Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава IV. ПРОГРЕССИВНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИНДИВИДОВ И РАС



Неравенство между различными индивидами известной расы тем больше, чемэта раса выше. Психическое равенство всех индивидов низших рас. Несредние слои, но высшие нужно сравнивать для оценки различий, разделяющихрасы. Успехи цивилизации стремятся все к большему и большемудифференцированию индивидов и рас. Результаты этой дифференциации. Психологические основания, мешающие ей стать очень значительной. Какнаследственность постоянно приводит индивидуальные превосходства к среднемутипу расы. Анатомические наблюдения, подтверждающие прогрессивнуюпсихологическую дифференциацию рас, индивидов и полов. Высшие расы отличаются от низших не только своими психологическими ианатомическими особенностями, но также и разнообразием входящих в их недраэлементов. У низших рас все индивиды, даже тогда, когда они принадлежат кразличным полам, обладают почти одним и тем же психическим уровнем. Будучивсе похожи друг на друга, они вполне представляют собой картину тогоравенства, о котором мечтают современные социалисты. У высших раснеравенство индивидов и полов, напротив, составляет закон. И поэтому, сравнивая между собой не средние слои народов, но их высшие,если только у них есть таковые, можно измерить величину отделяющих ихразличий. Индусы, китайцы, европейцы мало отличаются своими средними слоямии в то же время значительно разнятся высшими. С успехами цивилизации не только расы, но и индивиды каждой расы, покрайней мере, индивиды высших рас, стремятся дифференцироваться. Вопрекинашим мечтам о равенстве, результат современной цивилизации не тот, чтобыделать людей все более и более равными, но наоборот, все более и болееразличными. Один из главных результатов цивилизации, с одной стороны, дифференцирование рас посредством все более и более возрастающего с каждымднем умственного труда, возлагаемого ею на народы, дошедшие до высокойступени культуры, и с другой все большая и большая дифференциацияразличных слоев, из которых состоит каждый цивилизованный народ. Условия современного промышленного развития осуждают в действительностинизшие слои цивилизованных народов на очень специализированный труд,который, будучи очень далек от того, чтобы расширять их умственныеспособности, скорее стремится их сузить. Сто лет тому назад работник былнастоящим художником, способным выполнить все мелочи какого-нибудьмеханизма, например, часов. Ныне же простая манипуляция, которая никогда непроизводит более той или другой отдельной части, заставляет его всю жизньсверлить одни и те же дыры или полировать одно и то же орудие, вследствиечего его ум должен в скором времени дойти до совершенной атрофии. Теснимыйоткрытиями и конкуренцией, промышленник или руководящий им инженер,напротив, вынужден накапливать неизмеримо больше знаний, духа. инициативы иизобретательности, чем тот же промышленник, тот же инженер сто лет томуназад. Постоянно упражняемый, его мозг подчиняется закону, которому вподобном случае подчиняются все органы: он все более и более развивается. Токвиль в приводимых ниже словах очень ясно показал это прогрессивноедифференцирование социальных слоев и притом в такую эпоху, когдапромышленность была еще очень далека от той ступени развития, какой онадостигла в настоящее время... "По мере того, как принцип разделения трудаполучает более полное приложение, рабочий становится все слабее,ограниченнее и зависимее. Искусство делает успехи, ремесленник идет назад.Хозяин и работник с каждым днем все более отличаются друг от друга . В настоящее время цивилизованный народ, с интеллектуальной точкизрения, можно рассматривать, как своего рода пирамиду со ступенями,основание которой занято темными массами населения, средние ступени образованными слоями и высшие ступени, т.е. вершина пирамиды, всемнебольшим отбором ученых, изобретателей, артистов, писателей, оченьничтожной группой в сравнении с остальной частью населения, но которая однаопределяет уровень страны на шкале цивилизации. Достаточно бы было имисчезнуть, чтобы увидеть, как одновременно исчезло бы и все то, чтосоставляет величие нации. "Если бы Франция, пишет Сен-Симон, вдруг потеряла своих пятьдесятпервых ученых, своих пятьдесят первых артистов, своих пятьдесят первыхфабрикантов, своих пятьдесят первых агрономов, то нация стала бы телом бездуши, она была бы обезглавлена. Но если бы ей пришлось, напротив, потерятьвесь свой служебный персонал, то это событие опечалило бы французов, потомучто они добры, но для страны от этого был бы очень небольшой ущерб". С успехами цивилизации дифференциация между крайними слоями населениябыстро возрастает; она даже стремится возрастать в геометрическойпрогрессии. Итак, если бы известные влияния наследственности не положилиэтому преграды, то с течением времени высшие слои какогонибудь народаудалились бы в умственном отношении от низших на такое же большоерасстояние, какое отделяет негра от белого, или даже негра от обезьяны. Но многие причины препятствуют тому, чтобы эта интеллектуальнаядифференциация социальных слоев, становясь значительной, совершалась с тойбыстротой, какую можно было бы допустить теоретически. Во-первых, вдействительности дифференциация простирается только на ум, мало или вовсе незадевая характера; а мы знаем, что характер, а не ум, играет главную роль вполитической жизни народов. Во-вторых, массы стремятся в настоящее времясвоей организацией и дисциплиной стать всемогущими. Кроме двух только что изложенных причин, чисто искусственных, потомучто они вытекают из условий цивилизации, способных разнообразиться, есть ещезначительно более важная (потому что она непреоборимый закон природы),которая всегда будет мешать отборной части нации дифференцироваться слишкомбыстро в интеллектуальном отношении от низших слоев. Рядом с искусственнымиусловиями цивилизации, которые все более и более стремятся дифференцироватьлюдей одной и той же расы, существуют в действительности устойчивые законынаследственности, которые стремятся уничтожить или приводить к среднемуиндивидов, слишком явно стоящих выше ее. Уже древние наблюдения, приводимыевсеми авторами трудов о наследственности, доказали, что потомки выдающихсяпо уму семейств рано или поздно, чаще всего рано, претерпевают вырождения,имеющие тенденцию их совершенно уничтожить. Большое интеллектуальноепревосходство получается лишь под условием оставления за собой тольковырождающихся. В действительности верхушка социальной пирамиды, о которой яговорил выше, может существовать только под условием постоянногозаимствования своих продуктивных сил у элементов, помещающихся под нею. Еслисобрать на уединенном острове всех индивидов, составляющих этот цвет, томожно образовать путем их скрещиваний расу, пораженную всевозможными формамивырождения и, следовательно, осужденную на скорое исчезновение. Большиеинтеллектуальные превосходства можно сравнивать с ботаническимиуродливостями, созданными искусством садовника. Предоставленные самим себе,они вымирают или возвращаются к среднему типу вида, который один и естьвсемогущий, потому что он представляет длинный ряд предков. Итак, все более и более дифференцируясь в течение веков, индивидыкакой-нибудь расы постоянно стремятся вращаться вокруг среднего типа этойрасы, не будучи в состоянии удалиться от него надолго. К этому-то среднемутипу, который возвышается очень медленно, принадлежит значительноебольшинство членов известной нации. Этот основной остов покрыт, по крайнеймере, у высших народов, очень тонким слоем выдающихся умов, важным с точкизрения цивилизации, но не имеющим никакого значения с точки зрения расы.Беспрестанно уничтожаясь, он беспрестанно обновляется за счет среднего слоя,который один изменяется, только очень медленно, потому что малейшиеизменения, чтобы стать прочными, должны накапливаться наследственно в том женаправлении в продолжение многих веков. В действительности тольконаследственным накоплением усовершенствований, приобретенных среднимислоями, а не возвышенными умами (потому что гений не передается)образовались те прогрессивные дифференциации, которые постепенно возвысилиуровень некоторых рас и вырыли пропасть между этими расами и народами, несумевшими прогрессировать. Уже несколько лет тому назад, опираясь на чисто анатомическиеисследования, я пришел, к идеям, изложенным мною выше, относительнодифференциации индивидов и рас, и для оправдания которых я ссылался теперьтолько на психологические доводы. Так как двоякого рода исследованияприводят к одним и тем же результатам, я позволю себе напомнить некоторые извыводов моего первого труда. Они опираются на измерения, произведенные надмногими тысячами древних и современных черепов, принадлежащих к различнымрасам. Вот из них наиболее существенные выводы: "Если оставить в стороне отдельные случаи и обращать внимание только набольшое число их, то тесная зависимость между объемом черепа и умственнымиспособностями становится совершенно ясной. Но не эти ничтожные различия всредней емкости черепов составляют тот признак, по которому можно отличитьнизшие расы от высших, а тот существенный факт, что высшая раса имеетизвестное число лиц с очень развитым мозгом, между тем как в низшей расе ихне встречается. Итак, не народными массами, но единицами, выдающимися срединих, различаются между собой расы. Средняя разница в объеме черепа уразличных народов, исключая случаи, когда рассматриваешь низшие расы,никогда не бывает очень значительной. ...Сравнивая черепа различных человеческих рас за настоящее и прошедшеевремя, можно видеть, что расы, объем черепов у которых представляет большиеиндивидуальные различия, стоят на высшей ступени цивилизации, что по меретого, как какаянибудь раса цивилизуется, черепа составляющих ее индивидоввсе более и более разнятся между собой. Результатом этого является то, чтоцивилизация ведет нас не к умственному равенству, но к все более и болееглубокому неравенству. Анатомическое и физиологическое равенство встречаетсятолько среди представителей рас, стоящих на самой низкой ступени развития.Между членами какого-нибудь дикого племени, из которых все посвящают себяодним и тем же занятиям, различие существует самое ничтожное. Напротив,между каким-нибудь крестьянином, имеющим в своем лексиконе не более трехсотслов, и ученым, у которого их сотня тысяч с соответствующими понятиями,различие существует громадное." Я должен прибавить к сказанному мною выше, что дифференциация междуиндивидами, произведенная развитием цивилизации, проявляется также и междуполами. У низших народов или у низших слоев высших народов мужчина и женщинав умственном отношении весьма близки друг к другу. Но по мере того, какнароды цивилизуются, полы стремятся к тому, чтобы все больше и большеразличаться между собой. Объем черепа мужчины и женщины, даже когда сравниваем только субъектоводинакового возраста, одинакового роста и равного веса, представляет оченьбыстро возрастающие различия с ростом цивилизации. Очень слабые в низшихрасах, эти различия становятся громадными в высших. У высших рас женскиечерепа часто лишь немногим более развиты, чем черепа женщин низших рас.Между тем как средний объем черепа парижанина ставит его между самымибольшими известными черепами, средний объем черепа парижанки ничем неразнится от объема самых маленьких черепов и достигает чуть ли не объемачерепа китаянок или даже черепа женщин Новой Каледонии".

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.