Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЛЕКЦИЯ 1.ВВЕДЕНИЕ В КУРС



Предмет курса

Предметом изучения курса «Государственная служба РФ» является комплексное правовое регулирование разнообразных государственно-служебных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной службы.

На основе Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права законодательство регулирует организацию государственной службы Российской Федерации и служебные отношения государственных служащих, содействуя эффективному функционированию аппаратов государственных органов всех ветвей власти, гармоничному взаимодействию всех видов государственной службы, а также взаимосвязи государственной службы с муниципальной службой, созданию правовых гарантий с механизмом их реализации для граждан Российской Федерации при поступлении на государственную службу и ее прохождении.

Основной юридической базой данного учебного курса является уже упоминавшийся Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г., Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. и другие федеральные законы, регламентирующие прохождение иных видов государственной службы, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ о государственной службе, являющиеся с точки зрения правоотраслевой принадлежности актами административного законодательства.

Нормативные акты конституционного, административного, трудового, финансового права и других отраслей законодательства представлены в учебном курсе лишь в той части и постольку, в какой и поскольку они непосредственно регламентируют государственно-служебные отношения. Таким образом, содержание учебного курса и его юридическая база полностью отражают многоаспектность государственной службы как сложного комплексного правового института.

Предмет настоящего курса значительно расширен за счет введения изучения особенностей государственной службы в субъектах РФ. В него включены также нормативные акты, определяющие особенности государственной службы в отдельных федеральных государственных органах. Это касается, например, таможенной службы, службы в органах внутренних дел и др.

Предмет курса включает также изучение вопросов, которые в учебной литературе о государственной службе раньше не освещались. Это, прежде всего, вопросы о должностных лицах в системе государственной службы, о кадровой политике на государственной службе, о соблюдении государственной и служебной тайны и другие.

В курсе «Государственная служба РФ» учитывается последовательность и внутренняя взаимосвязь отдельных частей (субинститутов) института государственной службы, включенных в базовые акты о государственной службе. Обращение в рамках данного курса к указанным субинститутам в последовательности, определенной, прежде всего базовыми федеральными законами, имеет своей целью дать четкое, полное и логическое представление о целостном и системном характере института государственной службы, обусловленном единством и структурой государственно-служебных отношений.

Содержание и система курса

В настоящем курсе представлено концентрированное содержание законодательства о государственной службе, систематизированный нормативный материал.

Особое внимание уделяется понятийному аппарату государственной службы, призванному помочь государственному служащему усвоить действующее законодательство и нормы актов будущего законодательства.

Содержание курса определено с учетом предварительного изучения Вами курсов «Конституционное право», «Административное право», а также «Теория государственного управления», теоретические положения которых служат методологической основой курса «Государственная служба».

Кроме того, при определении содержания курса принимается во внимание, что отдельные вопросы государственной службы изучены Вами при изучении таких юридических дисциплин, как «Трудовое право», «Финансовое право», «Уголовное право».

Особенности государственной службы в отдельных федеральных государственных органах получают освещение в иных специальных юридических дисциплинах - таких, как «Правоохранительные органы», «Таможенное право» (вопросы службы в таможенных органах), «Военное право» (вопросы военной службы), «Дипломатическое право» (вопросы дипломатической службы) и т.д.

Цель учебного курса «Государственная служба РФ» - дать комплекс современных юридических знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов; лицам, находящимся на государственной службе, - помочь более глубоко и системно изучить законодательство о государственной службе и практику его применения, закрепить навыки его реализации в своей служебной деятельности.

Основные задачи курса

× дать глубокие и систематизированные знания о сущности государственной службы, ее организации и функционировании, принципах воплощения государственной кадровой политики на государственной службе, ее актуальных проблемах и задачах;

× ознакомить с правами, обязанностями, действующими правоограничениями, а также вопросами юридической ответственности государственных служащих;

× обучить правильному ориентированию в обширном законодательстве о государственной службе, которое регулирует все виды государственно-служебных отношений, связанных с поступлением, прохождением и прекращением государственной службы;

× информировать о зарубежном опыте организации и функционировании государственной службы в государствах федеративного типа;

× способствовать развитию законодательства о государственной службе и укреплению правопорядка на государственной службе и др.

Система курса строится с учетом системы законодательства, регулирующего государственно-служебные отношения. Она призвана обеспечить полное и точное усвоение нормативного материала, а также правовых понятий, используемых в законодательстве о государственной службе.

Правовой основой курса является значительное множество нормативных актов различной юридической силы и различного уровня. В их число следует включать акты не только внутреннего законодательства, но и международно-правовые договоры и соглашения с участием России, касающиеся вопросов государственной службы.

Необходимо учитывать, что законодательство, регулирующее государственно-служебные отношения, начало формироваться лишь с 1993 года. Важным этапом в его развитии явилось принятие вышеупомянутого Федерального закона от 31 июля 1995 г. и других федеральных законов. С его принятием процесс правового становления государственной службы продолжился, происходит ее непрерывное обновление и совершенствование. На федеральном уровне по вопросам государственной службы уже действует более 120 указов Президента РФ и более 60 постановлений Правительства РФ.

 

Контрольные вопросы

1. В чем состоит задача курса государственной службы?

2. Какова связь данного учебного курса с другими отраслями права?

3. Каковы концептуальные идеи системы государственной службы?
ЛЕКЦИЯ 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Табель о рангах…» Петра 1 и ее роль в становлении российской государственности

Начало по упорядочению и систематизации службы как государственной так и гражданской историки связывают с именем Петра 1, в частности, с его Указом от 24 января 1722 года. Этим Указом была введена "Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше прочих, хотя б и старые кто в том классе пожалован был" (24 января 1722 г.). (Таково ее с трудом воспринимаемое современным ухом полное наименование).

"Табель..." установила три иерархические, как бы параллельные лестницы чинов для гражданской, военной и придворной служб, по 14 ступеней в каждой.

Следует признать, что законодательство о службе, прежде всего о службе государственной, в общероссийском масштабе стало возможным и необходимым с формированием централизованного государства, начиная с эпохи Ивана Грозного. В свою бытность Иван Грозный (XYI век) учредил для контроля над "государевыми служивыми людьми" специальное учреждение – Разряд, который в середине его царствования вел "личные дела" 22-23 тысячи человек. Из них 2-3 тысячи были внесены в московские послужные списки, т.е. говоря современным языком, составляли некое подобие столичной "номенклатуры", а прочие входили в списки других городов, т.е. в местные "номенклатуры".

При назначениях на должности в тот период принимались в расчет три фактора: родословная ("порода") кандидата, его чиновность (служебный титул) и разрядность (предыдущая должность).

В последующие годы родовое основание лестницы чинов было отменено.

Как отмечают историки, заслуга Петра I состоит в том, что он "Табелью о рангах..." подытожил и законодательно закрепил сложившуюся к тому времени практику поступления на службу и прохождения по ее ступеням.

Другой заслугой Петра I является то, что его система расширила возможности для поступления на государеву службу из низших классов при соблюдении определенных условий.

Екатерина II, Павел I своими Указами усовершенствовали механизм поступления на службу, поставив во главу угла ограничение доступа представителей низших классов в дворянство через государеву службу. Например, Указом 1790 г. "О правилах производства в статские чины" Екатерина II установила, что право на потомственное дворянство дает лишь 8-й класс "Табели о рангах...", для перевода в который недворянам надо было прослужить в чине не менее 12 лет.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.