Особенности законодательства о государственной службе различных стран отражают своеобразие их исторического пути, государственно-правовых форм и политического строя
1. Институт профессионального чиновничества впервые был создан во Франции и Германии, значительно позднее — Англии, США и Канаде. Потребности развития этих стран по-новому поставили вопрос о регулировании тех сфер, которые в период свободы предпринимательства находились вне государственного контроля.
Говоря о правовой регламентации государственной службы, следует, прежде всего, отметить конституционные нормы. Так, в Конституции США 1787 г. говорится о полномочиях Президента «замещать все вакансии, которые откроются в период между сессиями Сената». Основным законом ФРГ закрепляются принципы, на которых строится законодательство о государственной службе. В Конституции Польши 1997 г. определяются цели её создания.
При общей тенденции обновления законодательства о государственной службе имеет место «живучесть» некоторых актов по этому вопросу. Так, многие положения американского Закона 1883 г. о гражданской службе, действующие и поныне, инкорпорированы в титуле 5 Свода Законов США. Аналогична судьба первого канадского Закона 1908 г. о гражданской службе. Изменения, внесенные, в частности, Законом 1967 г., не отразились на принципах формирования государственного аппарата.
Принятие нового законодательства о государственной службе проходило в ряде стран под лозунгом реформ в административной сфере. Такова была реформа, проведенная в 70-х годах в Англии. После принятия 13 октября 1978 г. Конгрессом США Закона о реформе государственной службы (этот закон посвящен вопросам улучшения комплектования государственного аппарата) стала проводиться серьезная аналитическая работа, которая должна была обеспечить разработку оптимальных моделей законодательства в этой области.
В начале 80-х годов правительство Франции приняло решение о реформе государственной службы, результатом чего было большое количество законов и декретов. В 1989 г. курс на реформу законодательства о государственной службе взят и Канадой. Основные цели этой реформы были определены следующим образом: канадцы ждут, чтобы их государственная служба была эффективной и отвечала современным требованиям, чтобы она им служила наилучшим образом и чтобы во главе этой службы. находились наиболее способные мужчины и женщины.
В то же время для большинства зарубежных государств характерно большое количество актов по данному вопросу. Например, в Канаде, наряду с Законом о найме на государственную службу, действует Закон о трудовых отношениях, который регулирует взаимоотношения нанимателя (в лице Казначейского Совета) и государственных служащих, в том числе вопросы разрешения трудовых споров и права на участие в забастовках. В этой же стране базовым для данной сферы является законодательство об управлении финансами.
Нет единого акта, регулирующего все вопросы, касающиеся государственной службы, и в Польше. Здесь в настоящее время наряду с вновь принятым Законом 1996 г. действует Закон 1982 г. «О работниках государственных учреждений». Кроме того, статус служащих ряда органов, как-то: дипломатического корпуса, таможни и т.д. определен в специальных актах.
В ряде стран правовой основой формирования корпуса государственных служащих являются комплексные законы. Например, во Франции базовыми считаются два акта — Закон от 13 июля 1983 г. о правах и обязанностях чиновников и Закон от 11 января 1984 г. «Статус публичной службы». В соответствии с этими актами все служащие, независимо от того, на чьей службе они находятся – государства либо коммун, департамента или района, подчинены минимуму общих правил. Наряду с общими, действуют и специальные статуты по видам административных органов.
В отличие от многих государств, в Великобритании вопросы государственной службы регулируются в основном не законами, а актами, принимаемыми по инициативе правительства, – приказами в Совете. Нельзя не отметить и специфику правового регулирования государственной службы в странах с федеративным устройством. Так, для США и Канады общими моментами является наличие двух блоков законодательства по этому вопросу: федерации и штатов (провинций). И как следствие – наличие автономных систем государственной службы.
В ФРГ федеральная власть имеет право издавать основополагающие предписания по вопросам правового положения лиц, состоящих на государственной службе земель, общин и других корпораций публичного права (ст. 75 Основного закона ФРГ). К области конкурирующего законодательства федерации и земель относятся вопросы материального содержания служащих.
Нет единства в регулировании данных вопросов и в странах с унитарным устройством. Так, в Италии общие принципы организации государственной службы содержатся в законе, принимаемом Парламентом, в частности, от 29 марта 1983 г. Закон-рамка о государственной службе. Наряду с этим в соответствии со ст. 117 Конституции области издают нормы законодательного характера в отношении организации ведомств и административных учреждений, подчиненных области.