Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Взаимосвязи эргономики



Необходимо отметить многочисленные междисциплинарные связи эргономики, ее взаимодействие с общественными, естественными и техническими науками. В основе теоретических положений эргономи­ки лежит представление о труде как особой, фундаментальной сфере человеческой деятельности, понимание того, что она не сводится к со­вокупности чисто механических операций, а представляет собой форму реализации и развития способностей индивида как личности. Подобное представление о деятельности как в социально-философском, так и в социологическом, психологическом планах характерно для эргономики и сближает ее с общественными науками.

С естественнонаучными дисциплинами эргономика связана как сфера теоретического знания с присущими ей доказательностью, все­общностью и достоверностью. Кроме того, от эргономики неотъемлем учет физиологических, биофизических, биомеханических закономер­ностей трудовой деятельности, взаимоотношение которых определяет специфику и направленность изучения и проектирования конкретных типов деятельности человека.

Связь эргономики с техническими науками объясняется тем, что она как самостоятельная дисциплина возникла на почве современной техники и тех разнообразных требований, которые технические средства предъявляют к взаимодействующему с ними человеку. Эргономика тесно связана также с математическими науками: кибернетикой, общей теорией систем, исследованием операций и др.

Междисциплинарные связи эргономики носят двусторонний ха­рактер. Она не только испытывает на себе влияние других наук, но и сама уже начала воздействовать на них в области теории, методологии и практики, поскольку прикладные задачи занимают в ней ведущее место. Эргономика, которая использует результаты различных наук о труде, характеризуется следующими направлениями.

Во-первых, это описание характеристик человека как компонента ав­томатизированной системы управления (АСУ). В самом деле, эргономика так или иначе связана со всеми науками, предметом исследования кото­рых служит человек как субъект труда, познания и общения. Ближайшая к ней отрасль — инженерная психология, задача которой — изучение


и проектирование внешних средств и внутренних способов трудовой деятельности операторов. Различия между терминами «инженерная психология» и «эргономика» в современной литературе фактически не существует. В ряде случаев они даже употребляются как синонимы.

Специализация инженерной психологии определила ее направлен­ность на операторскую деятельность человека, фундаментальное ис­следование психических процессов, свойственных этой деятельности (прием и переработка информации), а также выявление возможностей человека при осуществлении такой деятельности.

Направление исследований эргономики — любые виды трудовой деятельности с акцентом на проектировочные аспекты их обеспечения. Правда, в настоящее время в эргономике наиболее разработаны те раз­делы, которые базируются на инженерно-психологических и физиоло­гических исследованиях. Таким образом, инженерно-психологические исследования — теоретическая и методическая база эргономики.

Впервые важные для эргономики закономерности приема и перера­ботки информации человеком-оператором были исследованы именно в инженерной психологии. При этом в инженерно-психологических экспериментах выявлены параметры средств отображения информации и символов, обеспечивающие оптимальную деятельность оператора, — ее быстродействие и безошибочность. Однако наряду с научной про­работкой новых элементов обеспечения операторской деятельности, необходимо исследовать ее в реальных условиях конкретных систем управления. Для полноты анализа инженерно-психологический подход стали сочетать с исследованием физиологических показателей персонала систем, учетом условий среды, в которых протекает его деятельность, оценкой важности выполняемых людьми алгоритмов и влияния их на качество функционирования системы в целом.

Такой подход к исследованию и эксплуатации человеко-машинных систем потребовал совместного применения методов многих научных дисциплин. При этом области исследования взаимодействующих дис­циплин, решающих общую задачу, частично перекрываются. Напри­мер, при исследовании операторской деятельности взаимодействуют эргономика и инженерная психология: проблему оптимизации про­цессов приема и переработки информации с психологических позиций рассматривает инженерная психология, а ту же проблему в зависимости от реальных условий среды — эргономика. Эргономика не может не учи­тывать взаимосвязь личности с условиями, процессом и орудиями труда, что составляет предмет изучения психологии труда. Она тесно связана и с физиологией труда, использует данные гигиены труда, изучающей


эргатической (человеко-машинной) системы, так и с частными требо­ваниями к конкретным рабочим местам.

Общие эргономические требования, регламентирующие органи­зацию АРМ в соответствии с физиологическими, психологическими возможностями и антропометрическими характеристиками человека, направлены на создание условий функционального комфорта для обе­спечения эффективной работы как в нормальных, так и в аномальных (нестандартных, аварийных) ситуациях на управляемом объекте. Эти требования определяют также факторы комфортности внешней среды (освещенность, микроклиматические параметры) и защиту от вредных воздействий неблагоприятных производственных факторов (шума, ви­браций, разного рода излучений и т.д.). Большая часть этих требований представлена в ГОСТах по системам «человек—машина» и безопасности труда, а также в научно-методической и справочной литературе.

Учитывая тенденции развития и совершенствования современных технических средств управления, отображения и фиксации информации, конструкции АРМ должны обеспечивать возможность установки и за­мены КТС АРМ и его отдельных элементов.

Неотъемлемым элементом эргономического проектирования являют­ся эстетические требования, которым должны отвечать функционально-технические, социально-бытовые и дизайнерские разработки АРМ.

При организации рабочих мест, оснащенных дисплеями, необходимо обеспечить:

• хорошие информационные, физические, зрительные и слуховые связи оператора с оборудованием, а при необходимости — и с другими операторами;

• достаточное рабочее пространство для осуществления опера­тором необходимых движений и перемещений в процессе трудовой деятельности;

• оптимальное размещение рабочих мест в производственном помещении с резервированием пространства для прохода работаю­щих людей;

• надежную индикацию отказов аппаратуры и ее питания;

• наличие необходимых инструкций и предупредительных знаков;

• допустимые значения факторов рабочей среды (освещение, шум и т.д.);

• предупреждение, а в необходимых случаях снижение утомляемости и других неблагоприятных психофизиологических сдвигов в организме работников.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.