончательно теряют черты феодально-областной ограниченности и укрепляются их связи с литературами южных славян. Новый литературный стиль XIV—XV вв. получил в научной литературе не совсем точное название «плетение словес». Первоначальный смысл этого выражения — «плетение словесных венков», т. е. создание похвал, но потом это выражение приобрело смысл создания словесной орнаментики. Жития этого времени пересыпаны восклицаниями, экзальтированными монологами святых, абстрагирующими и эмфатическими нагромождениями синонимов, эпитетов, сравнений, цитат из библейских книг и т. д. Авторы житий постоянно говорят о своем бессилии выразить словом всю святость святого, пишут о своем невежестве, неумении, неучености, молятся о даровании им дара слова, сравнивают себя с неговорящим младенцем, со слепым стрелком; то признают свою речь «неудобренной», «неустроенной» и «не ухищренной», то приравнивают свою работу к хитрой работе паука, при этом сами слова оказываются дороже «тысящь злата и серебра», дороже «камени сапфира» и слаще меду. Тем же поискам слова отвечают и неологизмы, стремление к которым особенно усилилось в XIV и XV вв

Неологизмы XIV—XV вв. вовсе не свидетельствуют о стремлении писателей этого времени к новизне выражения, они и воспринимаются не как нечто новое в языке, а как выражения ученые, усложненные и «возвышенные».

 

Новое литературное движение выработало литературные вкусы, определившие форму и содержание литературных произведений двух ближайших столетий. Оно опиралось на особые работы по грамматике, стилистике, по выработке сложной книжной литературной речи. Оно было связано с попытками унифицировать орфографию, самый почерк рукописей и с громадной переводческой работой: на славянские языки делались многочисленные переводы с греческого, пересматривались и исправлялись старые переводы.

 

Состав переводной литературы XIV и XV вв. на Руси очень характерен с точки зрения увлечения новыми темами. Это по преимуществу новинки созерцательно-аскетической литературы исихастов или сочинения, ими рекомендованные и им близкие. Здесь произведения Григория Синаита и Григория Паламы, а также их жития, произведения патриарха Каллиста и Евфимия Тырновского, Филофея Синаита, Исаака Сирина, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Василия Великого, Илариона Великого, Аввы Дорофея, инока Филиппа (его знаменитая «Диоптра»), Дионисия Ареопагита (иногда называемого Псевдо-Дионисием или Псевдо-Ареопагитом), Симеона Нового Богослова и др.

Печать интереса к христианско-аскетическим темам лежит и на переводных произведениях наполовину светского характера, распространившихся на Руси именно в это время: на сербской сильно христианизованной «Александрии», на «Стефаните и Ихнилате», на апокрифической литературе и беллетристике., исторической повести.

Во многом благодаря переводной лит-ре начинает развиваться собственная историческая повесть. Наиболее известная повесть о взятии Царьграда Нестора-Искандера «Краткая повесть о падении Царьграда». Эти повести вошли в состав русского хронографа 17 века. Впервые в русской литературе присутствует многоплановость врага. Присутствуют также знамения и чудеса, сочетание стиля плетения словес с воинской повестью

ВОЗНИКНОВЕНИЕ БЕЛЛЕТРИСТИКИ. Фольклорные и бродячие сюжеты в повестях о воеводе Дракуле, о Вавилонском царстве

Никогда ещё отрицательный герой не был главным героем. «Повесть о Тимофее Владимирском»

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.