Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 2. Детские дома во время блокады



К концу 1941 года в детские дома начали массово поступать дети, родители которых погибли при защите города под обстрелами и бомбами или умерли от истощения и холода в первую суровейшую блокадную зиму.(см.рис.3, приложение 3)

Детские дома Ленинграда не были подготовлены к такому повороту событий, и одно из решений Ленгорисполкома (протокол № 57, п. 9 от 17.12.41 г.) красноречиво подтверждает сложность возникшей ситуации (пункт решения приводится полностью):

«Разрешить Ленгороно:

а) организовать с 15 декабря в помещении для детского сада по Ново-Литовской улице, д. 7, Выборгского района новый детский дом дошкольного возраста на 150 мест;

б) с 20 декабря – в помещении 114 школы Выборгского района по Большой Озерной улице, д. 50 детский дом № 52 на 160 мест для детей школьного возраста;

в) расширить с 15 декабря детский дом № 49 для детей школьного возраста по Загородному проспекту, д. 58 Фрунзенского района на 50 мест, т.е. до 300 мест;

г) увеличить с 15 декабря количество мест 16 школьного детского дома по Перфильевскому переулку, д. 3, Выборгского района на 30 мест, всего до 200 мест;

д) расширить с 15 декабря существующую школу – интернат с особым режимом (Мойка, 26) Дзержинского района на 60 мест, всего 120 мест».[1, с.17]

Учитывая бедственное положение детей, Совет Народных Комиссаров СССР Постановлением “Об устройстве детей, оставшихся без родителей” (№ 75 от 23.01.42 г.) обязал исполнительные органы всех уровней считать важнейшим государственным делом устройство детей и проведение мероприятий по предупреждению детской безнадзорности. Во исполнение этого правительственного постановления Леноблисполком своим решением № 50 – 47 от 23.02.42 г. дал указание исполкомам районных и городских советов, под личную ответственность их председателей, обеспечить устройство детей, оставшихся сиротами или потерявших родителей при переезде в другую местность, “ не допуская оставление детей безнадзорными”. На Управление НКВД Ленинградской области возложена обязанность выявления всех безнадзорных детей, размещение в приемниках – распределителях и организация их дельнейшего определения. [1, с.21]

Говоря о формировании блокадных детских домов, необходимо отметить особую роль директоров, воспитателей и обслуживающего персонала: нянечек, прачек, уборщиц, истопников, работниц столовых. Это им приходилось выводить вшивость, чесотку, убирать фекалии больных дистрофией детей, стирать грязное белье, собирать и увозить в братские могилы детские трупы. Это они заботились о питании детей, их досуге, режиме дня, дисциплине. Это они, как могли, старались утешить, снять надломленность, стрессовое состояние своих воспитанников, видевших ужасы блокады и смерть родных. Не хватало специально подготовленных директоров и воспитателей, должности которых занимали люди в лучшем случае с общим средним образованием, но зачастую и его не было. Однако беззаветная, порою близкая к самопожертвованию работа в значительной мере сглаживала названный недостаток, обеспечивая функционирование блокадных детских домов. Следует обратить внимание на объективную сложность в формировании детских коллективов из-за разновозрастности воспитанников (от 3 до 14 лет) и различного семейного положения их при поступлении в детские дома. Наибольшую и социально сильнее травмированную группу (54,1%) составляли круглые сироты, часть детей (29,5%) имели мать или отца, находившегося в рядах Красной Армии, у остальных (16,4%) были братья и сестры.

И теперь становится возможным понять, благодаря каким неимоверным усилиям Правительства и Государственного Комитета Обороны к апрелю 1942 года в Ленинграде действовало 98 детских домов, в области - 32. Общая численность воспитанников в них превышала 60 тысяч человек, которым предстояло до конца пройти через трагическую блокадную детдомовскую будничность и выжить с надеждой на будущее.

К концу мая 1942 года через ДПР области прошли 1 454 человека, в том числе в мая 717 детей, из которых 695 были определены в детские дома.

В июне 1942 года Ленгорисполкомом отмечено, что в детских домах имеется много свободных мест и поступление детей в приемники-распределители резко сократилось из-за проведенной эвакуации их из города.

В связи с этим необходимость в 16 ДПР отпала, и по решению Ленгорисполкома от 17 июля 1942 года (№ 71-36) количество приемников-распределителей было сокращено до шести.

В 1943 году наполнение ДПР города помесячно не превышало 200 человек, а к лету снизилось до 60-70 человек, однако в решении Леноблисполкома от 09.06.43 года (протокол №65) «О борьбе с детской беспризорностью и преступностью» отмечалось: « Органы НКВД и милиции не занимаются выявлением детей, оставшихся без родителей, и их устройством. Из поступивших с 1 января по 1 мая в детские приемники области 1035 человек выявлено органами милиции всего 38 человек, органами НКВД-13 человек». [1, с. 29]

С детьми, содержавшимися в ДПР, проводили учебные и трудовые занятия, политинформации, коллективные читки газет и художественной литературы, гимнастические упражнения. Дети писали письма на фронт и готовили подарки для бойцов Красной Армии.

В начальный период формирования блокадных детских домов, когда беспризорность росла лавинообразно, и детская смертность достигала уровня катастрофы, вся деятельность воспитателей и обслуживающего персонала сводилась к единственной цели - спасти детей, а значит, накормить их, защитить от эпидемических болезней, укрыть от вражеских обстрелов и бомбардировок. Из-за нехватки продовольствия, из-за непригодности помещений для срочно создаваемых детских домов, их переполненности, отсутствия элементарных удобств и предметов первой необходимости работа сотрудников детских домов была настоящим гражданским подвигом.

Особенно напряженным оказались декабрь 1941 года и первая половина 1942 года, ибо в эти месяцы одновременно проявились и массовая детская безнадзорность, и отсутствие борьбы с ней.

На этом фоне беспрецедентным событием в обороняющемся городе явилась организация для детей в первых числах января 1942 года новогодних праздничных елок.

Специальным решением Ленгорисполкома (протокол №57, п. 33, от 23.12.41 года с грифом «Весьма срочно») предписывалось городским райисполкомам и отделам народного образования совместно с профсоюзными организациями провести с 1 по 10 января 1942 года новогодние елки: «для учащихся 7-10 классов в трех пунктах на район с охватом 9 тысяч человек по городу в целом; для учащихся 1-6 классов в двух пунктах с охватом 40 тысяч человек; для дошкольников и воспитанников детских домов непосредственно в этих детских учреждениях и лишь для постоянного контингента с охватом 61 тысяч человек». Решением предусматривалась заготовка тысячи елок и рекомендовалось проведение праздничных мероприятий «лишь в помещениях, оборудованных бомбоубежищами». Участники праздников обеспечивались подарками и обедами без вырезки талонов из продовольственных карточек, а программа самих праздников посвящалась защите Родины и обороне города. [1, с. 32]

Одним из основополагающих документов того времени было Постановление совета Народных Комиссаров №75 от 23.01.42 года «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», где определялись важнейшие направления повседневной работы в блокадных детских домах. Для выполнения этого постановления 23 февраля 1942 года было принято решение Леноблисполкома №50-47, а 24 февраля 1942 года организованно совещание в Леноблсовете и 16 марта 1942 года вышло Постановление секретариата обкома и горкома ВЛКСМ «Об ответственности комсомольских организаций за выявление и устройство безнадзорных детей и подростков». [1, с.34]

В этом последнем документе впервые уделено конкретное внимание кадровому составу работников детских домов и необходимости обеспечения повседневного воспитательного процесса.

Подтверждением бытовой неустроенности может служить принятое 4 марта 1942 года постановление Леноблисполкома, в котором для детских домов различным предприятием области в счет плановых заданий марта и апреля предписывалось безотлагательно пошить по 3100 штук белья и одежды различного ассортимента, включая шапки, платья, сорочки, трусы, трико, кальсоны и костюмы, 6200 наволочек, изготовить по 3100 кроватей или деревянных топчанов и матрасов, по 200 ведер и корыт, 100 бочков для кипяченой воды и много других, более мелких изделий. [1,с.35]

Вместе с тем, несмотря на предпринимавшиеся срочные, но разрозненные меры, бытовая обеспеченность детских домов в некоторых районах, как отмечалось на совещании Леноблсовета 24 февраля 1942 года, «пущена на самотек, граничащий с преступлением, которое нельзя оправдать войной, так как в деле спасения детей оправданий нет, и безобразия, творящиеся в детских домах, являются результатом распущенности».

По-разному преодолевались неординарные ситуации в детских домах. Во Всеволожском, например, из-за отсутствия сменного нижнего белья полураздетых детей оставляли на целые сутки в постелях, а за это время белье стиралось и просушивалось.

Но вопреки всем трудностям, всем невзгодам блокадная жизнь в детских домах шла своим чередом.

В зависимости от состояния здоровья детей, от налетов авиации и артиллерийских обстрелов, наличия света, непосредственно в детских домах, а часто в бомбоубежищах работали школы для учеников 1-6 классов

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.