Одним из оснований увольнения государственного служащего по инициативе руководителя государственного органа является разглашение госслужащим сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
Учитывая сложность рассматриваемого вопроса, остановимся на нем подробнее.
Под тайной на государственной службе в самом общем смысле понимаются факты, предметы или сведения, которые доступны ограниченному кругу лиц и должны содержаться в тайне от всех других субъектов, не имеющих допуска к государственным и служебным секретам.
С юридической точки зрения, тайну на государственной службе составляют предусмотренные в специальных перечнях сведения, разглашение которых может причинить вред государственным или общественным интересам и образует состав уголовного преступления, административного или дисциплинарного проступка и/или гражданско-правового деликта.
В Законе РФ «О государственной тайне» принятого 21 июля 1993 г., (ст. 5) подробно перечислены сведения, которые могут быть отнесены к государственной тайне. Такого рода сведения касаются: военной области, экономики, науки и техники, внешней политики и экономики, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
Этим же Законом установлен перечень сведений, которые не могут составлять государственную тайну. Это сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервов РФ; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Коммерческая тайна. Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну утвержден Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 351 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».
Так, предприятиям и предпринимателям запрещено относить к коммерческой тайне сведения об учредительных документах; сведения о документах, дающих право заниматься предпринимательской деятельностью (к ним относятся регистрационные удостоверения, лицензии, патенты); сведения, по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; сведения документов о платежеспособности; сведения о численности состава работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежей
Служебная тайна. Статья 139 ГК РФ определяет общие условия, при которых информация может приобретать характер служебной тайны. В соответствии с этими условиями: информация должна иметь действительную или потенциальную конфиденциальность; к ней нет свободного доступа на законном основании; обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Вместе с тем к служебной тайне не могут быть отнесены акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан; сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов; описание структуры органа власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его юридический адрес; порядок рассмотрения и разрешении заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц в государственные органы и к государственным должностным лицам и др.
Государственные служащие любых органов не вправе требовать от предприятии и предпринимателей предоставления каких бы то ни было излишних сведений вне зависимости от того, относятся ли эти сведения к категории сведений, содержащих коммерческую тайну, или нет. Для государственных служащих обязательным является правило: «требовать следует только то, что предусмотрено законом».
В свою очередь предпринимательские структуры не могут отказывать полномочным государственным служащим в предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, на том основании, что нет гарантий сохранения ее конфиденциальности.
Профессиональная тайна. Правило о соблюдении профессиональной тайны существовало уже в Древнем Риме. Напомним слова Марка Катона: «Testimonium adversus clientem nemo dicit» («Свидетельства против клиента не разглашаются»). Носителями профессиональной тайны являются не только представители определенных профессий - адвокаты, врачи, нотариусы, священники и др.
Ответственность за разглашение профессиональной тайны возлагается и на государственных служащих, которым доверена эта тайна. Содержание профессиональной тайны определяется в законодательстве, регулирующем соответствующие виды деятельности. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.