Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВЫХ. ОТНОШЕНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ



ОТНОШЕНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

И ОХРАНЕ ЛЕСОВ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Лес — это экологическая система и природный ресурс, выполняющие средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции.

Лесной фонд занимает 64,6 % площади всех земель РФ, лесные земли составляют 72,4 %, что превышает среднемировой показатель (27 %) и показатель таких лесных стран, как Канада (42 %), Бразилия (40 %), США (32 %), и свидетельствует о большой экономической ценности лесов нашей страны. Леса оказывают огромное воздействие на экологическое состояние природных комплексов.

Из лесных земель покрыты ценными хвойными породами — 508,7 млн га, твердолиственными породами (дуб, бук и др.) — 17,5 млн га. Общий запас древесины составляет 76,6 млн м3, в том числе в спелых и перестойных лесах — 42 млрд м3.

Лесистость территории России составляет 45,4 %. Она неравномерно распределена на территории страны и зависит от климатических и антропогенных факторов. Наибольшие значения лесистости (более 80 %) отмечены в подзоне средней тайги Пермского края и Республики Коми, Центральной Сибири. Наиболее малолесные районы (лесистость менее 1 %) — Республика Калмыкия, некоторые территории Ставропольского края, Астраханской, Ростовской и Волгоградской областей — расположены в аридной зоне европейской части России.

В настоящее время в лесном хозяйстве накопились проблемы, от решения которых зависит эффективное и рациональное ис-

427


пользование лесных ресурсов страны при безусловном сохранении глобальной экологической значимости российского леса.

Как было констатировано в Федеральной целевой программе «Экология и природные ресурсы России (2002—2010 годы)», лесной потенциал России (а это 22 % лесных ресурсов планеты) используется недостаточно. По сравнению с началом 1990-х гг. объем заготовок древесины снизился более чем в два раза, что привело к накоплению перестойной части лесов с одновременным снижением их качества, возросла опасность массовых вспышек болезней леса и лесных пожаров. В последние годы резко уменьшилась площадь лесного фонда, занимаемая такими ценными твердолиственными породами, как ясень на Дальнем Востоке, дуб и бук в районах Северного Кавказа, а также хвойными лесами в северных и дальневосточных районах страны.

Среди проблем лесного хозяйства в настоящее время наиболее острыми являются:

• обеспечение своевременного восстановления не покрытых
лесом земель лесного фонда, сгоревших и вырубленных ле
сов, особенно в европейской части страны, восстановление
ценных твердолиственных насаждений (высокоствольных
дубрав);

• обеспечение охраны лесов от пожаров, защита их от вредите
лей. Только в 2000 г. леса выгорели на площади 1,2 млн га, что
выше уровня 1999 г. на 70 %, а очагами вредителей и болезней
было охвачено более 8,2 млн га леса (рост в 3 раза);

• повышение показателей использования основного лесного
ресурса и запасов спелых и перестойных лесов.

Более половины всех лесов России произрастает на вечномер-злотных почвах (Сибирь и Дальний Восток) в условиях сурового климата, что определяет их низкую продуктивность и фрагментарность. Лишь 45 % площади лесов доступно для эксплуатации, но преобладающая их часть (на севере европейской части России, Урале и вдоль Транссибирской магистрали) значительно истощена в результате интенсивной эксплуатации в течение прошлого столетия. Экономическая доступность спелых лесов еще более низкая. Так, доля продуктивных спелых и перестойных хвойных древостоев не превышает 16 %, а доля малопродуктивных древо-стоев достигает 80 %.

Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов являются лесными отношениями.

Лесные отношения регулируются лесным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами. Лесное законо-

428


дательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса РФ1, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ.

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.

В соответствии с Л К РФ 1997 г. все леса делились на три группы.

К лесам первой группы относились леса, основным назначением которых являлось выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы занимали 20 % лесных площадей и включали: запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса; защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; государственные защитные лесные полосы; ленточные боры и др.

Леса второй группы составляли около 6 % лесного фонда России и включали: леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей; леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции; леса, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами.

К лесам третьей группы относились леса многолесных регионов, имеющих преимущественно эксплуатационное значение. Леса третьей группы делились на освоенные и резервные (не вовлеченные в эксплуатацию, например, вследствие удаленности от транспортных путей).

Согласно положениям Лесного кодекса РФ 2006 г. леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий: населенных пунктов, землях обороны и безопасности, особо охраняемых природных территорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

1 С 1 января 2007 г. вступил в силу новый Лесной кодекс РФ. Л К РФ применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Отдельные положения ЛК РФ 1997 г. продолжат свое действие до 1 января 2009 г.

429


Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

В защитных, резервных и эксплуатационных лесах могут быть выделены особо защитные участки лесов (берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; заповедные лесные участки; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и др.), на которых запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо защитных участках, установлены в ст. 107 Л К РФ и нормативных актах, принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 22 февраля 2008 г. № 13' на особо защитных участках лесов выполнение работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, строительству линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов, других линейных объектов, строительству водохранилищ и других искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений и специализированных портов допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения указанных объектов. На особо защитных участках лесов не допускается интродукция (введение) видов (пород) деревьев, кустарников, лиан, других лесных растений, которые не произрастают в естественных условиях в данном лесном районе.

К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:

1 См.: Приказ МПР России от 22 янвря 2008 г. № 13 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов» // РГ. 2008. 1 марта.

430


1. Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, — леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

В лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан. В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.

В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, за исключением территорий биосферных полигонов, запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

В лесах, расположенных на биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников в соответствии с их назначением, определенном в положении о биосферном полигоне, могут использоваться токсичные химические препараты для охраны и защиты лесов в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы.

Лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и Положением о соответствующей особо охраняемой природной территории. Лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в аренду, осуществляют использование


лесов, расположенных на таких земельных участках, также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка1.

2. Леса, расположенные в водоохранных зонах. В этих лесах
запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений,
использование токсичных химических препаратов для охраны и
защиты лесов, в том числе в научных целях. Особенности исполь
зования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных
в водоохранных зонах, устанавливаются уполномоченным феде
ральным органом исполнительной власти.

3. Леса, выполняющие функции защиты природных и иных
объектов:

 

• леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитар
ной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения;

• защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодо
рожных путей общего пользования, федеральных автомобиль
ных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего
пользования, находящихся в собственности субъектов РФ;

• зеленые зоны, лесопарки;

• городские леса;

• леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов
санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздорови
тельных местностей и курортов.

В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений. Сплошные рубки допускаются, когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, и случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

В зеленых зонах, лесопарках дополнительно устанавливается запрет на использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; ведение

1 См.: Приказ МПР России от 16 июля 2007 г. № 181 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо

охраняемых природных территориях» // БНА. 2007. № 38 (с послед, измен.).

432


охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; разработка месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений. 4. Ценные леса:

• государственные защитные лесные полосы;

• противоэрозионные леса;

• леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесо
степных, лесотундровых зонах, степях, горах;

• леса, имеющие научное или историческое значение;

• орехопромысловые зоны;

• лесные плодовые насаждения;

• ленточные боры.

В ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений за исключением случая, когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех видов лесопользования, установленных в гл. 2 ЛК РФ (заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, ведение охотничьего хозяйства и сельского хозяйства, осуществление рекреационной и научной деятельности и др.).

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.

Лесоавиационные работы являются составной частью комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров, защите их от вредных организмов и иных негативных воздействий природного и антропогенного характера, а также по обеспечению санитарной безопасности в лесах. Зоны осуществления лесоавиационных работ (территории, в границах которых осуществляются охрана и защита лесов авиационными методами) определяются Федеральным агентством лесного хозяйства по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ.

433


 


Авиационные работы по охране лесов от пожаров осуществляются на территориях, где обнаружение и тушение лесных и других ландшафтных (полевых, луговых, тундровых) пожаров в лесах наземными силами и средствами затруднено либо невозможно. Авиационные работы по защите лесов проводятся с целью ведения лесопатологического мониторинга, выявления очагов вредных организмов и иных негативных воздействий природного и антропогенного характера, проверки сообщений о появлении указанных очагов на труднодоступных территориях, уточнения границ этих территорий, а также локализации и ликвидации таких очагов для обеспечения санитарной безопасности в лесах.

В состав лесоавиационных работ входят: проведение авиационного патрулирования лесов; проведение профилактических противопожарных мероприятий, в том числе противопожарной пропаганды; выполнение авиационных работ по тушению лесных пожаров с использованием парашютно-пожарных и десантно-по-жарных команд и групп, воздушных судов (самолетов-танкеров, вертолетов с водосливными устройствами и т. д.) и других технических средств, а также взрывчатых материалов; выполнение поисково-спасательных работ и др.

Особенностью правового режима резервных земель является то, что их использование допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам.

Отнесение лесов к ценным лесам, к эксплуатационным лесам, резервным лесам, выделение особо защитных участков леса, а также установление их границ относятся к полномочиям органов государственной власти РФ в области лесных отношений.

В зависимости от природно-климатических условий определяются лесорастительные зоны, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками (ле-сорастительноерайонирование). На основе лесорастительного районирования осуществляется установление лесных районов с относительно сходными условиями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Лесорастительные зоны и лесные районы в соответствии с научно обоснованной методологией определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28 марта 2007 г. № 68 был утвержден перечень лесорастительных зон (зона полупустынь и пустынь, лесостепная, таежная зоны и т. д.) и лесных районов РФ1.


1 БНА. 2007. № 26; БНА. 2008. № 5. 434


Возрасты рубок лесных насаждений (возрасты лесных насаждений, устанавливаемые для заготовки древесины определенной товарной структуры), правила заготовки древесины и иных лесных ресурсов, правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами устанавливаются для каждого лесного района Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

Право собственности.Лесное законодательство определяет формы собственности на лесные участки и лесные насаждения (древесину).

Лесные участки и нелесные земли в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности налесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Данные земельные участки могут быть в государственной и муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 20 Лесного кодекса граждане и юридические лица, которые используют леса в установленном порядке для целей, указанных в ст. 25 Л К РФ, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством. Право собственности принадлежит Российской Федерации на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ

Физические и юридические лица вправе использовать леса с предоставлением или без предоставления лесных участков с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности и осу-

435


ществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Как и Лесной кодекс РФ 1997 г., Лесной кодекс РФ 2006 г. дает основания выделять два вида использования лесов (лесопользования): право общего лесопользования (ст. 11) и право специального лесопользования (ст. 25). В соответствии со ст. 11 граждане вправе бесплатно находиться в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесо-восстановления и правила ухода за лесами.

При осуществлении права общего использования лесов граждане обязаны соблюдать запреты, установленные в отношении заготовки и сбора грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ, красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами.

Право общего использования лесов может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами, и только в целях обеспечения: пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ.

Статья 25 ЛК РФ определяет виды специального использования лесов. В целом использование лесов может иметь различные формы (виды) при условии соблюдения целевого назначения земель, на которых леса располагаются, а также обеспечения защиты, охраны и воспроизводства лесов.

1. Заготовка древесины является ведущим видом использования (изъятия) лесных ресурсов и представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Исключение составляет заготовка гражданами древесины для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд, которая предпринимательской деятельностью не признается. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено федеральными законами (например, граждане производят заготовку древесины для

436


собственных нужд в любых лесах на основании договоров купли-продажи лесных насаждений).

Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания. Для заготовки древесины, если иное не установлено лесным кодексом, допускается осуществление рубок: спелых, перестойных лесных насаждений; средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами; лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (см. ст. 21 ЛК РФ). Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Правила заготовки древесины установлены приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007 г. № 184'.

Рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок. Выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников. Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников. В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций. Осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках. Федеральными законами могут устанавливаться случаи, при которых запрещаются сплошные рубки (например, в центральной экологической зоне озера Байкал).

БНА. 2007. № 48.

437


Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения. Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается Правительством РФ.

Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. Возрасты рубок и порядок исчисления расчетной лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка — договоров купли-продажи лесных насаждений. Граждане, юридические лица в целях заготовки древесины вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений, за исключением заготовки древесины гражданами для собственных нужд.

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из нормативов, установленных законами субъектов РФ.

2. Заготовка живицыпредставляет собой предпринимательскую
деятельность, связанную с подсочкой хвойных лесных насажде
ний, хранением живицы и вывозом ее из леса. Подсочкой лес
ных насаждений является процесс нанесения на стволы деревьев
хвойных пород, отдельных лиственных пород надрезов, а также
процесс сбора живицы, древесных соков.

Заготовка живицы осуществляется в лесах, которые предназначаются для заготовки древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку живицы на основании договоров аренды лесного участка.

Правила заготовки живицы1, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов2 устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (ранее — так
называемые второстепенные лесные ресурсы) представляют со
бой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием,


См. См.


БНА. 2007. № 32. БНА. 2007. № 27.


438


хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса. К недревесным лесным ресурсам в данном случае относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы.

Заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд не являются предпринимательской деятельностью и осуществляются в порядке реализации права общего лесопользования (ст. 11 ЛК РФ).

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков, за исключением заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд. Эти лица — арендаторы — вправе возводить навесы и другие временные постройки на предоставленных им лесных участках.

Порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд устанавливается законом субъекта РФ.

4. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растенийпредставляют собой предпринимательскую деятельность (за исключением заготовки гражданами для собственных нужд), связанную с изъятием, хранением и вывозом таких лесных ресурсов из леса. К таким пищевым лесным ресурсам относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, за исключением заготовки гражданами для собственных нужд, на основании договоров аренды лесных участков. Лица, осуществляющие заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, на предоставленных им лесных участках вправе размещать сушилки, грибоварни, склады и другие временные постройки.

Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений для собственных нужд осуществляются гражданами в соответствии со ст. 11 ЛК РФ (право общего лесопользования).

В иных случаях граждане и юридические лица осуществляют заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесного участка. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений гражданами и юридическими лицами осуществляется в соответствии

439


с лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка. Невыполнение лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка. Заготовленные пищевые лесные ресурсы и лекарственные растения являются собственностью арендатора лесного участка.

В районах, загрязненных радиоактивными веществами, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений могут быть ограничены или запрещены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Заготовка лекарственных растений допускается в объемах, обеспечивающих своевременное восстановление растений и воспроизводство запасов сырья. Повторный сбор сырья лекарственных растений в одной и той же заросли (угодье) допускается только после полного восстановления запасов сырья конкретного вида растения.

Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений установлены приказом Министерства природных ресурсов РФ от 10 апреля 2007 г. № 83'. Порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд устанавливается законом субъекта РФ.

5. Использование лесов для ведения охотничьего хозяйства представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту. Данный вид использования лесов реализуется через предоставление для ведения охотничьего хозяйства лесных участков, которые признаются охотничьими угодьями. Охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с ФЗ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» и ЛК РФ.

Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков. На лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, допускается возведение временных построек и осуществление благоустройства этих лесных участков.

Правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта РФ.

1 БНА. 2007. № 27. 440


Этот вид лесопользования включает в себя также использование гражданами лесов для осуществления любительской охоты и спортивной охоты, которое осуществляется без предоставления лесных участков в порядке общего лесопользования.

6. Использование леса для ведения сельского хозяйства (сеноко
шения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства,
северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных
культур и иной сельскохозяйственной деятельности). Правила
использования лесов для ведения сельского хозяйства установ
лены приказом Министерства природных ресурсов РФ от 10 мая
2007 г. № 124'.

На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек. Для ведения сельского хозяйства лесные участки предоставляются гражданам, юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, безвозмездного срочного пользования, а также на праве ограниченного срочного пользования в порядке, установленном гражданским и земельным законодательством.

7. Использование лесов для осуществления научно-исследователь
ской деятельности, образовательной деятельности
научными орга
низациями, образовательными организациями. Для осуществления
научно-исследовательской деятельности, образовательной деятель
ности лесные участки предоставляются государственным учреж
дениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное)
пользование, другим научным организациям, образовательным
организациям — в аренду.

Использование лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности включает в себя осуществление экспериментальной или теоретической деятельности, направленной на получение новых знаний об экологической системе леса, проведение прикладных научных исследований, направленных преимущественно на применение этих знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

К использованию лесов для осуществления образовательной деятельности относится создание и использование на лесных участках объектов учебно-практической базы (полигонов, опытных площадок для изучения природы леса, обучения методам таксации

БНА. 2007. № 26.

441


леса, проведения рубок лесных насаждений, работ по лесовосста-новлению, охране, защите, воспроизводству лесов и других мероприятий) в области изучения, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, иных компонентов природы, объектов необходимой лесной инфраструктуры для закрепления на практике у обучающихся специальных знаний и навыков.

Земли, нарушенные или загрязненные при использовании лесов для научно-исследовательской и образовательной деятельности, подлежат рекультивации в срок не более 1 года после завершения соответствующего этапа работ. На участках с нарушенным почвенным покровом при угрозе развития эрозии почвы должна проводиться рекультивация земель с посевом трав и (или) посадкой деревьев и кустарников на склонах.

8. Леса могут использоваться для осуществления рекреационной
деятельности
в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-
оздоровительной и спортивной деятельности. Для осуществления
рекреационной деятельности лесные участки предоставляются
государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в по
стоянное (бессрочное) пользование, другим лицам — в аренду.

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта РФ (лесном плане субъекта РФ) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.

На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.

9. Создание лесных плантаций и их эксплуатация представляют
собой предпринимательскую деятельность, связанную с выращи
ванием лесных насаждений определенных пород (целевых пород),
к которым относятся лесные насаждения искусственного проис
хождения, за счет которых обеспечивается получение древесины с
заданными характеристиками. На лесных плантациях проведение
рубок лесных насаждений и осуществление подсочки лесных на
саждений допускаются без ограничений.

442


Лесные плантации могут создаваться на землях лесного фонда и землях иных категорий. Гражданам, юридическим лицам для создания лесных плантаций и их эксплуатации лесные участки предоставляются в аренду в соответствии с ЛК РФ, земельные участки — в соответствии с земельным законодательством.

10. Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных рас
тений, лекарственных растений
представляет собой предпринима
тельскую деятельность, связанную с получением плодов, ягод, де
коративных растений, лекарственных растений и подобных лесных
ресурсов. Правила использования лесов для выращивания лесных
плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных рас
тений установлены приказом Министерства природных ресурсов
РФ от 10 апреля 2007 г. № 85'.

Граждане, юридические лица осуществляют выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков. На лесных участках, используемых для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, допускается размещение временных построек.

Для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений используют, в первую очередь, нелесные земли из состава земель лесного фонда, а также необ-лесившиеся лесосеки, прогалины и другие, не покрытые лесной растительностью земли, на которых невозможно естественное возобновление леса до посадки на них лесных культур; земли, подлежащие рекультивации (выработанные торфяники и др.).

Использование лесных участков, на которых встречаются виды растений, занесенные в Красную книгу РФ, красные книги субъектов РФ, для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений запрещается в соответствии с законодательством. Запрещается использование для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений и лекарственных растений защитных лесов и особо защитных участков лесов.

11. Использование лесов для выполнения работ по геологическому
изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых
осуществляется в соответствии со ст. 21 ЛК РФ, регулирующей
отношения по строительству, реконструкции и эксплуатации объ
ектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

1 БНА. 2007. № 27.

443


Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, за исключением работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, выполнение которых не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду. Работы по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, выполнение которых не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, осуществляются на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий.

В целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель — участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.

12.Использование лесов для строительства и эксплуатации водо
хранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротех
нических сооружений, специализированных портов.
Лесные участки
для указанных целей используются согласно положениям водного
законодательства.

13.Использование лесов для строительства, реконструкции, экс
плуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов
и других линейных объектов.

В целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель — участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения линейных объектов.

Земли, нарушенные или загрязненные при использовании лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, подлежат рекультивации в срок не более 1 года после


завершения соответствующего этапа работ. По всей ширине трасс ЛЭП или линий связи на участках с нарушенным почвенным покровом при угрозе развития эрозии должна проводиться рекультивация земель с посевом трав и (или) посадкой кустарников на склонах.

В последних двух случаях использование лесов осуществляется согласно ст. 21 Л К РФ, и лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам для строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов в порядке, установленном гражданским и земельным законодательством.

14. Использование лесов для переработки древесины и иных лесных
ресурсов
представляет собой предпринимательскую деятельность,
связанную с производством лесоматериалов и иной продукции та
кой переработки. Лесные участки, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности, предоставляются гражданам,
юридическим лицам в аренду для переработки древесины и иных
лесных ресурсов.

Для переработки древесины и иных лесных ресурсов создается лесоперерабатывающая инфраструктура (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и другое). Создание лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных лесах на особо защитных участках лесов.

15. Леса могут использоваться религиозными организациями
для осуществления религиозной деятельности. Для выполнения
организациями своих функций на лесных участках, предоставлен
ных для осуществления религиозной деятельности, допускается
возведение зданий, строений, сооружений религиозного и благо
творительного назначения.

Гражданами и юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, представляется в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация). Отчеты представляются ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

На основании ст. 13 Л К РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Объекты лесной инфраструктуры, после того как отпадет надобность в них,

445


подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, — рекультивации. Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов.

В соответствии со ст. 21 Л К РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: осуществления работ по геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов; осуществления рекреационной деятельности; осуществления религиозной деятельности. Строительство, реконструкция и эксплуатация этих объектов на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель. Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.

В целях строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (за исключением переработки древесины и иных лесных ресурсов, осуществления рекреационной деятельности или осуществления религиозной деятельности), допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

Объекты, связанные с осуществлением работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, по истечении сроков выполнения соответствующих работ подлежат консервации или ликвидации в соответствии с законодательством о недрах. Гидротехнические сооружения подлежат консервации или ликвидации в соответствии с водным законодательством.

Использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены ЛК РФ, другими федеральными законами. В соответствии с п. 2 ст. 27 ЛК РФ допускается установление следующих ограничений использования лесов: запрет на осуществление одного или нескольких видов специального использования лесов; запрет на проведение рубок. Кроме

446


того, использование лесов может быть приостановлено в случаях, предусмотренных федеральными законами. Приостановление использования лесов в случаях, предусмотренных КоАП РФ, осуществляется в судебном порядке. В иных случаях приостановление использования лесов осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии с федеральными законами.

По ЛК РФ 1997 г. осуществление лесопользования допускалось только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Основанием для выдачи лесорубочного билета, лесного билета являлся договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта РФ. Лесорубочный билет, ордер, лесной билет выдавались лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет предоставляли лесопользователю право на осуществление только того вида лесопользования, который в них указан, в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда.

Лесорубочный билет являлся документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Основанием для выдачи лесничеством ордера являлся выданный этому лесничеству лесорубочный билет. На основании ордера лесопользователем осуществлялись отдельные виды заготовки и вывозка древесины, заготовка второстепенных лесных ресурсов. Лесной билет являлся документом, предоставляющим лесопользователю право на осуществление лесопользования, за исключением заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов.

Л К РФ 2006 г. не упоминает о лесорубочном билете, ордере, лесном билете. В соответствии с ФЗ от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 1 января 2009 г. Для этого пользователи участками лесного фонда должны подать заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Для приведения названных договоров в соответствие с ЛК РФ не требуется проведение государственного кадастрово-

447


го учета лесных участков. Права арендатора по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с Л К РФ ограничиваются, он не вправе: сдавать арендованный им участок лесного фонда в субаренду; передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда другим лицам (перенаем); отдавать арендные права в залог; вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование — юридическим лицам, в аренду или безвозмездное срочное пользование — гражданам. Как можно было заметить, наиболее часто встречающимися основаниями возникновения права лесопользования по действующему законодательству является договор аренды лесных участков и договор купли-продажи лесных насаждений (см. также гл. 16 настоящего учебника).

Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов, состав и порядок разработки которого устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Освоение лесов предполагает организацию использования лесов, создание и эксплуатацию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов с учетом целевого назначения и функций лесов. Проект освоения' лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе. В соответствии с проектом освоения лесов ежегодно в компетентные органы государственной власти или органы местного самоуправления подается заявление об использовании лесов (лесная декларация) лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду.

Лица, использующие леса на основании проекта освоения лесов, обязаны осуществлять уход за лесами — мероприятия, направленные на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия).

По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для специального лесопользо-

448


вания. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. До 1 января 2010 г. допускается предоставление лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. В последнем случае производится государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда, результатом которого является внесение в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков (о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков). После проведения государственного учета органами, осуществляющими предоставление лесных участков, выдается план лесного участка. Для проведения государственной регистрации прав на такие участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта предоставляются планы лесных участков. Права арендатора по распоряжению участком лесного фонда или лесным участком ограничены (он не может сдать участок в субаренду, передать свои права третьим лицам и т. п.).

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от одного года до сорока девяти лет для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. В остальных случаях — на срок от десяти до сорока девяти лет (см. ст. 72 Л К РФ). Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом. Поскольку договор аренды лесного участка может быть только срочным, то требуется его государственная регистрация.

Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. Договор аренды лесного участка заключается на предельный срок, установленный ст. 72 Л К РФ, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

449


Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, который зависит от вида договора аренды лесного участка. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением следующих случаев:

• использование лесов для выполнения работ по геологическо
му изучению недр, для разработки месторождений полезных
ископаемых;

• использование лесов для строительства и эксплуатации
водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а
также гидротехнических сооружений, специализированных
портов;

• использование лесов для строительства, — реконструкции,
эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог,
трубопроводов и других линейных объектов;

• реализация приоритетных инвестиционных проектов в об
ласти освоения лесов.

По договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесо-таксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год.

Плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений

450


для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы. Минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины. Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов РФ.

Договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением:

• заключения договора, в котором содержатся элементы госу
дарственного или муниципального контракта на выполнение
работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора
купли-продажи лесных насаждений (ст. 19 Л К РФ);

• заготовки гражданами древесины для собственных нужд.

Граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ.

К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.

Аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений проводятся путем повышения начальной цены предмета аукциона. В случае, если договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не был заключен по результатам аукциона, допускается проведение аукциона, по результатам которого заключается договор аренды такого лесного участка, предусматривающий начало срока внесения арендной платы по истечении первых пяти лет срока договора аренды лесного участка.

Порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений установлен

451


гл. 8 Л К РФ. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, договора купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.

Распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов РФ, а также предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование и заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов, осуществляют органы государственной власти субъектов РФ (ст. 82, 83 Л К РФ). Распоряжение федеральными лесными участками и лесными насаждениями, расположенными на федеральных земельных участках, производят органы субъектов Российской Федерации при передаче этих полномочий Российской Федерацией. Органы местного самоуправления уполномочены на распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности (ст. 77, 84 Л К РФ).

Прекращение права использования леса и лесных участков осуществляется в добровольном или принудительном порядке. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.