Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Каков ваш подход к дисциплине?



 

Основная мысль этой главы заключается в том, что родителям нужно осознанно и целенаправленно откликаться на плохое поведение детей. Вместо того чтобы реагировать эмоционально или применять одно наказание за все ошибки и проступки без учета ситуации и уровня развития ребенка, они должны действовать исходя из принципов, которые отвечают их мировоззренческой системе, и уважая личность ребенка. Метод «Дисциплина без драм» ставит своей целью не только разрешить сиюминутную проблему с поведением, но и развить у ребенка навыки и сформировать в его мозге нейронные связи, которые в долгосрочной перспективе помогут ему делать осознанный выбор и рефлекторно контролировать свои эмоции. Благодаря этому родителям все реже и реже придется прибегать к дисциплинарным мерам.

Прямо сейчас задумайтесь о том, как вы обычно реагируете на недопустимое поведение детей. Лу пите их, отправляете в угол, орете? Или у вас есть другие «средства моментального реагирования»? Возможно, вы рефлекторно повторяете то же самое, что делали ваши родители, – или поступаете строго наоборот. Основной вопрос – насколько ваш подход к воспитанию является последовательным и целенаправленным? Или же вы просто автоматически реагируете, а может, механически используете старые привычные схемы?

Размышляя над своими представлениями о приучении детей к дисциплине, ответьте на следующие вопросы:

1. Есть ли у меня определенная система взглядов на дисциплину? Насколько целенаправленно и последовательно я действую, когда мне не нравится, как ведут себя мои дети?

2. Результативны ли принимаемые мною меры? Позволяет ли мой подход к воспитанию преподать ребенку ценные уроки как с точки зрения ситуативного поведения, так и с точки зрения его дальнейшего роста и развития? Замечаю ли я, что мне приходится все реже сталкиваться с проблемным поведением, или мы с ребенком снова и снова конфликтуем по одному и тому же поводу?

3. По душе ли мне то, что я делаю? Укрепляет ли мой подход к воспитанию отношения с детьми, привносит ли в них все больше радости? Имею ли я привычку анализировать воспитательные моменты и испытываю ли при этом удовлетворение своими действиями и поведением? Часто ли я раздумываю над тем, нет ли лучшего способа добиться желаемого?

4. По душе ли моим детям то, что я делаю? Воспитательные меры едва ли могут вызывать у ребенка энтузиазм, так что весь вопрос в том, понимает ли он мой подход к дисциплине и чувствует ли мою любовь. Проявляю ли я достаточно уважения, чтобы ребенок не считал себя «плохим»?

5. Нравится ли мне то, чему я учу детей своими дисциплинарными мерами? Есть ли среди этих уроков такие, которые им лучше бы не усваивать, – например, что важнее подчиниться моим требованиям, чем научиться принимать здравые решения и совершать правильные поступки? Или что власть и принуждение – лучшие средства добиться от людей желаемого? Или что я люблю их, только когда они ведут себя хорошо?

6. Насколько мой подход к дисциплине напоминает подход моих родителей? Каким образом родители добивались от меня дисциплины? Помню ли я какой-то конкретный воспитательный прием и мою реакцию на него? Возможно, я механически повторяю старые схемы? Или бунтую против них?

7. Удавалось ли мне когда-нибудь добиться от детей искреннего извинения за проступок? Дает ли мой подход к воспитанию хоть какие-то возможности для раскаяния детей, пусть и не всякий раз?

8. Позволяют ли мне мои принципы принимать на себя ответственность за свои поступки и извиняться за неверные решения? Признаю ли я перед детьми собственную неправоту? Хочу ли я показать им, что значит отвечать за свои ошибки?

 

Итак, что вы чувствуете, ответив на эти вопросы? Многие родители испытывают раскаяние, вину, стыд и даже ощущение безнадежности, поскольку убеждаются, что их привычные методы воспитания несостоятельны, и опасаются, что сделали далеко не все возможное ради блага детей. Но в действительности вы делали все возможное. Вы сделали бы лучше – если бы это было в ваших силах. Сейчас вы знакомитесь с новыми принципами и методами не для того, чтобы казнить себя за упущенные возможности, а чтобы постараться создать новые. Чем больше мы знаем, тем успешнее действуем. Мы, авторы этой книги, будучи специалистами, долгие годы учились многому из того, что хотели бы знать и уметь, когда наши дети еще лежали в колыбели. Мозг ребенка невероятно пластичен – его структура меняется с каждым новым опытом, – и на все новое дети откликаются потрясающе быстро и эффективно. Чем добрее вы к самим себе, тем добрее и к детям. Даже самые лучшие родители не могут исключить ситуации, когда их воспитательным мерам не хватает осознанности, действенности и уважения к детям.

Работая над последующими главами, мы ставили перед собой цель помочь вам понять, что вы хотите дать своим детям в процессе воспитания, чему научить. Ни один из нас не совершенен. Но мы можем стремиться к тому, чтобы служить детям примером, демонстрируя спокойное и контролируемое поведение в эмоционально сложных ситуациях. Мы можем задавать себе вопросы «Почему?», «Что?» и «Как?». Можем отказаться от «универсальных» дисциплинарных мер. Мы можем поставить перед собой двойную цель: формировать приемлемые внешние формы поведения ребенка и правильно направлять его внутреннее, личностное развитие. Наконец, мы можем как можно реже вести себя реактивно (подчас еще и с перехлестом) и как можно чаще давать ясный и заинтересованный отклик на потребности ребенка, какими они нам видятся, – в каждом конкретном конфликте, сколько бы их ни произошло на его долгом пути от младенчества к совершеннолетию.

 

 

Глава 2

Дисциплина с умом

 

В то утро ничто не предвещало неприятностей. Обе дочери позавтракали, вся семья благополучно оделась и собралась, и Лиз с Тимом оставалось только отвезти детей в школу и детский сад. Закрывая входную дверь, Лиз произнесла самую что ни на есть невинную фразу: «Нина поедет на папиной машине, а ты, Вера, забирайся в минивэн», – как вдруг разразилась гроза.

Тим с семилетней Верой замерли на дорожке к гаражу, а Лиз едва не выронила ключи, такой ужасный, душераздирающий крик раздался у нее за спиной. Четырехлетняя Нина на нижней ступеньке лестницы визжала так, что закладывало уши.

Лиз вопросительно уставилась на Тима, перевела взгляд на Веру, но оба пребывали в полнейшем недоумении. Проревев, как пароходная труба, «Неееет!», Нина перешла к морзянке, выкрикивая: «Нет-нет-нет!». Лиза присела рядом с дочкой, притянула ее к себе, и вопли наконец стихли, сменившись судорожными всхлипываниями.

– Что случилось, лапочка? – спросила Лиз, потрясенная до глубины души.

Нина снова разрыдалась и выдавила:

– Ты вчера уже возила Веру!

Лиз снова посмотрела на мужа, который подошел к ним и красноречиво пожал плечами. Лиз, у которой до сих пор еще звенело в ушах, постаралась объяснить:

– Да, милая, но это потому, что школа Веры как раз по пути к моей работе.

Нина отстранилась от мамы и взвизгнула:

– Но теперь моя очередь!

Убедившись, что с малышкой все в порядке, Лиз перевела дыхание, успев подумать, что еще дешево отделалась: добавь ее четырехлетняя дочурка еще децибелов, и в доме запросто вылетели бы стекла.

Вера, не склонная проявлять сочувствие к трагедии младшей сестры, нетерпеливо воскликнула:

– Мам, мы опоздаем!

Прежде чем рассказать, как Лиз повела себя в этой классической для многих родителей ситуации, мы познакомим вас с несколькими научными фактами об устройстве человеческого мозга. Ведь от него напрямую зависят наши решения в ситуациях, когда дети ведут себя плохо или, как в данном примере, теряют контроль над собой. Начнем мы с трех фундаментальных открытий – «трех китов», на которых стоит наш мозг. Эти бесценные знания помогут вам добиваться дисциплины с меньшими трудами и нервами, а также преподать детям важные уроки самообладания во взаимоотношениях с людьми.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.