Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СООТНОШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА



Для раскрытия вопроса о соотношении одного явления с другим необходимо рассмотреть существующие между ними сходство и отличие. Поскольку самостоятельность той или иной отрасли права в целом определяют три элемента — предмет, метод правового регулирования и нормативно-правовая база, — то и соотношение отраслей права следует проводить прежде всего по этим элементам. Необходимо учитывать также, что все отрасли российской правовой системы теснейшим образом взаимосвязаны между собой и порой весьма трудно провести между ними четкую границу. Последнее замечание особенно актуально для земельного права, так как реформирование социально-экономического, политического строя РФ определило появление абсолютно новых подходов к вопросу о месте земельного права в системе права России.

Конституционное право имеет основополагающее значение для земельного права (как, впрочем, и всех иных отраслей). В ряде случаев конституционное право регулирует отношения, возникающие по поводу земли, земельных территорий, но это — отношения по государственному и общественному устройству РФ, а предметом земельного права являются отношения по поводу земли, земельного ресурса, имеющие экономический характер.

38


Конституция РФ устанавливает руководящие, исходные начала земельной политики государства и его образований. Положения Конституции РФ являются общеобязательными правилами поведения, имеющими прямое действие, и важнейшее значение для земельного права имеют следующие нормы. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Развивая это конституционное положение, земельное законодательство содержит нормы, определяющие особый порядок изъятия и предоставления земель, регулирующие охрану и воспроизводство земель с целью сохранения природных богатств будущему поколению.

В Конституции РФ закреплено многообразие форм собственности: земля может находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах. Право граждан и их объединений иметь в собственности землю относится к конституционным правам и свободам человека и гражданина (ст. 35). Как известно, положения главы Конституции РФ, устанавливающей права и свободы человека и гражданина, могут быть пересмотрены лишь Конституционным собранием, что является гарантией неизменности частной собственности на землю. Последний тезис подтверждается и тем, что право граждан и их объединений иметь в собственности земельные участки наряду с иными правами и свободами определяет содержание деятельности государственных, общественных органов и организаций, органов местного самоуправления и обеспечивается судебной защитой.

Большое значение для земельного права имеют также нормы, закрепляющие положения, что такие вопросы, как земельное законодательство, разграничение государственной собственности, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72), а условия и порядок пользования землей должны определяться на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36).

Административное право является «управленческим» правом, поэтому наиболее тесно земельное и административное право соприкасаются в части регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере управления земельными ресурсами РФ, и которым свойственен императивный метод правового воздействия. Но «управленческие» отношения, регулируемые земельным правом, и административные отношения имеют и отличия.


Предметом административного права выступают общественные отношения, которые возникают и развиваются в процессе организации и деятельности исполнительной власти. Аземельное право определяет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению рационального использования и охраны земель, а также специфических функций управления земельными ресурсами (землеустройство, учет земель и др.).

До издания Президентом РФ Указа от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (п. 1) и принятия Гражданского кодекса РФ (1994) вопрос о соотношении земельного права и гражданского права не вызывал существенных разногласий у цивилистов и аграрников, поскольку Гражданские кодексы РСФСР (1922 и 1964) прямо определяли, что регулирование земельных отношений должно осуществляться особым законодательством. С формированием нового гражданского законодательства, особенно с включением в Гражданский кодекс РФ гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю», появилась позиция о поглощении земельного права правом гражданским1.

Действительно, с введением многообразия форм собственности на землю, объявлением земельных участков недвижимостью и включением земли в рыночный оборот характер правового регулирования земельных отношений существенным образом изменился, хотя и нельзя признать земельное право отраслью частного права.

Если обратиться к предметам обеих отраслей права, то можно заметить их точки соприкосновения. Предметом гражданского права являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Предмет земельного права составляют имущественные и неимущественные общественные отношения, складывающиеся в области управления, использования и охраны земель.

См.: Дозорцев В. А. Проблемы совершенствования гражданского права Российской Федерации при переходе к рыночной экономике // Государство и право. 1994. № 1. С. 26; Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1997. С. 14 (авт. — Н. Д. Егоров); Брагинский М. И. О месте гражданского права в системе «право публичное — право частное» / Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. М., 2000. В связи с этим высказыванием кстати привести справедливые слова И. И. Евтихиева. Элементы частноправового и публично-правового характера настолько тесно переплетаются, писал он, «что их распластывание невозможно совершить без ущерба цельности и ясности права, регулирующего отношение субъекта к земле» (Земельное право. М.— Л., 1929. С. 4).

40



Таким образом, наибольшее соприкосновение земельное право и гражданское право имеют в части регулирования имущественных отношений, возникающих в сфере использования земли (отношения собственности и иных вещных прав на землю, обязательственные отношения). В то же время в основе гражданского и земельного права лежит различный подход к земле. Объектом ряда гражданских правоотношений является земля, а точнее — земельные участки как недвижимость. Земельное право учитывает социальную значимость земли, ее объективную ограниченность и иные природные свойства. Соответственно, как справедливо заметил Н. И. Краснов, и гражданское, и земельное право базируются на разных принципиальных положениях правового регулирования имущественных отношений. Гражданское право основывается на обеспечении свободы имущественных прав, а земельное — на обеспечении рационального использования и охраны земли. Эти отличия в разных странах мира имеют свои особенности, но в целом они существуют в наше время независимо от социального строя и форм собственности на землю1. Основываясь на конституционной норме об использовании и охране в Российской Федерации земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, ряд имущественных земельных отношений регулируется императивным методом, что не свойственно гражданскому праву (в частности, использование земельного участка должно осуществляться в строгом соответствии с его целевым назначением и нарушение указанного требования влечет за собой установленные законом неблагоприятные последствия).

И гражданское, и земельное право имеют свою достаточно развитую нормативно-правовую базу. Земельное законодательство представлено Земельным кодексом РФ и значительным количеством нормативных актов, специально направленных на регулирование земельных отношений (ФЗ от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», ФЗ от 16 июля 1998 г. «Орегулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» и др.).

Центральным и основным законодательным актом гражданского права является Гражданский кодекс РФ, который содержит

См.: Краснов Н. И. О соотношении земельного права при переходе к рыночной экономике // Государство и право. 1994. № 7. С. 55.

41


достаточно много норм, касающихся земли (ст. 130, 131, ч. 3 ст. 209, ст. 216, гл. 16, гл. 17). Конечно же, гражданское законодательство содержит и общие положения, которые имеют непосредственное значение для земельного права: понятие сделки, договора, условия их недействительности, порядок заключения и расторжения договора, нормы о правосубъектности физических и юридических лиц, о содержании права собственности, защите прав собственников и владельцев и др. В Гражданском кодексе РФ имеется немало отсылок к земельному законодательству. В частности, только земельное законодательство может: разрешать оборот земли (ч. 3 ст. 129); соответственно и закрепить категории земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (ч. 1 ст. 260); устанавливать основания и порядок приобретения гражданами земельных участков в пожизненное наследуемое владение (ст. 265); определять органы, уполномоченные принимать решение в случае нарушения норм земельного законодательства об изъятии земельного участка, а также процедуру заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях (ст. 286). В то же время нельзя не заметить, что ряд норм, включенных в ГК РФ, являются по своей природе земельно-правовыми. Это, например, положения, определяющие основания и процедуру изъятия земельного участка (ввиду его ненадлежащего использования или для государственных, муниципальных нужд).

Соответственно земельное и гражданское право имеют значительные различия по предмету, методу правового регулирования, так же как земельное и гражданское законодательства существенным образом отличаются по содержанию и направленности. Для разрешения возможных коллизий между нормами двух отраслей законодательства ЗК РФ установил, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей природной среды, специальными федеральными законами.

Неразрывная связь земельного права с экологическим правом проявляется в том, что земельные отношения регулируются с учетом экологических требований (например, субъект, использующий земельный участок, обязан применять природоохранные технологии, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности),


также как одной из целей правового регулирования общественных отношений нормами экологического права является обеспечение охраны экосвязей природных объектов (включая землю). Различие между земельным и экологическим правом можно обнаружить в том, что земельное право в основном регулирует имущественные, экономические отношения.

Земельное законодательство находится в теснейшей связи с другими отраслями законодательства, регулирующими использование и охрану иных природных объектов (лесов, вод, недр). Лес, вода, недра неразрывно связаны с земной поверхностью, которая является вместилищем этих природных ресурсов, поэтому их использование, как правило, связано и с использованием земли. Такое взаимодействие и зависимость позволили некоторым авторам выделить земельное право и родственные с ним отрасли (горное, лесное и водное) в качестве самостоятельной группы в правовой системе — семьи отраслей аграрно-правового цикла1. С одной стороны, земельное, лесное, водное, горное законодательство имеют схожие принципы, единство в целях правового регулирования и призваны обеспечить наиболее рациональное и эффективное использование природных ресурсов в интересах отдельного человека, государства и общества в целом. С другой — необходимость учета специфики каждого природного объекта, осуществления более глубокого и полного регулирования земельных, лесных, водных и горных отношений определяет дифференциацию их правового регулирования и наличие отдельных кодифицированных актов: Земельного, Лесного, Водного кодексов РФ и Закона РФ «О недрах».

Предметом регулирования лесного законодательства являются лесные отношения, т. е. общественные отношения в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (п. 1 ст. 6 Л К РФ). Лес существует лишь на земной поверхности, следовательно, использование и охрана леса одновременно означают использование и охрану соответствующих земель. Не случайно в соответствии с п. 6 ст. 101 ЗК РФ порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом и лесным законодательством. Лес и земля биологически едины, поэтому использование, охрана, защита,

См.: ЕреновА. Е., Мухитдинов Н. Б., ИльяшенкоЛ. В. Указ. соч. С. 156—159.

43


воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются, а границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ст. 6 Л К РФ). В целом же земельное и лесное законодательство характеризуются, с одной стороны, взаимопроникновением, с другой — различием в предмете правового регулирования (земельные и лесные отношения соответственно).

Водное законодательство регулирует отношения по использованию и охране водных объектов — водные отношения (п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 4 ВК РФ). Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются фажданским законодательством в той мере, в которой они не урегулированы Водным кодексом РФ (п. 2 ст. 4 ВК РФ). Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, находящегося в собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования, физического, юридического лица, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством (п. 4 ст. 8 ВК РФ). Таким образом, водное законодательство имеет отличный от земельного права предмет правового воздействия. В то же время земельные и водные отношения тесно переплетаются и взаимообусловливают друг друга. Отношения по поводу земли регулируются водным законодательством РФ в той мере, в которой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов, в свою очередь, земельное законодательство регулирует водные отношения в пределах, необходимых для обеспечения рационального использования и охраны земель.

Предметом правового воздействия норм горного законодательства являются общественные отношения по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по использованию отходов горно-добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Наиболее ярко связь земельного и горного законодательства прослеживается на примере отношений по предоставлению и исполь-


 


44


зованию горного отвода (геометризированного блока недр). Получение права на горный отвод автоматически не влечет за собой возникновение права на земельный участок, необходимый для использования горного отвода. Нормы же о предоставлении и дальнейшем использовании земельных участков для добычи полезных ископаемых содержатся как в Земельном кодексе РФ, так и в Законе РФ «О недрах».

До 24 декабря 1993 г. в Земельном кодексе РСФСР 1991 г. содержалась норма, определявшая, что горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране растительного и животного мира, культурных ландшафтов, атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством (ст. 2). Это положение нашло закрепление и дальнейшее развитие в Земельном кодексе РФ, согласно которому к отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов РФ применяется специальное законодательство.

В соответствии со ст. 3 ЗК РФ к земельным отношениям нормы законодательства о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране окружающей природной среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов РФ применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Литература

Адиханов Ф. Х. Соотношение норм гражданского права и норм земельного права в регулировании земельных отношений в условиях рынка земли // Государство и право. 2001. № 1.

Аксененок Г. А. Понятие советского земельного права и его системы // Советское государство и право. 1969. № 3.

Витрянский В. В. Правовое регулирование имущественных (обязательственно-правовых) отношений в Земельном кодексе РФ // Экологическое право. 2003. № 1.

Волков ГЛ. Принципы земельного права России. М., 2005.

Волков ГЛ. Разрешительный тип правового регулирования земельных отношений как основное начало земельного права // Хозяйство и право. 2005. № 1-2.

Галиновкая Е. А. Вопросы систематизации земельного законодательства // Журнал российского права. 2000. № 7.

Григорьев В. К. Вопросы теории земельного права. М., 1963.


ГросьЛ. А. О сопоставлении понятий «гражданское законодательство», «гражданское право» и «земельное законодательство» и вещных правах на земельные участки // Журнал российского права. 2002. № 9.

Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юристъ, 2001.

Крассов О. И. Земельное право современной России. М.: Дело, 2003.

Мурцалов Н. Т. О земельном законодательстве субъектов РФ и его соотношении с федеральным законодательством // Право и политика. 2002. № 9.

Сыродоев Н. А. О соотношении гражданского и земельного законодательства // Государство и право. 2001. № 4.

Уваров А. Некоторые аспекты регулирования земельных отношений органами местного самоуправления // Хозяйство и право 2003. № 6.

Чубуков Г. В. Земельная недвижимость в системе российского права // Государство и право. 1995. № 9.

Чубуков Г. В. Земельное право России: Учебник. М., 2002.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.