Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Распределение наследуемых признаков



 

Свойства темперамента находятся под определенным влиянием генетических факторов и наследуются. Подобно всем наследуемым особенностям высшей нервной деятельности, они относятся к тем врожденным признакам, которые, имея множественное генетическое обеспечение, подчиняются законам непрерывного наследования. Это значит, что шкала значений этих свойств непрерывна и в человеческой популяции их можно обнаружить во всех возможных вариантах. Например, по экстраверсии—интроверсии люди не делятся на два дискретных множества, но каждого человека можно охарактеризовать большей или меньшей склонностью к тому или другому. Соответственно этому в популяции присутствуют не только четыре "чистых" типа темперамента, но и все их промежуточные варианты.

Распределение темпераментов в популяции описывается колоколообразной кривой нормального распределения. Эта кривая универсальна, ей соответствуют распределения не только темпераментов, но и всех других непрерывно наследуемых биологических признаков. По-видимому, это распределение отражает стабильную эволюционную стратегию, суть которой состоит в следующем:

Данный признак максимально представлен в популяции в своих средних значениях. Селекционное преимущество "умеренности" состоит в наиболее совершенной системе регуляции, создающей гармоничные структуры и обеспечивающей максимум адаптации. В гармоничной структуре ни одно, даже самое полезное качество не достигает вершины потенциальных возможностей вида. Поэтому "средняя норма" всегда более адаптирована, чем отклонения от нее, даже в сильную сторону.

Крайние отклонения от нормы устойчиво сохраняются в популяции, являясь звеньями упорядоченной популяционной системы. Поддержанные естественным отбором, они поэтому не могут быть оценены как "плохие", или "хорошие", а только как полезные в определенных ситуациях.

Резюме

Индивиды генотипически и фенотипически уникальны по совокупности свойств и сходны по отдельным свойствам.

Индивидуальные сходства являются основанием для типологии индивидов.

Темперамент задан биологически и конституционально и является надежным критерием типологии.

В основе темперамента лежат энергетические возможности организма.

Психологическими проявлениями темперамента является активность, эмоциональность и экстраверсия.

Сочетания этих свойств характеризуют четыре классических типа темперамента.

Темперамент подчиняется законам непрерывного наследования и поэтому в популяции представлен не только четырьмя классическими типами, но и всеми переходными формами.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему неповторимость каждого человека выгодна всему человеческому сообществу?

2. Истоки каких свойств личности можно искать в физиологических и биохимических свойствах организма?

3. Какие аспекты настроения зависят от темперамента?

4. Как экстраверсия-интроверсия связана с энергетическими возможностями организма?

5. Почему по темпераменту люди не делятся на четко ограниченные фенотипические классы?

6. Что лежит в основе комбинаторной изменчивости, создающей генотипическое разнообразие индивидов?

7. Почему знания и навыки, приобретенные индивидом прижизненно, не передаются его потомкам?

8. Как можно проверить, верна ли теория экстраверсии, разработанная Айзенком?

9. Какова роль генотипа и среды в формировании свойств темперамента?

Список литературы

Анастази А. Дифференциальная психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

Купер К. Индивидуальные различия. М.: "Аспект Пресс", 2000

Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М.: Эпидавр, 1998.

Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.

© Шехтер Е.Д., 2002

 

Акмеологическое понимание личности

 

План

1. Психологический подход к личности.

2. Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности.

3. Соотношение идеала (вершины) развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности.

Ключевые слова: личность в психологии, личность в акмеологии, субъект.

личность в психологии — устойчивый психический склад человека, динамическая структура составляющих "хочу" (потребности, мотивы), "могу" (способности), "я сам" (характер) и семантический интеграл притязаний, саморегуляции, удовлетворенности, индивидуальные особенности которого определяют способ ее самореализации в жизненном пути (стратегия жизни) в соответствии с высшими жизненными способностями (сознание, активность, организация времени) и системой жизненных отношений и деятельностей;

личность в акмеологии — модель соотношения реальных особенностей, способностей, способов самореализации и Уровня развития с возможным, совершенным, идеальным уровнем, который достигается личностью как субъектом, путем использования своих психических, личностных, профессиональных и жизненных ресурсов для решения различного

рода задач (социальных и др.) или через оказание ей акмеологической поддержки;

субъект — категория, имеющая общефилософское, методологическое и конкретно-научное значение:

философское — субъект — источник активности, обладающий способностью самодетерминации, самоопределения, саморазвития, самосовершенствования (Гегель, С.Л. Рубинштейн);

методологическое — субъект — оптимальный способ самоорганизации путем саморегуляции своих особенностей, способностей, интеграции любых составляющих и решения различного рода противоречий человеком (личностью, группой), ведущий к его совершенствованию (К.А. Абульханова);

конкретно-научное (дифференциальное) - субъект деятельности, субъект общения, субъект познания, каждому из которых присуща качественная специфика способов активности, организации и осуществления деятельности, общения, познания (Б.Г. Ананьев); личность как субъект жизненного пути — оптимальный ценностный способ его организации, регуляции и координации событий, поступков, отношений в избираемом личностью направлении и способ разрешения жизненных противоречий, ведущий к построению жизненной стратегии и совершенствованию личности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.