Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Совершенствование технологий транспортирования и хранения нефти при увеличении объемов ее добычи в России. Динамика строительства трубопроводов и продуктопроводов.



 

Пер­воначально нефть самоизливом выходила на земную поверхность и скапливалась в низких местах, откуда ее добывали и использо­вали для смазки как горючий материал, а затем стали применять и в лечебных целях. Хранили нефть в глиняных сосудах или в бурдюках и в них же перевозили ее гужевым транспортом или по воде.

В XVII в. повышается спрос на нефть и для ее хранения строятся первые хранилища нефти. Нефть хранилась в земляных ямах глубиной 4-5 метров, вырытых в глинистых грунтах. Позд­нее стали строить амбары из камня, с использованием цемента. Эти амбары перекрывались каменными крышами. Такой способ хранения нефти применялся до второй половины XVII столетия.

К примерно 1890г На нефтяных промыслах нефть транспортировалась к пунк­там се перевозки по деревянным желобам и земляным канавам. Перевозка нефти к потребителям осуществлялась в бурдюках и деревянных бочках, Такой способ перевозки нефтепродуктов приводил к загрязнению поды в реках нефтью и наносил большой ущерб рыбным ресурсам.

В.Г. Шухова, работающего с 1878 года главным инженером кон­торы А.В. Бари. Одним из наиболее удачных решений братьев Нобель в обустройстве своих нефтяных промыслов стало строи­тельство первого в России 10-километрового нефтепровода про­изводительностью 1280 тони в сутки от Балахапинских промы­слов до керосинового завода в Черном городе. Все расчеты и со­оружения произвел В.Г. Шухов. Это новшество не всеми было воспринято. Местные возницы, занимающиеся перевозками в де­ревянных бочках нефти с промыслов на заводы и керосина к мор­ским причалам, а также изготовители бочек восприняли новше­ство как покушение на свои заработки.

Братья Нобель первые предложили заменить деревянные баржи для бочечных перевозок нефтепродуктов по Волге на ме­таллические наливные. Лишь в 1904 году Правительство России приняло решение об изъятии из эксплуатации в течение 10 лет всех деревянных барж.

Впервые в мире по чертежам братьев Нобель было по­строено нефтеналивное металлическое судно грузоподъемно­стью 240 тонн. Судно было построено на шведских верфях. Дальнейшая политика братьев Нобель была направлена на со­вершенствование складского хозяйства. Они отказались от тра­диционного бочкотарного складирования в земляных ямах, сопровождавшегося потерями и загрязнением окружающей среды. По заказу братьев Нобель конструирование первых в мире клепанных металлических резервуаров осуществил В.Г. Шухов. В строительство металлических резервуаров и цистерн вкладывались огромные средства, значительно больше, чем в нефтедобычу. Уже в 1890 году суммарная вместимость ре­зервуаров в Товариществе братьев Нобель составила 1974 тыс. м3, а стоимость хранения нефтепродуктов снизилась до 3 копеек за пуд (16 кг), а при старом методе складирования она была равна 10-30 копеек.

Нефтеналивной транспорт появился на Волге и Каспии в 70-х годах XIX столетия. В 1873 году первыми в нефтеналив­ном флоте были парусная шхуна «Александр» и речная баржа братьев Н.И. и Д.И. Артемьевых с отделениями в трюмах для нефти, а в 1878 году был построен первый в мире танкер - тепло­ход «Зароастр» грузоподъемностью 250 тонн. В это же время со­оружаются первые две металлические нефтеналивные баржи по 560 тонн каждая. В 1882 году наши отечественные инженеры создают танкер «Спаситель» - прототип современных танкеров, машинное отделение на котором было вынесено на корму.

Уже к 1883 году общая длина нефтепроводов п Бакинском районе достигла 96 километров, а в 1895 - 317 километров.

В это же время строятся первые нефтебазы, оборудованные резервуарными парками, трубопроводными сетями, паровыми насосами, сливоналивпыми устройствами и т.д. Первый стальной вертикальный цилиндрический клепаный металлический резер­вуар был построен по проекту В.Г. Шухова в 1878 году. Первый в России магистральный керосинопровод, который в то время был и самым крупным в мире, для подачи керосина от бакинских нефтеперегонных заводов до порта Батуми на Черном море был введен в эксплуатацию в 1907 году. Этот керосинопровод был построен из труб диаметром 200 мм и имел протяженность 853 км. Затем были построены нефтепроводы на Северном Кав­казе: Майкоп-Туапсе (128 км), Грозный-Махачкала (162 км). Общая протяженность трубопроводов для перекачки нефти к 1917 году составляла 1147 км. Началом отечественной нефтя­ной промышленности, как уже выше было сказано, являлся Ба­кинский нефтяной район, поэтому и основное развитие нефтяно­го транспорта и нефтебазового хозяйства было в этом районе. Нефть транспортировалась по великой русской водной магистра­ли: Каспийское море - Волга с притоками Ока и Кама - Мариинская система- Нева. В этом районе располагались основные неф­тяные базы, снабжавшие большую часть страны нефтью и нефте­продуктами. Следует отметить большой вклад в развитие нефтя­ной промышленности отечественных ученых Д.И. Менделеева, В.Г. Шухова, И.М. Губкина и других.

Были построены магистральные нефтепроводы системы «Дружба» из Поволжья на Запад нашей страны и далее в социалистические (бывшие) страны (1964 год) протяженно­стью 4665 километров. По этому нефтепроводу нефть Татарии и Поволжья поступала в Чехословакию, Венгрию, Польшу и Вос­точную Германию. В связи с бурным развитием нефтяных место­рождений Тюменской области строится крупнейшая в мире сис­тема нефтепроводов общей протяженностью около 35 тысяч ки­лометров. Были построены магистральные нефтепроводы диа­метром 1220, 1020 и 820 мм: Уренгой - Холмогоры - Пермь -Клин (2661 км), Холмогоры - Сургут - Пермь - Нижний Новго­род - Ярославль - Полоцк (3557 км); Самотлор - Анжеро-Суджинск - Красноярск - Иркутск (2476 км); Усть-Балык - Ниж­невартовск - Курган - Самара (2523 км); Урьепские - Южный Колмк - Курган - Уфа - Альметьевск (2009 км); Южный Болык -Омск - Павлодар - Чимкент (2822 км); Самара - Лисичанск -Кременчуг (1349 км); Самара - Унеча - Мозырь - Брест (2132 км); Узень - Гурьев — Самара (921 км); Куйбышев - Тихорецкая -Новороссийск (1518 км); Ухта - Ярославль (1133 км) и другие. Эксплуатацию магистральных нефтепроводов осуществляла ком­пания «Транснефть». На начало 1993 года компания «Транс­нефть» эксплуатировала 66 тысяч километров нефтепроводов, продуктопроводов и водоводов с 570 насосными станциями, 1260 стальных и железобетонных резервуаров общей емкостью 16,8 млн. м3. В это же время реконструировались и расширялись дей­ствующие, а также строились новые нефтеперерабатывающие за­воды и нефтехимические комбинаты.

В послевоенный период строятся крупные нефтеперераба­тывающие заподы в Кстово (Нижегородская область), Сызрани, Волгограде, Саратове, Перми, Краснодаре, Омске, Ангарске, Ба­ку, Рязани. В 1970-1980-х годах нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) были построены в Чимкенте и Павлодаре (Казахстан), Можекяе (Литва), Чарджоу (Туркмения), Лисичанске (Украина), Мозыре (Белоруссия), Ачинске (Россия).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.