Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава III. РОЛЬ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ В РАЗВИТИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ



Крупные успехи каждой цивилизации осуществлялись всегда небольшойкучкой высших умов. Сущность их роли. Они синтезируют все усилияизвестной расы. Примеры, доставляемые великими открытиями. Политическая роль великих людей. Они воплощают господствующий идеал своейрасы. Влияние великих людей, страдающих галлюцинациями. Гениальныеизобретатели преобразовывают цивилизацию. Фанатики и страдающиегаллюцинациями делают историю. Изучая иерархию и дифференциацию рас, мы видели, что действительноеотличие европейских народов от восточных заключается в том, что одни толькопервые обладают небольшим отбором высших людей. Постараемся очертить внемногих строках пределы их влияния. Этот небольшой отбор выдающихся людей, которым обладает цивилизованныйнарод и которых достаточно было бы уничтожить в каждом поколении, чтобынемедленно вычеркнуть этот народ из списка цивилизованных наций, составляетистинное воплощение сил расы. Им и им только одним мы обязаны прогрессом,сделанным в науках, искусствах, промышленности, одним словом, во всехотраслях цивилизации. Изучение цивилизаций показывает, что в действительности только оченьнезначительной кучке избранных мы обязаны всеми завоеванными успехами. Хотя толпа пользуется этими успехами, однако, она не любит слишкомявного превосходства над собой, и самые великие мыслители и изобретателиочень часто делались ее мучениками. Однако все поколения, все прошлоеизвестной расы расцветают в этих прекрасных гениях, составляющих чудныецветы старого человеческого древа. Они истинная слава нации, и каждый изчленов общества, до самого низшего, может гордиться ими. Они не появляютсяни случайно, ни чудом, но представляют собой венец долгого прошлого, как быконцентрируя в себе величие своего времени и своей расы. Благоприятствоватьих появлению и их развитию, значит благоприятствовать расцветанию прогресса,которым будет пользоваться все человечество. Если бы мы слишком ослеплялисьнашими мечтами о всеобщем равенстве, то нам пришлось бы сделаться первымиего жертвами. Равенство возможно только на низшей ступени. Чтобы равенствоцарствовало в мире, нужно было бы понижать мало-помалу все, что составлялоценность известной расы, до уровня того, что в ней есть самого низкого.Поднять интеллектуальный уровень последнего из крестьян до гениякакого-нибудь Лавуазье невозможно. Легко уничтожить таких гениев, но ихнельзя заменить. Но если роль великих людей значительна в развитии цивилизации, то она,однако, совершенно не такая, какой ее обыкновенно считают. Их действие, ещераз повторяю, состоит в синтезе всех усилий какой-нибудь расы; их открытиявсегда являются результатом длинного ряда предшествовавших открытий; онистроят здание из камней, которые медленно обтесывали их предки. Историки,обыкновенно очень односторонние, всегда полагали, что можно написать подкаждым изобретением имя одного человека; и однако среди великих изобретений,преобразовавших мир, каковы книгопечатание, порох, пар, электрическийтелеграф, нет ни одного, относительно которого можно было бы сказать, чтооно создано одной головой. Когда изучаешь происхождение подобных открытий,то видишь, что они родились из целого ряда подготовительных усилий:окончательное изобретение есть только венец. Наблюдение Галилея относительноодновременности колебаний подвешенной лампады подготовило изобретение точныххронометров, откуда должна была последовать для моряка возможность вернонаходить путь в океане. Пушечный порох получился из медленновидоизменявшегося греческого огня. Паровая машина представляет собой сумму целого ряда изобретений, изкоторых каждое требовало громадных трудов. Грек, будь он во сто разгениальнее Архимеда, не мог бы выдумать локомотива, ибо для выполнения такойзадачи ему нужно было бы ждать, чтобы механика осуществила успехи, которыепотребовали двухтысячелетних усилий. Хотя по-видимому политическая роль великих государственных людей болеенезависима от прошлого, но в действительности она не более самостоятельна,чем роль великих изобретателей. Ослепленные шумным блеском этих мощныхдвигателей человечества, преобразовавших политическое существование народов,такие писатели, как Гегель, Кузен, Карлейль и т.д., хотели из них сделатьполубогов, пред которыми все должно преклониться, и один гений которыхизменяет судьбу народов. Несомненно, они могут нарушить эволюциюкакого-нибудь общества, но не в их власти изменить ее течение. Генийкакого-нибудь Кромвеля или Наполеона не в силах выполнить подобного дела.Великие завоеватели могут уничтожить огнем и мечем города, людей и империи,как ребенок может сжечь музей, наполненный сокровищами искусства; но этаразрушительная сила не должна нас обманывать насчет характера своей роли.Влияние великих политических деятелей продолжается лишь до тех пор, пока,как Цезарь или Ришелье, они умеют направлять свои усилия в духе потребностейэпохи; настоящая причина их успехов предшествовала им самим. Двумя или тремявеками раньше Цезарю не удалось бы подчинить великую римскую республикувласти монарха, и Ришелье был бы бессилен осуществить объединение Франции. Вполитике настоящие великие люди те, которые предвидят зарождающиесяпотребности, события, подготовленные прошлым, и указывают путь, которогоследует держаться. Никто, может быть, не видел этого пути, но роковыеусловия эволюции должны были скоро толкнуть туда народы, судьбами которыхвременно управляют эти могущественные гении. Они, так же как и великиеизобретатели, синтезируют результаты долгого предшествовавшего труда. Не нужно, однако, проводить слишком далеко эти аналогии. Изобретателииграют важную роль в развитии цивилизации, но никакой непосредственной роли в политической истории народов. Великие люди, которым мы обязаны всемиважными открытиями, от плуга до телеграфа, составляющими общее достояниечеловечества, никогда не обладали качествами характера, необходимыми дляоснования религии или для завоевания империи, т.е. для заметного изменениявнешнего вида истории. Мыслитель слишком ясно видит сложность проблем, чтобыон мог иметь когдалибо очень глубокие убеждения, и слишком мало политическихцелей кажутся ему достойными его усилий, чтобы он мог преследовать хоть однуиз них. Изобретатели могут изменить внешний вид цивилизации; фанатики сограниченным умом, но с энергичным характером и с сильными страстями однитолько могут основывать религии, империи и поднимать массы. По призыву какого-то Петра Пустынника миллионы людей устремились наВосток; слава человека, страдавшего галлюцинациями, как Магомет, создаласилу, необходимую для того, чтобы восторжествовать над старым греко-римскиммиром; какой-то неизвестный монах Лютер предал Европу огню и крови. Не средимасс может найти лишь слабый отклик голос какого-нибудь Галилея или Ньютона.Гениальные изобретатели ускоряют ход цивилизации. Фанатики и страдающиегаллюцинациями творят историю. Из чего в действиггельности состоит история, по крайней мере та, скоторой мы знакомимся по книгам, как не из длинного повествования о тойборьбе, какую приходилось вынести человеку для того, чтобы создать идеал,поклоняться ему, а затем его уничтожить? Но разве перед чистой наукойподобные идеалы имеют большую цену, чем пустые миражи, образуемые светом наподвижных песках пустыни? Однако некоторые страдавшие галлюцинациями знаменитые творцы подобныхмиражей наиболее глубоко преобразовали мир. Из глубины своих могил они гнутеще душу масс под иго своих мыслей. Не будем упускать важности их роли, ноне станем, вместе с тем, забывать, что предпринятый ими труд они успелисовершить только потому что бессознательно воплотили в себе и выразилигосподствующий идеал своей расы и своего времени. Нельзя быть вождем народа,не воплощая его мечтаний. Моисей олицетворял собой в глазах евреев жаждуосвобождения, которая таилась годами в их душах рабов, истерзанныхегипетскими бичами. Будда сумел понять бесконечные бедствия своего времени ивыразить в религии потребность любви и жалости, которые в эпохи всеобщегострадания начинали проявляться в мире. Магомет осуществил объединениемрелигии политическое объединение народа, разделенного на тысячи враждебныхплемен. Артиллерист Наполеон воплотил идеал военной славы, блеска иреволюционной пропаганды, составлявших тогда основные черты народа, которыйон в продолжение пятнадцати лет водил чрез всю Европу, преследуя самыебезумные приключения. В конце концов идеи, а следовательно, и те люди, которые их воплощают ираспространяют, руководят миром. Их торжество обеспечено с того момента, какони имеют в числе своих защитников страдающих галлюцинациями и убежденных.Для силы их действия мало имеет значения истинны ли они или ложны. Историянам даже показывает, что наиболее нелепые идеи всегда сильнее фанатизировалилюдей и играли наиболее важную роль. Во имя самых обманчивых химер мир досих пор подвергался сильнейшим потрясениям: цивилизации, казавшиеся вечными,рушились и основывались другие. Земля принадлежит нищим духом, но под темусловием, чтобы они обладали слепой верой, двигающей горы. Философы,посвящающие часто века на уничтожение того, что люди глубокого убежденияиногда создают в один день, должны преклониться пред ними. Убежденные как быучаствуют в тех скрытых силах, которые управляют миром. Они вызвали наиболееважные события, записанные историей. Несомненно, фанатики распространяли только иллюзии, но этими иллюзиями,одновременно страшными, обольстительными и пустыми до сих пор жилочеловечество и, без сомнения, будет продолжать еще жить. Это только тени,однако, их следует уважать. Благодаря им наши отцы узнали надежду, и в своейгероической и безумной погоне за этими тенями вывели нас из первобытноговарварства и привели к тому пункту, где мы находимся в настоящее время. Извсех факторов развития цивилизаций иллюзии составляют едва ли не самыймогущественный. Иллюзия вызвала на свет пирамиды и покрывала Египет втечение пяти тысяч лет каменными колоссами. Иллюзия выстроила в серединевека наши гигантские соборы и заставила Запад броситься на Восток длязавоевания фикции. В преследовании иллюзий основывались религии, которыеумели подчинить своим законам половину человечества, ими же созидались иуничтожались самые громадные империи. Не в погоне за истиной, но скорее впогоне за ложью человечество истратило большую часть своих усилий.Преследуемых им химерических целей оно не в состоянии было достигнуть, но вих преследовании оно совершило весь прогресс, которого вовсе не искало.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.