Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Оценка технике-экономической эффективности инвестиционного проекта



Расчеты по оценке количественных значений показателей экономии и затрат по годам горизонта расчета обычно сводятся в таблицу, анало­гичную табл. П.3.3.

На основе полученных в таблице результатов расчетов потоков денежных средств определяются основные показатели коммерческой эффективности инвестиционных проектов.

При этом эксплуатационные расходы определяются без амортиза­ционных отчислений, если последние являются источником финанси­рования; налогооблагаемая прибыль определяется как разница между доходами и эксплуатационными расходами (с учетом амортизационных отчислений) с учетом налогов и отчислений различного вида.

В Приложении 3 в качестве примера реализации методики приведен Расчет ожидаемой экономической эффективности автоматизации функ­ций и информационного обеспечения АРМ ДНЦ на основе действующих систем ДЦ.

Там же, на рис. П. 3.1, представлен пример графического отображения результатов расчетов сроков окупаемости инвестиций в создание АРМ ДНЦ.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭРГОНОМИКА»

П. 1.1. Вопросы к зачету по дисциплине «Эргономика»

1. Определение эргономики и инженерной психологии как научных дисци­плин. Предмет исследования, задачи и принципы эргономики.

2. Понятие об эргатической системе «человек—машина—среда». Структурная схема СЧМ.

3. Понятие о цикле регулирования в СЧМ. Структурная схема цикла регу­лирования.

4. Методы эргономики по изучению трудовой деятельности в СЧМ и их краткая характеристика.

5. Проблема повышения эффективности работы СЧМ и задачи эргономики на железнодорожном транспорте.

6. Основные направления эргономических исследований на железнодорож­ном транспорте.

7. Деятельность оператора СЧМ. Психологический анализ деятельности.

8. Факторы, влияющие на эффективность деятельности оператора СЧМ, их классификация.

9. Алгоритмическое описание деятельности оператора СЧМ.

 

10. Прием информации оператором СЧМ.

11. Оперативное мышление оператора СЧМ.

12. Процесс принятия решений в деятельности оператора СЧМ.

13. Характеристики зрительного анализатора.

14. Характеристики слухового анализатора.

15. Понятие «порога» как основной характеристики анализаторов. Абсолют­ный, дифференциальный и оперативный пороги.

16. Классификация и характеристики памяти человека.

17. Управляющие действия оператора СЧМ и их характеристики

18. Понятие о зонах зрительного наблюдения (восприятия).

19. Понятие о зонах моторного поля оператора при рабочих позах «сидя» и «стоя».

20. Требования эргономики к размещению средств отображения информации и органов управления на рабочих местах операторов СЧМ.


21. Этапы проведения комплексной эргономической оценки рабочего места.

22. Антропометрическая оценка рабочего места оператора СЧМ.

23. Эргономическая оценка средств отображения информации и органов управления на рабочем месте оператора СЧМ.

24. Функциональные состояния операторов СЧМ. Рациональные режимы деятельности.

25. Характеристики надежности и эффективности деятельности оператора СЧМ.

26. Понятие эффективности и надежности СЧМ.

27. Характеристики напряженности деятельности оператора СЧМ. Предельно допустимые нормы деятельности.

28. Понятие о профессиональном обучении.

29. Понятие о профессиональном отборе на диспетчерские должности.

30. Групповая деятельность операторов в многоуровневых системах дистан­ционного управления.

31. «Болезни» коллектива и пути повышения эффективности его деятельности.

 

32. Эргономические направления совершенствования транспортных эрга-тических систем управления. Человеческий фактор в АСУ на железнодорожном транспорте.

33. Экономическая и социальная эффективность эргономических разработок.

П. 1.2. Тестовые задания

Для проверки остаточных знаний

По дисциплине «Эргономика»

Вопрос 1

Каково наиболее полное определение научной дисциплины «Эргономика»?

1. Научная дисциплина, которая занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности человека с целью оптимизации организации условий и процесса труда.

2. Научная дисциплина, занимающаяся разработкой и организацией автома-

тизированных рабочих мест на производстве.

3. Научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в
конкретных условиях его (их) деятельности.

Вопрос 2

Какие принципы являются исходными при проведении эргономических ис­следований?

1. Комплексный, системный подход к решению эргономических проблем.

2. Зависимость качества работы оператора от количества технических средств

на АРМ.

3.Решение эргономических проблем одновременно в двух направлениях
(от требований человека — к технике и от возможностей техники — к

человеку).


4. Исследование деятельности человека в СЧМ как решающего звена ком­плексной системы.

5. Рассмотрение человека как сложной биологической динамической си­стемы.

6. Органическая связь со многими другими науками о человеке и технике и использование их достижений при решении эргономических задач.

Вопрос 3

Что является предметом исследования эргономики?

1.Изучение закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с тех-

ническими средствами, предметом деятельности и средой, т.е. конкретная трудовая деятельность человека, использующего машины.

2. Изучение психофизиологических и антропометрических характеристик
человека в процессе трудовой деятельности.

3 Проектирование автоматизированных рабочих мест и приспособление
техники и условий труда к потребностям и возможностям человека.

Вопрос 4

Перечислите основные задачи эргономики.

1. Анализ и синтез деятельности операторов СЧМ.

2. Изучение комплекса эргономических свойств человека, определяющих эффективность его деятельности.

3. Организация рабочего места оператора с учетом комплекса его эргономи-

ческих свойств.

4Профессиональный отбор и профессиональная подготовка операторов
СЧМ.

5. Эргономическое проектирование и оценка СЧМ.

6. Создание организаций, контролирующих деятельность человека на авто­матизированном рабочем месте.

7. Определение эффективности эргономических разработок.

Вопрос 5

Выберите наиболее полное определение системы «человек—машина—среда».

1. Физические, целенаправленные замкнутые системы, включающие в себя человека в качестве управляющего звена.

2. Комплекс технических средств, управляемых человеком.

3. Замкнутые системы с главным звеном управления — человеком.

Вопрос 6

Перечислите основные задачи эргономики на железнодорожном транспорте.

1. Обеспечение работников достойным денежным вознаграждением за вы­полняемый труд.

2. Улучшение условий труда человека.


3. Обеспечение удобства работы: правильно подобранные оборудование, мебель, инструмент, одежда.

4. Создание комфортной рабочей среды: комфортного воздушного, светового

и цветового климата. Реализация мероприятий по борьбе с вибрацией, улучшение производственного интерьера.

5. Соответствие должностного положения работника его потенциальным
интеллектуальным возможностям.

Вопрос 7

Перечислите основные методы, которые использует эргономика.

1. Психолиттгческие.

2. Экономические.

3. Физиологические.

4. Моделирование.

5. Мультимедийные.

6. Футуристические.

Вопрос 8

Какие из перечисленных методов являются психологическими?

1. Наблюдение.

2. Опрос.

3. Анкетирование.

4. Эксперимент.

5. Электрокардиограмма.

6. Тест.

7. Слежение.

Вопрос 9

Какие из перечисленных методов моделирования не входят в перечень методов, используемых эргономикой?

1. Физическое моделирование.

2. Математическое моделирование.

3. Мультипликационное моделирование.

4. Имитационное моделирование.

5. Дизайнерское моделирование.

Вопрос 10

Перечислите основные эргономические характеристики СЧМ, применяемых на транспорте.

1. Динамичность.

2. Целеустремленность.

3. Адаптивность.

4. Самофинансирование.

5. Самоорганизация.


Вопрос 11

Использует ли эргономика в своих разработках результаты и достижения физио­логии и психологии трудовой деятельности человека?

2. Нет

Вопрос 12

Перечислите основные психофизиологические характеристики управляющей деятельности операторов СЧМ, которые использует эргономика.

1. Прием информации оператором.

2. Хранение и переработка информации.

3. Принятие решений в операторской деятельности.

4. Выполнение управляющих действий.

5. Контроль результатов управляющего действия. 6 Составление отчетных документов.

Вопрос 13

Выберите из перечисленного основные виды анализаторов человека, используе­мых в диспетчерской деятельности.

1. Зрительный.

2. Кинестетический.

3. Слуховой.

4. Тактильный.

5. Вкусовой.

6. Вестибулярный

Вопрос 14

Выберите из перечисленного основные эргономические свойства, характери­зующие системы СЧМ.

1. Управляемость.

2. Обслуживаемость.

3. Осваивасмость.

4. Самоорганизация.

5. Обитаемость.

Вопрос 15

Назовите типы деятельности операторов СЧМ.

1. Операционная. 2 Оперативная.

3. Стратегическая.

4. Тактическая.

5. Прагматическая.


Вопрос 16

Выберите из перечисленного виды пороговых значений (порогов) основных характеристик анализаторов.

1. Абсолютный.

2. Дифференциальный.

3. Экспоненциальный.

4. Оперативный.

5. Адаптивный.

Вопрос 17

Назовите виды памяти, обеспечивающие процесс запоминания и хранения информации.

1. Кратковременная.

2. Долговременная.

3. Периодическая.

4. Отрезочная.

5. Избирательная.

Вопрос 18

Выберите из перечисленного виды кратковременной памяти.

1. Непосредственная.

2. Опосредованная.

3. Оперативная.

4. Регулярная.

5. Средняя.

Вопрос 19

Какие из перечисленных процессов характеризуют хранение информации в долговременной памяти?

1. Запоминание.

2. Забывание.

3. Вспоминание.

4. Воспоминания.

5. Восполнение.

Вопрос 20

Основные этапы деятельности человека при решении задач оперативного управ­ления в масштабе реального времени — это:

1. Восприятие информации.

2. Информационный поиск.

3. Оценка информации.

4. Выработка управляющего воздействия.

5. Обсуждение возможных вариантов решений с товарищами по работе.


Вопрос 21

Какие из перечисленных ситуаций являются неблагоприятными при принятии решения оператором СЧМ?

1. Наличие дефицита информации.

2. Наличие дефицита времени.

3. Наличие некоторой неопределенности ситуации.

4. Необходимость осуществления «волевого акта» для принятия решения.

5. Склонность оператора к решениям «с риском».

Вопрос 22

Какие виды решений оператора СЧМ включены в известию классификацию?

1. Импульсивные.

2. Решения «с риском». 3 Уравновешенные.

 

4. Осторожные.

5. Неосторожные.

6. Инертные

Вопрос 23

Убавляющие действия операторов СЧМ оценивают с использованием характристик:

1. Скоростных.

2 Пространственных.

3. Силовых.

4. Временных.

5Точностных.

Вопрос 24

Выберите из перечисленного основные предельно допустимые нормы деятель­ности операторов СЧМ.

1. Коэффициент занятости.

2. Период непрерывной занятости.

3. Коэффициент очереди сообщений.

4. Коэффициент значимости сообщений.

5. Длина очереди сообщений

6Скорость поступления информации к оператору.

Вопрос 25

Основные эргономические типы организационной структуры коллектива — это:

J^UcnoiiKiL

2. Звено.

3. Звезда. 4JK.p.yx

 

5. Неполная сеть.

6. Полная сеть.


Вопрос 26

Вычеркните из таблицы те факторы (объективные и субъективные), которые не оказывают существенного влияния на операторскую деятельность.

 

 

ФАКТОРЫ
Объективные Субъективные
Средовые Аппаратурные
Условия обитаемости Объективные условия обстановки Организация деятельности Организация рабочего места Потоки информации Контроль деятель­ности и состояния оператора Количество аппара- туры на АРМ   Состояние оператора Индивидуальные особенности оператора Уровень профессио­нальной подготов­ленности оператора Должностное поло- жение оператора
                           

Вопрос 27

Что из перечисленного не входит в состав основных мер предотвращения пси­хологической напряженности в коллективе?

1. Четкое распределение прав и ответственности.

2 Создание условий профессионального роста рядовых сотрудников.

3. Создание условий для служебного продвижения.

4. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

5. Правильная организация АРМ сотрудников.

6. Освобождение от ответственности при принятии решения.

Вопрос 28

Выберите из перечисленного основные принципы организации профессиональ­ного отбора.

1. Этапность.

2. Активность отбора.

3. Эффективная система профессиональной подготовки (включающая обу­чение, тренинг и психологическую подготовку).

4. Расширение категорий доступа к работе.

Вопрос 29

Перечислите виды навыков, которыми должны обладать операторы СЧМ.

1. Восприятие информации (сенсорные).

2. Двигательные.

3. Статические.

4. Интеллектуальные.

5. Динамические.


Вопрос 30

Что обязательно должны содержать итоговые материалы комплексной эргоно­мической оценки АРМ?

1. Существующую масштабную графическую модель компоновки АРМ.

2. Рекомендуемую масштаб!гую графическую модель компоновки АРМ.

3. Вычисления комплексного эргономического показателя для АРМ.

4. Описание выявленных нарушений, текстовые пояснения и рекоменда­ции.

5. Комплексные эргономические требования к АРМ.

Вопрос 31

Перечислите зоны моторного поля оператора при работе сидя.

1.Оптимальная зона досягаемости для ручного труда, требующего большой
точности.

2.Оптимальная зона досягаемости при грубой ручной работе.
3 Зона удобной досягаемости ладон
и.

4. Зона досягаемости пальцев вытянугой руки.

5. Верхняя неудобная зона досягаемости.

6. Максимальная зона досягаемости.

Вопрос 32

Какие виды формализованной записи деятельности операторов СЧМ применя­ются в эргономике из названных?

1. Блок-схема алгоритма.

2. Логическая схема алгоритма.

3. Органиграмма.

Вопрос 33

Какие показатели не рассчитываются при комплексной оценке надежности работы операторов СЧМ?

1. Безошибочность.

2 Восстанавливаемость.

3. Своевременность.

4. Коэффициент готовности.

5. Точность.

Вопрос 34

Какие уровни мотивации деятельности человека выделяются в эргономике?

1. Сделать как можно лучше,

2. Сделать не хуже других.

3. Лишь бы сделать.

4. Работа правится.

5 Работа не нравится.


Вопрос 35

Оказывает ли стрессовое состояние отрицательное влияние на деятельность оператора СЧМ?

1. Нет.

2. Да.

Вопрос 36

В каких видах производственных процессов человек не задействован в качестве исполнителя?

1. В автоматических.

2. В автоматизированных.

3. В ручных.

Вопрос 37

Какие характеристики светового излучения позволяет оценивать зрение человека?

1. Яркость.

2. Цвет

3. Коэффициет контраста предмета и фона.

4. Прерывистость свечения.

Вопрос 38

Какие из перечисленных видов тестов применяются в эргономике?

1. Бланковые.

2. Аппаратурные.

3. Анкетирование.

Вопрос 39

Является ли «образ-цель» управляемого процесса составной частью процесса оперативного мышления оператора СЧМ?

2. Нет.

Вопрос 40

Является ли объем одномоментно запоминаемых символов (букв, цифр) и одно­значных слов характеристикой оперативной памяти человека?

1. Нет.

Вопрос 41

Большое социальное значение эргономики заключается в том, что она занимается:

1. Оптимизацией организации труда.

2. Оптимизацией условий труда.

3. Оптимизацией процесса труда.

4. Освобождением людей от напряженного труда.


Приложение 2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.