Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущность акмеологических технологий



личностного и профессионального развития 407

1. Место технологии в системе науки и практики 407

Феномен "технология" 408

Феноменология "психотехнологии" 410

Сущность акмеологических технологий 412

Акметектоника 416

 

Глава IX

Методы качественной оценки и количественного измерения

личностного и профессионального развития 418

1. Методы измерения и оценки личностного и

профессионального развития 418

Количественные и качественные измерения 419

Основные направления измерения личного и

профессионального развития 424

Противоречия личностного и

профессионального развития 427

Личностное и профессиональное развитие и

его мониторинг 427

 

Глава X

Основные виды акмеологических технологий

Совершенствования личностного и профессионального

развития человека 430

1. Обучающие технологии 430

Акмеологические технологии в процессе обучения 431 Этапность и уровни обучения 432 Информационные технологии в обучении 433 Педагогические системы и

автоматизированные обучающие комплексы 435

Системы интенсивного автоматизированного обучения 436

Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий 439

2. Технологии игромоделирования 442 Функции игромоделирования

в развитии деятельности, личности и группы 444

Механизм игромоделирования 446

Моделирование развития в играх 447

Управление игромоделированием как акмеологическая

модель управленческой деятельности 450

Технологические формы управления

игромоделированием 451

Управление развитием профессиональных качеств

управленцев в игромоделировании 453

Игромоделирование в системе акмеологической службы

в управленческих структурах 454

3. Технологии психоконсультирования 456 Сущностные характеристики психолого-

акмеологического консультирования 457 Особенности запросов клиента 459 Стратегии психолого-акмеологического консультирования 460 Основные приемы консультативной работы 465 Схема сеанса индивидуального консультирования 469

4. Акметехнологическое обеспечение личностно-

профессионального развития человека акмеологической службой 470

Акмеологическая служба как форма обеспечения

личностно-профессионального развития человека 470

Структура целей и задач акмеологической службы 471

Направления деятельности и

функции акмеологической службы 473

Технологическое оснащение акмеологической

службы 475

Акмеолог как субъект деятельности

в акмеологической службе 478

5. Технологии развития аутопсихологической компетентности 478

Акмеологические технологии развития аутопсихологической

компетентности 479

Технологический модуль развития

аутопсихологической компетентности 479

Типовая структура развивающего модуля 480

Особенности поведения руководителя группы

аутопсихологического тренинга 481

Основные этапы тренинга 481

Предварительный этап — этап подготовки

аутопсихологического тренинга 482

Формирование тренинговой группы 482

Организационные вопросы 483

Основной этап проведения тренинга 483

 

Глава XI

Акмеологические технологии помощи человеку в организации и

Оптимальном осуществлении им своего личностного и

профессионального развития 485

1. Технологии ресурсосбережения 485

2. Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости 492

Направление акмеологического сопровождения

деятельности персонала 493

Развитие творческого потенциала руководителей,

активация саморегуляционной деятельности,

целевые программы оптимизации психической устойчивости 497

Заключение 506

 

 

Введение

В последние четыре десятилетия в нашей стране целеустремленно и последовательно осуществляются комплексные исследования развития взрослого человека. Получаемые в них результаты обогащают фонд знаний новой науки акмеологии, главной задачей которой является прослеживание закономерностей развития взрослого человека в характеристиках индивида (сложнейшего живого организма), личности (ядром которой выступают отношения человека к различным сторонам действительности) и субъекта деятельности (прежде всего, как профессионала) и достижения им в этом развитии наиболее высокого или оптимального уровня.

Внимание к разработке проблемы взрослого человека вызвано тем, что, проходя в своем развитии эту возрастную ступень, он должен состояться как гражданин своей страны, как семьянин и как специалист, проявить себя в конкретной области труда.

Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, социальных и гуманитарных дисциплин, изучающих закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (от греч. "акме" — вершина). Акмеология создает и внедряет стратегии, тактики и техники, помогающие людям в поступках и деяниях объективировать свой индивидный, личностный и субъектно-деятельностный потенциал.

Учебник "Акмеология" подготовил авторский коллектив, представляющий московскую научную психологическую школу, и возглавляемую, доктором психологических наук, профессором, академиком РАО А.А. Деркачом. Исследования этой научной школы опираются на идеи Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой, продолжают традиции системного, субъектного, комплексного подходов к человеку на ступени зрелости и вместе с тем развивают понимание сущности и роли акме в личностном и профессиональном развитии.

Учебник отражает современное состояние акмеологии как науки, когда определил ее социальный статус ВАК (19.00.13 — психология развития, акмеология), принят паспорт специальности, намечены программы развития акмеологии как научной дисциплины.

В учебнике определены задачи акмеологии, прослежены исторические этапы становления акмеологии, систематизированы ее методологические, исходные принципы, разработан категориальный аппарат, отраженный в виде ключевых слов к каждому разделу книги, упорядочены специфические методы и технологии акмеологического анализа. Феномен "акме" описан в контексте возрастного, индивидного, личностного, профессионального и индивидуального развития. При этом гносеологическое понятие "акме" находится в процессе становления, в разных статьях сборника делается акцент на различных его аспектах. Превращение специалиста в профессионала высокого уровня прослеживается на материале деятельности человека в разных сферах социальной практики, что явилось основанием для построения ряда областей прикладной акмеологии. В данной книге представлены такие ее виды как педагогическая, управленческая, политическая, военная, медицинская, информационная, этническая акмеология. Показана специфика профессиональной деятельности, критерии высокого уровня профессионализма в разных профессиях. Акмеологические технологии описаны как программы, включающие системы задач и способов продвижения специалиста к вершинам профессиональной и личностной зрелости.

Учебник призван изложить совокупность акмеологических знаний, обеспечить эффективное освоение, а также помочь читателю сделать акмеологические знания средством решения профессиональных и личностных проблем, чему способствуют задания и упражнения в конце каждого раздела.

Фонд знаний, накопленный в акмеологии, с каждым днем оказывается все более востребованным. По этой причине коллектив авторов создал этот учебник. Кроме того, набирает силу подготовка специалистов-акмеологов на уровне высшей школы. И это вторая причина, побудившая авторов написать этот учебник.

Авторы будут благодарны за все замечания, советы и пожелания, которые поступят от читателей учебника, и учтут их при его переиздании.

© Деркач А.А., 2002

© Бодалев А.А., 2002

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ОБЩАЯ АКМЕОЛОГИЯ

 

Глава I

 

Предмет акмеологии и

ее место в системе наук

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.