Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Высота статуи Самсона – 3м. 51 см., вес –3,5 тонны.

Стоит отметить, что фонтаны работают в результате гидростатического напора, образуемого за счет естественного перепада высот.

[ Если коротко представить себе систему водовода, то она такова:

У деревень Глядино и Забродье, примерно в 22 километрах к югу от Петергофа, начинается Старый (Петергофский) канал. На 5-м километре от истока с ним соединяется Новый канал, протяженностью 5 километров, несущий воду из ключей деревень Леволово и Лапино.

Далее водовод идет в виде извилистой речки по слегка покатой к северу местности.

В 8 километрах от Петергофа канал вступает в так называемый Шинкарский шлюз. Он двойной – через одни ворота направляют воду в сторону Петергофа, через другие – отводят воду в речку Стрелку осенью, когда действие фонтанов прекращается, и вода требуется в небольшом количестве.

За Шинкарским шлюзом канал проходит через два небольших пруда у подножия Бабигонских высот и разделяется на два рукава. Один из них идет в пруды Английского парка (в Старом Петергофе). Он обеспечивал в свое время водой Гранильную фабрику, а сейчас доставляет воду к фонтанам Западной части Нижнего парка. Другой, главный рукав идет к Большому дворцу. Он называется Петергофским и заканчивается Самсониевским бассейном. Из Самсониевского бассейна вода поступает в Большой Круглый пруд, на северном берегу которого устроена плотина-терраса (когда-то она была украшена эффектной скульптурной группой «Нил»).

В этой плотине-террасе устроены водоспуски для питания водой Самсоньевского и Ольгина каналов, идущих параллельно. По дну Самсоньевского канала проложено две трубы. По ним идет вода и достигает Верхнего сада. Здесь трубы уходят под землю и, по одной из них (диаметром 60 см) вода идет к фонтану Самсон, а другая труба, (диаметром 45 см) разветвляясь в разных направлениях, наполняет водой пруды и бассейны Верхнего сада.

По Ольгиному каналу вода поступает в Ольгин пруд, а оттуда через Краснопрудненский канал в Красный пруд и уже из него по трубам, проложенным в земле – к фонтанам Восточной части Нижнего парка.]

Фонтаны включают ежедневно в 11 часов утра и выключают в 17.00 – в будни и в 18.00. – в выходные дни. Начинают работать фонтаны в конце апреля и работают до середины октября. За сезон Петергофские парки посещает более 5 млн. человек.

Здесь представлено несколько труб, по которым вода идет к фонтанам Большого каскада. Трубы имеют различный диаметр и окрашены в разные цвета. Самая большая труба коричневого цвета имеет диаметр 50 см, толщина стен – 2,5 см. Эта труба идет к фонтану «Самсон». Розовая – к пьедестальным фонтанам (маскароны и дельфины на пьедестале «Самсона»). Голубая питает водой фонтан «Корзина», а труба, окрашенная в зеленый цвет, несет воду на западную каскадную лестницу.

Угол наклона труб не случаен – таким образом обеспечивается создание естественного напора воды.

О принципах соединительных устройств и материалах, используемых для изготовления труб, разговор пойдет в камере перед Большим гротом.

 

5-я остановка. Камера перед Большим (нижним) гротом (5 минут)

ТЕМЫ: 1.Трубы водовода.

2..Большой каскад – центр водных иллюминированных

праздников Петергофа.

3.Петергоф в годы Великой Отечественной войны,

послевоенная реставрация, реставрационные работы

1900- 1995 г.г.

 

СОДЕРЖАНИЕ: 1. Перед вами фрагменты труб Х1Х века. Подавалась вода к фонтанам еще в петровское время по чугунным трубам. Они изготовлялись на Демидовских заводах. Первоначально трубы отливались с фланцами, т.е. с квадратными краями, имевшими в углах отверстия для железных винтов с болтами, которыми скреплялись трубы. Так как плоскости фланцев при свинчивании не могли совершенно плотно прилегать друг к другу, то между ними вкладывался свинцовый круг, обложенный с двух сторон кожаными кругами. Но, всё равно, потери воды были значительны. Такие трубы здесь представлены.

В 60-е годы 19 века начали применять трубы новой конструкции – с раструбом на одном конце. Эти трубы не свинчивались, а вкладывались одна в другую. Такой метод стыка полностью исключает потерю воды. Такие трубы вы так же видите справа, в узкой штольне (они голубого цвета).

Сейчас используются трубы двух видов. Примерно 70% водовода – трубы Х1Х века, 20% - ХУШ века и лишь 10% - ХХ века (это в основном, трубы сампсоньевского водовода, проложенные после войны).

Трубы, по которым использованная вода уходит в залив, первоначально были деревянными. Они чаще всего сколачивались из сосновых брусьев и стягивались специальными металлическими обручами, которые представлены на стене, иногда делались из целого ствола дерева. Деревянные трубы неоднократно менялись и «работали» на слив до середины ХХ века.

Обратите внимание на представленные здесь фотографии с изображением Большого каскада ХУШ-Х1Х веков. Облик каскада на протяжении столетий оставался неизменным, хотя иногда менялся рисунок водяных струй.

2. Петергоф во всем мире славился не только своими фонтанами, но и праздниками, фейерверками, иллюминациями, проходившими в Нижнем парке еще со времен Петра 1.

Петр 1 был всесторонне развитым человеком, и ему обязано своим подлинным рождением искусство фейерверков. Петр с детства увлекался «потешными огнями»; будучи императором, он собственноручно изготавливал пиротехнические составы. На первых порах, как и во многом другом, в подготовке фейерверков Петру помогали иностранные мастера, но уже в середине 18 века в Петергофе был построен Иллюминационный двор, где работали русские мастера. К устройству фейерверков в Петергофе привлекалось множество мастеров разных специальностей. Так, в 30-е годы 18 века оформлением петергофских иллюминаций занимались архитектор М. Земцов, живописцы Л. Каравакк, И.Вишняков и др. В 70-е годы 18 века в подготовке Петергофских праздников принимали участие известные архитекторы Ч. Камерон и Ю. Фельтен.

Над техническим воплощением задуманного художниками трудились пиротехники (их называли фейерверкерами). За короткое время они накопили богатый опыт и достигли значительных успехов в своем деле. Праздники с иллюминациями устраивались в 18-19 в.в. во все памятные даты, связанные с победами русского оружия, тезоименитствами, днями рождений и свадеб членов царской фамилии, орденскими, полковыми и религиозными праздниками. И в наше время традиционно в середине сентября в Петергофе проводится Праздник фонтанов, сопровождающийся салютом и фейерверком. Обратите внимание на фотографию с изображением праздничного ночного Большого каскада. А рядом фотографии послевоенных лет.

 

 

!»№;%:?*()_+

 

 

3. Трагические дни для архитектурной биографии Большого каскада, как и всего Петергофа, настали 21 сентября 1941 года и длились до 19 января 1944 года. Петергоф был оккупирован нацистами. Большой Петергофский дворец дважды горел, а центральная часть его была взорвана. Был взорван дворец Марли, разрушен павильон Эрмитаж, фашисты заминировали, но не успели взорвать дворец Монплезир. На территории парка погибло более десяти тысяч деревьев, парк был изрыт густой сетью рвов, каналов, траншей. Пострадал и Большой каскад: был разрушен Верхний грот, погибло все декоративное убранство. Были взорваны узлы водоводных магистралей.

Руками реставраторов все было восстановлено заново. Уже к лету 1945 года Нижний парк был разминирован и принял первых посетителей. Большой каскад открыли в 1946 году, так как практически всю скульптуру удалось спасти. Часть скульптуры была спрятана в штольнях Большого каскада, часть – удалось вывезти в Ленинград, где она хранилась в подвалах Исаакиевского собора. Только «Тритоны», «Волхов», «Нева» и «Самсон» были вывезены нацистами. 14 сентября 1947 года состоялся торжественный пуск «Самсона», воссозданного скульпторами В.Симоновым и Н.Михайловым. Обратите внимание на фотографию, на которой изображено это событие. Этот день стал настоящим праздником для ленинградцев, переживших блокаду.

У южной стены на постаменте вы видите свинцового дельфина – он был обнаружены среди развалин дворца в 40-х годах ХХ века. Декоративные изображения дельфинов часто служили украшением парков и купальных бассейнов. Дельфин – символ спокойного моря и не случайно по описи 1730 г. в Петергофе было 54 скульптурных изображения дельфинов. Над дельфином помещен довоенный чугунный маскарон Нептуна. Подлинный чугунный маскарон можно увидеть и на восточной стене, там же представлено два бронзовых маскарона: Сатира и речной нимфы с Львиного каскада – созданные в послевоенные годы по сохранившимся образцам.

Работы по воссозданию Большого каскада после войны велись быстрыми темпами. Но время и вода приводили в ветхость это уникальное сооружение. Поэтому появилась необходимость капитальной реставрации. Здесь, в витрине вы увидите образцы материалов, которые использовались в процессе восстановления. Была осуществлена реставрация конструкций и гидротехнической системы Большого каскада, возрождена туфовая облицовка, а также проведены другие работы. Последняя реставрация Большого каскада проводилась с 1989 по 1995 годы. На капитальный ремонт было истрачено 3 млн рублей.

И нельзя не сказать вот об этой дубовой веточке. Это фрагменты фонтана «Дубок», который наверняка всем знаком. В начале Х1Х века он был установлен в Нижнем парке. Как известно, Петр I очень любил острые шутки и забавы. И «водяные курьезы», «шутейные» фонтаны, предназначенные для увеселения посетителей, непременно украшали петровский Парадиз. Даже тот, кто никогда не был в Петергофе, непременно слышал о фонтанах-шутихах. И вот два «шутейных» фонтана есть в Нижнем гроте, куда мы сейчас пройдем.

 

6-я остановка. Большой (Нижний) грот (5 минут)

ТЕМЫ:1. Роль скульптуры в убранстве гротов.

2. Фонтаны «шутихи» - любимые фонтаны Петра 1.

 

СОДЕРЖАНИЕ: 1.Мы находимся в Нижнем Парадном Гроте. Так же как и Верхний грот, он облицован туфом, только рисунок камня несколько другой. Его высота составляет 9 метров, ширина 9,5 метра, глубина – 8,5 метра. В петровское время он служил местом отдыха, особой гостиной, где любили проводить время члены императорской семьи и их гости. В отделке грота принимали участие такие архитекторы, как И. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти.

Непременным элементом убранства гротов является мраморная скульптура. И у нас здесь представлена подлинная скульптура работы итальянских мастеров первой половины XVIII века. Четыре мраморных бюста, олицетворяющие времена года – Зимы, Весны, Лета и Зимы. Тема времен года была очень популярной в ту пору. Представлена в гроте и золоченая медная скульптура. Она появилась здесь в середине Х1Х века и органически связана со скульптурой Большого каскада. Статуи Вакха – бога виноделия и веселья, Фавна – бога полей, лесов, пастбищ и животных, Венеры – богини любви и красоты, покровительницы садов напоминают о праздниках, балах и карнавалах, устраиваемых в гротах в 18 веке. Особым совершенством отличается скульптурная группа «Амур и Психея».

(Скульптурную группу «Пан и Олимпий» не видно, т.к. она находится в восточном зале.)

Все пять скульптур являются гальванопластическими копиями с античных оригиналов. Они были выполнены из золоченой меди в Санкт-Петербурге в 1857 г. и установлены в Нижнем гроте по проекту Н. Л. Бенуа. В 1890 г. их выдвинули в пролеты арок грота. В 90-х годах ХХ века скульптуру вернули на первоначальное место.

2. Конечно, вы уже обратили внимание на большой овальный стол в центре грота. В XVIII веке на нем стояли корзина с фруктами, бокалы с вином. Представьте себе, что в жаркий летний день вы входите в прохладный грот и видите стол, уставленный всевозможными угощениями. И естественно, дамы протягивают руку, чтобы взять персик или виноград. А кавалеры тянутся за бокалом вина... И в это время струи воды вырывались из корзины, оставляя гостей мокрыми насквозь. Представьте себе дам и кавалеров в пышных костюмах 18 века, в напомаженных высоких париках (дамы в то время пудрили себе лицо мукой, всё это после контакта с водой превращалось в катышки теста)! Сейчас водяные струи направлены внутрь стола, а в 18 веке они изливались наружу на высоту до 2-х метров. Вот, после того, как гости отдохнули, насладились всеми удовольствиями, они решают покинуть грот. На выходе их ожидал еще один «курьез»: плотная водяная завеса преграждала им путь.

Мы с вами познакомились с гротами, которые являются составной частью Большого каскада, главного фонтанного сооружения Петергофа, и сейчас мы поговорим о его скульптурном и фонтанном оформлении.

 

 

7-я остановка. Фонтан «Корзинка» (2 минуты)

ТЕМЫ:1. Наружная отделка Грота. Реконструкция Большого

Каскада в середине 19 века.

2. Фонтан «Корзинка».

 

СОДЕРЖАНИЕ: 1.Обратите внимание на наружную отделку грота. Его стена украшена золочеными маскаронами. Три арки центральной выступающей части стены разделены рустованными колоннами, стоящими на высоких гранитных цоколях. Грот венчает карниз со сложным профилем и мраморная балюстрада, повторяющая конфигурацию его фасада. Дополняют наружную отделку гротов огромные панно, выполненные из морских ракушек.

Фасад Большого грота с каскадами растянулся на 40 метров. Каменные массивы грота и каскадов врезаны в глубину земляного склона на 30 метров.

2. Важную роль в оформлении Большого каскада играют фонтаны. Петр 1 особенно заботился о фонтане, который будет украшать площадку перед Большим каскадом. Он дважды вносил изменения в предложенный проект и добился создания оригинального водомета «Кольцо». Фонтан состоял из двух кругов разновысоких струй, а посередине его украшал полый внутри водяной столб. Однако когда в середине 19 века проводили реконструкцию, был изменен рисунок струй и фонтан превратился в «Корзинку». 28 прозрачных струй, переплетаясь, образуют силуэт большой корзины, внутри которой бьют 11 вертикальный струй, напоминающих букет хрустальных тюльпанов. На языке аллегорий он символизировал мощь и богатство российского государства.

 

8-я остановка. Подножье водопадной (восточной) лестницы. (10 мин.)

 

ТЕМЫ: 1. Большой каскад – крупнейшее фонтанное сооружение в

мире, синтез архитектуры, скульптуры и произведений

фонтанного искусства.

2. Фонтан «Самсон» (продолжение).

 

СОДЕРЖАНИЕ: 1. Большой каскад украшают 37 бронзовых монументальных скульптур, стенки каскадов декорированы 29-ю барельефами.

РАССКАЗЫВАЮ КРАТКО:

Уже говорилось о том, что одна из основных тем скульптурного оформления Большого каскада - прославление отечественного флота и торжества России на море. Сюжеты для скульптуры брались из античных мифов, что было характерно для искусства и литературы 18 века.

Гимном освобождения ижорских земель от шведского ига явилось изображение подвигов Персея. Персей – сын громовержца Зевса и красавицы Данаи. Один из множества подвигов прославленного древнегреческого героя Персея заключался в том, что ему удалось победить страшное чудовище – Медузу Горгону, которая обращала в камень все живое. Образ героя, стоящего с обнаженным мечом, исполнен мужества и непреклонности. В руке он держит голову Медузы, лицо которой имеет портретное сходство с шведским королем Карлом 12. Образ этого отважного героя античных мифов воплощен на Большом каскаде дважды: в статуе работы замечательного скульптора начала XIX века Ф.Щедрина и на барельефах.

Сюжет «Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища», разработан в двух барельефах. Один помещен на нижней ступени восточной водопадной лестницы (справа), второй на четвертой ступени западной лестницы (справа). Оба они по содержанию и композиции перекликаются с картинами, которые помещались на триумфальных воротах первой четверти ХУШ века. Персей представлен в шлеме, на коне, стремительно приближающимся с копьем в руке к фантастическому чудовищу, которое подплывает, раскрыв пасть к дочери эфиопского царя Андромеде,

прикованной к скале и предназначенной ему в жертву. Образ Персея олицетворял Петра 1 и русских воинов, освободивших исконно русские приневские и прибалтийские земли.

Острой сатирой на поражение Карла ХП под Полтавой является барельеф на сюжет мифа о Фаэтоне – легкомысленном и дерзком сыне бога Солнца, пытавшемся управлять огненной колесницей отца, едва не спалившем землю и пораженном за это молнией Зевса.

У последней водопадной ступени западной лестницы, где особенно могуч ниспадающий поток, помещена статуя «Актеон», отлитая по модели И. Мартоса. Скульптор представил Актеона в момент трагической метаморфозы. В древнегреческой мифологии Актеон был сыном Автонои (дочери фиванского царя Кадма) и Аристея, внуком Аполлона и Кирены. Охотничьему искусству Актеона обучил кентавр Хирон. Как гласит миф, однажды Актеон отправился с друзьями на охоту. Было очень жарко, и он решил отдохнуть в лесной пещере. Случайно, именно в это время там находилась богиня охоты Артемида (Диана), решившая принять прохладную ванну. Актеон увидел её обнаженной, Артемида, заметив, что на неё взглянул смертный, разгневалась и превратила Актеона в оленя.Увидев в страхе, что он превращается в оленя Актеон побежал прочь от пещеры Артемиды, Именно это мгновение изобразил Мартос. Охотник тревожно оглядывается, его левая рука тянется за спину к колчану со стрелами, но на голове уже появились маленькие рожки. Еще мгновение – и он станет беззащитным оленем, которого растерзают собственные сабаки. В движении правой руки чувствуется растерянность и подступающий страх, прежде невозмутимое лицо отмечено печатью обреченности.

Скульптура «Испуганный Актеон, бегом спасающийся от собственный собак», находит свое объяснение в художественных символах петровского времени как осмеяние шведского короля Карла XII, оставленного после поражения своими союзниками.

Победоносный для России исход Северной войны отражен в истолковании мифа о Латоне, матери Аполлона и Афродиты. Преследуемая гневом ревнивой жены Зевса Геры, она была вынуждена долго скитаться. Однажды зашла Латона в ликийское селение, чтобы утолить свою жажду. Но самонадеянные ликийцы решили посмеяться над ней и замутили воду в источнике. Разгневанная Латона превратила их в лягушек, а источник - в болото. Под ликийцами, превращенными в лягушек, в 18 веке подразумевались прегордые шведы, которые кичились непобедимостью своего оружия, но были посрамлены русскими воинами.

На противоположных площадках центральных сливных уступов находятся две устремленные друг к другу фигуры гладиаторов. В их руках – потухшие факелы и побежденные змеи, из пастей которых бьют сильные струи, почти скрещивающиеся у вершины ковша. Потухший факел и змея – символ победоносного завершения битвы с врагом.

На выступающих из воды туфовых полуостровах, что находятся по обеим сторонам у основания каскада, помещены скульптурные изображения рек Волхова – величественного старца с веслом и Невы – молодой женщины, держащей змею. Потоки воды падают из-под туфовых пьедесталов и соединяются в ковше. Это символическое выражение выдающегося события петровской поры – строительства Ладожского канала, соединивщего реки Волхов и Неву и связавшего центральную Россию с морскими путями.

Покровительницы мореплавателей – наяды с мальчиками-тритонами, сказочные девы – морские сирены с огромными дельфинами украшают ковш Морского канала. Они трубят в раковины славу победителю.

Первоначально вся скульптура была свинцовой. Но свинец – мягкий металл, с годами он теряет форму, «оседает» и 19 августа 1799 года появилось распоряжение Павла о замене свинцовой скульптуры на бронзовую. В 1806 году работы по замене скульптуры были завершены, и каскад предстал в своем обновленном виде. Из 32 новых бронзовых статуй 15 были оригинальными работами лучших отечественных скульпторов того времени. В создании скульптуры принимали участие такие выдающиеся мастера, как Ф.Щедрин, Ф.Шубин, И.Мартос, Ж.Рашет, Ф,Гордеев, И.Прокофьев.

2. Скульптор М.Козловский выполнил скульптурную группу «Самсона» (напоминаю, что перед вами третий по счету «Самсон», выполненный после войны по модели скульптора Симонова).

В 2011 г. «Самсон» был отправлен на реставрацию. На усиленное двойное золочение скульптуры Самсона ушло 788 гр. На золочение фигур, окружающих Самсон ушло 352 гр. Всего израсходовано 1 140 гр. сусального золота.Общая площадь поверхности золочения – 41, 108 кв. м. Толщина золотого листочка почти в 10 раз тоньше человеческого волоса. Из 1 гр. сусального золота можно вытянуть проволоку длиной 2 500 м.

На покрытие поверхности скульптуры Самсона одним слоем потребовалось после войны 160 гр. сусального золота. На усиленное золочение (фрагменты скульптуры покрывались двойным слоем) скульптурной группы в 2003 г. ушло 566 гр.- 225,5 книжек по 60 листов 9Х9 см. в каждой и весом 2, 5 гр.

При последнем золочении «Самсона» в результате точного обмера и взвешивания были получены новые цифры:

Высота статуи Самсона – 3м. 51 см., вес –3,5 тонны.

Толщина стенок скульптуры: от 3 см. (в верхней части) до 6 см.

(в нижней части).

Изготовленные талантливыми скульпторами статуи Большого каскада вызывали восхищение современников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2 минуты)

 

Вы познакомились с Гротами Большого каскада. Большой каскад – крупнейшее фонтанное сооружение в мире. Он занимает площадь почти 300 квадратных метров. Его украшают более 250 золоченых деталей и барельефов. В каскаде работают более 70 фонтанов.

В его убранстве органически сочетаются архитектура, скульптура, разнообразные декоративные свойства воды, и все это – в полной гармонии с окружающим пейзажем.

Невольно вспоминаются слова исследователя Петергофа А. Раскина: «Фонтаны в Петергофе не просто эффектные украшения, а его душа – певучая, радостная, излучающая неиссякаемую энергию. Петергоф – это место, где возможен диалог человека с искусством и природой».

Петергоф является уникальным памятником искусства всемирного значения. В 1990 году он был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и в мае 2004года у западного и восточного входа в Нижний парк были установлены памятные доски в честь этого события.

Я надеюсь, что свидание с Петергофом подарит вам радость и приблизит к пониманию его загадочной и таинственной души.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.