Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава II. РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ В РАЗВИТИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ



Преобладающее влияние религиозных верований. Они всегда составлялинаиболее важный элемент жизни народов. Большая часть исторических событийтак же, как политические и социальные учреждения, проистекают из религиозныхидей. С новой религиозной идеей рождается всегда новая цивилизация. Власть религиозного идеала. Его влияние на характер. Он направляет всеспособности к одной цели. Политическая, художественная и литературнаяистория народов дочь их верований. Малейшая перемена в состоянииверований какого-нибудь народа имеет результатом целый ряд изменений в егосуществовании. Разные примеры. Среди различных идей, руководящих народами и составляющих маяки историии полюсы цивилизации, религиозные идеи играли слишком преобладающую ислишком основную роль, чтобы не посвятить им отдельной главы. Религиозные верования составляли всегда самый важный элемент в жизнинародов и, следовательно, в их истории. Самыми значительными историческимисобытиями, имевшими наиболее колоссальное влияние, были рождение и смертьбогов. Вместе с новой религиозной идеей рождается и новая цивилизация. Вовсе века в древние времена, как и в новые, основными вопросами для человекабыли всегда вопросы религиозные. Если бы человечество могло предоставитьвозможность всем своим богам умереть, то о таком событии можно было бысказать, что оно по своим последствиям было бы самым важным из совершившихсякогда-либо на поверхности нашей планеты со времени возникновения первыхцивилизаций. В действительности не следует забывать, что с самой зари историческихвремен все политические и социальные учреждения основывались на религиозныхверованиях и что на мировой сцене боги всегда играли первую роль. Помимолюбви, которая также есть своего рода религия, но личная и временная, однитолько религиозные верования могут быстро действовать на характер.Завоевания арабов, крестовые походы, Испания времен инквизиции, Англия впуританскую эпоху, Франция с Варфоломеевской Ночью и религиозными войнамипоказывают, чем становится народ, фанатизированный своими верованиями.Последние производят своего-рода постоянную гипнотизацию, до такой степенисильную, что весь душевный склад глубоко преобразовывается ею. Без сомнения,человек создал богов, но, создав их, он сам быстро был порабощен ими. Они не сыновья страха, но скорее надежды, и вот почему их влияние будетвечным. То, что боги дали человеку и что одни только они до сих пор в состояниибыли дать, это душевное состояние, приносящее счастье. Никакая философияникогда еще нс в состоянии была осуществить это. Следствие если не цель всех цивилизаций, всех философий, всех религийзаключается в том, чтобы произвести известные душевные состояния. Но из этихдушевных состояний одни заключают в себе счастье, другие не заключают его.Счастье зависит очень мало от внешних обстоятельств, но очень много отсостояния нашей души. Мученики на своих кострах вероятно чувствовали себягораздо счастливее, чем их палачи. Сторож на железной дороге, который естбеззаботно свою натертую чесноком корку хлеба, может быть бесконечносчастливее миллионера, осаждаемого заботами. Развитие цивилизации, кнесчастью, создало у современного человека массу потребностей, не давая емусредств для их удовлетворения, и произвело таким образом всеобщеенедовольство в душах. Цивилизация, несомненно, мать прогресса, но онатакже мать социализма и анархии, этих грозных выражений отчаяния масс,которых уже не поддерживает никакая религия. Сравните беспокойного,лихорадочного, недовольного своей участью европейца с жителем Востока,всегда счастливым своей судьбой. Чем они отличаются, как не своим душевнымсостоянием? Изменяется народ, когда меняется его способ понимания, аследовательно, мышления и действия. Найти средства для создания душевногосостояния, делающего человека счастливым, вот чего прежде всего должноискать общество под страхом лишиться своего существования. Все до сих пороснованные общества находили поддержку в идеале, способном подчинить души, иони всегда исчезали, когда идеал переставал оказывать на них свое действие.Одна из крупных ошибок современного века вера в то, что человеческая душаможет находить счастье только во внешних вещах. Оно в нас самих, созданноенами самими, но почти никогда вне нас самих. Уничтожив идеалы старыхвеков, мы теперь замечаем, что невозможно без них жить и что под страхомнеминуемой гибели нужно разрешить загадку замены их новыми. Истинныеблагодетели человечества, заслуживающие, чтобы признательные народывоздвигали им колоссальные золотые статуи, те сильные чародеи, творцыидеалов, которых человечество иногда производит, но производит так редко.Над потоком бессмысленных явлений, единственных реальностей, которые человекможет познать, над холодным и мертвым механизмом мира они вызвали появлениесильных и примиряющих химер, закрывающих человеку темные стороны его судьбыи создающих для него очаровательные жилища мечты и надежды. Ставя себя исключительно на политическую точку зрения, можно заметить,что и там влияние религиозных верований огромно. Непреодолимую их силуобразует то, что они составляют единственный фактор, который можетмоментально дать какому-нибудь народу полную общность интересов, чувств имыслей. Религиозный дух заменяет, таким образом, сразу постепенныенаследственные приобретения, необходимые для образования национальной души.Народ, поглощенный каким-нибудь верованием, не меняет, конечно, душевногосклада, но все его способности обращены к одной цели: к торжеству егорелигии, и в силу одного этого мощь его становится страшной. Только врелигиозные эпохи моментально преобразившиеся народы совершают тенеимоверные усилия, кладут основание тем империям, которые удивляют историю.Таким образом несколько арабских племен, объединенных мыслью о Магомете,завоевали в несколько лет нации, не знавшие даже их названий, и основалисвою громадную империю. Не качество веры надо иметь в виду, но степеньвласти, какую она имеет над душами. Пусть призываемый бог будет Молох иликакое-нибудь другое, еще более варварское, божество, это неважно. Слишкомтерпимые и слишком кроткие боги не дают никакой власти своим поклонникам.Последователи сурового Магомета господствовали долго над большей частью мираи страшны еще теперь; последователи мирного Будды никогда не основали ничегопродолжительного и уже забыты историей. Итак, религиозный дух играл главную политическую роль в существованиинародов. Конечно, боги не бессмертны, но религиозный дух вечен. Усыпленныйна время, он пробуждается, лишь только создана новая религия. Он позволилвек тому назад Франции победоносно устоять против вооруженной Европы. Мирлишний раз видел, что может религиозный дух; ибо тогда в самом делеосновывалась новая религия, которая воодушевила своим дыханием весь народ.Божества, которые только что успели родиться, были слишком хрупки, чтобыбыть в состоянии просуществовать долго; но пока они существовали, онипользовались неограниченной властью. Власть преобразовывать души, которой обладают религии, впрочем,довольно эфемерна. Редко верования сохраняются в течение более или менеедолгого времени в той степени интенсивности, какая способна совершенноизменить характер. Сновидение в конце концов начинает бледнеть,гипнотизированный понемногу просыпается, и старый фон характера появляетсяснова. Даже тогда, когда верования всемогущи, национальный характер узнаетсявсегда по тому, как верования были приняты, и по тем проявлениям, какие онивызывают. Посмотрите на одну и ту же религию в Англии, в Испании и воФранции: какие различия! Разве реформация возможна была когда-нибудь вИспании, и разве Англия могла когда-нибудь согласиться подчиниться ужасномуигу инквизиции? Разве у народов, принявших реформацию, трудно заметитьосновные черты рас, которые, несмотря на гипнотизацию верований, сохранилиспецифические черты своего душевного склада: независимость, энергию,привычку рассуждать и не подчиняться рабски закону властелина? Политическая, художественная и литературная история народов дочь ихверований; но эти последние, совершенно изменяя их характер, в свою очередьглубоко изменяются им. Характер какого-нибудь народа и его верования вотключи к разгадке его судьбы. Первый в основных своих элементах неизменен, иименно потому что он не изменяется, история какого-нибудь народа сохраняетвсегда известное единство. Верования могут изменяться, и именно потому чтоони изменяются, история записывает столько переворотов. Малейшая перемена всостоянии верований какого-нибудь народа имеет необходимым следствием целыйряд преобразований в условиях его существования. Мы сказали в предыдущейглаве, что во Франции люди XVIII века казались совершенно отличными от людейXVII века. Несомненно; но каково происхождение этого различия? Просто: в томфакте, что в промежуток этих двух веков мысль перешла от теологии к науке,противопоставила разум традиции и добытые истины откровенной истине. Всилу этой простой перемены в понимании изменилась физиономия века, и если бымы хотели проследить все вышедшие отсюда последствия, то увидели бы, чтоВеликая Французская Революция, так же как и события, следовавшие за нею ипродолжающиеся поныне, являются простым следствием эволюции религиозныхдоктрин. И если в настоящее время старое общество колеб лется в своих устояхи видит все свои учреждения сильно пошатнувшимися, то это потому что оно всеболее и более теряет свои старые верования, которыми люди жили до сих пор.Когда человечество их совершенно потеряет, новая цивилизация, основанная нановой вере, необходимо займет ее место. История показывает нам, что народыне переживают долго исчезновения своих богов. Родившиеся с ними цивилизацииумирают также с ними. Нет ничего более разрушительного, чем прах умершихбогов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.