Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДВА ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ ДРЕВНЕЙ РУСИ 3 страница



Первобоги

В древнерусском мировоззрении, прямом наследникепредшествующих эпох, впитавшем многие черты и образыобщечеловеческой культуры, существовало множество Божеств, сименами которых связывался Космос, его устройство ипроисхождение. Во всех древних мифологиях таких Богов, как правило,бывало несколько и каждый выполнял определенную функцию, и лишьпо деяниям их всех вместе можно было составить представление оцелостном мире во всех его проявлениях. Между Богамисуществовала строгая иерархия. Однако чем дальше в глубьвремен, тем более размытой и противоречивой становится жесткаясубординация. На ранних стадиях Боги и богоподобные существанередко ведут борьбу не на жизнь, а на смерть. Именно врезультате такой смертельной войны появляются победившие иповерженные или подчиненные Боги. В целом это отражалотысячелетние перипетии родоплеменной и этнической борьбы,которая получала конкретное отображение в борьбе идеологий в ихмифологической оболочке. Само слово "Бог" древнейшего происхождения: исходныйкорень легко обнаруживается в санскрите, где bhaозначает: "звезда", "созвездие"; "светило", "солнце", аbhбga -- "счастье", "благополучие"; "красота", "любовь".Отсюда и русское слово "богатство" как выражение достояния исчастья (в последующей интерпретации -- даруемых Богом). Отсюдаже такие старинные, вышедшие из употребления русские слова,означающие "красоту", как "баса" -- "краса", "баской" --"красивый". Первоначально древнеарийский корень bhaсоединял в себе значение "света" и "речи". По разысканиямкрупнейшего русско-украинского языковеда и мифологаАлександра Афанасьевича Потебни (1835 -- 1891), именноот древнеиндийской корневой основы bha в значении "речь"произошли многие русские слова с корнем "ба": "баить" --"говорить", "баюкать", "баюн", "бас" -- "низкий голос","басить", "басня", "басма" -- "заговор", "бахарь" -- "говорун","балагурить", "балагур". Кстати, само древнеиндийское словоbhбga, от которого ведет родословную русское слово"Бог", означает также "женские половые органы", а образованноеот него словосочетание "бхагаяджня" обозначает соответствующийобряд и ритуальные церемонии, посвященные женским гениталиям,что является несомненным отголоском матриархальных отношений,древнейших верований и поклонения Великой Матери1. Кого считать верховным Богом древних славян, а затем ирусских язычников? И был ли такой Бог? Введение христианства наРуси полностью подорвало прежние тысячелетние верования и впрямом физическом смысле уничтожило все материальные памятникиязыческой старины. Восстанавливать их приходится путемкомплексной реконструкции, аналогий с родственными культурами,опираясь на скупые свидетельства некоторых письменныхисточников. Так, католические миссионеры оставили описаниядохристианских Божеств и обрядов балтийских славян,впоследствии поголовно истребленных в ходе немецкой экспансии.Характерно, что древнеславянские идолы по замыслу повторялиизвестные трехголовые и многоглавые индуистские Божества (чтосвидетельствует об общем источнике их происхождения).Аналогичные идолы встречались и у древних германцев, вчастности у скандинавов. Сохранилось несколько подобных свидетельств. Одно из них-- знаменитое описание дохристианского славянского святилища наострове Рюген близ побережья Балтийского моря -- приводитИ.Е.Забелин в Приложении к своему капитальному двухтомномутруду "История русской жизни с древнейших времен". Описание этополностью приводится в книге Герхарда Меркатора --"Космография", написанной в XVI и изданной в XVII веке. Забелинпридерживался точки зрения, не разделяемой ныне большинствомученых, согласно которой Рюген (Ругия) -- это и есть древнееРусия (чередование "г"ъ"з"ъ"с" здесь, как в средневековомназвании Риги -- Риза (Рыза). Вот лишь малый фрагмент изобширного отрывка, переведенного на архаический русский язык:"В том же граде три божнцы были наполнены идолов, а над всеминачальнейший был Святывит; а иной идол был о седьми лицах наединой главе; той опоясан седьмою сабли, а в левой руке имелмеч голой. Идол тот толст и высок и пригож, называли его Мартом(Марсом)... Другой идол имел на главе пять лиц без сабель и безмеча, того называли Смирением... Третий идол имел на главе 4лица, а пятое на персях; левою рукою держался за верх главы, направое колено приклякнул; того идола называли Богом царстватого; имя ему было Поренитум"2. К несчастью, до наших дней не сохранилось ничего из этойбылой красоты и великолепия. Каменные изображения славянскихидолов, изредка находимые в земле, примитивны и невыразительны(рис. 90) (быть может, они не имели вообще ритуальногоназначения, а выполняли роль указательных, пограничных, межевыхили памятных знаков). Подлинные же изображения настоящихрусских, славянских, а также, кстати, германских искандинавских богов, до нас не дошли, так как были уничтоженыхристианскими миссионерами. Кроме того, дерево, из которого онибыли сделаны, весьма непрочный материал и сохраняется в течениевеков и тысячелетий только в особых условиях. Представление отом, как мог выглядеть пятиглавый русский Бог, можно составитьпо аналогии с пятиглавым индуистским Брахмой (см. рис. 38),восседающим на лебеде, священной птице гиперборейцев. Своимикорнями он уходит в тот общий индоарийский источник, откудавышли все славянские и индийские Боги. Современная художница Надежда Антипова предприняла попыткувоссоздать образы древнеславянских Богов -- пятиглавогоПоренута (рис. 91) и семиглавого Руевита (рис. 92) -- оба онивходили в языческий пантеон балтийских славян. Ниже приводятсяи другие иллюстрации Н.Антиповой, заимствованные из кн.: ГрушкоЕ.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. Н.Новгород,1995. Место пребывания Богов -- небо во всей своей космическойкрасоте и неисчерпаемости. Оно -- обитель Солнца, Луны, мириадзвезд, утренней и вечерней зари, чудесных и обыденных явлений-- северного сияния, падающих и светящихся метеоров, радуги,молнии и грома, ветра, облаков, туч, низвергающих дождь, снег,град и т.п. Это -- самоочевидный факт, не требующий для своегоосмысления особых умственных усилий. Но во всякое время, напротяжении веков и тысячелетий, небесное величие внушаловосхищение, трепет, а подчас и страх, становилось объектомсуеверного почитания и религиозного преклонения. В рукописном служебнике с требником XVI века содержитсявопрос, который духовник должен был задавать на исповеди:"Кланялся чему от твари: солнцу, или звездам, или месяцу, илизари?"3 Приведенные слова исповедника неотвратимосвидетельствуют о том, что еще в эпоху Ивана Грозного, откоторой нас отделяют какие-то 12 поколений, наши предкипо-прежнему поклонялись Солнцу, Месяцу, звездам и заре, аофициальная церковь усматривала в этом прямую угрозусобственной идеологии. Спустя некоторое время, уже в пору правления новойдинастии, в челобитной, поступившей из Белгородчины на имя царяАлексея Михайловича, сообщалось: "...Сходятся многие людимужского и женского пола позором, и в ночи чародействуют,солнечного восхода, первого дни луны смотрят, и в громовоегромление на реках и озерах купаются, чают себе от тогоздоровья, и прочие всякие бесчинства делают"4. Как видим, вXVII веке по-прежнему сохраняются рецидивы языческогопоклонения Солнцу и Луне, а также Богу-громовержцу, коим наРуси считался Перун. Ответом на процитированный донос явилсяспециальный царский указ, установивший наказание не только заволхование и чародейство, но и за пение "на улицах и на поляхбогомерзких и скверных песен", под которыми подразумевалоськлассическое народное обрядовое и лирическое творчество. Между прочим, сразу же за появлением царского указа, какправило, следовали жестокие репрессии. В сборнике, откудазаимствован вышеприведенный царский рескрипт, опубликованы идругие документы, красноречиво свидетельствующие о последствияхконкретных мер, принимаемых местными властями по отношению кприверженцам исконно народных традиций. Один из документовозаглавлен так: "Сыск о жестоких пытках над стрелецкой женой,обвинявшейся в чародействе". В следующем документе простоконстатируется смерть во время пыток обвиняемого в чародействе.Многих из обвиненных в чародействе после допросов "спристрастием" сжигали на костре или в срубе. Чтениесохранившихся челобитных -- занятие не для слабонервных. Однобесспорно: искусство русских "заплечных дел мастеров" мало чемуступало западноевропейским инквизиторам. Гигантское естественное театральное действие, ежедневно,ежечасно, ежеминутно разыгрываемое Матерью-природой на небесах,имело своих постоянных героев, наделенных особыми чертамихарактера и собственными именами. Небо во всех своих ипостасяхи личинах (а не только в виде одной лазури) всегда считалось ипочиталось как всеобъемлющий Бог, космических масштабов,охватывающий все живое и неживое и проявляющий на собственномтеле-пространстве различные знаки, символы, заклания иписьмена. В заговорах и заклинаниях русский человек (как, впрочем, илюбой человек вообще) нередко не просто призывал на помощькосмические силы, но как бы сам стремился раствориться вовселенской стихии, уподобляясь небесным явлениям и как быобретая их потенции. В конце XIX века были опубликованы образцыподобных заклинаний, заимствованные из судейских материалов(судных дел) XVIII в., но, вне всякого сомнения, имеющие болеедревнее происхождение. Вот подлинные слова заговора:"...Облакаюся в облак свете и попояшуся светлою зарею, обтычусячастыми звездами, украшаю себя от какова (макова?) цвету, дайже мне, Господи, красоту светлого солнца, зрение отоблака-света, очи от быстры реки; дай же мне, Господи, силу отсильных то (туч?) грозу, от грозныя тучи страх, от страшногогрома храбрость, от буйного ветра быстрость"5. Залогомнеотвратимости исполнения заклинания может выступатькосмическая пятерица -- "красное солнце и светлый месяц. белаязаря и светлая луна и частые звезды". В народном мировоззрении небо вообще являлось одним изсинонимов Космоса. Именно такое разъяснение содержится и вСловаре Владимира Даля: небо -- это бесконечное пространство,"вся ширь и глубь Вселенной". Но не только в народноммиропредставлении -- в науке и в философии понятия "Космос","Вселенная", "Небо" на протяжении двух последних тысячелетийупотреблялись как идентичные. Самый знаменитый космологическийтрактат древности, принадлежащий Аристотелю и породившийнеобозримое количество подражаний и комментариев, -- называется"О Небе". Здесь неоднократно повторяются дефиниции, вродеследующей: "...Мы имеем обыкновение называть Небом [мировое]Целое и Вселенную"6, а термины "Небо" и "Космос" используютсякак синонимы. В славянской мифологии небо как выражение космическойполноты и безбрежности олицетворял Бог Сварог (рис. 93)-- одна из центральных фигур древнерусского пантеона. Егопроисхождение теряется в глубине веков, однако этимологическиекорни обнаруживаются в санскрите, где svar означает и"небо", и "солнце", и "солнечный свет". От исходной корневойосновы -- множество производных слов, среди них наиболеесозвучное русскому Сварогу -- svar-gб, означающее также"небо"; оно же -- рай Индры, расположенный на вершине горыМеру, один из семи миров, в который переселяются души умершихправедников. К этому ряду примыкают близкие по смыслу слова с корнем"вар", первоначально имевшим в древнерусском языке значение"жар", "зной", а также "кипящая вода, смола", -- отсюда слово"варить" и все от него производные. Но здесь сама собойнапрашивается аналогия, точнее, несомненная связьдревнеарийского корня "вар" с именем величайшего из боговведийского пантеона -- Варуны -- вседержителя вселенной исамодержца над миром и людьми, главного из адитьев. Варуна --несомненно один из источников представлений о законах Вселеннойу потомков древних ариев, его черты нашли отражение в божествахнеба и света в славянской мифологии. Космические же функцииВаруны вкратце таковы: он -- тот, кто сотворил мир и удерживаетего, он заполняет воздушное пространство, расширяет землю,укрепляет Солнце, измеряет Землю Солнцем, поднимает на небо;небо и земля подвластны ему; день и ночь -- его одежда. Варунадал движение Солнцу; оно его глаз; сам он тысячеглаз. Сварог -- отец Солнца и олицетворяющего его Дажьбога."...Сего ради прозваша и Бог Сварогь, -- отмечает Ипатьевскаялетопись (1114 г.), -- и по семь царствова сынъ его именемъДажьбогъ... Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогъ".Ипатьевская летопись именует Верховное древнерусское БожествоОтцом Сварогом, выводит его из Древнего Египта и отождествляетс античным Богом Гефестом (Феостом). Отсюда Сварог -- не толькоБог Неба, но и властелин Огня. По Ипатьевской летописи, Сварог(Феост) научил людей ковать оружие (до той поры они билиськамнями и палицами) и установил цивилизованныеморально-правовые нормы, в частности моногамию в брачныхотношениях: "...Установил одному мужчине одну жену иметь и женеза одного мужчину выходить; если же кто нарушит этот закон --ввергнут его в печь огненную. Того ради прозвали его Сварогом ипочитали египтяне". Здесь налицо прямое и внятное указание какна контакты между египтянами и праславянами, так и на общиекорни их верований (о чем более подробно речь пойдет дальше). Десять веков христианизации практически полностьювытравили имена старых языческих богов. И все же еще в концепрошлого века на юге России отмечались Зворожины (Сварожины) --совместная трапеза вокруг специально вырытого овального рва, споминанием предков и прославлением за чашей с хмельным медомдавно забытого Бога Сварога: "Щоб добра була Зворожина!". Обрядпредполагал избрание ведуньи -- З(а)ворожьей Бабы, котораягадала всем желающим, предсказывала будущее и рассказываладетям сказку про волшебный языческий рай -- Ирий. А та Птица всем Птицам Птица! А куда она летит, туда и все. А летит она в Ирий славный, а перо у нее не простое, а Золотое! Крестьяне в этом краю звали созвездие Стожары --Зворогами7. Из сказанного также видно, что исконно русскиеслова "ворожить", "ворожба", "ворожея" одного корня с именемСварог и связаны с ним функционально. Имя Сварог происходит от того общеарийского корня, которыйполучил в санскрите звучание iзvara: 1) "бог","всевышний"; 2) "господин", "повелитель"; 3) "хозяин","владелец"; 4) "супруг" (от iз -- "владеть", "властвовать","управлять", "мочь"). Некоторые исследователи настаивают, что изначально Сварогименовался Исварог (что полностью соответствует древнеарийскомукорню). Можно и дальше предположить, что в процессе языковойэволюции и разделения народов общеарийское понятие Божества --Исвара соединилось с общеславянским именем Рарог ("огонь" и,кроме того, "сокол"). Получилось Исвара Рарог (Бог Огонь), чтов дальнейшем превратилось в более краткое имя -- Сварог. Интересна трансформация образа главного небесного Бога иего имени в мифологиях разных народов по мере их разъединения исамостоятельного развития. Общеарийский корень var и егомодификации присутствуют в именах трех небодержателейдревнеславянского, древнеиндийского и древнегреческогопантеона: Сварог -- Варуна -- Уран. Этимолог без трудаконстатирует здесь постепенную утрату первоидущих согласных ичередование гласных в корневой основе. Культуролог иметаисторик обратят внимание прежде всего на смысловуюидентичность всех трех понятий-имен, несмотря на последующуюдифференциацию функций. Человеческая жизнь, по мнению наших предков, с моментарождения зависела от того, что написано в "небесно-звезднойкниге". Сохранившееся по сей день выражение "родиться подсчастливой звездой" -- вовсе не результат позднихзаимствованных астрологических поверий, а исконно русскоепонимание неотделимости жизни индивида от космической жизнизвезды. В старинных свадебно-обрядовых песнях пелось: "звездыясные, сойдите в чашу брачную". Это значит, что счастьесупружеской жизни представлялось предопределенным звездами. Ине только счастье в смысле "совет да любовь", но и главное -- всмысле многодетного брака, нетрудных (и не дай Бог --смертельных) родов. В народном миропонимании издревле существовало сокровенноеслово для обозначения всего круга небесных и земных явлений,которые впоследствии были объединены под заимствованным изгреческого понятием "Космос". Русскими синонимами даннойобщенаучной категории выступало не только понятие "мир", но и"лад". Лад -- исконно русский Космос. Само понятие Космос-Лад многозвучно и многозначно.Однокоренные слова и имена раскрывают полифункциональностьдревнего Божества. В песенном обрядовом фольклоре до наших днейсохранился архаический рефрен "Дид-Ладо", который современнымислушателями воспринимается чуть ли не как междометие: А мы просо сеяли, сеяли Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли. На самом деле перед нами древнейшее обращение (звательныйпадеж) к общеславянскому Богу Ладу. Верховный владыка Солнца иНеба величался Дедом (Дидом) Ладом (рис. 94) (отсюда иобращение -- Дид Ладо). Отголоски былых верований онебесно-солнечном деде по имени Лад бытовали среди крестьян ещев прошлом веке8. Наряду с мужским Божеством в славянской мифологии известнаи Богиня любви Лада (рис. 95), а Дид считается ее сыном.Имеются описания ее изображений (впоследствии уничтоженных привведении христианства): молодая прекрасная женщина сзолотоцветными волосами и венком из роз, одетая в русскуюодежду, опоясанная золотым поясом и убранная жемчугами, за рукуона держала младенца -- бога любви Леля9. В литовской мифологиии фольклоре также известна богиня Лада или Диди Лада (ВеликаяЛада)10 (did -- в литовском языке -- корень в словах,означающий "большой, великий"). Следовательно, русский космос в древности через верховныхбогов Лада и Лады мыслился как единство порядка и любви. Но"лад" в понимании наших предков означал также и "красоту" (см.:"Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Даля);отсюда: "ладный" -- "красивый", "милый", "любимый". Корень"лад" образует также слова со смыслом "владеть", "власть".Кроме того, слово "ладно" в древнерусском понимании означалотакже "равно", "одинаково" или, говоря научно-философскимязыком, -- "тождественно". Все эти смыслы неизбежно впитывало всебя и понятие русского Космоса-Лада, которое распространялосьна всю жизнь. Василий Белов совершенно справедливо иисключительно точно -- в духе традиционного русскогомиросозерцания назвал свою известную книгу очерков народнойэстетики и исконных обычаев -- "Лад". Археология языка предполагает археологию смысла и связимежду смыслами, что, в свою очередь, влечет за собой мысленнуюреконструкцию той невообразимо далекой эпохи, когдачеловечество (или цивилизованная часть его) представляла собойнераздельное целое -- с единым языком, единой культурой,едиными ценностными ориентациями в виде религиозных традиций иморали. Поясним сказанное вначале на примере интересующего насслова "Лад", означавшего на некоторых (но далеко не на всех)этапах общеславянского развития понятие "Космос". Слово "лад"(или слова с этим корнем) означает в ряде языков (словацкий,ирландский, древнерусский) другое понятие, близкое лишь посозвучию, -- "лед". Налицо взаимотрансформация звуков "а" и"е". Слова "лад" и "лед", таким образом, оказываютсягенетически взаимосвязанными. Другими словами, на каких-тоочень древних этапах развития нерасчлененной индоевропейскойобщности они обозначали группу близких по смыслу понятий,которые впоследствии в процессе возникновения самостоятельныхязыковых, этнических и культурных структур дифференцировались итрансформировались. Наконец, нельзя не коснуться одной из древнейшихславяно-русских морфем, в которой, по мнению ряда самобытныхмаргинальных мыслителей (С.Дружинин, Е.Гиреевский,Я.Абрамов)11, сокрыто имя архаичного доязыческого Божества.Звали его Раз (Рас). (На этой основе С.Дружинин дажеосновал движение "разовцев", к которому примкнуло несколькоединомышленников.) Не приходится сомневаться, что "раз" ("рас")-- одна из широко употребительных морфем. Она так или иначеприсутствует более чем в 350 словах русского языка. И еще около3000 слов содержат ее в трансформированном виде:раз(с)ъроз(с)ърез(с)ъриз(с). Еще более поражает смысловая емкость и полисемантичностьслова "раз". "Единица", "начало счета", "фиксация временногомгновения" -- эти значения понятия "раз" общеизвестны. Номорфема "раз" ("рас") входит еще и в состав такихсмыслозначимых понятий, как "разум", "разить", "разинуть","разница", "разлука", "расти", "растение" и т.п. Расценивать еетолько как вспомогательную приставку (префикс) было бы неверно.Археология языка и реконструкция смысла указывают на глубинныекорни данного архаичного слова. Высказывалось, между прочим, вполне обоснованное мнение,что морфема "расърос" сопряжена и с этнонимом "росс" --русский (откуда ведет свое происхождение и названиестраны -- Россия). Но первичным все же следует считатьимя Первобога Раза (Раса), сохранившегося в языке в видена первый взгляд ничего не значащей лексемы. На самом же делеРаз (Рас) открывает целый ряд доязыческих Божеств, память окоторых сохранилась исключительно в языке и фольклорныхтекстах. Среди них -- Чур, Дид, Ладо, Коляда, Ярило, Купало. Хотя смысловая нагрузка древних морфем и лексем могла бытьсовсем иной, нежели сейчас, все же по сегодняшним значениямможно уловить и тот смысл, который слова и имена имели вдалеком прошлом, включая и нерасчлененное языковое единство. Врусском языке морфема "раз", когда она выступает в формепрефикса, имеет явственно выраженныйрасширительно-разделительный смысл. Вместе с тем отдельноеслово "раз" означает "единицу" -- монистическую по самой своейприроде. Отсюда и гипотетическое Божество Раз должно,так сказать, по определению выступать в качестве символадоязыческого единобожия, предполагая одного-единственного Бога.А время, когда в мире господствовал Раз, с достаточнойстепенью условности может быть названо "языческимпрамонотеизмом"12. Интересно, что в санскрите корневая основаras выступает в смысле "владычества": rastra --это и "господство", и "государство", и "народ". В архаическом сознании явления окружающего мира (включая,естественно, и космические) преломлялись особым образом и, неимея природно-закономерного объяснения, осмысливались вмифологическом ключе. Вместе с тем именно древнему человекубыло в значительной степени присуще наивно-целостное пониманиеокружающего мира как неотъемлемой части Вселенной. МирчаЭлиаде (1907 -- 1986) -- крупнейший западный исследовательдонаучного мировоззрения свидетельствует, что человекархаического общества (в отличие от современного) "ощущает себянеразрывно связанным с космосом и космическими ритмами"13. Тем не менее любые образы и сюжеты народной мифологииимели под собой реальную, зачастую -- обыденную основу. Так,ежесуточная смена дня и ночи воспринималась как борьба света сотьмой. К световой стихии относилось все, что связано сосветовым началом -- от звезд на ночном небе и отождествляемых сними планет (блуждающие звезды), Луны и Солнца, -- до земного инебесного огня (молнии, зори, зарницы, радуги и др.). При этомсвет олицетворял, как правило, светлое начало, которое всегдапобеждало темные силы (в народном сознании весна всегдапобедительница зимы, хотя о последней не говорят, что онапобеждает лето). Впрочем, есть и исключения. Комет (хвостатые,косматые звезды) всегда боялись. Боялись, но по-другому, огня(хотя он и сжигающе-пожирающ, но зато и освещал в темноте,отогревал в холоде, защищал от диких зверей, помогал вприготовлении пищи). Угрожающие же свойства огня нашлиотражение в представлении об адском огне (геене огненной). Природно-циклические ежегодные изменения, известные каквремена года, испокон веков приписывались Солнцу. Оно -- одноиз главных Божеств любого народа во все эпохи. Как правило,Солнечных Богов было несколько. Точнее, у Солнца, как и всякогодругого великого Бога, было множество имен-эпитетов, каждое изкоторых имело вполне самостоятельное значение с непременнымсокровенным смыслом. Например, в индуистской традиции --наследнице ведийских верований -- насчитывается 108 сакральныхимен Солнца, обозначающих обособленную астрально-космическуюсущность14. Аналогичная ситуация наблюдается и в другихархаичных культурах -- варьируется лишь общее количество Солнц.Так, по древнекитайским мифам, первоначально существовало 10Солнц, 9 из них впоследствии поразил из лука Великий Стрелок И(что, возможно, символизировало победу новой идеологии надстарой). Таково представление, получившее отражение в письменной,достаточно поздней традиции. А еще раньше предки древнихкитайцев, как, впрочем, и многих других народов, считали, чтосолнц вообще-то ровно столько, сколько наступает дней, то естькаждый день восходит новое Солнце. В китайском языке даже дляобозначения разных понятий "день" и "Солнце" используется однои то же слово "жи". В древнеегипетском письме идеограмма,означающая "Солнце", также служит одновременно и дляобозначения "дня". Отсюда вытекает, между прочим, что исчисление суточноговремени можно вести не только в "днях", но и в "солнцах", ивместо привычного по нынешним меркам утверждения: "прошлостолько-то дней" -- вполне можно сказать: "прошло столько-тосолнц". Эти-то солнце-дни, по-видимому, и запечатлены в такназываемом ромбическом орнаменте. Встречающиеся повсеместно какна древней керамике, так и на современных вышивках ромбическиесетки с точкой внутри каждого ромбика, скорее всего, естьсолярно-календарные знаки, а вовсе не картина засеянного поля,как это видится некоторым современным исследователям. Причин, объясняющих такое представление, несколько.Во-первых, объективно единое и единственное светило обреталомножественность в зависимости от своего суточного и годичногоповедения. Считалось, что зимнее Солнце не тождественновесеннему и, соответственно, летнему, что у дневного Солнцаесть ночной двойник, который светит под землей, когда первоескрывается за горизонтом (рис. 96). Нетождественными считалисьтакже утренняя и вечерняя Зори, утренняя и вечерняя звезды(Венера). Полная Луна и Месяц в большинстве древнихмировоззрений также считались разными светилами. Во-вторых, уместно предположить, что в условияхнепрерывного распада и обособления родоплеменных общностейкаждая из вновь образованных кланово-этнических единицпредпочитала внести элемент особенности и неповторимостиприменительно к своему верховному Божеству, дабы и объектпоклонения был бы не таким, как у соседей-соперников. Отсюдаиспокон веков на разных территориях и в разных храмах илисвятилищах у одного и того же Божества (в том числе и у Солнца)были различные эпитеты, со временем превращавшиеся всамостоятельные имена. Христианство, которое пришло на Русскую землю тысячу леттому назад, застало здесь веру в разных языческих Солнцебогов.Главными из них были три -- Дажьбог, Хорс и собственно Солнце,которое в ряде местностей сближалось с Ярилой, а на Севере -- сКолой. Представление о трех Солнцах было настолько стойким иобыденным, что проникло даже в церковную литературу. Взнаменитом "Слове о законе и благодати" митрополита Илариона(сер. XI в.) говорится о свете Тресолнечного Божества, ав одной из богослужебных миней того же времени оно именуетсяТресветлым Тресолнцем. Но вернемся к дохристианскойэпохе. Дажьбог (рис. 97) -- сын Сварога, поэтому иногдаименуется просто Сварожич. По смыслу и этимологии он -- БогДающий, Дарующий. Славянское имя его восходит к санскритскомуda ("дающий", "наделяющий"). Русские летописцысовершенно справедливо отождествляли его с эллинским БогомСолнца -- Гелиосом. "Слово о полку Игореве" называетДажьбожьими внуками всех русских людей. Что касается второго Бога солнечного пантеона --Хорса, то здесь прослеживаются более глубокие инеожиданные связи. Об этом уже говорилось в 1-й части, где напримере развития и распространения тотема сокола былапродемонстрирована прямая этимологическая и культурологическаясвязь между древнерусским и древнеегипетским СолнечнымиБожествами -- Хорсом и Хором (Гором). Само имя Хорс на первый взгляд представляется непривычными даже чужеродным для русского языка. Но это не так. Лежащий воснове имени Бога корень прочно прижился в современном языке:"хорошо", "хоромы" (производное слово -- "храм"), "хоробрый"("храбрый"), "хоровод", "хоругвь", "хорониться", "хорохориться"и др. Тот же корень входит также в название южнославянскогонарода хорваты, которые переселились на Балканы уже в новуюэру. Аналогичным образом словенцы, находившиеся в составеАвстро-Венгрии, именовались хорутанами. В честь Солнца бога иХорса наименован древнерусский крымский город -- Хорсунь(Корсунь). Греки называли его Херсонес, отталкиваясь,по-видимому, от исконно русского наименования, хотя корень"херс" общеиндоевропейского происхождения (к нему восходит имяБога Гермеса -- Hermes). Более того, он уходит в глубьдоиндоевропейского прошлого и обнаруживается хотя бы всемитских языках. Так, библейская гора в Египте, близ которойМоисей пас овец и где ему впервые в пылающем терновом кустеявился Бог, -- именуется Хорив (Исх. 3.1 и посл.) -- поназванию нагорья в Синае, а, по мнению некоторыхбогословов-комментаторов, вообще синонима горы Синай (см.Толковую Библию, т.1). Общеизвестно, однако, из Несторовойлетописи, что имя одного из трех братьев -- легендарныхоснователей Киева -- тоже было Хорив. Удивительное этосовпадение свидетельствует прежде всего о том, что в основесозвучия древнерусских и древнееврейских слов лежит один и тотже доиндоевропейский и досемитический корень "хор", восходящийк общему праязыку, где он охватывал совокупность понятий,относящихся к Солнцу, свету и благу ("хорошо!"). Потому-тоданная корневая основа так часто встречается в теонимахразличных религий и культур. Помимо вышеупомянутых, можно такжевспомнить этрусскую Богиню Хорту (и этрусский город того женазвания)15. К этому же этимологическому гнезду относятся слова скорнем "хар" (с учетом чередования гласных "о" и "а"). ВспомнимХарит -- благодетельных древнегреческих Богинь милости и добра,дочерей Солнцебога Гелиоса (вот он искомый солнечный смысл).Того же корня устаревшее русское слово "харный", "гарный" (см.:украинское "гарний"), означающее "хороший", "красивый". Строгоговоря, по своему происхождению слова "хороший" и "харный"однокоренные. Отсюда же слова "ухарь" и "харя" с диаметральнопротивоположными смыслами (последнее первоначально не имелоругательного смысла и означало "маску", "личину"). К этому жеэтимологическому гнезду, возможно, относятся слова "харчи","характер", а также название города Харьков, причем вполнедопустимо, что вторая его часть в украинском произнесенииХарь-кiв образована, как и название Киева, от именидревнерусского князя -- Кия. Классический обрядовый танец -- хоровод (у болгар онназывается "хоро", у румын -- "хора") имитирует солнечный круги в старину несомненно был связан с поклонением Солнцу. Чтокасается происхождения имени Хорс и соответствующей лексическойосновы, то их нетрудно установить путем сопоставления ссоответствующими санскритскими словами. Аналогичный кореньфигурирует в новоперсидских словах, означающих "сияющее солнце"и "петух". Персидское обозначение обожествленного сияющегоСолнца -- Xur-et. По сообщению Плиния, скифы персовименовали хорсарами (Chorsaros). Отсюда же иираноязычные названия Хоросан, Хорог, Хорезм. Этоттопонимический ряд может быть продолжен и в другихпространственно-временных измерениях: достаточно вспомнитьназвание столицы древнего тангутского государства -- Хара-Хото,разрушенной дотла Чинзгисханом, или манчжуро-китайский городХарбин. Одна из народностей Тибета также именуется -- хоро. В древнерусских текстах встречаются намеки на еврейскоепроисхождение имени и самого Бога Хорса. И не только потому,что в еврейских словах встречается созвучный корень. В одном извариантов апокрифической "Беседы трех святителей" Перунназывается эллинским Богом, а Хорс -- жидовским. Комментируяданный пассаж, И.Е.Забелин писал: "Это [жидовство Хорса] подаетнамек на самое место, где существовало поклонение Хорсу, именноу хазар, перешедших потом в Моисеев закон и оттого известныхбольше под именем жидов хазарских"16. Вполне возможно, что таконо и было: Хорсу поклонялись и хазары17, и славяне. Аобусловлено это было общими истоками их культур, верований и вконечном счете -- языков. Подтверждение тому не однирусско-хазарские контакты и свидетельства современных имавторов. Оно обнаруживается и в культурах многих древнихцивилизаций, их космических воззрениях и языках. Солнечный пантеон древнерусских Божеств не был неизменным.В разное время, на разных стадиях разделения славянских народовколичество верховных существ, сопряженных с Солнцем, менялось.Не менялось, однако, солярное мировоззрение русских людей.Арабские путешественники, побывавшие на славянских территорияхзадолго до введения христианства, застали и описали храмыСолнца, предназначенные не только для культовых отправлений, нои для астрономических наблюдений18. Однако почитание Солнечногосемейства богов, которым пронизана вся жизнь русского народа,уходит корнями в незапамятные времена, к самым истокамстановления древнерусской, древнеславянской и древнеарийскойнародности. Солнечные сюжеты обнаруживаются в древнихзахоронениях, а также на предметах (керамика, украшения),добытых при археологических раскопках в местах традиционногообитания славян. Солнце было не просто почитаемым Божеством. Оно входилосоставной частью в родоплеменные отношения. Еще в XII векерусские люди продолжали считать Солнце космическим членомсвоего рода, именуя себя внуками Дажьбога, что нашло отражениев "Слове о полку Игореве". Четыре князя -- участники похода --именуются здесь просто "четыре Солнца". Те же представлениязапечатлены в фольклоре. В сказке из сборника А.Н.Афанасьева"Солнце, Месяц и Ворон Воронович" Солнце сватается к одной издевушек и берет ее в жены, а тесть наведывается к зятю-Солнцу вгости (родственные отношения также налицо). Посещают Солнце иего небесный дворец и другие герои, как, например, в сказке оСолнцевой сестре: "Подскакал Иван-царевич к теремам Солнцевойсестрицы и закричал: "Солнце, Солнце! Отвори оконце". Солнцевасестрица отворила окно и царевич вскочил в него вместе сконем". А русские дети еще в начале нынешнего века помнилидоставшееся им от пращуров древнее представление о родственныхузах человека и Солнца: Дедушка-солнышко, выгляни в окошечко, -- поется в бесхитростной детской песенке. О стойкости древних космологических поверийсвидетельствуют этнографические исследования, проведенные вконце прошлого века среди крестьян Тульской губернии на границес Мценским уездом Орловской губернии. По общему мнению, Солнце-- женское лицо. Оно ездит днем по небу на ложе, устроенном иззвезд (по другой версии -- летает на собственных крыльях).Одежда его разноцветная и вся усыпана звездами. На ночь Солнцеуходит в свой дом, где у него есть мать, братья и сестры. Онисменяют Солнце при обходе неба, так как имеют такую жеогненно-световую природу. Солнце, как женское лицо, ночьюездить боится, поэтому его сменяет братец-месяц. Если ночью вселюди спали и везде было смирно, то утром Солнце взойдетрадостное, веселое -- и день будет хороший. Если же народ велсебя ночью несмирно, то солнце встанет пасмурное и днем будетплохая погода. (Здесь в наивной форме народного космизмасодержится представление о взаимообусловленности состояниясолнечной активности и поведения людей.) Некоторые утверждают,что Солнце не летает, а ездит на огромном коне, от которогопроисходят свет и теплота19. Одно из древнеиндийских имен Солнечного Божества --Савитар (savitбr). В данной ипостаси Солнце выступало вкачестве животворящей силы, творящей законы, которымподчиняются все живые существа. В конечном счете путемметаморфоз звучаний и смыслов образовалось русское слово"сивый", означающее "сияющий", "ясный" (эквивалентом русского"ясного сокола" в сербском фольклоре выступает "сивый (сияющий)сокол с золотыми перьями"). У славян известна была также БогиняСива, однако каких-либо развернутых сведений о ней несохранилось. Одни знатоки мифологии отождествляют ее с БогинейЖивой20, другие (исходя из смысла "седая", "белая") -- сСеленой-Луной. С именами древнеиндийского бога Солнца Савитараи древнеславянской Богини Сивы (Севы), по всей вероятности, такили иначе связано и название части света -- Север. Если так, тоданный факт служит лишним подтверждением теории Тилака ополярном происхождении индоарийских народов и полярной родинеВед. Имя Сива с учетом его смысловой нагрузки является такжесоставной частью прозвища Солнечного коня Сивки-бурки. Наиболее приемлемой, хотя и достаточно неожиданнойпредставляется версия, согласно которой имя Сивы этимологическисвязано с именем знаменитого индуистского Божества -- Шивы21,происходит от него по смыслу и функциям. Санскритское словозiva (Шива) имеет следующие смысловые значения:"дружественный", "добрый", "благосклонный", "целебный", а такжеозначает "благо" и "счастье". Следовательно, все этилексические значения по определению, так сказать, должны былибыть экстраполированы на функциональные особенности славянскогоБожества -- Сивы. Однако и собственные неповторимые качества,выражающие единство созидательных и разрушительных сил вуниверсуме и воплощение космической энергии, -- неизбежнодолжны были наложить отпечаток на богиню Сиву. Отпечаток этотне мог не быть диалектически противоречивым и в силупроисхождения самого образа Шивы, его истоки уходят вдоарийские времена и верования коренных народов Индостана,создавших цивилизацию задолго до вторжения индоарийских племен,которые поглотили культуру своих предшественников изаимствовали из нее множество образов и идей. Впрочем, еслиисходить из теории общего происхождения языков и культурынародов мира, -- соприкосновение мифологий и идеологийсуществовало задолго до того, как протоиндоевропейские народыпришли в движение и распространились по всей Евразии. Так чтовопрос о том, что первично и что вторично в мифологии, остаетсяоткрытым. Косвенным подтверждением связанного являются именаверховных Божеств у других народов: урартский Бог Солнцаiwini, хеттский Бог iu-nu и др. Другие ведийские Боги также не исчезли бесследно из памятирусского народа, сохраняясь в словах, несущих подчас инуюсмысловую нагрузку, но тем не менее указывающих на древнейшийпервоначальный смысл. Во вводной части уже говорилось обэтимологическом и семантическом родстве слов и понятий Вишну и(Все)вышний. Аналогичным образом имя еще одного великого Богаиндоариев Индры сохранилось в русском фольклоре в формефантастического Индрик-зверя -- согласно Голубиной книге он"всем зверям отец". Несомненный отпечаток общеарийской и доарийских верованийи обрядов несут на себе знаменитые древнегреческие, а затем идревнеримские прорицательницы сивиллы (сибиллы). По античнойтрадиции они считались пришлыми с Востока и владели всеймудростью мира, включая знание будущего. Имя сивиллы объединяетв себе образы сразу двух славянских Божеств -- Сивы и вилы.Вилы -- славянские феи, прекрасные девушки с распущеннымиволосами и птичьими крыльями. Их главные функции -- помогатьобиженным, лечить людей и предсказывать будущее. Трансформацияобраза птицедев в русском фольклоре шла в двух направлениях: всказках распространен мотив о птицах, обернувшихся девушками (инаоборот), в легендах же и сказаниях образ вил слился сблизкими им по смыслу образами вещих полуптиц-полудев --Алконоста, Сирина и Гамаюна. Что касается архаичности именисивиллы и связи его с доарийской традицией, то здесьпредставляется весьма вероятным этимологическое родствофонетического варианта имени сибилла и названия страны --Сибирь. Единая корневая основа "сиб" свидетельствует не толькооб общем происхождении, но и месте (территории) этого общегопроисхождения. В этом смысле топоним Сибирь может бытьинтерпретирован как "страна сибилл" или место, где обитаютсибиллы-шаманки, а само слово "сибилла" будет означать"сибирячка" в его древнем звучании. Предлагаемое объяснение происхождения названия Сибирьнисколько не противоречит общепринятому. Согласно существующейэтимологической и топонимической концепции слово "Сибирь"тюркского или же монгольского происхождения. Однако, судя повсему, название "Сибирь" уходит своими корнями в те времена,когда протоиндоевропейские, прототюркские и протомонгольскиеязыки не были расчленены и представляли единое целое. Корневаяоснова "сев-сив" обнаруживается и в самом понятии Север(первоначально -- Сивер, так это слово звучало в русскихбылинах и поныне звучит в украинском языке и некоторых русскихдиалектах). В древнерусском понимании мироустройства вселенский светотделен от солнечного. "...В народном понимании существуютраздельно солнце и белый свет, как освещенное небо, всяВселенная..." "Свет на всю Вселенную есть свет неосязаем,неисповедим... никто же бо может указати образа свету, но токмовидим бываеть". Солнцу же отведена второстепенная роль субъектасвета: "Вещь бо есть солнце свету, осияя всю Вселенную". Солнцекак бы украшает собою светлый мир, но не являетсяпервоисточником "неисповедимого" света"22. Свет вселенский,небесный, носителем которого выступает Сварог, -- первичен, емупринадлежит первородство в солнечносветовой иерархии. Всеостальное находится в подчинении светового космического начала.Светобоги -- распространенное явление в древнеславянском мире.Общеславянским Богом света был Световит (Святовит) (рис.98), о котором уже говорилось в 1-й части в связи спроисхождением культа Гермеса, восходящего к доарийской историии верованиям нерасчлененных народов Евразии. Четырехликийфалло-герметический Световит смотрит в четыре страны (стороны)света, как бы распространяя на них свою власть. Одновременно они средоточие, куда сходится с четырех сторон весь свет.Символика всесветности потрясает по своей простоте и емкости.Несомненный этимологический интерес представляет и вторая частьимени верховного Светобога. Корень "вит" имеет тот же смысл ипроисхождение, что и латинский vita -- "жизнь" (а также"человеческий род" -- "живущие"). Известны и другие древние Божества света. Из письменныхисточников практически ничего не известно о Белбоге(рис. 99). Между тем Божество это, известное у южных славян(а также у кельтов) с тем же корнем -- Белин(ус), вне всякогосомнения, связано со светом. Неотъемлемый эпитет света --белый (одинаково относящийся к свету и как природномуявлению, и как к окружающему миру и Вселенной). В современномязыке произошло определенное смещение в значении понятия:"белый" прежде всего относится к соответствующему цвету,краске, хотя и здесь не утратило первоначального смысла --"светлый". Есть все основания полагать, что тот же смыслприсутствует в топонимах древних городов Белгород и Белград("город света") и названии одного из ответвлений древнерусскойнации -- белоруссы. В таком случае речь может идти о древнихцентрах со святилищами света и о народе, связывающем своепроисхождение или верования со светом. Особых сомненийпроисхождение русского слова "белый" не вызывает -- позаключению языковедов оно исконно родственно древнеиндийскимbh-as, bhati ("блеск", "свет"), последнее означает также"знание". В древних языках (например, в древнеисландском) слово"бел" употребляется также и в значении "огонь". Однако этимологические изыскания приводят к еще болееинтересным языковым параллелям. У древних неиндоевропейскихнародов -- шумерийцев, вавилонян, ассирийцев, оказывается, тожебыло верховное Божество по имени Бел с теми же функциями, что иБел индоевропейцев. В шумеро-аккадской мифологии Бел выступаети как собирательное имя для главных Божеств -- творцовВселенной. В соответствии с этим и центральное Божествовавилонского пантеона -- Бог Солнца и главный покровительгорода Вавилона -- Мардук именовался греками Белосом. Вкосмической битве Солнцебог Мардук-Белос победил Тиамат --воплощение первозданной тьмы и мирового хаоса. Интересно, чторусское слово "тьма" оказывается созвучным шумеро-аккадскомуимени Тиамат, имеющему практически тот же самый смысл. Отобщесемитского Бела в дальнейшем возник хорошо известныйчитателю культ Ваала (Баала) -- Бога плодородия и войны вПалестине, Сирии, Финикии, а затем через Карфагенраспространившегося по всему древнему миру -- от Египта доИспании. Его отголоски слышатся и в русском слове "балда".Другое имя, образованное от древнесемитского Бела путеммногочисленных исторических и лингвистических трансформаций, --Вельзевул (имя дьявола, вошедшее в русский язык черездревнееврейский). Все это лишний раз доказывает общностьдревних культур. Содержание понятия "свет" не менее емко и многогранно;помимо собственно физического смысла, слово "свет" означает ивесь окружающий мир вообще: "весь свет", "целый свет"(интересен устойчивый фразеологический оборот "свет во всейВселенной", где свет выступает в качестве космообразующегоначала мироздания). Применительно к человеческому обществуслово "свет" употребляется в различных смысловых оттенках:"высший свет" (отсюда понятие светский), "полусвет" и др. Где,в каком еще языке сыщешь имя Светлана (в старину известны былии мужские имена -- Светлан, Светозар, сказочный Световик)? Илиупотребление слова "свет" в иносказательном смысле: свет ты мойясный, свет очей моих, светик, мой свет? Космическаяприобщенность, неотделимость от видимого мира небесных явленийотразилась и в ласкательных опоэтизированных именах,сохранившихся до наших дней: "солнышко", "звездочка","зоренька", "месяц ясный". Можно, не колеблясь, утверждать: всяжизнь, душа и плоть русского человека с младенческих лет и досамой смерти была насквозь пронизана светом -- в прямом ипереносном смысле. Окружающий мир во всех его знакомыхпроявлениях именовался "белым светом". Антиподом этого светабыл "тот свет", пугающий и манящий своей неизведанностью изапредельностью. Животворящий свет не только олицетворял светлоекосмическое начало, но и связывал воедино весь пантеонязыческих Божеств. И не только языческих. Древнее обожествлениесвета переросло в новое религиозное миропонимание, котороенемыслимо без таких словосочетаний, как "божественный свет".Важнейшее понятие любой религиозной системы "святой" образованоот слова "свет" и впитало в себя его содержание. Метафоричность философской и богословской символики,которая выступает по существу как опоэтизированный язык науки,выразилась также в таких фундаментальных понятиях, как "светистины", "свет знания" и производимого от них "просвещения",означающего процесс приобщения каждого к сокровищницечеловеческого опыта -- интеллектуального, нравственного,эстетического, хозяйственного, технического, военного,охотничьего и т.п. Великая миссия аккумуляции такого опыта ипередача его настоящим и будущим поколениям принадлежитПросветителям. Точно так же творческие акты в познании,открытия, результаты художественного поиска характеризуютсяемкими словами -- "озарение", "вспышка". Само слово "свет" древнейшего происхождения и восходитвместе с аналогичными понятиями других индоевропейских языков ксанскритскому слову "зeta" (читается и произносится как"шьвета") и означает "белый", "светлый", "блестящий", отсюда ирусское слово "цвет". Такая поливариантность значений понятия "свет" имножественность разнокоренных слов, приведших к своеобразнойлексической "цепной реакции", объясняются той объективнойобобщающе-смысловой ролью, которую всегда играл свет в жизнилюдей. Любая единичная вещь или группа предметов воспринимаетсякак нечто обособленное, отдельно взятое. И только свет (как,впрочем, и тьма) является таким безлико-всеобщим началом,которое мгновенно охватывает, обволакивает, объемлет весьвещный мир, представая в виде естественной, доступной каждому,хотя и неизведанной природной стихии. О древности и значимостипонятия "свет" для народного миросозерцания свидетельствуеттакже поговорка -- клятва со следами заклинания: "Чтоб мнесвету белого не видеть!" Наряду с общеиндоевропейскими корнями и словами "свет" и"бел" в русском языке глубоко укоренилась еще одна близкая посмыслу лексическая основа -- "яс", в первозданном видеприсутствующая в словах "ясный" и "ясень". Понятие "ясный"имеет двоякое значение: 1) "чистый", 2) "понятный" и восходит ксанскритскому слову yaas -- блеск (ср.: укр. "яскорка"-- "искорка"). В процессе языкового развития корень "йас"("яс") трансформировался в "ас" и "ес". В этих обличиях онвстречается в таких, к примеру, архаичных словах, как "есень"("осень") -- откуда фамилия Есенин; яство ("пища"),этимологически связанное с глаголом "есть" ("кушать"). Одно изназваний "ячменя" -- "ясмень" (откуда: "ясничек" -- ячменныйхлеб, и "ясник" -- ячменное вино). Не меньший интерес представляет смысловая нагрузка,которую носил корень "яс" на разных исторических этапах. Преждевсего обращает на себя внимание устойчивое сочетаниеприлагательного "ясный" с существительным "сокол",символизирующим издревле Солнечное светило. "Ясный сокол" -- непросто поэтический образ, в нем закодированы древнейшиепредставления и о Солнце, и о Солнцебогах, и о магической связилюдей с космическими законами. В сказках и былинах ясный сокол-- оборотная ипостась героев, приобщающая их к иному --неземному и нечеловеческому -- миру: на оборотничествепостроены сказки о Финисте Ясном соколе (или, как онаоригинально именуется в варианте, записанном И.А.Худяковым вРязанской губернии, сказка о Фенисто-ясно-сокол-перышке), атакже былина о Вольге (Волхе Всеславьевиче). Одно из древних названий сокола -- "ясмен" (см. "Толковыйсловарь живого великорусского языка" Владимира Даля). Корень"яс" входит и в название "ястреб" -- другого рода хищных птиц,по виду наиболее близких к соколам и в древности, видимо,понятийно объединявшихся. Общеиндоевропейский корень"yas" обнаруживается в словах "асы" -- древнегерманскиеБоги, Ясна -- главная часть Авесты, ясы -- древнерусскоеназвание осетии, Яссы -- название города в Румынии натерритории, где пересекались исторические пути славянских ироманских народов -- двух ветвей некогда единогоиндоевропейского пранарода. Наконец, отзвуки древнегокосмического миропредставления слышатся в исконно народномпонятии "ясочка" -- звездочка. Имелись и другие Божества, чьи светозарные функции ставятих в один ряд Светобогов. Их соподчинение в настоящее времяустановить трудно. Однако нетрудно доказать, что такиедревнерусские и общеславянские боги, как "Дый" (упоминается в"Хождении Богородицы по мукам) и Див из "Слова о полкуИгореве", этимологически восходят к имени древнеиндийского Боганеба Дьяуста (dy-aus -- "день", "сияющее дневное небо"). В древнерусских мифологических и фольклорныхпредставлениях известную роль играла такая женская ипостасьсветлого Дня, как утренняя заря (и звезда -- одновременно),Денница. Известно также понимание Денницы как падающейзвезды (именно звезды, поскольку представление, и тем болееправильное истолкование явления метеоритов, относится к болеепозднему времени). Так, в сборнике XV века "О земном устроении"имеется отдельная глава "О денницах", описывающая падающиезвезды, истолкованные как обломки небесного огня. Как и древнее"солонь", образ Денницы характеризует космическое животворящееначало, заключенное в свете, олицетворением которого выступаетбрачная пара День и Денница (Свет околоземный и Светкосмический). Но скорее всего, если восходить к праславянскимобщеарийским верованиям, все космические явления (включаяземлю, воду, небо, огонь) можно представить каксамозарождающиеся из света. Вячеслав Иванов считал Денницумифологическим существом мужского рода и отождествлял его схристианским и дохристианским Люцефером -- одной из ипостасейДьявола, однако дословно означавшем "Носитель света" (егосотканную из противоречий суть искателя истины гениальнораскрыл Байрон в мистерии "Каин"). По Вяч. Иванову, Денница --фосфорически светящийся дух -- первомятежник, внушающийчеловеку гордую мечту богоравного бытия; это тот самый"печальный демон -- дух изгнанья", который "сиял" Лермонтову"волшебно-сладкой красотою"23. В русском мировоззрении почитание женского космическогоначала в форме Девы (рис. 100) имеет длительную историю:от сказочных Птицедев до Пречистой Девы -- светлого исветоносного Божества, впоследствии растворенного в культеБогородицы -- хранительницы и покровительницы Руси, избравшейРоссию своим последним домом. Имя Дева не могло не быть вцентре мифологического и религиозного притяжения хотя быпотому, что оно -- одно из древнейших и важнейших понятийиндоевропейской культуры. Как известно, в санскрите devбозначает "Бог", "жрец"; "владыка", "царь", а также:"небесный", "божественный". Соответственно dev-i -- это"Богиня". Отголоски такого небесно-божественного смысла сохранилисьв однокоренных словах и словосочетаниях "диво", "диво дивное".Див -- одно из древнерусских мифологических существ,действует как персонаж в "Слове о полку Игореве", предупреждаярусских воинов об опасности и одновременно предрекая беду.Кроме того, в древнерусской мифологии было известно женскоебожество -- Дива. Итак, Дева в широком смысле -- великийохранительный и вдохновляющий символ русского народа. Вдревнерусском миропредставлении в соответствии синдоевропейской и общемировой традицией Пречистая Дева --воплощение вселенского и солнечного света одновременно: "Иявилось на небе великое знамение -- жена, облеченная в солнце,под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд"(Откровение святого Иоанна Богослова, 12, 1). Ближайшая стихия, родственная свету, -- огонь.Элементарный опыт свидетельствует: свет бывает без огня, огоньбез света -- никогда. Следовательно, свет обладает некоторойсамостоятельной сущностью, хотя и предполагает обычно наличиекакого-либо источника; чаще всего им выступает огонь. Отсюда идревние мифологические представления о космическом огне: онтесно взаимосвязан с космическим светом, но не обязательно емупредшествует. Иногда и тот и другой выступают как тождественныеначала. В позднейшем миропредставлении под влияниемхристианской эсхатологии космический огонь изменил объем исодержание своего понятия: он переместился в преисподню и началносить в основном устрашающую функцию "геены огненной",ожидающей грешников в аду. Слово "огонь" ("огнь") родственно имени древнеиндийскогоБога огня Агни (agnн -- "огонь"). В Ригведе --древнейшем своде обрядовой поэзии -- значительная часть гимновпосвящена Богу огня -- Агни. Почему -- догадаться не трудно. Внелегких и некомфортных условиях переселенческой жизни огонь(особенно по ночам) оставался той рукотворной стихией, котораядавала тепло, свет, защиту от диких животных и жар дляприготовления пищи. Огонь же был и стихией, имевшейнерукотворное происхождение (молнии и другие небесные явления,лесные и степные пожары, вулканическая лава и т.д.). Ни впервом, ни во втором случае не требовалось специальныхскульптурных или живописных изображений огня, поскольку онвсегда был рядом перед глазами. Лишь впоследствии, когда одноиз арийских племен завоевало Индостан, подчинив аборигенов исоздав в условиях оседлого образа жизни уникальнуюдревнеиндийскую культуру, -- появилась возможность инеобходимость воссоздавать образ Бога огня -- Агни в видескульптурных изваяний. В древнерусском языке имеется еще одно название огня --"крес". Корень сохранился в слове "кресало" (вышедшее изупотребления приспособление для добывания огня), а также всерии понятий: "красный", "краса", "красивый", "красота","прекрасный", "краска". С существительным "крес" тесновзаимосвязан глагол "кресать" или "кресить", означающийодновременно: "высекать огонь" и "воскресать (оживать)"."Игорева храброго полку не кресити", -- трагически заключаетбезымянный автор "Слова о полку Игореве". Нетрудно истолковатьлексическое и смысловое происхождение таких важнейших длярусского миросозерцания слов как "воскрешать" и "воскрешение"-- они имеют древнейшее дохристианское происхождение и связаныс культом огня и его ролью в первобытной жизни. При высеканииогонь-крес всегда как бы воскресал заново, потому-то словокресить обозначало сразу два понятия -- "высекание" и"воскресение". Само слово "крес" и этимологически связанные сним понятия типа "красный -- красивый" близки по смыслу ипроисхождению с церковнославянским "крада", что означает"костер", "огонь", "жертвенник". (В русском языке слово неупотребляется, однако корень сохранился в словах с инымсмыслом: "украдкой", "украденный" -- от глагола "красть".)Общий корень здесь вполне уместен: огонь-крес способен иукрашать (красить -- к тому же красным пламенем), и красть(сжигать дотла так, что не останется никаких следов, т.е.сгораемая вещь исчезает, крадется). Общеиндоевропейский корень"крес" обнаруживается и в имени Крез (произносится[kres]) -- так звали последнего царя древней Лидийскойдержавы (VI в. до н.э.), чье имя вошло в поговорку: "Богат, какКрез". Напрашивается семантическое различие между понятиями"огонь", с одной стороны, например, берущего начало отсанскритского agn и, видимо, означавшего естественныйогонь, сохраняемый в угольях, и, с другой стороны, понятием"крес", вероятнее всего означавшим искусственный огонь (т.е.полученный путем высекания), жертвенный огонь. В этом случаеближе всего по смыслу и звучанию для слова "крес" окажутсяслова krati ("жертва", "сила", "мощь", "действие" и др.)и kruy-a ("жертвоприношение", "жертвенный обряд";"действие", "работа", "труд" и др.). Есть также достаточно оснований предполагать, что от слова"крес" образовано и понятие "крестьянин", означавшеепервоначально не столько огнепоклонников, сколько людей,расчищавших землю под пашню путем огневания -- выжигания лесныхучастков. Поздняя традиция производит "крестьян" от "христиан",а корень слова усматривает в понятии "крест". В такой трактовке"крестьяне -- это крещенные люди, но тогда непонятно, почему,скажем, князья и дружинники, крестившиеся на Руси преждесмердов и простого люда, не именуются крестьянами (крещеными). Скорее всего, само понятие "крест" (пересечение двухпредметов) происходит от понятия "крес" (огонь) -- отчего онотак быстро и органично прижилось на Руси. Такую этимологическуюзависимость можно объяснить по-разному. Известны, например,крестообразные поминальные курганы, на вершинах которыхвозжигался священный огонь; существовали жертвенники огня скрестообразной символикой. Крест считается общемировым символом(горящего) Солнца. Наконец, существует древнейший обычайполучения живого огня путем коллективного действия. Взаповедном месте на землю укладывалось сухое бревно,перпендикулярно к нему ставилось другое сухое заостренноебревно (в итоге получался крес), которое и вращалось с помощьюверевок достаточным количеством людей (рис. 101). В стародавние времена огонь таким способом получали и безколлективных усилий -- с помощью двух сухих палочек (дощечек),располагаемых крестообразно. Данный факт, известный из историиматериальной культуры народов всех континентов (включаяавстралийцев и индейцев обеих Америк), давно привел ученых квыводу, что крест испокон веков и задолго до возникновениякрестьянства символизировал огонь24. Неудивительно поэтому, что и в древнерусском наречии"крес" (огонь) и "крест" оказались однокоренными. В данномслучае налицо этимологическое доказательство. Но имеются ещеархеологические и этнографические аргументы, разделяемые рядомученых. Фигура креста очень распространена в древнейшейорнаментике и символике -- археологи обнаруживают еепрактически во всех культурных слоях. Известны такжедохристианские вырезанные из камня или выдолбленные кресты. Чтокасается крестообразного расположения деревянных орудий придобывании огня трением, то высказывалось следующее соображение:поскольку искра появлялась на перекрестии двух кусков дерева,постольку именно крест стал символом света. Крестопересечениедеревянных палочек (дощечек) могло иметь самую разнообразнуюформу: т-образный и крючкообразный кресты, свастика. Последняятакже стала в символике древнейших народов символом Солнца,света и жизни. Древний обычай добывания огня -- сакральный ичудодейственный -- оказался чрезвычайно живучим, поскольку сним связывалось общение с высшими силами. В романе НиколаяСеменовича Лескова (1831 -- 1895) "На ножах" описывается,как во второй половине прошлого века крестьяне целой деревни спомощью "живого огня" пытаются предотвратить массовый падежскота -- "коровью смерть". Поражает и то, с какимиподробностями и мастерством описывается это чисто языческоедейство, и то, насколько посвященными оказались десятки людей,участвовавших в столь неординарном полумистическом акте, --каждый знал свое место и отведенную роль, включая и действия посохранению тайны, колдовских заклинаний и т.п. (надо полагать,что Лесков -- один из самых честных русских писателей -- знал,что писал). По свидетельству этнографов прошлого века уничтожение"коровьей смерти" с помощью небесного "живого огня" былораспространено повсеместно. Помимо воскрешения древних навыков,этот первобытный обряд приоткрывал завесу и над первобытнымиверованиями, стержнем которых являлось единение састрально-космическими силами. Живой огонь обладалчудодейственными качествами, защищавшими ото всех напастийпотому, что, по народным представлениям, происходил от самогоСолнца. Чтобы получить "живой огонь", необходимо совершитьопределенные магические действия, которые, собственно, исоставляли суть коллективного обряда. Добыть солнечную силу,стать космическим посредником между неземной энергией и ееземным проявлением можно только путем вращения бревна,жерди, поскольку само Солнце представлялось вращающимсяогненным небесным колесом. Представление об огне как о космическом начале и важнейшейприродной стихии плавно переходило в увязывание со свойствамиогня состояний и характеристик самого человека. Представлениеоб огне в народном миросозерцании всегда предполагалосексуально-эротический подтекст: любовная страсть наделяласьогненным смыслом, а понятия "любовь" и "огонь" сближались.Отсюда все известные устоявшиеся обороты, которые в старину (даи не только в старину) отнюдь не воспринимались исключительнокак поэтические эпитеты, а выступали как существенные аспектыдуховной жизни и мира человеческих чув

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.