Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Муз.пример – «Союз нерушимый республик свободных» 1977г



 

После распада СССР в декабре 1991 года ситуация с гимном оказалась двусмысленной. Гимн Александрова-Михалкова прославлял страну, которой больше не было. Еще в 1990 году был принят гимн РСФСР – «Патриотическая песнь» Глинки, с 1947 года известная под названием «Здравствуй, славная столица!» (эти слова А.И. Машистов написал на музыку Глинки к 800-летию Москвы). В брежневские годы мелодию Глинки некоторое время использовали для заставки официальной информационной телепрограммы «Время». Слов у гимна не было. И новый парламент, избранный в декабре 1993 года, не подтвердил его легитимности. А это было необходимо: ведь гимн РСФСР принимался, когда республика входила в СССР и фактически жила под прежним, александровским гимном.

 

В печати стали появляться тексты для гимна Глинки. И здесь оказалось, что революционная эпоха ранних девяностых не способна к созданию собственного официоза. Гимн – это вдохновенный панегирик родной стране, ее народу, ее истории, и покаянные, чернушные мотивы здесь неуместны. Так, поэт, умеющий находить общий язык с миллионами, предложил для величавой музыки Глинки мучительно лирические, самоедские стихи: «Разве совесть в лагерной могиле?..». Неуместные образы, которые народ никогда не примет в качестве государственного гимна. Даже в ГДР и ФРГ – странах, осудивших собственное нацистское прошлое, – темы покаяния и самобичевания не попали в структуры гимнов.

Ни в чем не повинную музыку Глинки, которая ассоциировалась с позором вороватых и хмельных 90-х годов, народ отторг. В ХХI век Россия вступила с музыкой Александрова и стихами Михалкова. Представляя этот вариант гимна депутатам, начинающий президент

 

Путин эмоционально спорил с противниками «сталинского гимна»: «Неужели за советский период существования нашей страны нам нечего вспомнить, кроме сталинских лагерей и репрессий? Куда мы тогда с вами денем Дунаевского, Шолохова, Шостаковича, оролева и достижения в области космоса? Куда мы денем полет Юрия Гагарина? А как же блестящие победы русского оружия – со времен Румянцева, Суворова, Кутузова?.. А как же победа весной 1945 года?». Стало ясно, что очередная эпоха революционного ниспровергательства завершена, а радикальные антисоветчики в одночасье сами перешли в разряд «ретро». Что ж, это процесс вполне предсказуемый и закономерный. Страсти разгораются и стихают, а караван истории идет. Новому тексту, пожалуй, не хватило образной точности 1943 года. Но у музыки Александрова есть крылья – и на них вновь старый гимн поднялся ввысь. В этой мелодии – героика Победы 1945 года, слава покорения космоса, гордость за спортивные победы соотечественников на Олимпийских играх… Гимн объединяет традиции Российской империи, Советского Союза и современной России – такой синтез необходим нашему народу, чтобы мы не потеряли чувства единения с великой многовековой историей. И я верю, что нашему гимну, назло скептикам, суждено счастливое будущее. А «Патриотическая песнь» Глинки уже звучит на официальных московских мероприятиях в варианте 47 года – рядом с официально принятым гимном Москвы «Дорогая моя столица». Судьба «гражданских молитв» бывает причудливой – и это характерно не только для России.

 

Несколько лет назад, аккурат во время дискуссии о принятии «нового старого гимна», в останкинской телестудии собрались противники и сторонники музыки Александрова и стихов Михалкова. И скептики, включая ведущего программы В. Познера, приводили «беспроигрышный» аргумент: Германия же не возвращается к гимну времен Рейха – «Германия превыше всего». В 1945-м, после краха нацизма, гимн упразднили, но через пять лет в ФРГ (заметим, не в ГДР!) восстановили. Правда, без двух первых куплетов, оставив нейтральные строки.

Не так ли и мы возвратились к привычному гимну, отказавшись от потерявших актуальность упоминаний «партии Ленина» и «торжества коммунизма»? Выходит, что противники александровского гимна, обратившись к немецкому опыту, опровергли сами себя.

 

Да, у нашего гимна немало критиков. Заграницей его мелодия воспринимается с уважением, но среди нашенских политических оппонентов советской системы есть немало непримиримых противников гимна. Предполагаю, что политические споры улягутся куда раньше, чем устареет наш гимн.

Сейчас в нашей стране звучит гимн, музыкальную основу которого составляет «Гимн партии», а слова были редактированы С.Михалковым. В гимне говорится об обновленной России.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.