Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Соляно кислотные обработки ПЗП. Условия применения. Технология процесса. Проектирование СКО. Технические средства. Пути повышения эффективности СКО.



 

Механизм воздействия на призабойную зону соляной кислотой основан на ее способности вступать в химическую реакцию растворения карбонатных пород-известняков. При этом химическое взаимодействие протекает согласно следующим уравнениям:

для известняков: СаСОз + 2НС1 = СаС13 + Н2О + СО2;
для доломита: СаМg (СО3)2 + 4НС1 = СаС13 + МgС12 + 2Н2О + 2СО2.

Полученные в результате реакции хлористые кальций (СаС12) и магний (МgС12) хорошо растворяются в воде и легко удаляются из призабойной зоны вместе с продукцией скважины. Таким образом, механизм процесса заключается в том, что соляная кислота способствует образованию новых пустот и каналов за счет выноса на поверхность растворенной части пород. Естественно, это приводит к интенсификации фильтрации нефти и, как следствие, к увеличению дебита скважины. В настоящее время область применения соляной кислоты для обработок значительно расширилась. Ее используют, например:

а) для обработки призабойных зон на месторождениях с карбонатными коллекторами, а также там, где пласты представлены песчаниками с высокой степенью карбонизации (свыше 2%) с целью увеличения их дебита;

б) для обработки призабойной зоны в нагнетательных скважинах с целью увеличения их приемистости;

в) для обработки призабойной зоны с целью растворения отложений Солей;

г) для обработки термокислотным методом с целью удаления парафино-смолистых отложений.

Кроме этого, обработка соляной кислотой производится в скважинах с открытым стволом для удаления глинистой и цементной корок, для ликвидации прихвата инструмента, а также разрушения забойных пробок.

В настоящее время в нефтепромысловой практике используются следующие виды солянокислотных обработок.

1. Кислотные ванны. 2. Обычные кислотные обработки внутрипластовые, мало- и многообъемные. 3. Кислотные обработки под давлением. 4. Термохимические обработки.
5. Термогазохимические обработки. 6. Обработка жидкими взрывчатыми веществами.

7. Пепокислотные обработки. 8. Кислотные импульсные обработки. 9. Кислотоструйные обработки.

10. Гидропсскоструйные совместно с промывкой кислотой. 11. Углскислотные обработки.

12. Обработка нефтекислотными эмульсиями

Оптимальная концентрация соляной кислоты в растворе принимается равной 10-16 %. С увеличением концентрации растворяющая способность и скорость растворения возрастают, хотя при концентрации более 22 % скорость растворения уменьшается. С увеличением концентрации кислоты возрастают также коррозионная активность, эмульгирующая способность и вероятность выпадения солей в осадок при контакте кислоты с пластовой водой. При обработке малопроницаемых пород пользуются более концентрированным раствором, чем при обработке хорошо проницаемых. Для первичных обработок пористых малопроницаемых пород расход раствора составляет 0,4-0,6 м3 на 1 м толщины пласта, высокопроницаемых - 0,6-1,0 м3/м. Для вторичных обработок - соответственно 0,6-1,0 и 1-1,5 м3/м. При воздействии на трещиноватые породы для первичной обработки необходимо 0,6-0,8 м3/м, для вторичной-1-1,5 м3/м.

Терригенные коллекторы, цементирующим веществом в которых являются силикаты (аморфная кремниевая кислота, глины, аргиллиты), обрабатываются смесью соляной и плавиковой кислот. При растворении силикатов плавиковой кислотой образуется фтористый кремний, который в присутствии воды переходит в гидрат окиси кремния, последний при снижении кислотности раствора может превратиться из золя в студнеобразный гель, закупоривающий поры. Чтобы этого не произошло, вместе с плавиковой применяется соляная кислота, практически не реагирующая с соединениями кремния. Оптимальным считается кислотный раствор с содержанием НС1 8-10 % и НР 3-5 %, при объеме закачки глинокислоты для первичной обработки 0,3-0,4 м3 на 1 м обрабатываемой толщины пласта. Глинокислота применяется и при кислотных ваннах для разрушения глинистых и цементных корок.

Для обработки железосодержащих карбонатных коллекторов в раствор соляной кислоты добавляется 3-5 % уксусной или 2-3 % лимонной кислоты. Эти же кислоты используют для стабилизации железа в технической соляной кислоте.

Для обработки сульфат- и железосодержащих карбонатных коллекторов можно также использовать растворы уксусной (10 %) или сульфа-миновой (10-15 %) кислоты.

При обработке трещиноватых и трещиновато-пористых пород для увеличения охвата по толщине применяют вязкие и вязкоупругие системы: растворы, загущенные карбоксилметилцеллюлозой или сульфитспиртовой бардой, кислотные эмульсии и пены. При обработке пористых коллекторов с низкой проницаемостью используют газированные кислотные растворы и кислотные композиции с добавками катионактивных ПАВ (катапин, ка-тамин, марвелан) при дозировке 0,2-0,3%. Помимо улучшения фильтруемости раствора, катионактивные ПАВ гидрофобизуют породу и уменьшают межфазное натяжение на границе нефть - отработанный раствор.

Уменьшение скорости реакции кислоты с породой, а следовательно расширение зоны обработки, достигается добавлением в раствор замедлителей реакции, в качестве которых используют хлористый кальций, уксусную и лимонную кислоты. Кроме них проводят обработку эмульсиями типа кислота в углеводородной жидкости. Для обработки применяют высококонцентрированный раствор кислоты.

Для уменьшения коррозионной активности кислотных растворов применяются ингибиторы: катапин, марвелан (0,1%), И-1-А (0,1-0,2%), В-2 (0,2-0,3%) уротропин (0,2-0,4%), формалин (0,6%), уникол. Темп закачки раствора определяется из условия охвата обработкой сданного радиуса глубины обработки. Раствор при достижении этого эадиуса должен быть еще активным. Темп закачки раствора g задается большим или равным минимальному темпу закачки gтiп (в м3/с), определяемому по формуле:

gтiп = Vp/tн ; где tн - время нейтрализации раствора или стабильности эмульсии, сек.

Для транспортировки и нагнетания в пласт жидкостей при кислотной обработке призабойны.х зон скважин предназначены насосные установки УНЦ1-160Х500К (АзИНМАШ-ЗОЛ) и АКПП-500, оснащенные трехплун-жерным насосом 5НК-500 с приводом от тягового двигателя автомобиля.

Установка УНЦ1-160Х500К имеет цистерну объемом 6 м3 с гуммированными внутренними стенками, разделенную на два равных отсека. Вместимость цистерны на агрегате АКПП-500 3 м3. Помимо этого агрегат АКПП-500 комплектуется кислотовозом КП-6,5 с цистерной объемом 6,5 м3. Для перевозки кислоты предназначены также двухсекционные цистерны на автоприцепе ЦЛК-6 объемом б м3. Для обвязки насосных установок между собой и с устьем скважины используются блоки манифольдов 1БМ-700 и 1БМ-700С, а также арматура устья 2АУ-700 и 2АУ-700СУ. Перед обработкой скважины у ее устья устанавливают необходимое оборудование и спрессовывают все трубопроводы на полуторакратное рабочее давление. В случае закачки раствора кислоты самотеком опрессовку оборудования не производят.

Сначала скважину заполняют нефтью, затем в трубы нагнетают заготовленный раствор соляной кислоты. Количество первой порции кислоты, нагнетаемой в скважину, рассчитывают так, чтобы она заполняла трубы и кольцевое пространство от .башмака труб до кровли пласта. После этого закрывают задвижку на отводе из затрубного пространства и остатки

заготовленного кислотного раствора под давлением закачивают в скважину. Кислота при этом поступает в пласт. Оставшуюся в трубах и в нижней части скважины кислоту также продавливают в пласт водой или нефтью.

После продавливания кислотного раствора в пласт скважину оставляют на некоторое время в покое для реагирования кислоты с породой, после чего пускают скважину в эксплуатацию.

 

Геофизические работы в нефтяных скважинах . Геофизические исследования скважин. Оценка коллекторских свойств продуктивного пласта. Исследования при проведении ГТМ. Применяемая геофизическая аппаратура.

 

Геофизические исследования скважин.

Электрический каротаж состоит в основном из двух модификаций: метода сопротивлений и метода самопроизвольно возникающего электрического поля (естественных, собственных потенциалов). Основными видами каротажа являются каротаж нефокусированными (обычными ) зондами, в том числе боковое каротажное зондирование (БКЗ) , боковой и индукционный каротаж , микрокаротаж. Сущность электрического каротажа заключается в проведении измерений, показывающих изменения вдоль кажущегося удельного сопротивления (КС) пород и естественных потенциалов (ПС) для изучения геологического разреза скважины. Результаты измерений изображаются в виде кривых изменения параметров КС и ПС вдоль ствола скважины.

Под каротажом сопротивления нефокусированными зондами понимают электрический каротаж, основанный на изменении кажущегося удельного сопротивления горных пород трехэлектродными нефокусированными зондами.

Под микрокаротажом (МК) понимают каротаж сопротивления обычными градиент- и потенциал-зондами малых размеров , расположенных на прижимном изоляционном башмаке. При работе башмак с электродами прижимается пружинами к стенке скважины, чем достигются частичное экранирование зонда от промывочной жидкости и уменьшение влияния ее на результат измерения.

Под боковым каротажом понимают каротаж сопротивления зондами с экранированными электродами и фокусировкой тока. Он является разновидностью каротажа по методу сопротивления с использованием зондов, в которых электрическое поле является управляемым. Различают боковой каротаж, выполняемый многоэлектродными (семь, девять электродов) и трехэлектродными зондами.

Под боковым микрокаротажем понимают микрокаротаж зондами с фокусировкой тока. На практике применяют четырех электродный, двухэлектродный и трехэлектродный боковые микрозонды. Наиболее распространенный четырехэлектродный микрозонд.

Индукционный каротаж является электромагнитным методом, основанным на измерении кажущейся удельной электрической проводимости горных пород. Индукционный каротаж выгодно отличается от каротажа обычными зондами и бокового тем , что применим не только в скважинах, заполненных промывочной жидкостью (проводящей ток), но и в скважинах с непроводяшей жидкостью (нефтью или промывочной жидкостью, приготовленной на нефтяной основе) , воздухом или газам.

Диэлектрический каротаж - электромагнитный каротаж, основанный на измерении кажущейся диэлектрической проницаемости горных пород , которая численно равна диэлектрической проницаемости такой однородной непроводящей среды, показания в которой равны показаниям в данной неоднородной среде с конечным сопротивлением.

Метод потенциалов самопроизвольной поляризации основан на измерении в скважине потенциалов самопроизвольной поляризации. В скважине, заполненной глинистым раствором или водой , и вокруг нее самопроизвольно возникают электрические поля, названные самопроизвольной или собственной поляризацией.

Радиоактивный каротаж.

Геофизические методы изучения геологического разреза скважин, основанные на измерении характеристик полей ионизирующих излучений (естественных и искусственно вызванных), происходящих в ядрах атомов элементов, называют радиоактивным каротажом. Наиболее широкое распространение получили следующие виды радиоактивного каротажа: гамма - каротаж, предназначенный для изучения естественного гамма-излучения горных пород; гамма-гамма-каротаж и нейтронный каротаж, основанные на эффекте взаимодействия с горной породой источников гамма - излучения и нейтронов.

Акустический каротаж.

Акустический каротаж основан на изучении характеристик упругих волн ультразвукового и звукового диапазона в горных породах. При акустическом каротаже в скважине возбуждаются упругие колебания, которые распространяются в ней и в окружающих породах и воспринимаются приемниками, расположенными в той же скважине. По типу регистрируемых акустических параметров различают акустический каротаж по скорости и затуханию.

 

Магнитный каротаж

Геофизические исследования, основанные на изучении магнитных свойств пород, слагающих разрезы скважин .Существуют две модификации : каротаж по естественному магнитному полю и магнитной восприимчивости.

Ядерно-магнитный каротаж основан на том , что ядра ряда элементов (водорода, фтора, алюминия, углерода - 13 и др.) обладают собственным механическим моментом (спином) и магнитным моментом , оси которых совпадают.

 

Применяемая геофизическая аппаратура

При электрическом и индукционном каротаже применяют различные виды зондов.

При радиоактивном каротаже применяют газоразрядный самогасящий счетчик (счетчик Гейгера - Мюллера), сцинтилляционный (люминисцентный ) счетчик, пропорциональные счетчики.

При акустическом каротаже аппаратура СПАК - 4 .

 

3 Совершенствование технологий транспортирования и хранения нефти при увеличении объемов ее добычи в России. Динамика строительства трубопроводов и продуктопроводов.

 

Пер­воначально нефть самоизливом выходила на земную поверхность и скапливалась в низких местах, откуда ее добывали и использо­вали для смазки как горючий материал, а затем стали применять и в лечебных целях. Хранили нефть в глиняных сосудах или в бурдюках и в них же перевозили ее гужевым транспортом или по воде.

В XVII в. повышается спрос на нефть и для ее хранения строятся первые хранилища нефти. Нефть хранилась в земляных ямах глубиной 4-5 метров, вырытых в глинистых грунтах. Позд­нее стали строить амбары из камня, с использованием цемента. Эти амбары перекрывались каменными крышами. Такой способ хранения нефти применялся до второй половины XVII столетия.

К примерно 1890г На нефтяных промыслах нефть транспортировалась к пунк­там се перевозки по деревянным желобам и земляным канавам. Перевозка нефти к потребителям осуществлялась в бурдюках и деревянных бочках, Такой способ перевозки нефтепродуктов приводил к загрязнению поды в реках нефтью и наносил большой ущерб рыбным ресурсам.

В.Г. Шухова, работающего с 1878 года главным инженером кон­торы А.В. Бари. Одним из наиболее удачных решений братьев Нобель в обустройстве своих нефтяных промыслов стало строи­тельство первого в России 10-километрового нефтепровода про­изводительностью 1280 тони в сутки от Балахапинских промы­слов до керосинового завода в Черном городе. Все расчеты и со­оружения произвел В.Г. Шухов. Это новшество не всеми было воспринято. Местные возницы, занимающиеся перевозками в де­ревянных бочках нефти с промыслов на заводы и керосина к мор­ским причалам, а также изготовители бочек восприняли новше­ство как покушение на свои заработки.

Братья Нобель первые предложили заменить деревянные баржи для бочечных перевозок нефтепродуктов по Волге на ме­таллические наливные. Лишь в 1904 году Правительство России приняло решение об изъятии из эксплуатации в течение 10 лет всех деревянных барж.

Впервые в мире по чертежам братьев Нобель было по­строено нефтеналивное металлическое судно грузоподъемно­стью 240 тонн. Судно было построено на шведских верфях. Дальнейшая политика братьев Нобель была направлена на со­вершенствование складского хозяйства. Они отказались от тра­диционного бочкотарного складирования в земляных ямах, сопровождавшегося потерями и загрязнением окружающей среды. По заказу братьев Нобель конструирование первых в мире клепанных металлических резервуаров осуществил В.Г. Шухов. В строительство металлических резервуаров и цистерн вкладывались огромные средства, значительно больше, чем в нефтедобычу. Уже в 1890 году суммарная вместимость ре­зервуаров в Товариществе братьев Нобель составила 1974 тыс. м3, а стоимость хранения нефтепродуктов снизилась до 3 копеек за пуд (16 кг), а при старом методе складирования она была равна 10-30 копеек.

Нефтеналивной транспорт появился на Волге и Каспии в 70-х годах XIX столетия. В 1873 году первыми в нефтеналив­ном флоте были парусная шхуна «Александр» и речная баржа братьев Н.И. и Д.И. Артемьевых с отделениями в трюмах для нефти, а в 1878 году был построен первый в мире танкер - тепло­ход «Зароастр» грузоподъемностью 250 тонн. В это же время со­оружаются первые две металлические нефтеналивные баржи по 560 тонн каждая. В 1882 году наши отечественные инженеры создают танкер «Спаситель» - прототип современных танкеров, машинное отделение на котором было вынесено на корму.

Уже к 1883 году общая длина нефтепроводов п Бакинском районе достигла 96 километров, а в 1895 - 317 километров.

В это же время строятся первые нефтебазы, оборудованные резервуарными парками, трубопроводными сетями, паровыми насосами, сливоналивпыми устройствами и т.д. Первый стальной вертикальный цилиндрический клепаный металлический резер­вуар был построен по проекту В.Г. Шухова в 1878 году. Первый в России магистральный керосинопровод, который в то время был и самым крупным в мире, для подачи керосина от бакинских нефтеперегонных заводов до порта Батуми на Черном море был введен в эксплуатацию в 1907 году. Этот керосинопровод был построен из труб диаметром 200 мм и имел протяженность 853 км. Затем были построены нефтепроводы на Северном Кав­казе: Майкоп-Туапсе (128 км), Грозный-Махачкала (162 км). Общая протяженность трубопроводов для перекачки нефти к 1917 году составляла 1147 км. Началом отечественной нефтя­ной промышленности, как уже выше было сказано, являлся Ба­кинский нефтяной район, поэтому и основное развитие нефтяно­го транспорта и нефтебазового хозяйства было в этом районе. Нефть транспортировалась по великой русской водной магистра­ли: Каспийское море - Волга с притоками Ока и Кама - Мариинская система- Нева. В этом районе располагались основные неф­тяные базы, снабжавшие большую часть страны нефтью и нефте­продуктами. Следует отметить большой вклад в развитие нефтя­ной промышленности отечественных ученых Д.И. Менделеева, В.Г. Шухова, И.М. Губкина и других.

Были построены магистральные нефтепроводы системы «Дружба» из Поволжья на Запад нашей страны и далее в социалистические (бывшие) ораны (1964 год) протяженно­стью 4665 километров. По этому нефтепроводу нефть Татарии и Поволжья поступала в Чехословакию, Венгрию, Польшу и Вос­точную Германию. В связи с бурным развитием нефтяных место­рождений Тюменской области строится крупнейшая в мире сис­тема нефтепроводов общей протяженностью около 35 тысяч ки­лометров. Были построены магистральные нефтепроводы диа­метром 1220, 1020 и 820 мм: Уренгой - Холмогоры - Пермь -Клин (2661 км), Холмогоры - Сургут - Пермь - Нижний Новго­род - Ярославль - Полоцк (3557 км); Самотлор - Анжеро-Суджинск - Красноярск - Иркутск (2476 км); Усть-Балык - Ниж­невартовск - Курган - Самара (2523 км); Урьепские - Южный Колмк - Курган - Уфа - Альметьевск (2009 км); Южный Болык -Омск - Павлодар - Чимкент (2822 км); Самара - Лисичанск -Кременчуг (1349 км); Самара - Унеча - Мозырь - Брест (2132 км); Узень - Гурьев — Самара (921 км); Куйбышев - Тихорецкая -Новороссийск (1518 км); Ухта - Ярославль (1133 км) и другие. Эксплуатацию магистральных нефтепроводов осуществляла ком­пания «Транснефть». На начало 1993 года компания «Транс­нефть» эксплуатировала 66 тысяч километров нефтепроводов, продуктопроводов и водоводов с 570 насосными станциями, 1260 стальных и железобетонных резервуаров общей емкостью 16,8 млн. м3. В это же время реконструировались и расширялись дей­ствующие, а также строились новые нефтеперерабатывающие за­воды и нефтехимические комбинаты.

В послевоенный период строятся крупные нефтеперераба­тывающие заподы в Кстово (Нижегородская область), Сызрани, Волгограде, Саратове, Перми, Краснодаре, Омске, Ангарске, Ба­ку, Рязани. В 1970-1980-х годах нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) были построены в Чимкенте и Павлодаре (Казахстан), Можекяе (Литва), Чарджоу (Туркмения), Лисичанске (Украина), Мозыре (Белоруссия), Ачинске (Россия).

 

Билет № 8

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.