Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Акмеограмма управленца



 

При создании акмеограммы используется идея "лестницы Уровней", ступая по которой и переходя от ступени к ступени профессионал становится все ближе к тому уровню, который можно было бы назвать уровнем "акме", вершиной делового потенциала для рассматриваемого профессионала. Темпы продвижения по лестнице уровней, динамика передвижения с задержками и ускорениями, точка максимума, динамика возврата по уровням и очерчивание зоны максимума, которую имеет смысл анализировать для раскрытия самого эффекта прихода к "этой" вершине выступают как исходные критерии в построении и анализе акмеограммы конкретного профессионала или группы профессионалов. В связи с этим возникают вопросы, касающиеся "устройства" профессионализма управленца, типа профессионализма, оформленного в конкретизации общего представления с учетом группы описаний прототипов, обладающих характерной особенностью, а также вопросы о движущих силах роста или увядания профессионализма, как внешних, так и внутренних.

Структура профессионализма управленца предопределяется внешними для человека требованиями, вытекающими из особенностей типа деятельности, и внутренними общими и индивидуальными особенностями субъективного механизма. Если структура профессионализма и его динамика в линии усложнения раскрываются в акмеологической модели, то динамика изменений этой структуры, сама по себе, предопределяется универсальным внутренним механизмом — рефлексивной самоорганизацией. И динамика, и темпы, и достигнутое акме зависят от уровня развитости и проявленности механизма рефлексивной самоорганизации управленца. Конкретные требования к способностям управленца оформляемы в типовых задачах. Поэтому, располагая задачи по уровню сложности, мы соотносим с ними уровень профессионализма и акмеограмма управленца возникает за счет переходов, последовательности, темпов переходов во временной оси, проектируемой или реконструируемой на материале анализа профессионального пути управленца.

 

Акмеологические технологии в деятельности управленца

 

Акмеологическими технологии возникают при реализации "идеи" акмеологии. Поэтому технолог при решении технологических задач разрабатывает технологии не в рамках оформления предшествующей, в данном случае управленческой практики, а через ее проблематизацию. Основанием проблематизации выступает мыслительная установка на возможность изменения процессуального "рисунка" в управленческой деятельности, предопределяющего получение более высоких результатов и преобразование способностей в соответствии с технологическими требованиями. Идея акмеологичности технологии и лежит в поиске таких модификаций в форме процессов, уровне результатов, которые закладывают потенциал инерции увеличения продуктивности управленческой деятельности и смещения "естественного" акме управленца в сторону качественного роста.

Иначе говоря, переход к технологическому конструированию, использование резервов роста способностей и их проявленности в процессах деятельности, вовлечение идеи коррекции потенциала способностей для получения эффекта "высших" достижений, придание усилиям неслучайностей за счет опоры на сущностные представления об управленческой деятельности, профессиональном развитии, развитии вообще и т. п. — все это взаимозависимо в ходе порождения акмеологических технологий для деятельности управленца.

Наиболее явная форма механизма порождения акмеологических технологий введена практикой игромоделирования, а также опытом подготовки игротехников и игротехнического проектирования, игротехнической рефлексии в целом.

Резюме

Управленческая акмеология складывается как результат приложения общеакмеологических идей, подходов и принципов к особенности управленческого типа деятельности. Поскольку сущность управленческой деятельности, в отличие от эмпирических описаний и образцов деятельности управленцев различных видов, раскрыта достаточно предварительным образом и она интенсивно раскрывалась лишь во второй половине XX в., особенно в ходе игромоделирования, то многие исходные положения теории управленческой деятельности еще не учтены в акмеологии. Сама акмеология создает почву для интенсивного привлечения самых современных знаний об управленческой деятельности, соответствующих технологий, методов и моделей этой деятельности. Акмеологическое понимание управленческой деятельности предполагает обращение к механизмам профессионального саморазвития, успешность складывания которого зависит от специального формирующего и развивающего воздействия со стороны соответствующих педагогов акмеологической ориентации. Игромоделирование позволяет реализовать акмеологические ценности в направлении как практического решения наиболее сложных задач и проблем, так и педагогического развивающего воздействия, а также в потенциале осуществления исследовательских и общекультурных накоплений и трансляции результатов науки и культуры. Подобное совмещение наиболее значимо в стратегических формах принятия и реализации управленческих решений.

Контрольные вопросы и задания

1. в чем заключена сущность управленческой деятельности;

2. как связаны между собой рефлексия и генезис функций управленческой деятельности;

3. какие наиболее очевидные уровни управленческой деятельности вытекают из содержания акмеологического подхода;

4. какова специфика творчества в управленческой деятельности;

5. каковы принципы построения акмеограммы в управленческой деятельности;

6. Опишите последовательность действий в процессе принятия управленческого решения начиная с получения заказа. Найдите начало и окончание каждой фазы, на которые можно разделить процессуальную последовательность. На основе расчлененности процессуальной последовательности введите рефлексивную или иную функции каждой из фаз.

7. Опишите последовательность действий в процессе принятия управленческого решения начиная с получения цели или задачи от вышестоящего руководителя. Найдите начало и окончание каждой фазы, на которые можно разделить процессуальную последовательность. Введите ту или иную управленческую функцию к каждой фазе процесса.

8. Выявите расхождение последовательности и состава процессов в рамках выполнения первого и второго задания. Определите к какой функции в управленческой деятельности относимы процессуальные различия. Обоснуйте неслучайную сторону расхождения процессуальных последовательностей.

9. Вспомните случай в управленческой практике, когда Вы или другой управленец резко увеличил результативность своей работы. Выявите в процессуальной реконструкции то, что отражает характерное для резких изменений и по результату, и по способу их получения. Объясните причину установленного

"факта".

10. Постройте план прихода к резкому увеличению эффективности в управленческой деятельности. Укажите факторы, которые максимально способны изменить деятельность в рамках плана. Объясните сущность внутренних, субъективных фактов прихода к планируемому эффекту.

Список литературы

Анисимов О. С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. М., 1995.

Анисимов О.С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники. М., 1998.

Анисимов О.С. Стратегии и стратегическое мышление. М., 1999.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1996.

© Анисимов О.С., 2002

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.