Рассматривая вопрос о реформировании государственной службы Российской Федерации необходимо, прежде всего, обратить внимание на ее основные недостатки. К ним следует в первую очередь отнести:
· противоречивость законодательства о государственной службе;
· бюрократические методы руководства государственной службой;
· корпоративность и замкнутость сознания государственных служащих;
· коррупцию и массовые нарушения установленных запретов и ограничений для служащего;
· пренебрежение государственных служащих нравственными нормами.
Основная задача реформы государственной службы состоит в повышении эффективности государственной службы и преодоления недоверия между институтами государственной службы и гражданами. В сложившейся ситуации на повестку дня выходит разработка такой стратегии модернизации госаппарата, которая позволит вывести его по основным параметрам и результатам деятельности на уровень большинства развитых стран.
Предлагается следующий план проведения реформы государственной службы:
· существенное увеличение денежного содержания государственным служащим;
· отладка механизмов прохождения службы с учетом разграничения юридического статуса профессиональных чиновников и "политических назначенцев";
· принятие этического кодекса государственного служащего;
· усиление роли законов в действиях чиновников, в том числе разграничение компетенции чиновников и сокращения сферы действия "личного усмотрения";
· установление жесткого порядка взаимодействия чиновников и граждан, при котором гражданам хорошо известны как их права, так и обязанности чиновников;
· ужесточение контроля над государственными служащими и ответственности за отклонения от предписанного законами поведения;
· повышение престижа государственной службы (необходимо избавляться от распространенного мифа - воруют все);
· поддержка институтов гражданского общества.
Реформа государственной службы состоится, если будет предполагать формирование государственного аппарата на основе системы "заслуг и достоинств", которая показала свою эффективность во многих странах мира. Для формирования российской модели системы "заслуг и достоинств" требуется:
· отбор (преимущественно конкурсный) государственных служащих, продвижение и удержание на государственной службе наиболее квалифицированных и добросовестных кадров;
· четкая дифференциация статуса "карьерных" и "политических" чиновников;
· четкое определение должностных обязанностей государственных служащих;
· создание режима, обеспечивающего, с одной стороны, подконтрольность корпуса государственных служащих, а с другой - его правовую защищенность от произвола и некомпетентности руководителей и средств массовой информации;
· научный подход к определению затрат на содержание госаппарата, прежде всего увеличение доли прямых материальных стимулов и снижение косвенных, ликвидация "теневых" привилегий;
· вместо штатного расписания введение сметы расходов на выполнение соответствующих функций государственного органа, что неизбежно приведет к сокращению численности аппарата и повышению уровня оплаты труда государственных служащих при одновременной интенсификации их работы;
· повышение внимания к вопросам административной этики.
При таком подходе со временем на государственной службе можно было бы сосредоточить высокоморальных людей, преданных своему народу и отечеству, профессионально подготовленных и компетентных, оснащенных новейшей организационной техникой и методологией, в достаточной степени материально обеспеченных за свою ответственную, сложную и напряженную деятельность. Что касается оплаты труда государственных служащих, то она должна быть конкурентоспособной с оплатой труда в частном секторе.
В этих целях можно было использовать сокращение государственных структур и уменьшение численности государственных чиновников. Чиновников в стране должно быть столько, сколько у государства есть реально денег на их достойное содержание. В этой связи заслуживает внимания план, разработанный Центром стратегических разработок, который предлагает сократить число федеральных министерств и ведомств, повысить статус и роль министров, уменьшить численность госчиновников.
При этом министр экономического развития Герман Греф настаивает на том, чтобы аппарат правительства, который сейчас насчитывает 1200 человек, был сокращен наполовину. Основание - чиновники аппарата правительства большей частью дублируют работу министерств и ведомств.
Евгений Ясин, консультирующий правительство, предлагает лишить государственных служащих всех должностных льгот и привилегий, возместив понесенные потери существенным повышением зарплаты - до полутора тысяч долларов месяц.
Важное направление реформы государственной службы - освоение государственными служащими новых технологий управления. Основным каналом освоения новых управленческих технологий призвана стать система образования и повышения квалификации кадров государственных служащих. Однако приходится констатировать, что в России реформирование государственной службы пока носит преимущественно фасадный характер.