Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Личности, общества и государства



 

Гражданское воспитание имеет древнюю историю. История гражданского воспитания также отражает дуализм интересов личности, общества и государства. Еще Платон отмечал в своих работах значение гражданской добродетели как следствия государственной власти1. Он мыслил нравственность только как субстанциальную всеобщность государственного организма, а индивидуальность — как слом и разрушение этой всеобщности. В XVIII в. философская мысль европейских ученых породила размышления о полисе2 и разделении государства и общества как самостоятельных субъектов организации общежития. В данный период дифференцируются представления о гражданине как citizen, активном члене гражданской общности, и гражданине как bourgeois, ее экономическом субъекте. В данный период возникает и проблема гражданского воспитания: "Под давлением необходимости бороться или с природою, или с общественными учреждениями приходится выбирать одно из двух — создавать или человека, или гражданина, ибо нельзя создавать одновременно того и другого"3.

Государственное и общественное, общественное и личное в соотнесенности и взаимовлиянии всегда было в сфере внимания ученых. Эти проблемы наряду с учеными древности и позднего средневековья рассматривали философы Д.Готье, Т. Гоббс, И.В.Ильенков, Б.Констан, И.Кант, Х.Крингс, А.Ф.Лосев, Н.Луман, Н.О.Лосский, К.Маркс, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, А.Фергюсон, А.Шопенгауэр, Л.Штраус, Ф.Энгельс и др. Об этом на разных этапах развития науки размышляли и писали психологи и педагоги К.А.Абульханова, Г.М.Андреева, Б.Г.Ананьев, А.Адлер, В.М.Бехтерев, Ш.Бюлер, А.В. Брушлинский, Л.А.Вербицкая, Б.Г.Гершунский, А.А.Деркач, И.А.Зимняя, П.Ф.Каптерев, Н.В.Кузьмина, С.В.Рождественский, В.Райх, В.А.Сластенин, Э.Эриксон и др.

Что же понимается сегодня под гражданским воспитанием? Характеризуя объем понятия, многие исследователи определяют его как воздействие общества на личность в целом; целенаправленную деятельность, призванную формировать систему качеств, взглядов и убеждений личности.

Таким образом, гражданское воспитание, становление гражданственности происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия, так и под влиянием контролируемых обстоятельств, специально создаваемых условий. Гражданское воспитание, являясь элементом социализации личности, осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности гражданского общества. Наряду с другими определяемыми в педагогике направлениями воспитательной работы (политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание), гражданское воспитание личности является необходимым для достижения "акме".

По институциональному признаку выделяют: семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях1. Современные психолого-педагогические исследования (А.А.Гудзовская, Н.Л.Жильцов, Н.А.Коваль, С.В.Калинина, Л.Е.Миловидова. Е.С.Романова, Ф.Д.Рассказов, и др.) позволяют утверждать, что наиболее важным возрастным этапом становления гражданственности является старший школьный и студенческий возраст — возраст профессионального самоопределения и становления личности в профессии. В связи с этим можно говорить о возрастном этапе гражданского и профессионального становления личности на пути к "акме".

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистское и другое воспитание2. Следует полагать, что доминирующая в обществе концептуальная модель воспитания будет в определенной степени определять особенности формирования и выраженность гражданской позиции личности, а также особенности ее проявления в общественной жизни и профессиональной деятельности.

Если "акме" человека складывается из многих систем общественных отношений, общественных связей (я — мои друзья, я — моя семья, я — мой трудовой коллектив, я — жители моего города, я — граждане моей страны и пр.), то реализуемая в обществе концепция гражданского воспитания неизбежно будет наполнять "акме" определенным содержанием.

В то же время следует отметить, что психические образования личности, складывающиеся в гражданственность как свойство, практически не исследованы, как, впрочем, не исследованы и психолого-педагогические условия становления гражданственности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.