Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ



ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ

ЖИВОТНОГО МИРА

Государственное управление в области рационального использования животного мира осуществляется Президентом РФ и Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Последние состоят из федеральных государственных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, их территориальных органов и государственных учреждений, находящихся в ведении этих органов и выполняющих задачи по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. До 1 января 2008 г. рассматриваемые специально уполномоченные государственные органы состояли исключительно из соответствующих федеральных и территориальных (бассейновых) государственных органов.

Основными принципами государственного управления в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются:

• обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира;


• поддержка деятельности, направленной на охрану животного
мира и среды его обитания;

• осуществление пользования животным миром способами,
не допускающими жестокого обращения с животными, в
соответствии с общими принципами гуманности;

• недопустимость совмещения деятельности по осуществлению
государственного контроля за использованием и охраной
животного мира и среды его обитания с деятельностью по
использованию объектов животного мира;

• привлечение граждан и общественных объединений к реше
нию задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого
использования объектов животного мира;

• отделение права пользования животным миром от права
пользования землей и другими природными ресурсами;

• платность пользования животным миром;

• приоритет международного права в области использования
и охраны животного мира, охраны и восстановления среды
его обитания.

Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области охраны и использования животного мира перечислены в ст. 5—8 ФЗ «О животном мире». Статья 6 устанавливает перечень полномочий Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта РФ. К ним относятся:

• организация и осуществление охраны и воспроизводства, а
также регулирование численности объектов животного мира,
за исключением объектов животного мира, находящихся на
особо охраняемых природных территориях федерального
значения, охрана среды обитания указанных объектов жи
вотного мира;

• ведение государственного учета численности объектов живот
ного мира, государственного мониторинга и государственного
кадастра объектов животного мира в пределах субъекта РФ,
за исключением объектов животного мира, находящихся на
особо охраняемых природных территориях федерального
значения;

• выдача лицензий (за исключением распорядительных) и
разрешений на использование объектов животного мира, за
исключением объектов, находящихся на особо охраняемых

527


природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

• контроль за использованием капканов и ловушек; осущест
вление контроля за оборотом продукции, получаемой от
объектов животного мира и др.

Контроль за осуществлением, а также за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами. Контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий включает в себя:

• рассмотрение и анализ отчетов о проведенных мероприя
тиях в области охраны, использования и воспроизводства
объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты,
ежеквартально представляемых органами государственной
власти субъектов РФ;

• оценку качества проведенных мероприятий за счет средств,
предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета
для осуществления переданных полномочий;

• оценку деятельности органов государственной власти субъ
ектов РФ по исполнению переданных полномочий;

• направление органам государственной власти субъектов РФ
предписаний об устранении выявленных нарушений;

• направление органам государственной власти субъектов РФ
предписаний о привлечении к ответственности должностных
лиц, исполняющих обязанности по осуществлению передан
ных полномочий;

• направление Министерству сельского хозяйства РФ предло
жений об изъятии переданных полномочий.

Контроль осуществляется в форме документальных и выездных плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, утверждаемых руководителем Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и руководителями ее территориальных органов. Выписки из планов доводятся до проверяемых органов государственной власти субъектов РФ. Внеплановые проверки проводятся в случае получения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору сведений о возможных нарушениях, допущенных органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении

528


переданных полномочий, нарушениях законодательства РФ, в случае несоответствия и расхождения в сведениях, представленных в отчетах о проведенных мероприятиях органом государственной власти субъекта РФ, поступления обращений физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов, получения иной информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушений, а также для проверки исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства РФ в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания.

Специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственное управление в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, являются Министерство сельского хозяйства РФ, Государственный комитет РФ по рыболовству, Министерство природных ресурсов РФ и др. Указанные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения образуют систему государственных органов в области контроля за охраной и использованием объектов животного мира. Сфера их деятельности и полномочия по осуществлению государственного контроля определены положениями об указанных органах, утвержденными Правительством РФ, законами РФ и указами Президента РФ.

Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере промышленного рыбоводства (аквакультуры), охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях и (или) занесенных в Красную книгу РФ, и среды их обитания и др.

Минсельхоз России принимает следующие нормативные правовые акты: правила использования и охраны объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и порядок исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный незаконной добычей или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также осуществляет: организацию работ по разведению в полувольных условиях объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; учет объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в специальные перечни вредителей домаш-

529


них животных и вредителей растений (кроме вредителей леса); государственный учет и государственный мониторинг объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов и среды их обитания; по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах РФ, за исключением внутренних морских вод РФ, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса и др.

Государственный комитет РФ по рыболовству осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1) самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

• методики исчисления размера вреда, причиненного водным
биологическим ресурсам;

• порядок изъятия долей в общем объеме квот добычи (вылова)
водных биологических ресурсов для осуществления промыш
ленного рыболовства;

• порядок заключения и регистрации договора о переходе долей
в общем объеме квот добычи (вылова) водных биологических
ресурсов для осуществления промышленного рыболовства от
одного лица к другому;

• перечень видов живых организмов, являющихся живыми
ресурсами континентального шельфа;

• порядок определения категорий водных объектов рыбохо-
зяйственного значения и использования находящихся в них
водных биологических ресурсов;

• порядок установления ограничений рыболовства;

• порядок проведения аукционов по продаже промышленных
квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и долей
в общем объеме квот добычи (вылова) водных биологических
ресурсов для осуществления промышленного рыболовства;

• перечень видов водных биологических ресурсов, которые
являются объектами рыболовства;

• типовые правила рыболовства и правила рыболовства для
каждого рыбохозяйственного бассейна;

530


• порядок осуществления рыболовства в различных целях;
и др.;

2) организует:

• комплексное изучение водных биологических ресурсов в
целях сохранения водных биологических ресурсов и среды
их обитания;

• государственный учет и государственный мониторинг состо
яния водных биологических ресурсов, включая обеспечение
функционирования отраслевой системы мониторинга водных
биологических ресурсов и наблюдения за деятельностью ры
бопромысловых судов;

• мероприятия по восстановлению водных биологических
ресурсов и среды их обитания, нарушенных в результате
стихийных бедствий и по иным причинам, за исключением
водных биологических ресурсов, находящихся на особо ох
раняемых природных территориях федерального значения и
занесенных в Красную книгу РФ;

• проведение конкурсов на право заключения договора о поль
зовании рыбопромысловым участком;

• искусственное воспроизводство и акклиматизацию водных
биологических ресурсов;

3) осуществляет:

• ведение государствен ного кадастра объектов животного мира,
принадлежащих к объектам рыболовства;

• разработку и представление на государственную экологичес
кую экспертизу предложений об общих допустимых уловах
водных биологических ресурсов;

• оформление, выдачу, регистрацию разрешений на добычу
(вылов) водных биологических ресурсов и внесение измене
ний в такие разрешения, а также приостановление действия
разрешений на добычу (вылов) водных биологических ре
сурсов или аннулирование таких разрешений до истечения
установленного срока их действия;

• заключение с пользователями водными биологическими
ресурсами договоров о закреплении за ними долей в общем
объеме квот;

• согласование перечня рыбопромысловых участков, включаю
щих в себя акватории внутренних вод РФ, в том числе внутрен
них морских вод РФ, и территориального моря РФ, утвержда
емого органом исполнительной власти субъекта РФ;

• заключение договоров пользования рыбопромысловым
участком;

531


заключение договоров об искусственном воспроизводстве
водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохо-
зяйственного значения;

• установление ограничений рыболовства в порядке, предус
мотренном законодательством РФ о водных биологических
ресурсах;

• осуществляет государственный контроль и надзор за соблюде
нием законодательства РФ в области рыболовства и сохране
ния водных биологических ресурсов, за исключением водных
биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых
природных территориях федерального значения и занесенных
в Красную книгу РФ;

• выдает разрешения в установленных законодательством РФ
случаях;

• осуществляет иные функции в установленной сфере деятель
ности, если такие функции предусмотрены федеральными
законами и нормативными правовыми актами Президента
РФ и Правительства РФ.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора). Министерство природных ресурсов и экологии РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства водных ресурсов.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования:

1) осуществляет контроль и надзор:

• в области охраны, использования и воспроизводства объектов
животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты
и рыболовства), за исключением полномочий, осуществление
которых передано органам государственной власти субъек
тов РФ;

• за соблюдением законодательства Российской Федерации и
международных норм и стандартов в области морской среды

532


и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;

• за рациональным использованием минеральных и живых
ресурсов на континентальном шельфе;

2) выполняет функции федерального органа исполнительной
власти, специально уполномоченного на осуществление государ
ственного регулирования в области охраны озера Байкал;

3) выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:

 

• добывание объектов животного и растительного мира, зане
сенных в Красную книгу РФ;

• оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесен
ным в Красную книгу РФ;

• добывание объектов животного мира, не отнесенных к объ
ектам охоты и рыболовства, и пользование ими, за исключе
нием полномочий, осуществление которых передано органам
государственной власти субъектов РФ;

• содержание и разведение в полувольных условиях и искусст
венно созданной среде обитания объектов животного мира,
не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, за исключе
нием полномочий, осуществление которых передано органам
государственной власти субъектов РФ;

• ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию видов дикой фауны
и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме
осетровых рыб;

 

4) осуществляет в пределах своей компетенции мониторинг
объектов животного мира, уникальной экологической системы
озера Байкал, континентального шельфа, исключительной эко
номической зоны, внутренних морских вод и территориального
моря РФ;

5) осуществляет ведение Красной книги РФ.

Одним из направлений деятельности органов государственного управления в сфере охраны и использования объектов животного мира является контроль в этой области. Задачей государственного контроля в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания является обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законодательства РФ и законодательства субъектов РФ об охране и использовании объектов животного мира.

В целях реализации требований ФЗ «О животном мире» осуществляются разработка и реализация специальных государственных программ, предусматривающих конкретные мероприятия,

533


направленные на охрану объектов животного мира и среды их обитания. Федеральные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания утверждаются Правительством РФ. Региональные и местные программы разрабатываются и реализуются в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов РФ. Под охраной животного мира понимается деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира. Например, в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания осуществляются меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира.

Регулирование численности отдельных объектов животного мира должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим объектам животного мира и обеспечивающими сохранность среды их обитания, с учетом заключений научных организаций, решающих проблемы в данной области, и по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов. Основу работ по искусственному воспроизводству рыбных запасов составляет деятельность рыбоводных предприятий по выращиванию молоди ценных промысловых видов рыб — осетровых, лососевых, сиговых, частиковых, растительноядных. Так, в естественные водоемы и водохранилища РФ в 2006 г. выпущено1 7419 млн штук молоди ценных промысловых видов рыб, из них (млн штук): осетровых — 79, лососевых — 695, сиговых — 34,5, частиковых — 6533,6, растительноядных — 77, прочих (кефалевых и миног) — 6,5. В основных водоемах, где обитают осетровые виды рыб, — Каспийском и Азовском бассейнах — проводятся широкомасштабные работы по разведению таких особо ценных видов, как белуга, осетр, севрюга.

В условиях катастрофического снижения численности сибирского осетра первостепенная роль отводится его искусственному воспроизводству. На это направлена работа осетровых заводов Сибири, которые в 2006 г. выпустили 2,451 млн штук молоди.

1 Результаты округлены. 534


С 1996 г. начата целенаправленная работа по восстановлению популяции байкальского осетра, занесенного в Красную книгу Российской Федерации, выпуск которого в озеро Байкал за 2001—2006 гг. составил 4,33 млн штук. В Сахалинской области 95 % вылавливаемой кеты — искусственного происхождения, каждая третья горбуша в уловах Сахалино-Курильского региона получена за счет искусственного воспроизводства. Среднегодовой вылов горбуши за последние 10 лет составил 74,6 тыс. т, что в 2,2 раза выше, чем за предыдущее десятилетие, было выпущено 7,43 млн штук подрощенной молоди сибирского осетра и стерляди. Уловы тихоокеанских лососей заводского происхождения увеличились с 8—10 т в середине 1980-х гг. до 40 тыс. т в последние годы.

Значение рыбоводства особенно велико для формирования и поддержания видов рыб, обеспечивающих сохранение биоразнообразия. Запасы редких и исчезающих видов рыб, занесенных в Красную книгу РФ, поддерживаются благодаря деятельности рыбоводных предприятий по искусственному воспроизводству рыбных запасов. Рыбоводные заводы Ленинградской области разводят волховского сига, балтийскую кумжу, озерного лосося и озерную кумжу. Рыбоводные предприятия Республики Дагестан занимаются искусственным воспроизводством терского лосося, а Донской осетровый рыбоводный завод — азовской белуги.

В целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания осуществляется государственный учет объектов животного мира и их использования, а также ведется государственный кадастр объектов животного мира. Государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные. В целях своевременного выявления распространения, физического состояния объектов животного мира, структуры, качества и площади среды их обитания, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования проводится государственный мониторинг объектов животного мира.

Учет водных биологических ресурсов, обитающих в морях на территории РФ, во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и на территориальном

535


шельфе РФ, является очень сложным. В этих целях используются космические средства и новейшие информационные технологии. Эффективность государственного учета водных биоресурсов достигается при помощи системы наблюдений и контроля за деятельностью российских и иностранных промысловых судов, ведущих промысел водных биологических ресурсов, приемку, обработку, транспортирование, хранение продукции, ее перегрузку, снабжение промысловых судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами и морские ресурсные исследования во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, в Каспийском и Азовском морях, а также российских судов, осуществляющих промысел водных биоресурсов и морские ресурсные исследования в открытой части Мирового океана и в экономических зонах иностранных государств1.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.