Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

неклассического естествознания



 

Успехи специальной и общей теории относительности привели к тому, что релятивизм как методологический принцип вновь занял важное место в концептуальном аппарате современного естествознания.

Релятивизм берет свое начало в учении древнегреческих софистов и лежит в основе античного скептицизма, который преувеличивает неполноту и условность знания, его зависимость от условий процесса познания. Абсолютизация относительности знаний особенно усилилась на рубеже XIX-XX вв. и была подвергнута критике со стороны философов и ученых-естествоиспытателей. Известно высказывание М. Планка: «Нет большего заблуждения, чем выражение «все относительно»... Без предпосылки существования абсолютных величин не может быть определено ни одно понятие, не может быть построена ни одна теория». Аналогичные взгляды можно найти в философских произведениях В. И. Ленина: «Положить релятивизм в основу теории познания, значит неизбежно осудить себя на абсолютный скептицизм, агностицизм и софистику, либо на субъективизм».

Тем не менее, в неклассическом естествознании удельный вес релятивизма заметно возрос. «Онтологическим» источником такого возрастания является зависимость объективных характеристик реальных процессов от фактических условий их протекания: в различных контекстах существования свойства вещей варьируются. Релятивизм связан с полифундаментальностью, многослойностью мира, имеющего плюралистическую структуру, которая определяет и предопределяет изменчивость его параметров. Причем это относится не только к формам, способам и условиям бытия вещей, но и к таким универсальным отношениям как причинно-следственные связи. Например, в микромире при наличии сильных неоднородных полей причинно-следственная схематика событий может изменяться.

С гносеологической точки зрения возврат к релятивизму обусловлен тем, что «привилегированные системы отсчета», по-видимому, являются «спекулятивными химерами». Знание не безотносительно, оно сцеплено с приемами мыслительной и экспериментальной обработки действительности, процедурами идентификации объектов, правилами их интерпретации и т.д.

В качестве специфической черты неклассического естествознания релятивизм, безусловно, поддерживающий плюрализм, свободу выбора, действия, не может быть, однако, отождествлен с субъективизмом. Релятивизм не есть гносеологический анархизм, отрицание обязательности познавательных норм, объективных критериев правильности, состоятельности познания, он не исключает признания абсолютов. Такие концептуальные абсолюты входят в знание через универсальные законы научного исследования: на эмпирическом уровне - посредством экспериментальных методик, рецептов «обращения» с объектами, метрической и функциональной системы понятий; на теоретическом уровне - посредством структурных правил преобразования внутренних «единиц» теории (инварианты, симметрия, фундаментальные константы и т.д.), гарантирующих непротиворечивость перехода от одних систем координат к другим.

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. В связи с чем возникло представление об абсолютно неподвижном эфире?

2. Какие постулаты лежат в основе специальной теории относительности Эйнштейна?

3. Что такое преобразования Лоренца и какие «парадоксальные» с точки зрения классической механики выводы из них следуют?

4. Почему масса ядра уменьшается по сравнению с суммой масс нуклонов, из которых это ядро получилось?

5. В чем заключается физический смысл искривленного 4-х мерного пространства-времени, введенного Эйнштейном в общей теории относительности?

 


1 Аналогичное мнение высказывал один из великих предшественников Ньютона Р. Декарт: «Что касается пустого пространства в том смысле, в каком философы понимают это слово, т.е. такого пространства, в котором нет никакой субстанции, то очевидно, что в мире нет пространства, которое было бы таковым, потому что протяжение пространства как внутреннего места не отличается от протяжения тела... Поэтому относительно пространства, предполагаемого пустым, должно заключить, что раз в нем есть протяжение, то с необходимостью в нем должна быть и субстанция».

 

1 Следует отметить, что во времена Галилея речь шла только о законах механики.

1Если строго придерживаться концепции близкодействия, то следует признать, что не только электромагнитное, но и гравитационное, и другие фундаментальные физические поля, описывающие взаимодействия в природе, нужно рассматривать как особое состояние вакуума. Более того, когда к электромагнитному полю применили квантовый подход, оказалось, что в пустоте непрерывно происходят колебания этого поля, рождаются и исчезают элементарные частицы. Например, при столкновении некоторых частиц из вакуума возникает целый «сноп» других частиц. Так что вакуум оказывается «переполненным» частицами.

 

2 Как известно, в физике под «часами» понимают любой периодический процесс.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.