Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Использование опыта по организации государственной службы дореволюционной России в советский период



Налаженная в течение почти двух веков государственная и негосударственная служба в России была разрушена в ноябре 1917 года. Чиновничество было либо разогнано, либо репрессировано. Согласно идеологическим догмам старое профессиональное чиновничество должно было исчезнуть, и его место должна была занять новая "пролетарская" государственная служба.

Царское законодательство о государственной службе было отменено, а новое, советское законодательство о государственной службе создавалось медленно, имело множество пробелов и противоречий. Очевидным было и нежелание создавать законодательство о государственной службе, ибо сразу после революции господствовали представления о быстром отмирании государства.

В соответствии с декретом ЦИК и СНК от 11 ноября 1917 года "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" все действующее законодательство о службе отменялось; упразднялись все сословия и сословные деления граждан, все гражданские чины; уничтожались всякие звания, титулы и наименования гражданских чинов.

Декретом о суде от 5 декабря 1917 года фактически была ликвидирована судейская служба. Были упразднены суды, судебные палаты, правительствующий Сенат, коммерческие и даже мировые, т.е. общественные суды.

Реформирована была и военная служба. В соответствии с декретом СНК от 16 декабря 1917 года упразднялись все армейские чины и звания, и вводилось новое единое звание – солдат революционной армии.

Даже краткое перечисление первых декретов Советской власти свидетельствует о том, что новая власть фактически полностью отвергала сложившееся российское законодательство как принципиально негодное новому общественному устройству. Отношения в государственном аппарате в советский период регулировались общими законодательными актами о Совете Министров, местных советов, а также специальными нормативными актами - Временными правилами о работе в государственных учреждениях и на предприятиях от 21 декабря 1922 г., Положением о дисциплинарной ответственности в порядке подчинённости от 20 марта 1932 г., Единой номенклатурой должностей служащих от 9 сентября 1967 г., Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих от 1987 г. и др.

В качестве вывода из практики правового регулирования государственной службы в СССР можно констатировать следующее: правовая база этого института представляла собой некодифицированную и неинкорпорированную совокупность нормативных правовых актов разной юридической силы. Среди этих актов преобладали акты исполнительной власти - постановления Правительства СССР и ведомственные акты.

В годы существования Советского Союза так и не был принят закон о государственной службе. Детально регулировалось лишь прохождение службы в Вооруженных Силах и органах внутренних дел.

Особенностью государственной службы советского периода было то, что к государственным служащим помимо лиц, работающих в органах государственной власти и управления, относили научно-педагогические кадры, а также управленческий персонал, специалистов и инженерно-технических работников, занятых в различных отраслях народного хозяйства, врачей и др.

Постепенно был создан четкий механизм отбора, воспитания и проверки управленческих кадров. Для ответственных работников, занятых на различных этажах государственного управления, была введена категория номенклатуры.

Номенклатура представляла собой перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате и в общественных организациях, кандидатуры на которые рассматривались и утверждались партийными комитетами - от райкома до ЦК. Номенклатура ЦК была высшим разрядом и насчитывала в 1980 г. примерно 22,5 тыс. человек. Списки таких должностей являлись строго секретными. И.В.Сталин так определял требования к номенклатуре: "Люди, умеющие осуществлять директивы, могущие понять директивы, могущие принять директивы, как свои родные, и умеющие проводить их в жизнь".

Контролировались все стороны жизни номенклатуры. Сталин требовал: "Необходимо каждого работника изучать по косточкам".

Первоначально лидеры большевиков провозгласили, что зарплата чиновников не должна превышать зарплаты среднего квалифицированного рабочего. Соответствующим декретом всем членам Совнаркома (высшие служащие) была установлена зарплата - 500 руб. в месяц (средняя зарплата квалифицированного рабочего в 1917 г. составляла - 450 руб.).

Однако уже весной 1918 г. для специалистов и высших чиновников оплата труда была повышена и были введены различные льготы для партийного и государственного руководства. Для номенклатуры за счет государства строилось лучшее жилье, обеспечивалось специальное медицинское и санаторное обслуживание, велось снабжение лучшим продовольствием, предоставлялись государственные дачи, устанавливались специальные пенсии. Привилегии рядовых государственных служащих были гораздо скромнее и выражались прежде всего в "заказах" с продовольствием, доступе к дефицитным товарам, возможности получать без очереди жилье, хорошие санаторные путевки и др. Привилегии являлись средством манипулирования номенклатурной бюрократией. Чтобы не потерять возможность жить в уютном "спецмире", надо было "играть по правилам".

Номенклатура не имела частной собственности, но от имени народа распоряжалась огромной частью общественного достояния, сосредоточенного в руках государства. В то же время общество, лишенное собственности и независимости от власти, целиком зависело от бюрократии, которая находилась у "крана" материальных и социальных благ.

Все без исключения вопросы жизни управленцев решались в партийных органах. Коммунистическая партия выступала как патронирующая организация по отношению к государственным служащим. Знакомство с лидерами и видными функционерами компартии давало преимущество при занятии должности и продвижении по службе.

Советской государственной службе были свойственны следующие отрицательные черты:

× отсутствие профессионального чиновничества;

× отсутствие нормативно-правового порядка подбора на государственную службу и продвижения по службе;

× чрезмерное партийное влияние на подбор и расстановку кадров в государственных органах;

× служащие могли быть в любое время уволены, и многие из них не имели права на рассмотрение своего трудового спора в суде

× правовое регулирование государственно-служебных отношений осуществлялось преимущественно нормами трудового права (зарплата, рабочее время и время отдыха, отпуск, аттестация и т. д.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.