Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принцип установления эмоционального контакта № 2: задайтесь вопросом «Почему?..»



 

Постоянное звучание «темы из “Челюстей”» приводит к тому, что у родителей появляется привычка, не разобравшись, сразу обвинять – ведь все и так ясно! Когда разум затуманен дурными предчувствиями или тревогой, невозможно объективно разобраться в причинах дурного поведения ребенка. Вы просто реагируете на то, что у вас перед глазами, но можете и обмануться. Вы готовы увидеть акулу в океанских волнах или чудовище за деревом, даже если их там нет.

Допустим, ваши дети играют в соседней комнате, и вдруг вы слышите плач младшей. Казалось бы, абсолютно правомерно влететь в комнату, грозно посмотреть на старшего и строго спросить: «Что ты натворил?» И тут младшая скажет: «Что ты, папочка, я просто упала и ушибла коленку», – и то, что казалось очевидным, вдруг оборачивается своей противоположностью. Вы понимаете, что «тема из “Челюстей”» – уже в который раз! – ввела вас в заблуждение. В прошлом ваш сын питал пристрастие к слишком энергичным играм, вот вы и решили, что сейчас он снова нечаянно причинил боль сестренке.

Ожидать худшего и вести себя реактивно – самый надежный способ разрушить эмоциональный контакт с детьми. Поэтому не гадайте на кофейной гуще, не опирайтесь на первое впечатление – оно может быть обманчивым! – и не принимайте ничего на веру без доказательств. Станьте детективом. Примерьте кепи Шерлока Холмса. Помните, как знаменитый герой Артура Конан Дойла заявлял: «Фундаментальная ошибка – пускаться в размышления, не имея данных. Сам не заметишь, как начнешь жонглировать фактами, чтобы подогнать их под теорию, вместо того чтобы строить теорию, объясняющую факты».

Имея дело с детьми, точно так же опасно строить догадки, не имея фактов. Нужно быть любопытным. Нужно допытываться, почему произошло то или это.

Любопытство, заинтересованность родителя – это краеугольный камень эффективного воспитания. Прежде чем выдать какой бы то ни было отклик на поведение ребенка – особенно если оно вам не нравится, – задайтесь вопросом: «Интересно, почему мой ребенок так поступил?» Этот вопрос должен повлечь за собой следующий: «Какая его потребность в этом проявляется? Это просьба о чем-то? Попытка что-то выяснить? Что он пытается до меня донести?»

Когда ребенок делает что-то не то, мы сразу задаемся вопросом: «И как он только мог?!» Спрашивайте не «как», а «почему». Зайдя в ванную и обнаружив, что четырехлетняя малышка изукрасила раковину и зеркало влажной туалетной бумагой и помадой, стянутой с подзеркальной полочки, проявите любопытство. Можно, конечно, и растеряться. Но как можно быстрее поинтересуйтесь: «Почему?..» Любопытство должно вытеснить растерянность и огорчение. Поговорите с девочкой, расспросите ее, что случилось. Скорее всего, вы услышите нечто в высшей степени убедительное – по крайней мере, с ее точки зрения, – а возможно, и уморительное. Увы, это не избавит вас от необходимости наводить порядок (желательно с помощью дочери). Зато проявленное любопытство позволит вам гораздо более адекватно – а также весело, интересно и справедливо – отреагировать на поведение вашего ребенка.

Тот же навык пригодится, когда вам позвонит учительница вашего сына-второклассника, чтобы обсудить его проблемы «с контролем своего поведения». Он совсем не уважает старших, сетует она, – шумит и отпускает неуместные замечания, когда весь класс читает. Вас так и подмывает построить беседу с сыном в духе «Вот что, милый, чтоб этого больше не было!» Но если задаться вопросом «Почему?..» – «Почему ты так поступаешь?» – вполне можно услышать в ответ: «Труман говорит, я прикольный, когда так делаю, и теперь занимает для меня очередь в буфет». Без перенаправления по-прежнему не обойтись, да и сына нужно научить ориентироваться в сложном закулисье отношений со сверстниками. Но теперь вы, по крайней мере, гораздо лучше представляете себе эмоциональные потребности сына и истинные мотивы его поступков.

 

Вместо того чтобы обвинять и критиковать…

 

…задайтесь вопросом «почему?..»

Задаваясь вопросом «Почему?..», вовсе не обязательно напрямую допытываться у ребенка: «Почему ты это сделал?» всякий раз, когда приходится призывать его к порядку. В таком вопросе может содержаться готовое осуждение или неодобрение, а не любопытство. К тому же дети, особенно маленькие, зачастую и сами не знают, почему они взбесились или сделали что-то плохое. Они еще неспособны к самоанализу и не вполне отдают себе отчет в собственных побуждениях и мотивах. Поэтому мы не рекомендуем адресовать вопрос «Почему?..» ребенку. Мы советуем вам интересоваться его мотивами. Этот вопрос вам следует задать самому себе, проявляя любопытство и желание узнать, что движет сейчас вашим чадом.

Детские проступки не ограничиваются разрисованными зеркалами и невинными шалостями с горшком. Порой наши дети принимают решения, оборачивающиеся разбитыми вещами, носами и отношениями. В таких случаях особенно важно задаться вопросом «Почему?..». Мы обязаны интересоваться причинами, побудившими ребенка в ярости бросить в нас шуруповерт, ударить другого ребенка, выкрикнуть нехорошие слова. Недостаточно просто запретить ему так себя вести. Нужно узнать, что стоит за этим поведением, что его вызвало. Всецело сосредоточиться на поведении ребенка (его внешних проявлениях), игнорируя причины его поступков (его внутренний мир), – все равно что лечить симптомы, а не болезнь. Если не устранить причину, с одними и теми же симптомами придется бороться снова и снова.

 

Вместо обвинений и критики…

 

…задумайтесь – «почему?..»

Но стоит надеть кепи Шерлока Холмса и полюбопытствовать, какова первопричина поведения ребенка, и мы начинаем понимать, что с ним происходит. Могут обнаружиться реальные причины для беспокойства, требующие нашего вмешательства. Может оказаться, что мы исходили из ложных предположений. Или же «дурное поведение» окажется попыткой приспособиться к чему-то чрезмерно трудному для ребенка. Например, окажется, что он «заболевает» перед каждым зачетом по физкультуре не потому, что он лентяй, относится к спорту спустя рукава или просто из вредности, а из-за того, что ужасно боится ударить в грязь лицом, когда все на него смотрят.

Прежде чем выносить вердикт, задумайтесь, чего добивается ребенок, и дайте ему возможность объясниться. Вы узнаете, что на самом деле творится у него в душе, вместо того чтобы действовать реактивно под воздействием догадок, ложных предположений или «темы из “Челюстей”». Кроме того, задаваясь вопросом «Почему?..» и начиная с установления эмоционального контакта, мы сигнализируем детям, что родители всегда на их стороне и интересуются их переживаниями. Своим откликом на каждую ситуацию мы показываем, что исходим из принципа презумпции невиновности, если не знаем точно, что произошло. Разумеется, это совсем не то же самое, что закрывать глаза на плохое поведение. Суть в том, чтобы стремиться к эмоциональному контакту – расспрашивать ребенка, доискиваться до внутренних причин, стоящих за его поступками, и стараться разобраться в его внутреннем состоянии.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.