Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Не может или не хочет? Индивидуальный подход



 

Итак, привычка задаваться вопросами «Почему?», «Что?» и «Как?» помогает всегда помнить и учитывать личностные особенности и потребности ребенка. Отвечая на эти вопросы, вы берете в расчет его возраст и свойства характера. Ведь то, что прекрасно работает по отношению к одному ребенку, может навредить его брату или сестре. Более того: то, что помогло вам скорректировать плохое поведение ребенка в прошлый раз, необязательно поможет ему же снова, даже если следующий раз наступит через десять минут. Так что в деле приучения к дисциплине универсальных рецептов не бывает. Помните: вы всякий раз должны искать способ призвать к порядку этого конкретного ребенка в этот конкретный момент времени.

Чаще всего, действуя на автопилоте, мы реагируем на события, исходя из нашего видения и настроя, а не из интересов данного ребенка в данной ситуации. Легче легкого забыть, что дети есть дети, и требовать от них поведения, не соответствующего их уровню развития. Например, глупо ждать самообладания от четырехлетнего мальчугана, раздраженного тем, что мама не отрывается от компьютера. Не приходится рассчитывать и на то, что девятилетний ребенок всегда будет бодро и своевременно усаживаться за уроки, не пытаясь иногда взбунтоваться.

Вот недавнее наблюдение Тины. Мама и бабушка пришли в магазин с малышом в возрасте примерно год и три месяца. Усадив его в тележку для товара, женщины бродили от прилавка к прилавку, рассматривали то обувь, то сумочки и совершенно не обращали внимания на рев мальчика и его попытки выбраться из тележки. Он нуждался в движении, в возможности исследовать окружающий мир, а мама с бабушкой рассеянно совали ему в руки покупки, чтобы чем-то занять, и он плакал все горше. Ребенок был слишком мал, чтобы говорить, но что он хотел сказать, было очевидно: «Вы слишком многого от меня требуете! Мне нужно, чтобы вы обратили внимание на мои потребности!» Его поведение было очень красноречиво, а переживания совершенно понятны.

Мы должны исходить из того , что дети время от времени будут проявлять эмоциональную реактивность, а также вести себя «враждебно». Дело в том, что их головной мозг еще не полностью развит (мы поговорим об этом в главе 2) и они буквально не способны всегда соответствовать нашим ожиданиям. А значит, приучая ребенка к дисциплине, мы должны всегда учитывать его уровень развития, особенности характера и степень эмоциональности, а также ситуацию .

Очень полезно ответить на вопрос, не может ребенок выполнить наше требование или не хочет . Вы не представляете, насколько реже будете испытывать беспомощность и гнев, когда научитесь отличать одно от другого. Нередко мы считаем, что ребенок не хочет вести себя так, как мы считаем нужным, тогда как в действительности он этого просто не может , во всяком случае в данный момент.

Очень многие случаи дурного поведения объясняются не нежеланием, а неспособностью ребенка выполнить наши требования. В следующий раз, когда дочка не сумеет совладать с собой, задумайтесь: «Объяснимо ли ее поведение с учетом ее возраста и обстоятельств?» Гораздо чаще ответ окажется положительным, чем отрицательным. Если несколько часов колесить по делам с трехлетней малюткой в автокресле, она неизбежно раскапризничается. Если 11-летний ребенок поздно лег, потому что смотрел фейерверк, а наутро встал раньше обычного, чтобы принять участие в школьном мероприятии, то в течение дня он почти наверняка сорвется по тому или иному поводу. И не потому, что не хочет сохранять спокойствие, а потому, что не может .

 

 

Мы не устаем объяснять это родителям. Одному папе, обратившемуся к Тине за консультацией, это оказалось особенно полезно. Он был на грани нервного срыва: пятилетний сын, очевидно, умел вести себя хорошо и принимать верные решения, но временами закатывал «необъяснимые» истерики на пустом месте. Вот как Тина вспоминает ту беседу.

 

Прежде всего я постаралась объяснить этому отцу, что его сын не способен управлять своими эмоциями, а следовательно, он не по собственному выбору своевольничает или не слушается. Реакция отца на мои слова однозначно считывалась по его мимике и жестам. Он скрестил руки на груди, откинулся на спинку стула и если не закатил глаза в буквальном смысле, то во всяком случае наглядно продемонстрировал, что не собирается открывать клуб сторонников Тины Брайсон.

– Судя по всему, вы со мной не согласны, – сказала я.

Он воскликнул:

– Все это просто чушь какая-то! Иногда он великолепно справляется даже с серьезным разочарованием. Скажем, на прошлой неделе, когда сорвался поход на хоккей. И вдруг с ума сходит из-за того, что синяя чашка в посудомойке, и ему дают другую! Причем тут может – не может? Его просто разбаловали, и все, что ему нужно, это строгость. Он должен научиться слушаться. И он это может ! Он давно уже доказал, что полностью властен над своим поведением.

Я решила пойти на просчитанный риск – сделать нечто из ряда вон выходящее, не зная наверняка, чем это обернется. Кивнула и заметила:

– Не сомневаюсь, что вы почти всегда ведете себя как любящий и терпеливый отец, верно?

– Да, чаще всего, – подтвердил он. – Хотя, конечно, не всегда.

Стараясь, чтобы мой голос звучал шутливо и доброжелательно, я подначила его:

– Значит, вы можете быть терпеливым и любящим, но иногда предпочитаете не быть таковым?

К счастью, он уловил, к чему я веду, и слегка улыбнулся. И я поднажала:

– Если действительно любишь сына, разве не лучше всегда делать правильный выбор – быть хорошим отцом во всех случаях? Почему же вы решаете иногда вести себя нетерпимо или импульсивно?

Он слушал, кивая, и, наконец, улыбнулся от души, приняв мою шутку, в которой была лишь доля шутки.

– Так что же мешает вам быть терпеливым? – спросила я.

– Ну, это зависит от самочувствия. Бывает, я устал, или был трудный день на работе, или что-то еще в таком роде, – ответил он.

– Вижу, вы меня поняли, – заключила я с улыбкой.

 

Еще как понял! В продолжение разговора Тина объяснила этому отцу, что способность человека справляться со стрессовой ситуацией и принимать правильные решения очень сильно меняется в зависимости от конкретных обстоятельств и условий. Мы ведь люди, а не машины, и наше самообладание – величина переменная. Тем более это справедливо в отношении пятилетнего ребенка.

Отец ребенка отлично понял мысль Тины: если сыну удается хорошо вести себя в каких-то случаях, было бы совершенно неправильно ждать, что у него это будет получаться всегда. И то, что ребенку иногда не удается совладать со своими чувствами и порывами, вовсе не значит, что он избалован и нуждается в строгой дисциплине. Ему нужны понимание и помощь, а отец может укреплять способность сына к самоконтролю, установив с ним эмоциональный контакт и очертив границы дозволенного. Способность каждого из нас держать себя в руках меняется в зависимости от психологического и физического состояния, на которые влияет множество факторов, и особенно это справедливо в отношении развивающегося мозга растущего ребенка.

Дальнейший разговор с отцом мальчика убедил Тину, что он хорошо ее понял. Он уловил разницу между «не может» и «не хочет» и осознал, что предъявлял слишком жесткие и не по возрасту завышенные («универсальные») требования к маленькому сыну, а также к его сестре. Взглянув на ситуацию под другим углом, он обрел способность «отключать автопилот» и стал учиться осознанно и целенаправленно решать каждую конкретную ситуацию нарушения дисциплины с учетом личных особенностей каждого ребенка и его потребностей на данный момент. Отец понял, что может не только установить четкие и обязательные требования к поведению, но воплощать их в жизнь с лучшими результатами и большим уважением к детям, начав учитывать темперамент и меру самообладания каждого ребенка, а также контекст каждого конфликта . В результате ему удалось достичь целей приучения к дисциплине – сын стал реже проявлять несговорчивость, и развить в нем важные навыки, а также преподать ценные жизненные уроки, которые пригодятся ему в дальнейшем.

Отцу пришлось изменить некоторые свои представления, например, о том, что плохое поведение ребенка – это всегда осознанный бунт против правил, а не временная неспособность справиться со своими переживаниями и порывами. Дальнейшие беседы с Тиной побудили его поставить под сомнение не только эту установку, но и настойчивое желание всегда добиваться от сына и дочери беспрекословного подчинения. Хотеть, чтобы дети слушались и охотно с ним соглашались, – совершенно обоснованное и законное желание отца. Но полное и безоговорочное подчинение? Неужели он хотел бы, чтобы дети выросли, привыкнув слепо покоряться чужой воле? Разве не предпочел бы он, чтобы каждый свободно развивал собственную индивидуальность, одновременно учась достигать согласия с окружающими, соблюдать границы допустимого, принимать здравые решения, проявлять способность к самодисциплине, самостоятельно и осознанно находить выход из сложных ситуаций? Все это отец также усвоил, что имело огромное значения для его детей.

Еще одно заблуждение, от которого пришлось отказаться этому папе, – вера в панацею, некое волшебное средство, избавляющее от любой проблемы с поведением детей. Всем нам хотелось бы иметь его, но такого средства не существует. Как хочется порой уверовать в какой-нибудь воспитательный прием, обещающий абсолютную действенность в любое время и в каждой ситуации или чудесное превращение ребенка в паиньку за несколько дней! Однако воспитательное взаимодействие с ребенком – гораздо более сложный и длительный процесс. Поведенческие проблемы попросту невозможно исправить одним универсальным приемом, как нет универсального средства, подходящего любому ребенку в любой ситуации.

Давайте рассмотрим две самые популярные среди родителей «универсальные» методики «излечения» от непослушания: отшлепать и изолировать.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.