Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДВА ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ ДРЕВНЕЙ РУСИ 2 страница



ЧАСТЬ 1

Как не любить свой край северный, Много ведь чудности в нем, много прелестей: Зимой-то у нас стоят снежочки белые, На земле блестят, будто светлы звездочки, А льды наши зимние блестят, будто браманты, Морозы выигрывают, будто струны серебряные, А ночное сияние очень чудное, очень дивное, Уж мы любим нашу зимушку морозную, студеную. Марфа Крюкова Вопрос о глубинных корнях русского народа, других народовЗемли всегда волновал русские умы. С него, собственно, иначинается Несторова летопись. Здесь явственно обозначенаначальная точка отсчета нового витка истории человечества,последовавшего после глобальной мировой катастрофы, и резкогоизменения лика планеты (в Библии данный вселенский катаклизмкратко именуется "потопом"). "По потопе, -- сообщает летописец,-- трое сыновей Ноя разделили землю, Сим, Хам, Иафет"19. В тевремена, как особо подчеркивается в Лаврентьевском и другихрусских летописных сводах, "был единый народ". Этизнаменательные слова Начальной летописи по существупредставляют собой формулу одного из исходных тезисов настоящейкниги, опирающейся на концепцию единого происхождения языков инародов мира. В дальнейшем, согласно древнейшему летописному своду --"Повести временных лет", Иафет стал родоначальником основноймассы европейских народов, включая славяно-русские племена.Данная точка зрения, однако, не является единственной. По-иномуизлагается предыстория человечества в популярном и достаточнораспространенном в средневековой Руси апокрифе, краткоименуемом "Откровение Мефодия Патарского о Мунте сыне Ноевом".Хотя Мефодий епископ Патарский является одним изканонизированных Отцов церкви, принадлежность емунеканонической версии древнейшей истории ортодоксальнымибогословами отрицается, а само "Откровение о Мунте" включено виндекс отреченных (запрещенных) книг. Как известно, в Библии ничего не говорится о четвертомсыне Ноя, поименованном Мунтом (в некоторых списках апокрифа онназван внуком). Но так как первоисточники библейских текстовдавно утрачены, а сами они неоднократно переделывались, --вполне вероятно, что истинный автор Сказания о Мунте, котороевпоследствии Мефодий Патарский включил в свое Откровение,опирался на недошедший до нас первоисточник. В нем весьмалогично представлено послепотопное разделение Земли по четыремстранам света: Симу досталась "восточная страна земля"(Восток), Хаму -- "полуденная страна земля" (Юг), Яфету(Иафету) -- "западная страна земля" (Запад), Мунту --"полунощная страна земля" (Север)20. По апокрифической версии, именно Мунт и был перво-предкомвсех северных народов, включая и славяно-русские. Иафет же накаком-то этапе присылал к братцу людей для оказания помощи встроительстве северной град-столицы21. Но Мунт был не толькопрапредком северных народов и устроителем северных земель.Согласно апокрифу, он стал еще и основателем астрономии какнауки и основоположником "острономейной мудрости", то есть, посуществу, -- космической философии. "Мунт живяше на полунощнойстране, и прият дар много и милость от Бога и мудростьострономейную обрете". Первая книга по астрономии такжепринадлежит Мунту. А составил "сию книгу острономию" Мунтвопреки предостережениям Архангела Михаила22, бросив вызовБожьему посланнику и самим небесам. Тем самым он уравнял силучеловеческого разума с космическими силами и положил началомировому космизму. От древних мифологических сказаний и апокрифовотталкивался в своей концепции Прародины человечества и великийрусский космист Н.Ф.Федоров. Эта тема красной нитью проходитчерез всю его "Философию общего дела". Федоров выделял двацентра мировых цивилизаций: 1) вселенский -- полярная гора Меру-- ось мира; 2) духовный -- Памир -- "могила праотца" и бывшийрай (Эдем), куда, согласно апокрифическим преданиям, Ной вовремя потопа вывез тело (или прах?) первочеловека Адама и где"покоятся забытые предки всех арийских и анарийских племен(Иафета, Сима и Хама)"23. Оба топонима -- Меру и Памир -- имеютодин и тот же доиндоевропейский корень mr, от негообразовано и однозвучное русское слово "мир", означающееодновременно и Вселенную, и род людской, и согласие, исправедливость -- "меру". Символ Полярной Отчизны -- золотая гора Меру, подревнеарийским и доарийским представлениям, возвышалась наСеверном полюсе, окруженная семью небесами, где пребывалиНебожители и царил "золотой век" (отсюда, кстати, русскаяпоговорка: "На седьмом небе" -- синоним высшего блаженства).Гора Меру считалась центральной точкой бесконечного Космоса,вокруг нее как мировой оси вращались созвездие Медведицы,Солнце, Луна, планеты и сонмы звезд. В древнерусскихапокрифических текстах вселенская гора прозывалась "столпом вОкияне до небес". Апокриф ХIV века "О всей твари" так и гласит:"В Окияне стоит столп, зовется адамантин. Ему же глава донебеси".24 В полном соответствии с общемировой традициейвселенская гора здесь поименована алмазной (адамант -- алмаз, вконечном счете это -- коррелят льда: фольклорная стеклянная,хрустальная или алмазная гора означает гору изо льда илипокрытую льдом). От доиндоевропейского названия вселенской горы Меру ипроизошло понятие "мир" в его главном и первоначальном смысле"Вселенная" (понятие "Космос" греческого происхождения и врусский обиход вошло сравнительно недавно). Священная гора --обитель всех верховных Богов индоевропейцев (рис.14, 15). Срединих -- Митра, один из Солнцебогов (рис.16), чье имя созвучно сназванием горы Меру. Из верований древних ариев культ Митрыпереместился в религию Ирана, а оттуда был заимствованэллинистической и римской культурами. Миротворческая роль Митрызаключалась в утверждении согласия между вечно враждующимилюдьми. Данный смысл впитало и имя Солнцебога, оно так ипереводится с авестийского языка -- "договор", "согласие". Иименно в этом смысле слово "мир", несущее к тому жебожественный отпечаток (мир -- дар Бога), вторично попало врусский язык в качестве наследства былой нерасчлененнойэтнической, лингвистической и культурной общности Пранарода. Ноэто еще далеко не все. Космизм священной полярной горыраспространялся и на род людской: считалось, например, чтопозвоночный столб играет в организме человека ту же рольцентральной оси, что и гора Меру во Вселенной, воспроизводя намикрокосмическом уровне все ее функции и закономерности. Отсюдав русском мировоззрении закрепилось еще одно значение понятия"мир" -- "народ"("всем миром", "на миру и смерть красна", --говорят и поныне). Следующий смысл из общеарийского наследства-- слово "мера", означающее "справедливость" и "измерение" (какпроцесс, результат и единицу), непосредственно калькирующееназвание горы Меру. Разные авторы помещают Прародину индоевропейцев (ариев) вразных местах: Г.М.Бонгард-Левин и Э.А.Грантовский -- в степяхЕвразии; Т.В. Гамкрелидзе и В.В.Иванов -- в Передней Азии, натерритории, примыкающей к Кавказу, В.А. Сафронов -- в ВосточнойЕвропе, Ю.А.Шилов -- в Причерноморье, А.И.Асов и Н.Р.Гусева --на Севере и т.д. Между тем есть достаточно оснований считатьСевер Прародиной не одних только ариев, но и всех народовЗемли. Именно гора Меру, упоминаемая еще в Ригведе, и подробноописываемая в "Махабхарате", -- вселенский символдоиндоевропейских и индоарийских народов -- однозначноуказывает на истинную прародину человечества -- полярные,заполярные и приполярные области современной Евразии, гдеклимат в те далекие времена (примерная начальная точка отсчета-- 40 тысяч лет до новой эры), согласно многочисленным научнымданным, был совершенно иным. Оттуда постепенно мигрировалипрапредки современных народов, составлявшие ранее единое целоеи говорившие на общем для всех языке. Есть ли томудоказательства? Великое множество! Еще в прошлом веке выдающийся индийский ученый иобщественный деятель Балгангадхар Тилак (1856 -- 1920)выводил родину древних ариев из приполярных областей.Аргументы, приводимые Тилаком, следующие. В древнейшихисточниках, например, в Тайттирии-Брахмане (а также в Авесте)описывается Прародина человечества, где Солнце всходит изаходит по одному разу в год, а сам год делится на один долгийдень и одну долгую ночь, -- что, как известно, соответствуетситуации, фиксируемой в высоких полярных широтах. В Ведах жевстречаются такие высказывания: "То, что есть год, -- этатолько один день и одна ночь Богов"; "В Меру Боги видят Солнцевосходящим только один раз в году". Общие положенияподкрепляются более детальными, основанными на точномматематическом расчете, свидетельствующем, в частности, что вРигведе описываются зори более продолжительные, чем они могутбыть на юге; там же рассказывается о северном сиянии и летнемповедении Солнца вблизи полюса, когда оно поднимается намаксимальную высоту над горизонтом, некоторое время "стоит" наместе, прежде чем начинает опускаться25. Данная концепция вполне совпадает с современнымиисторическими, этнографическими и геологическимипредположениями о существовании в далеком прошлом в обширныхрайонах преимущественно Российского Севера огромной приполярнойтерритории Арктиды, изменившей свой природно-климатическийоблик и в основном исчезнувшей с лица Земли в результатекатаклизмов, включая похолодание и оледенение. Земли эти былизаселены протоиндоевропейцами, которые вошли в историю подназванием гиперборейцев26. Сведения об обычаях и миграциях этих племен сохранились вмировом фольклоре и мифологии. Лучшим подтверждением фактасуществования Арктиды (помимо геологических данных, полученныхпри изучении дна Северного Ледовитого океана) являютсяежегодные массовые миграции перелетных птиц с Юга на древнююСеверную Прародину и обратно, обусловленные генетическизакрепленной памятью, природно-космический механизм которой досих пор не ясен. Прошлая жизнь в приполярных областях зафиксирована вомногих древних культурах и летосчислениях. Сведения этисамоочевидны и лежат, так сказать, на поверхности, ностановятся понятными лишь в свете представлений о полярномпроисхождении древних цивилизаций. Искомые факты легкообнаруживаются, к примеру, при анализе календарных реформ,проведенных в свое время в Древнем Египте и Древнем Риме.Древнеегипетский солнечный календарь включал первоначально 360дней. Между прочим, именно отсюда возникло разделениеокружности на 360 градусов -- как символ годичного круговоротаСолнца и по соответствующему числу солнечных дней. Затем,благодаря Богу Тоту-Гермесу (подробнее об этом см. далее), былодобавлено еще 5 дней. Но откуда могли взяться эти 360 солнечныхдней? И на каком основании произведена добавка пяти дней? Всеочень просто: некогда, в отдаленном прошлом, прапредки египтяннаблюдали солнце 360 дней в году, а несколько дней (а именно --5), в соответствии с законами движения Земли вокруг главногосветила, оно на небосклоне не наблюдалось. Такое (опять-таки всоответствии с законами природы) возможно только в приполярныхобластях. В ходе этнической миграции праегиптян на Юг староелетосчисление долгое время сохранялось, хотя и противоречиловидимым фактам и новым географическим условиям, но затем былапроизведена коренная реформа календаря. Еще более серьезной корректировки потребовалопервоначальное римское летосчисление. В момент основания Римаи, естественно, до этого события пришлые народы, заселявшиеАпеннинский полуостров, начиная с конца III тысячелетия дон.э., пользовались солнечным календарем. Он включал только 10месяцев и оканчивался декабрем, что дословно и означает"десятый" и, кстати, не воспринимается как нонсенс всовременном двенадцатимесячном календаре. Следовательно, допоявления в Италии пришлые племена обитали в таких областях,где в течение двух месяцев Солнце не наблюдалось. Такое, какснова нетрудно догадаться, возможно лишь в условиях долгойполярной ночи. Второй после Ромула римский царь Нума Помпилий,которому при помощи нимфы-прорицательницы Эгерии, по словамПлутарха, "открылась небесная мудрость", -- исправил анахронизмстарого сумбурного календаря и добавил к имевшимся 10 месяцамеще 2 -- январь и февраль27 (год у этрусков, латинов, сабинян ипрочих италийских племен начинался так же, как и у древнихславян, -- с марта месяца). Полярные реминисценции, как бы это ни показалосьпарадоксальным на первый взгляд, обнаруживаются и в Библии. ВКниге Исаии говорится об обители (сонме) Богов на краю Севера,куда стремился один из возгордившихся и наказанных за это сыновчеловеческих -- Денница, сын Зари (Ис. 14, 13). Северные теБоги, по Библии, обитают на священной горе, хорошо известной виндоиранской традиции под названием Меру. В книге Иова подробнои эмоционально описывается полярная ночь: "Ночь та, -- даобладает ею мрак, да не сочтется она в днях года, да не войдетв число месяцев! О! ночь та -- да будет она безлюдна; да невойдет в нее веселие! Да проклянут ее проклинающие день,способные разбудить Левиафана! Да померкнут звезды рассвета ее:пусть ждет она света, и он не приходит: и да не увидит онаресниц денницы..." (Иов 3, 6-9). В Книге Иисуса Навинасодержится ссылка на еще более древнюю книгу Праведного, гдеописывается поведение Солнца в приполярных областях: "СтоялоСолнце среди неба и не спешило к западу почти целый день" (Нав.10, 13). Данный фрагмент практически полностью соответствуетстрокам Ригведы: "Свою колесницу Бог Солнца остановил посрединеба", где также в метафорической форме описывается полярныйдень. А есть ли полярные мотивы в древнегреческих мифах? Немогут не быть, если только прапредки эллинов пришли с Севера ипринесли с собой ядро тех сказаний, которые, приспособившись кновым условиям и обрастая массой подробностей, приобреливпоследствии привычный для нас вид. Но сквозь оболочкупозднейших наслоений нет-нет да и сверкнет Полярная звездапамяти о далеком прошлом. Так, перед битвой с гигантамиЗевс велел Солнцу-Гелиосу, Луне-Селене и Заре-Эос несветить на землю. В небе остались только звезды. Здесьявственный намек: гигантомахия (точнее -- события ейпредшествовавшие) сопряжена с полнощными странами и полярнойночью. Также в легендах о рождении Геракла различные источникиединодушно свидетельствуют: когда Зевс соблазнил Алкмену, ихпервая брачная ночь ознаменовалась тем, что Солнце трое сутокне поднималось над Землей. Такое может случиться только вПриполярье или Заполярье. Следовательно, именно там ипроисходили описываемые события. И именно туда, на родинупредков, неоднократно возвращался величайший герой древностиГеракл при совершении некоторых из своих подвигов и приосвобождении Прометея. Лишь в эпоху расцвета античнойцивилизации первичное ядро северных легенд былотрансформировано и приспособлено к условиям Средиземноморья. Один из крупнейших представителей сравнительногоязыкознания и сравнительной мифологии Макс Мюллер (1823-- 1900) не без оснований полагал, что в период,предшествовавший образованию современных этносов, каждое словов первоначальном арийском языке было мифом, каждое имя --образом, каждое существительное -- определенным лицом и каждыйпредлог -- маленькой драмой. По этой причине многие языческиеБоги -- индийские, иранские, греческие, германские, славянскиеи прочие -- не что иное, как результат персонификациипоэтических обозначений (имен), неожиданных даже для тех, ктоих придумал. Интересно взглянуть под данным углом зрения наскупые сведения древних историков, связанные с преданиями оГиперборее. Естественно, что в Ведах, Авесте, Библии и другихдревних книгах не содержится упоминаний ни о Гиперборее, ни огиперборейцах, поскольку это вообще не автохтонныенаименования. Дословно этноним гиперборейцы означает "те, ктоживет за Бореем (Северным ветром)", или просто -- "те, ктоживет на Севере". В древнерусской географии также было приняторазделение мира по ветрам, и территория современной Россииобозначалась соответственно по направлению северного ветра."Благословил есть праотец наш Ной, -- сказано в "Мазуринскомлетописце", -- прадеда нашего Иафета частию земли западноговсего и северного и полунощного ветров".28 О гиперборейцах писали многие античные авторы. Одниподвергали сомнению само существование гиперборейцев ввидуотсутствия достоверных фактов. Так, отец истории Геродот, хотяи четко помещает их на крайнем Севере на берегах "последнегоморя", опасается домысливать что-либо к известным ему фактам,связанным с регулярным принесением даров в храм Аполлона наострове Делос посланцами гиперборейцев. Напротив, другой гигантантичности Плиний Старший пишет о гиперборейцах, как о реальномдревнем народе, живущем у Полярного круга, имеющем древниетрадиции и генетически связанном с эллинами, а также скультурой и религией всего античного мира -- через культАполлона. Плиний Старший -- один из самых беспристрастных ученых --старался излагать только бесспорные факты, воздерживаясь откаких-либо комментариев. Вот что дословно сообщал он в"Естественной истории" (IV, 26): "За этими [Рипейскими] горами,по ту сторону Аквилона [Северный ветер -- синоним Борея. -- В.Д.], счастливый народ (если можно этому верить), которыйназывается гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет ипрославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петлимира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там втечение полугода, и это только один день, когда солнце нескрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннегоравноденствия до осеннего, светила там восходят только однаждыв год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем.Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом илишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являютсярощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всемобществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смертьприходит там только от пресыщения жизнью. После вкушения пищи илегких наслаждений старости с какой-нибудь скалы они бросаютсяв море. Это -- самый счастливый род погребения... Нельзясомневаться в существовании этого народа" [подчеркнуто мной. --В.Д.]29. Даже из этого небольшого отрывка из "Естественной истории"нетрудно составить ясное представление о Гиперборее. Первое --и это самое главное, -- она размещалась там, где Солнце можетне заходить по нескольку месяцев. Другими словами, речь можетидти только о приполярных областях, тех, что в русскомфольклоре именовались Подсолнечным царством. Другое важноеобстоятельство: климат на Севере Евразии во времена расцветаГипербореи был совсем другим. Новейшие комплексные исследования, проведенные на севереШотландии по международной программе, показали, что 4 тысячилет назад (это -- стык III и II тысячелетий до новой эры)климат на данной широте был сравним с нынешним климатомСредиземноморья. Еще ранее российскими океанографами ипалеонтологами было установлено, что в 30 -- 15 тысячелетии дон.э. климат Арктики был достаточно мягким, а Северный Ледовитыйокеан был теплым, несмотря на присутствие ледников наконтиненте. Примерно к таким же выводам и хронологическимрамкам пришли американские и канадские ученые. По их мнению, вовремя Висконсинского оледенения в центре Северного Ледовитогоокеана существовала зона умеренного климата, благоприятная длятакой флоры и фауны, которые не могли существовать наприполярных и заполярных территориях Северной Америки. Косвенным свидетельством в пользу существования в северныхширотах древней высокоразвитой цивилизации могут служитьнаходящиеся повсюду мощные каменные сооружения и другиемегалитические памятники. При зарождении археологии как наукиим придавалось исключительно важное значение в пониманиидалекого прошлого человечества. Так, в северной Шотландии, наШетландских и Оркнейских островах хорошо известны развалинымогучих доисторических башен-крепостей, воздвигнутых задолго доримских и тем более норманских завоеваний30. Функционально этибашни больше всего напоминают такие же каменные сооружения наСеверном Кавказе. А то, что расположены они на самой севернойоконечности Британских островов и сориентированы на отражениевозможной атаки с Севера, невольно наводит на мысль на ихсопряженность с Прародиной цивилизации -- Гипербореей. Остаткиподобных сооружений обнаружены и на Кольском полуострове. Несомненно также, что в те далекие времена эллины былиблизки гиперборейцам и по обычаям и по языку -- об этом прямопишет Диодор Сицилийский (П, 47). Судя по всему, двародственных народа жили когда-то вместе в северных широтах.Затем некоторые обстоятельства (о них речь пойдет ниже)заставили предков эллинов мигрировать на стыке II и Iтысячелетий до н.э., вытесняя и поглощая таких же пришлых (нопримерно на тысячелетие раньше) завоевателей -- создателейэгейской и минойской культуры, строителей величественныхкаменных сооружений и лабиринтов. Трудно, разумеется, еслипридерживаться научного подхода, и далее детализироватьсведения по той стране, которая уже во времена Геродота былаобъектом легенд. Но именно научный подход и позволяет найтинекоторые зацепки и провести ряд аналогий. Так, известна картаГерхарда Меркатора (1512 -- 1594) -- одного из самыхизвестных картографов всех времен, опиравшегося на какие-тодревние знания, на которой Гиперборея изображена как огромныйарктический материк, окружающий Северный полюс и с высокойгорой (Меру?) посередине (рис.17). С другой стороны, древниеавторы и, в частности, Страбон в своей знаменитой "Географии",пишут об окраинной северной территории, полярной оконечностиЗемли, именуемой Туле (Тула). Туле как раз и занимает томесто, где по расчетам должны быть Гиперборея или Арктида(точнее Туле -- одна из оконечностей Арктиды). У Страбона, который опирался на недошедшие до нас текстыпредшественников, нет каких-либо подробностей относительноТуле, кроме того, что он (остров) расположен в шести дняхплавания на север от Британии и что море там и вся окружающаясреда студнеобразные, напоминают тело одной из разновидностеймедуз, по-древнегречески называемой "морское легкое". Еслиточно следовать тексту Страбона, то в использованном им, новпоследствии утраченном описании плавания Пифея (он,собственно, и посетил таинственную землю, где летом солнце несадится за горизонт по нескольку месяцев и столько жепродолжается зимняя ночь), приводимые подробности поддаютсялишь гипотетической расшифровке. В окрестностях Туле "нет болеевоздуха, а некое вещество, сгустившееся из всех этих элементов,похожее на морское легкое; в нем, говорит Пифей, висят земля,море и все элементы, и это вещество является как бы связьюцелого: по нему невозможно ни пройти, ни проплыть накорабле"31. По эзотерическому преданию, столицей легендарнойстраны Туле был Город Солнца -- Гелиополь. Именно с тех порсвященное название, превращенное в своего рода символ, началосвое победное шествие по всему миру. Сам топоним греческогопроисхождения, но он калькирует исконно-автохтонные названия.Одна из религиозных столиц Древнего Египта известна подназванием Гелиополя. Развалины таких же "гелиополев" --городов-святилищ Солнца разбросаны по всему американскомуконтиненту -- от Мексики и Гватемалы до Боливии и Перу.Впоследствии имя Города Солнца как символ достойной исчастливой жизни перекочевал в тайные учения и утопическиедоктрины -- наиболее известной из них явилась знаменитая книгаТоммазо Кампанеллы. Если других фактов не сохранилось, а материальныепамятники либо не распознаны, либо скрыты под арктическимльдом, -- остается прибегнуть к испытанному средству --реконструкции смысла. Ибо язык как хранитель мысли и знанийисчезнувших поколений такой же надежный памятник, как каменныемегалиты -- дольмены, менгиры и кромлехи. Нужно тольконаучиться читать скрытый в них смысл. Калькой древнего арктического материка Туле (Тула)является название старинного русского города Тула. Конечно,вряд ли русский город Тула имеет прямое отношение (попринадлежности) к древней Гиперборее (Туле). Однако налицо,если так можно выразиться, довольно очевидное, хотя и косвенноесвидетельство: народ, связанный с Гипербореей (Туле), возможно,пришел или был вынужден бежать из легендарной страны, народ, вчьем языке слово "тула" означало нечто скрытое и заветное --он-то и дал наименование тому месту, где впоследствии возниксовременный город Тула (дословно -- "потаенное место"). Именно такой смысл имеет, согласно Словарю Владимира Даля,понятие "тула". Это -- "скрытое, недоступное место" --"затулье", "притулье" ("тулить" -- укрывать, скрывать, прятатьи т.п.). Есть и другие русские слова с этим корнем: "туло,туловище" -- тело без головы, рук и ног; "туло" -- колчан ввиде трубки, где хранятся стрелы (отсюда -- "втулка").Производными от той же корневой основы в русском языке являютсяслова: "тыл" -- затылок и вообще -- задняя часть чего-либо,"тло" -- основание, дно (в современном языке сохранилосьустойчивое словосочетание "до тла"); "тлеть" -- гнить или чутьзаметно гореть и т.д. Как видим, имя города Тула имеет богатейшее смысловоесодержание. Топонимы с корнем "тул" вообще имеют чрезвычайноераспространение: города Тулон и Тулуза во Франции, Тульча -- вРумынии, Тульчин -- на Украине, Тулымский камень (хребет) -- наСеверном Урале, река в Мурманской области -- Тулома, озеро вКарелии -- Тулос. И так далее -- вплоть до самоназвания одногоиз дравидских народов в Индии -- тулу. На американскомконтиненте также известен город Тула -- древняя столицадоколумбова государства тольтеков (на территории современнойМексики), просуществовавшая до 12 века н.э. Предположение олексической и смысловой сопряженности этнонима тольтеков иназвания их главного города с легендарной приполярнойтерритории Туле было высказано еще Рене Геноном в егознаменитом эссе "Атлантида и Гиперборея". Тольтекская Тула с еереставрированными памятниками (включая знаменитую пирамидуКецалькоатля) -- один из известнейшихархитектурно-археологических комплексов Нового Света. Однако вданном случае нас интересует этимология тольтекского названиягорода: 1) восходит ли оно к запредельно-древним временам,когда прапредки индейских племен вычленились из общейэтнолингвистической массы и начали свое миграционное шествие поамериканскому континенту, покинув общую прародину всех народовмира (предположительно не ранее 40 тысяч лет до н.э.); 2)принадлежит ли оно исчезнувшему народу, прибывшему с одного изпогибших гипотетических материков или архипелагов Атлантиды илиАрктиды; 3) является ли автохтонным -- с учетом того, что самакультура тольтеков была кратковременной (в пределах трехстолетий) и сравнительно поздней. Но если даже остановиться на последнем возможномобъяснении, -- нельзя отрицать, что сами тольтеки возникли нена пустом месте и не вдруг -- у них были предки и прапредки, всловарном запасе которых непременно были слова с корневойосновой "тул[а]", лежащей, кстати, в фундаменте самого этнонима"тольтеки". Кроме того, на месте разрушенной столицыгосударства тольтеков ранее существовал легендарный городиндейцев науа -- Толлан (или Тольян), чье название созвучнолексеме "тул". И эту цепочку поколений, тянущуюся вглубь веков,опять-таки можно проследить до 40-го тысячелетия до н.э., тоесть до начала распада единой этнолингвистической общности всехнародов и языков мира. Несмотря на скудные сведения историков, античный миррасполагал обширными представлениями и немаловажнымиподробностями о жизни и нравах гиперборейцев. Солнцебог АполлонГиперборейский -- покровитель муз -- вдохновил многих поэтов иписателей, дабы воспели они своих северных прапредков. И всепотому, что корни давних и тесных связей с гиперборейцамиуходят в древнейшую общность праиндоевропейской цивилизации,естественным образом связанную и с Полярным кругом, и с "краемземли" -- северной береговой линией Евразии и древнейматериковой и островной культурой. Именно здесь, как пишет Эсхил: "на краю земли", "вбезлюдной пустыне диких скифов" -- по приказу Зевса былприкован к скале непокорный Прометей (рис.18), который, вопрекизапрету, подарил людям огонь, открыл тайну движения звезд исветил, научил искусству сложения букв, земледелию и плаваниюпод парусами. Но край, где томился терзаемый драконоподобнымкоршуном Прометей, покуда его не освободил Геракл, -- не всегдабыл столь безлюдным и бесприютным. Все выглядело иначе, когдасюда, на край Ойкумены, к гиперборейцам приходил знаменитыйгерой древности -- Персей, чтобы сразиться с Горгоной Медусой,завладеть ее несущей смерть головой. За то и был он прозван"Гиперборейским", о чем в подробностях поведал Пиндар --величайший эпический поэт Эллады: Но ни вплавь, ни впешь Никто не вымерил дивного пути К сходу гипербореев -- Лишь Персей, Водитель народа, Переступил порог их пиров, Там стожертвенным приношением Богу закалывались ослы, Там длящимся весельям и хвалебным словам Радуется Аполлон, И смеется на ослиную встающую спесь. Не чуждается их нрава и Муза: Хоры дев, звуки лир, свисты флейт Мчатся повсюду, Золотыми лаврами сплетены их волосы, И благодушен их пир. Ни болезни, ни губящая старость Не вмешиваются в святой их род. Без мук, без битв Живут они, избежавшие Давящей правды Немезиды. Смелостью дыша, Это в их счастливые сборища Шагнул, предводимый Афиною, Сын Данаи. Он убил Горгону, Он принес островитянам Ту голову, пеструю змеиною гривой, Каменную смерть. И дивному вера есть, коль вершитель -- Бог. Не иначе -- картина "золотого века": равные олимпийскимБогам гиперборейцы не знают ни нужды, ни войн, ни внутреннейвражды, ни болезней, ни смерти. Гиперборея -- воистину родинаБогов, героев и всего человечества. О том же свидетельствует ивышеприведенный отрывок из Плиния Старшего. Вопрос о подвигах и приключениях Персея интересен нетолько своей географической привязанностью к гиперборейцам, нои заглубленностью в те пласты древнего мировоззрения, когдадействовала совершенно иная по сравнению с классической системамифологических ориентиров. Персей отправился на "край земли", вцарство гиперборейцев как на прародину и самих эллинов, иОлимпийских Богов. Там, на Крайнем Севере, обитали потомкититанов первого поколения Богов, названных в 37-м Орфическомгимне "истоком и началом всего, что смерти подвластно", нопобежденных все же Олимпийцами в жестокой борьбе. Там, видимо,и произошла Титаномахия -- битва Богов и Титанов -- ближайшихпотомков одной и той же матери Земли-Геи и одного и того жеотца Неба-Урана. В действительности же Титаномахия отразила вмифологической форме распад праэтноса и столкновение двухтотемных структур -- старой и новой, одна из которых, возможно,потерпев, поражение, вынуждена была мигрировать на Юг, оставив,однако, потомкам выгодную для себя версию происходившихсобытий. Не вдаваясь в перипетии древней войны (ее точныеподробности все равно не известны), отметим, что титаны и ихокружение были изничтожены дважды: первый раз -- физически,второй раз -- морально. На них была наложена Каинова печатьсатанинского племени, им были приписаны все мыслимые инемыслимые грехи. Так, впрочем, было всегда, когда одна религияприходила на смену другой: прежние кумиры в прямом смыслеуничтожались, на былые верования накладывалось табу, а все, чтос ними было связано, извращалось и изгаживалось. Именно такпроизошло при распаде индоиранской общности. Первоначально удревних индийцев и иранцев были общие Боги. После разделениярелигий и культур одни и те же Боги стали восприниматься спротивоположными знаками народами, перешедшими во враждебныеотношения друг к другу. В индоиранской мифологии существовалоразделение мира демонов и Богов на дэвов иасуров. Но если в индийской традиции деви --синоним Божества, то в иранской интерпретации (а в дальнейшем иу других народов, оказавшихся в орбите персидской культуры)дэвы -- злобные, кровожадные оборотни, главные врагирода людского. Примерно тот же смысл вкладывают индийцы впонятие асуров; зато у древних иранцев ахуры --божественные существа, боровшиеся за упорядочение мира иобщества против сил хаоса, зла и тьмы, а Ахурамазда --верховное Божество зороастрийского пантеона. По такой же примерно схеме развивались события пристановлении олимпийской мифологии. Среди эллинов былираспространены три концепции сотворения мира: 1) пеласгийская и2) орфическая, обе развивавшие общеиндоарийские представления окосмическом яйце как первоколыбели Богов и людей, и 3)олимпийская, превратившаяся в официозную религию и идеологиюпосле вторжения эллинов на Балканы. По олимпийской традиции первоначально существовало четырепоколения Божеств. Второе и третье поочередно свергали своихпредшественников. Согласно Гесиоду, прародителями всего живогосчитались Гея-Земля и Уран-Небо. От их брака народилисьчудовища -- сторукие великаны гекатонхейры, одноглазые циклопы,а также титаны и титаниды. Титаны во главе с Кроном (Хроносом)восстали против отца Урана, свергли его после оскопления истали править миром. Но не вечно. От брака Крона -- владыкимира -- с сестрой-титанидой Реей родилось пятеро детей. Дабы недопустить своего свержения, отец тотчас же их проглатывал, покаочередь не дошла до последнего -- Зевса. Мать-Рея подмениларебенка камнем, а сына надежно спрятала и вырастила. Возмужав,Зевс освободил из утробы отца своих братьев и сестер и вместе сними объявил десятилетнюю войну всем титанам. Победа досталасьЗевсу (рис.19), титаны во главе с Кроном были низвергнуты, амиром стал править Зевс и его соратники: братья Посейдон иПлутон, сестра Деметра и супруга Гера. В дальнейшем в числоОлимпийских Богов были включены дети Зевса от разных жен:Гефест, Гермес, Аполлон, Артемида, Афина, Арес, Дионис,Афродита. Относительно происхожденя последней имеется иная,более древняя версия: Афродита -- не дочь, а, скорее, теткаЗевса. Она появилась на свет еще до рождения будущего владыкиОлимпа: плоть оскопленного Урана упала в море, образовав пену,из нее-то и возникла Пенорожденная Богиня. Спрашивается: какое отношение все это имеет к русскомумировоззрению? А вот какое: подавляющее большинство упомянутыхсобытий, описанных в классической Теогонии, происходило не наБалканах -- территории древней и современной Греции, а в местахрасселения той части индоевропейской этнической общности,которая впоследствии непосредственно разделилась на прапредковэллинов и прапредков славян. Находился этот этнический котелнародов в северных широтах Евразии, то есть главным образом натерриториях современной России, именуемых в древностиГипербореей. Греки и русские -- народы, близкие по генетическимкорням и духовному мироощущению; неспроста впоследствии онивновь духовно объединились в православии. Вообще же вопрос о титанах достаточно запутан и относитсяк числу "темных". Расхождения по поводу их генезисасуществовали уже между Гомером и Гесиодом. По Гесиоду, как ужеотмечалось, отец двенадцати титанов и титанид -- это Уран-Небо,а мать -- Гея-Земля. В дальнейшем титанами именовались и детипервого поколения, например, Прометей -- сын Япета (Иапета) иКлимены. У Гомера титаны -- дети не Урана и Геи, а Океана иТефиды -- родоначальников всего живущего. (Между прочим, то,что наименование "титаны" образовано от имени матери -- Тефиды(Титии), свидетельствует о матриархальности отношений,доминировавших во времена их владычества. Напротив, своцарением Олимпийцев утвердились отношения патриархальные.)Аполлодор в "Мифологической библиотеке" придерживается версииГесиода. Впоследствии их точка зрения и была канонизирована,хотя уже многие античные авторы -- и в их числе знаменитыйфилософ Гераклит Эфесский -- выражали глубокие сомнения вкомпетенции Гесиода. Это подтверждают и некоторые, как принятовыражаться, независимые источники. Сохранились свидетельства так называемых Сивиллиных книг,некогда обширных мифологических источников древнейшегопроисхождения. Первоначально Кумская Сивилла принеслапоследнему царю Древнего Рима Тарквинию Гордому девятьсвященных книг, и уже тогда шесть из них были сожжены.Оставшиеся не раз переписывались, сокращались, пока ихокончательно не уничтожили варвары после захвата Рима. Тем неменее некоторые отрывки уцелели, среди них -- касающиесяпроисхождения титанов. Иногда утверждают: перед нами неподлинник, а позднейший пересказ. Ну и что! Ничуть не меркнетзаслуга нередко безымянных авторов, сумевших донести до насголос подлинника, в том или ином виде бывшего у кого-то передглазами. Ценность первоначальных свидетельств не снижается,оттого что они передаются от поколения к поколению. В III Сивиллиной книге излагается версия, отличная отобщепринятой: титаны вовсе не были Первобогами, а представлялидесятое поколение, жившее после потопа (какого по счету потопа-- не говорится). Самое интересное, что Титан в Сивиллинойкниге -- имя собственное: "И владычествовали тогда Крон, Титани Япет, названные превосходнейшими детьми Геи (Земли) и Урана(Неба), по причине того, что они были лучшими земными людьми.Вся земля была разделена между ними на три части и каждыйвладычествовал в своей части бесспорно, ибо отец наложил на нихклятву, а дележ был справедливый. Но когда старому отцу пришелконец и он умер, тогда клятва была нарушена постыдным образом,и сыновья заспорили о царском достоинстве и владычестве надвсеми людьми. Воевали же (преимущественно) Крон и Титан"32.Далее подробно рассказывается о перипетиях этой борьбы. Поражает обыденность и приземленность данной версии:титаны и будущие Олимпийцы оказываются простыми людьми (Зевс,кстати, прозывается Дисом и признается таким же смертным, каквсе люди, Боги и полубоги). Любопытна интерпретация и самогообраза Титана: первоначально это брат-соперник Крона и Япета (вСивиллиной книге -- вопреки Гесиоду и Аполлодору -- они неназываются титанами; зато таковыми именуются 60 сыновейпервородителя). Имеются веские основания предполагать, что Титан -- вообщене имя, а прозвище. Исходя из значения древнегреческого слова иблизких ему по смыслу слов, "титан" означает: "простирающийруку", "стремящийся", "мыслитель", "властелин", "питатель"("властелин" уместно признать основным смыслом). Точно так жеПрометей -- сын Япета (Ипета) -- не имя собственное, апрозвище: "провидец", "промыслитель", "прозорливец", "ведун"(от слов: "ведать, "проведать"), то есть из одного ряда срусскими словами: "ведьма" (ж. род), "волхв" (м. род). Кронтакже в известном смысле прозвище: имена Крон[ос] и Хроностождественны, а Хронос означает Время. Косвенно этоподтверждает и один из фундаментальных памятников мировойисториографии -- "История Армении" (V в. н.э.). Ее автор --выдающийся сын армянского народа Мовсес Хоренаци такжеопирался на III Сивиллину книгу, но другую ее редакцию, гдевместо Крона-Хроноса фигурирует его персидский эквивалент Зрван(Зерван). В древнеиранской мифологии Зрван -- Время, являющеесяпервоначальной мировой субстанцией; отсюда -- зерванизм(зрванизм) -- самобытная философская концепция, оказавшаянепосредственное влияние на зороастризм, маздеизм, иудаизм,гностицизм, каббалистику, а в манихействе Зрван и вовсеявляется Верховным Богом. Вообще же имя древнегреческого Первобога-титана Кронародственно таким русским словам, как "крона" (дерева) или"корона" (от лат. corona -- венок). Поэтому изначальныйсмысл самого имени Крон можно реконструировать как:"верховник", "венценосец". Одновременно в русском языкеприжился и вторичный смысл имени Крона -- Хронос-Время. ИмяКрона, олицетворяющее им онтологическое и историософскоезначение времени, сохранилось и в современном слове "хроника".Древнее русифицированное его звучание -- "кроника", гдекорневая основа "крон" наличествует в первозданном виде. Термин"кроника" в различных ее вокализациях был достаточно широкораспространен в старинной книжной литературе, где выступалсинонимом слова "летопись", обозначая исторические своды -- вособенности иноязычные и переводные33 . Из общего корневогогнезда проистекают и другие исконно русские слова: глагол"кроить" и существительное "край", восходящее к тому же кавестийскому karаna -- "край", "сторона" (см.: СловарьМ.Фасмера). Несмотря на олимпийский переворот, Крон продолжалпочитаться практически во всех странах древнего мира -- отЕгипта до территорий, заселенных славянами, ибо, по мнениюдревних -- свидетельствует Плутарх, -- "все произошло от Кронаи Афродиты"34, то есть -- от всепоглощающего времени ивсепобеждающей любви. Древние считали его еще и Богом холода изимы -- еще одно указание на полярную прародину. Некоторыеавторы прямо называют Крона гиперборейским Божеством, владыкойПолюса и полярных стран. Неспроста ведь в отдельных античныхисточниках современная акватория Ледовитого океана именоваласьКронидским морем. Латинским эквивалентом Бога Крона был Сатурн.Именно под этим именем он упоминается как Божество славян вкниге арабского путешественника Аль-Массуди. В X веке, еще довведения христианства на Руси, он посетил нынешние российскиетерритории, путешествуя по Хазарии и Волжской Булгарии. В одномиз славянских Храмов на Черной горе, рассказывает Аль-Массуди вкниге "Золотые луга", стоял идол, представлявший Сатурна вобразе старца с палкою в руках, ею он разгребал могильные костисмертных; под правою ногой были изображены разного родамуравьи, а под левою вороны и другие подобные птицы35. Ясно, что упомянутое славянское Божество Времени и Смертиимело свое собственное имя -- в прошлом веке его пыталисьреконструировать известные европейские мифологи. Со ссылкой начешские хроники считали, что имя его Ситоврат, созвучноеСатурну и означающее Солнцеворот (или, возможно также, ВратаСолнца). Со ссылкой на средневековые латинские словари считали,что звали его Крът (Крет) -- созвучно (первые две буквы) имениКрона, а также названию одной из разновидностей сокола --"кречета". Подобной точки зрения придерживался ЯкобГримм, проделавший скрупулезный лингвистический анализданного теонима. В конечном счете родственными имени Крът(Крон) признаются слова с корнем "крес" -- ("огонь") и"крад-крак", включая название древнего польского города Краков.От себя добавим, не менее созвучен имени Крът и топоним Крит --название средиземноморского острова, очага эгейскойцивилизации. Для имени Зевс -- низвергателя Крона и другихтитанов -- тоже нетрудно подыскать аналоги в русском языке. Этослово "зев", и "зов", и сопряженные с ними единоосновныеглаголы "зиять", "звать", "зевать". Последний, по Далю, помимообщераспространенного смысла, означал также: "кричать","орать", "реветь". "Зев -- рев" -- вот, вероятнее всего, тасмысловая "вилка", которая нашла свое отражение в имениОлимпийского Громовержца. А какие сведения можно почерпнуть в древнерусскихисточниках? Крупнейший русско-украинский историк НиколайИванович Костомаров (1817 -- 1885) в монографии"Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевогоуклада (История Новгорода, Пскова и Вятки)" ссылается нахронографы XVI и XVII веков, где записана уже упоминавшаясялегенда о начале Русской земли. Здесь рассказывается о потомкахЯфета (Япета) Скифе и Зар-дане, переселившихся на юг вПричерноморье; в свою очередь их потомки -- Словен и Русвернулись в места прежнего проживания своих предков на Севере.Имя Зар-дан в русских источниках нигде более не зафиксировано.Оно может быть интерпретировано двояким образом: во-первых, сучетом чередования согласных звуков и по аналогии с понятиемЗрван, означающим Время и прямиком выходящим на его греческийэквивалент Хронос-Крон[ос]; во-вторых, как собственно русскоеимя, состоящее из двух русских корней "зар" (ср.: "заря") и"дан" (ср.: "данный") -- в таком случае Зардан сродни имениБогдан. Думается, однако, что различие между обоими подходамиусловно, если обратиться к теории единого происхождения языковмира; впрочем, общая основа наверняка отыщется уже вобщеиндоевропейских корнях. Сходным образом понятие и слово "титан" образуют общеелексико-смысловое гнездо с исконно русскими словами: "тита"(женская грудь -- "титька"), "тетя", "тятя" ("тата -- отец",откуда и слово "отечество") -- все они предполагают некоторуюблизкородственную основу. По поводу Крона в русских летописяхесть еще одно любопытное свидетельство, почерпнутое извизантийских хроник, излагавших эллинскую мифологию. В русскомХронографе редакции 1512 года упоминается один из прародителейчеловечества -- исполин Крон, названный так "по имени великойзвезды" (то есть планеты Сатурн). Русский хронограф считаетКрона дедом великого пророка Зороастра, "рекше зорозвездник,славный перьскый звездозаконник". Остается разобраться с этимологией имени Япет (Иапет) --Яфет (последнее в древности писалось -- Афет, в современныхизданиях -- Иафет). С ним сопрягается имя Ипат --мистически-роковой символ русской истории: с Ипатьевскогомонастыря началась история династии Романовых, а в Ипатьевскомдоме в Екатеринбурге она трагически завершилась. Полное имя дляИпата -- Ипатий, он же -- Евпатий, древнерусское написание --Еупатий (так звали организатора сопротивления Батыю в Рязанскомкняжестве), восходящее к греческому Евпатору, что означает"благородный" (такое прозвище было у знаменитого властителяБоспорского царства Митридата VI). Русское имя Ипат, исходя изгреческой первоосновы, также переводят обычно: "знатный","важный". Однако нахождение иноязычного эквивалента -- лишь первыйшаг на пути отыскания истины: корни и греческого, иславяно-русского слов наверняка уходят в более глубокиелексические и смысловые пласты, тем более когда речь идет олегендарном прародителе индоевропейских и прочих народов. Нелишено вероятности, что имя Иапет -- обычное прозвище,связанное с древнегреческим глаголом iapto, значениекоторого многопланово: "кидать", "бросать", "низвергать","произносить", "нападать", "поражать", "носиться", "мчаться","плясать". Соответственно и Иапет может считаться иНизвергателем, и Мчащимся, и Плясуном, и т.д. Срединеавтохтонных пришлых народов, известных античным авторам, былииаподы, жившие на стыке Балканского и Апеннинскогополуостровов, а также иапиги, поселившиеся в конечном счете вИталии, куда они прибыли с Крита под водительством Иапига, сыналегендарного мастера Дедала и неизвестной критянки. Чтозаставило критян спешно покинуть остров -- колыбель доэллинскойцивилизации, -- об этом история умалчивает. Известно однако,что сам Дедал был связан с Севером (Арктом), о чем еще будетсказано ниже. Просматриваются параллели и с русским языком, хотя и носятони гипотетический характер. Так, хорошо известное русскоеслово "ябедник" в прошлом означало "служитель" и писалось,начиная с "Русской правды" Ярослава Мудрого, "ябет[ь]ник",уходя своими корнями, по мнению большинства специалистов, вскандинавские языки. Впоследствии, но не ранее XVI века, изсуществительного "ябедник" образовался глагол "ябедничать" сосмыслом "доносить", "клеветать", а "ябедник" превратился в"ябеду-доносчика". С учетом взаимопревращаемости согласныхзвуков "б" и "п" можно допустить форму "япетник", гделексическая основа "япет" обнаруживается очень четко. Крометого, в русле индоевропейской фонетической трансформацииизвестно превращение "б" в "пф" (или наоборот). Русское"яблоко" имеет общую корневую и генетическую основу с немецкимApfel, где "б"="пф". Отсюда понятно, почему ввокализации имени Япета возможен вариант со звуком "ф" вместо"п". Конечно, созвучность имени-символа Япет-Яфет идревнерусского слова "ябеть[ник]" может оказаться случайной, ново всякой Истории -- в том числе и в истории языка -- ничегослучайного, по большому счету, не бывает. Таким образом, многие Олимпийские Боги, эллинские герои исвязанные с ними сюжеты окрашены в "русские тона". Данный напервый взгляд парадоксальный тезис нужно понимать не в томплане, что эллины произошли от русских (или наоборот), а в томсмысле, что предыстория тех и других имеет общие корни и дажествол: некогда существовал нерасчлененный Пранарод с общимязыком и культами, но в дальнейшем праэтнос расщепился, местарасселения изменились, языки обособились. Однако следы былойобщности не стерлись. Это -- бесспорный факт, и в дальнейшемизложении он неоднократно будет подкрепляться все новыми иновыми аргументами. Еще в прошлом веке вывод облизкородственности древнегреческой и русской народных культурнастойчиво пропагандировал выдающийся славист и фольклористПетр Алексеевич Бессонов (1827 -- 1898), а также ужеупомянутый А.Д.Чертков. Кроме того, был издан сравнительныйсловарь А.О.Готтеса "Основание всеобщей словесности ипроисхождение русского языка" (СПб., 1844), получившийнеоднозначную оценку в научных кругах, но нагляднодемонстрировавший сотни параллелей между русским идревнегреческим языками. Ныне к идее совпадения древних икоренных индоевропейских культур с русским мировоззрением итрадициями обратились многие современные исследователи.Наибольший интерес в данном плане представляют публикацииЮ.Д.Петухова (см., напр.: Дорогами Богов. М., 1990; РусскиеБоги Олимпа // Голос Вселенной. 1996. No5) и В.И.Щербакова(см.: Асгард -- город Богов. М., 1991; Века Трояновы. М.,1995). В последнее время принято более внимательно относиться кБиблии как к историческому документу. Безусловно, Книга Книгтаковым и является. Здесь аккумулировано древнее знание многихнародов. И в особенности это касается предыстории. Позволю и яв качестве отправного пункта для объяснения некоторыхтаинственных явлений доисторического прошлого взять двезагадочные библейские фразы из 6-й главы "Бытия". Здесьрассказывается о временах, предшествовавших всемирному потопу,о грехах людских и о том, как "сыны Божьи" (Эрих фон Деникенрасценивает их как посланцев иных миров) стали брать в женыдочерей человеческих, и те начали рожать от них детей. Но не кэтому сюжету, казалось бы, имеющему непосредственное отношениек палеоконтактам, хотелось бы привлечь внимание. В 6-й главе"Бытия" есть небольшое вставное отступление, которое не имеетникакого отношения ни к предыдущему, ни к последующемуизложению. Всего две фразы: "В то время были на земле исполины<...> Это сильные, издревле славные люди" (Быт. 6, 4). Обычно слова эти воспринимаются как дань уваженияфольклору и сказкам о великанах. Но, во-первых, в фольклоретакже отображена реальная история, особенно -- древняя.Во-вторых, почему бы не посмотреть на сам библейский текст какна историческое свидетельство. Тем более перед нами далеко неединичное свидетельство. Напротив, свидетельств масса -- как изаслуживающих внимания фактов. Сошлемся только на два. В России почти не знают вавилонского историка Бероса (ок.350 -- 280 до н.э.). Труды его (точнее -- дошедшие из нихфрагменты) никогда на русский язык не переводились и вообщесчитаются чуть ли не апокрифическими. Между тем они -- один изважнейших источников по древней истории. Сам Берос былжрецом-астрологом, но после взятия Вавилона АлександромМакедонским и наступления "смутного времени" бежал в Элладу,выучил греческий язык, затем возвратился на родину и написалпо-гречески для царя Антиоха I историю Вавилонии, включаядоисторические времена, опираясь при этом на древние, погибшиеуже тогда источники. Так вот Берос, описывая допотопную историюЗемли, делит населявших ее разумных существ на три категории:гиганты, обыкновенные люди и существа, жившие в море, которыеобучили людей искусствам и ремеслам. Сначала исполины были добрые и славные, говоря словамиБиблии. Но постепенно деградировали и стали угнетать людей."Питаясь человеческим мясом, -- пишет Берос, -- они изгонялиутробные плоды женщин для приготовления кушанья. Блудносожительствовали с родными матерями, сестрами, дочерьми,мальчиками, животными; не уважали Богов и творили всякиебеззакония". Боги за нечестие и злобу затмевали им разум, а подконец решили истребить нечестивцев, наслав на Землю водыпотопа. Погибли все, кроме праведника Ноа [библейский Ной] иего семейства. От него и пошел по новой род людской. Берос описывал события на Ближнем и Среднем Востоке. Но незнал, что творилось на Севере, на Дальнем Востоке и уж темболее -- в Америке. А там происходило примерно то же самое.Помимо людей, существовали еще и человекообразные существаисполинского роста. Сначала они были нормальными "людьми",однако постепенно деградировали, превратившись в злобных икровожадных людоедов. Вот об одном таком обитавшем натерритории России уже в историческое время и сохранилосьдокументальное свидетельство. Принадлежит оно Ахмедуибн-Фалдану, который в 921 -- 922 гг. вместе с посольствомбагдадского халифа посетил царя волжских булгар, проехав передтем и по русским владениям. Книга, которую написал ибн-Фалдан,-- бесценный источник по истории дохристианской Руси, ноинтересующий нас отрывок из нее обычно стыдливо замалчивается.А рассказывается в нем ни больше ни меньше как о последнемисполине, проживавшем на волжской территории. Вот о чем поведаларабский путешественник. Еще находясь в Багдаде, он слышал от одного пленноготюрка, что при ставке владыки Булгарского царства содержится вневоле один исполин -- "человек чрезвычайно огромноготелосложения". Когда посольство прибыло на Волгу, ибн-Фалданпопросил царя показать гиганта. К сожалению, его не так давноумертвили из-за буйного и злобного характера. Как рассказывалиочевидцы, от одного взгляда исполинского существа дети падали вобморок, а у беременных женщин случались выкидыши. Одичавшийвеликан был пойман далеко на Севере, в стране Вису (как считаютсовременные историки, это -- летописная весь, жившая где-то врайоне Печоры. -- В.Д.), и доставлен в столицу ВолжскойБулгарии. Его держали за городом, прикованным цепью к огромномудереву. Здесь же и удавили. Ибн-Фалдану показали останки: "И яувидел, что голова его подобна большой кадке, и вот ребра егоподобны самым большим сухим плодовым веткам пальм, и в таком жероде кости его голеней и обе его локтевые кости. Я изумилсяэтому и удалился"36. Перед нами важное документальное свидетельство,беспристрастно подтверждающее то, что хорошо известно изфольклора и мифологии, а также по многим рисункам и изваяниям. Архаичный пласт древних мифологий скрыт за семью печатями.И все же он поддается смысловой реконструкции. Причем дляобоснования его северного происхождения одного лишькультурологического материала недостаточно. Необходимы такжеантропологические, геологические, климатологические и дажекосмологические факты. Гиперборейцы -- потомки титанов, свидетели и участникиТитаномахии. На это прямо указывают античные авторы:"Гиперборейцы были титанического происхождения ... Они взрослииз крови бывших прежде титанов"36-а. Вспомним, море вблизиГипербореи именовалось Кронидским, по имени главы "партии"титанов Крона -- отца Зевса. Да и сам Крон, если отвлечься отпоздней проолимпийской версии о низвержении в Тартар, продолжалвластвовать на Островах Блаженных, мало чем отличавшихся от раяземного и расположенных опять-таки на широте Гипербореи. Жизньна Островах Блаженных, как она представлялась и описываласьантичными авторами, почти полностью совпадает с описаниямижизни гиперборейцев. Как уже неоднократно упоминалось, среди титанов -- хозяевСевера Евразии -- был и Япет (Иапет), ставший прообразомбиблейского Яфета, от сына которого -- Мосоха (Мосха, Моска)произошли Московиты -- жители Москвы и Московии. В античнойтрадиции эта эпоха титанов получила название "золотого века" --царства счастья, добра, справедливости и изобилия. У русскогонарода память о Золотом веке сохранилась в виде сказочногообраза Золотого царства -- источника богатства, благополучия ипроцветания. Знаменитое описание "золотого века" даетсяГесиодом: Создали прежде всего поколенье людей золотое Вечно живущие Боги, владельцы жилищ олимпийских. Был еще Крон-Повелитель в то время владыкою неба. Жили те люди, как Боги, с спокойной и ясной душою, Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость К ним приближаться не смела. В пирах они жизнь проводили. А умирали, как будто объятые сном. Недостаток Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный Сами давали собой хлебодарные земли. Они же, Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства... В память о "золотом веке" справлялись самые веселыепраздники древности -- дионисии у греков и сатурналии у римлян.Все необузданное веселье рождественских карнавалов, святок,ряжения и колядования с подарками, игрушками, наряжениемдеревьев (в настоящее время -- в основном елки), расцвечениемогнями -- все это идет от дионисий и сатурналий, а еще раньше-- от гиперборейских традиций: "золотой век" титанов исчастливая жизнь гиперборейцев происходили в одно и то же времяи на одной и той же северной территории. Вот еще одно изописаний -- в стиле бурлеска -- той стародревней жизни предков: Там миром дышала природа кругом; постоянной он был ей стихией. Не страх, не болезни рождала Земля; добровольно давала, что нужно. Там в канавах златое струилось вино; с калачами там сайки дралися, Умоляя тебя: "Что же ты губы надул? Знай, бери из нас ту, что белее!.." ............................................... Ни раба там мир не видел, Ни рабыни никогда... Аналогичную картину Царства Света, где обитают блаженные,рисует и средневековый манихейский текст, опирающийся надревнеиранские и иные источники: ...Там места нет ни злобе и ни козням; Рождение и смерть, разрушаемое и преходящее -- Всего этого лишено Царство света... Из сотен потоков, рек, озер и вечно бьющих ключей Струится живая вода (амброзия), глубокая и чистая, ароматная и удивительная, И в ней нельзя ни утонуть, ни захлебнуться; Нет здесь и наводнения, несущего беду и разорение. Здесь -- драгоценные деревья, растущие в один ряд, Их драгоценные плоды всегда в соку, не вянут и не гниют, Все они одинаковой величины и лишены чревоточины, Свежи, сочны, обильны, и поистине, вечно существуют. Драгоценная Страна света беспредельна, Искать ее край и берег бесполезно; Поистине, она свободна от малейшего угнетения, в ней нет нужды и убытка, Здесь каждый движется, как хочет, живет по своей вольной воле. Возникает закономерный вопрос: в какие временные ипространственные параметры укладывается модель "золотого века",а также других периодов древнейшей истории. Попробуемспроецировать высказанные выше предположения на ступениреального исторического процесса в соответствии с современныминаучными данными, по которым (см., напр., пятитомник"Возникновение человека". М. 1977 -- 1979) о человеке всовременном понимании можно говорить лишь применительно ковременному отрезку в 40 тысяч лет, отсчитывая назад от нашихдней. Начало данного сорокатысячелетнего периода знаменуетпроникновение человека в Северную и Южную Америку, а затем и вАвстралию. Переселенцы унесли с собой начатки общечеловеческойкультуры, мифологии и мировоззрения, общий языковой субстрат иисходный словарный запас. Распад некогда единого для всех языкак тому времени уже шел полным ходом. Но Евразия еще долгооставалась лингвистически монолитной. Дольше всего сохранялосьединство будущих индоевропейских, тюркских и финно-угорскихязыков; их дифференциация началась, вероятнее всего, где-нибудьпосле ХХ тысячелетия до новой эры. Затем пошел активный процессобособления индоевропейских этносов и языков. Существует, впрочем, и иная концепция, популярная восновном в Новом Свете и практически не известная в Европе. Ееразработал выдающийся аргентинский ученый Флорентино Амегино(1854 -- 1911). Опираясь на данные палеонтологии иархеологии, он выдвинул гипотезу (до сих пор никем неопровергнутую) о южноамериканской прародине человека. Новейшиеисследования с применением радиоуглеродного анализа к отдельнымостанкам древнего человека, найденным на Американскомконтиненте, дали следующие результаты: Южная Калифорния -- 50000 лет, Дель-Мар и Сан-Диего -- 48 000 лет, Ла-Джоли -- 44 000лет и Лос-Анджелес -- 26 000 лет. Эти данные противоречатгосподствующей точке зрения относительно заселения Северной,Центральной и Южной Америки. Стартовая планка началамиграционных процессов должна быть значительно снижена, чтозаставляет по-иному взглянуть также и на социоэтнические икультурно-лингвистические явления, происходившие наевразийских, американских, африканских и прочих территориях. 12 тысяч лет тому назад Земля была уже основательнозаселена. Определились очаги будущих великих цивилизаций --китайской, ближневосточной. Однако на берегах Нила, вИндостане, на Балканах и в Италийских землях нет еще и намекана те этносы, которым в дальнейшем предстоит создатьдревнеегипетскую, древнеиндийскую, древнегреческую идревнеримскую культуры. Эти народы появятся в местах своейновой родины постепенно: шумеры -- не ранее V тысячелетия дон.э., эгейцы, этруски -- не ранее III тысячелетия до н.э.(нередко указывается еще более поздняя дата); эллины и латины-- начиная с рубежа между III и II тысячелетиями до н.э.Примерно к этому же времени относится начало передвиженияпротославян и проторуссов, описываемого в самых ранних текстах,зафиксированных на утраченных дощечках Велесовой книги. Откуда же все они пришли? У каждого народа был свой долгийи трудный маршрут и общее направление миграций, как правило, сСевера на Юг. На то были свои и вполне естественные причины:геофизические катаклизмы и сопряженные с ними глобальныеизменения климата, сопровождавшиеся в северных широтахнаводнениями и всеобщим похолоданием. Вот как лапидарноописывает Авеста (кстати, название священной книги родственнорусскому слову "весть") ситуацию, вынудившую прапредков иранцевпокинуть страну Арйан Вэджа (прародину всех ариев) ипереселиться с Севера на Юг. Первоначально царили в прекраснойстране покой и блаженство (вспомним "золотой век" и ОстроваБлаженных). Но вот злокозненный Ангара Манью -- Божество мракаи зла ниспослал на родину ариев жестокую зиму и превратилблагодатный край в ледяную пустыню: "Там -- десять зимнихмесяцев и два летних месяца, и они холодны -- для воды, холодны-- для земли, холодны -- для растений, и это середина зимы исердцевина зимы, -- а на исходе зимы -- чрезвычайные паводки". Перекликаются с Авестой и пронзительные строфы русскогодуховного стиха о светопреставлении: Постигла нас тьма несветимая, Солнце угаси светлая, Свет свой не яви На лицы земли; Прежде вечера в часы дневные Наступила нощь зело темная; Луча измени естество свое, Светлая луна во тьму преломися; Звезды на небеси Свет свой угаси, Земля и вода свой плод сократи; Паде с небес сап горящий, Пшеницу сломи несозрелую... Перемени море естество свое... Наступи зима зело лютая, Уби виноград всезеленый...37 Просто поразительно, как такие стихи -- шедевр устногонародного творчества -- (конечно, с поправками и переделками)сохранились на протяжении тысячелетий практически до нынешнихвремен. При всей несхожести мировоззрений зороастрийцев ирусских калик перехожих -- хранителей древнейшей культуры ипамяти о прошлом -- в приведенных песнопениях налицо знания иливоспоминания о каких-то стародавних, но конкретных событиях,связанных с неожиданным и резким изменением климата, переходомот тепла к холоду: зело лютая зима на фоне наступления ночи,уничтожает виноград, который, оказывается, до климатическойкатастрофы буйно произрастал на крайнем Севере, гаснут Солнце извезды, изменяется естество моря (то есть оно замерзает).Доскональное совпадение с описанием вселенских катастроф вдругих мифологиях, но с поправкой на "северный коэффициент". Когда именно случилась эта катастрофа на севере Евразии,установить точно пока не удается. Можно лишь косвенно судить поволнам миграций и оставленным ими археологическим следам.Память же о вселенском катаклизме, повлекшем за собой всемирныйпотоп, сохранилась в преданиях большинства народов Земли. Еще вконце прошлого века американский ученый В.Уоррен в результатеисторических и сравнительно-мифологических изысканий пришел квыводу, что у большинства индоевропейских народов сохранились всказаниях, обрядах, легендах воспоминания о переселении сдальнего Севера и о жизни их предков в северных странах. Обовсем этом поведано в книге с характернейшим названием"Потеряный рай или колыбель человечества на Северном полюсе".Северный полюс, естественно, рассматривался применительно кдалекому прошлому. В те времена картина жизни в приполярных областяхзначительно отличалась от нынешней, что подтверждаетсяархеологическими данными. Достаточно взглянуть наархеологическую карту Мурманской области (рис.20), дабыубедиться: на протяжении многих тысячелетий по берегам океана,морей и рек жизнь здесь била ключом (то же относится и костальным областям вплоть до Чукотки). Каких-то границ длясеверной археологии не существует (условно ими можно считатьлишь дно Ледовитого океана, куда археологи, к сожален

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.