Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гносеологические аспекты естественнонаучного знания



 

Наука занимается производством объективного знания и обоснованием его истинности. Это означает, что все субъективное, т.е. привнесенное человеком - субъектом познания, должно быть полностью устранено из полученной информации об объекте или явлении. Однако, выделение объективной информации из субъективного образа - не простая задача, так как, во-первых, несмотря на удивительное совершенство наших органов чувств, их чувствительность, быстродействие, разрешающая способность и другие параметры ограничены, что приводит к искажениям получаемой с их помощью информации1.

Во-вторых, возникновение субъективного образа в сознании человека - это только один из двух каналов отражения внешнего мира. Другой мощный механизм отражения - эмоционально-чувственный, интегрально влияя на состояние организма в целом, вносит существенный вклад в процесс обработки информации. Рассмотрим этот механизм более подробно. Нервные импульсы, формируемые в органах чувств, поступают в головой мозг человека двумя путями. По так называемым лемнисковым путям эти импульсы передаются в соответствующие области коры больших полушарий головного мозга, которые связаны с дифференцированием ощущений, с сенсорной модальностью передаваемой информации. Именно здесь и формируется субъективный образ внешнего мира. Однако кроме этого существуют экстралемнисковые пути передачи информации, которые на уровне ствола головного мозга отходят в виде ответвлений и заканчиваются в подкорковых образованиях мозга. Эти пути связаны с образованием эмоций и чувств, эмоционального фона ощущений. Основное их назначение - регуляция возбудимости («настройка») корковых клеток на основе интегральной оценки получаемой информации с точки зрения биологической значимости внешних раздражителей для жизни организма. В ряде случаев такая эмоциональная оценка буквально «спасает» организм в условиях недостаточной информации или в случае резких неблагоприятных воздействий, когда на образно-логическое осмысление создавшейся ситуации просто нет времени. В качестве примеров можно привести эмоциональное состояние страха, которое испытывает человек в незнакомом месте, или состояние радости, «мобилизующее» психофизиологические реакции организма на восприятие благоприятной информации.

Все это свидетельствует о том, что «объективное» и «субъективное» не являются двумя различными, непересекающимися частями полного знания. Наоборот, «субъективное» и «объективное» переплетены, «встроены» друг в друга. Поэтому для получения объективного знания нельзя просто «отсечь» субъективную информацию. Одним из способов их разделения является экстраполяция полного знания в направлении уменьшения искажающего влияния указанных выше субъективных факторов в процессе отражения внешнего мира в сознании человека1 .

Чтобы наглядно представить себе риск, с которым связана операция экстраполяции, рассмотрим пример из истории физики, связанный с открытием явления сверхпроводимости (Х. Камерлинг-Оннес, 1911 г.). В начале нашего века было известно, что при уменьшении температуры Т вплоть до самых низких из доступных в ту пору значений (примерно 20 градусов по шкале Кельвина или - 2530С) электрическое сопротивление металлов R уменьшается по линейному закону. На рис. 1.4,а прямоугольниками приведены экспериментальные результаты, отражающие такую зависимость. Экстраполируя эту зависимость в область еще более низких температур, можно было оценить значение сопротивления Ro≈0, соответствующее экспериментально недостижимой температуре Т = 0 К. Однако, когда была освоена техника получения сверхнизких температур, позволяющая охлаждать вещество почти до 0 К, оказалось, что реальное поведение сопротивления обнаруживает резкое, скачкообразное уменьшение до нуля при некоторой температуре Тс, которая, например, для ртути близка к температуре жидкого гелия 4,2 К (рис. 1.4,б). Таким образом, экстраполяция может привести к неоднозначному или просто неправильному (ложному) результату.

Поэтому объективное научное знание, получаемое путем экстраполяции, обязательно должно подвергаться анализу (экспертизе) на предмет его истинности. А так как непосредственные эталоны истинности для конкретных явлений внешнего мира отсутствуют, то указанную экспертизу необходимо проводить различными косвенными методами, которые на данном историческом этапе признаются научным

 

R,

 
Ом

 

 
12 ЭКСПЕРИМЕНТ

 

8

 

 
 


4

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ

 

 
 


0 20 40 Т, К

 

а)

 

R,

Ом

           
   
   
 
 
 
 
 

 


 
0,100

 

ЭКСПЕРИМЕНТ

0,075

 

 

0,050

 

 

0,025

 

       
 
   
 


4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Т, К

б)

 

Рис. 1.4. Зависимость сопротивления R ртути от температуры Т:

а) линейная экстраполяция экспериментальных значений в область Т< 20К;

б) переход ртути в сверхпроводящее состояние при Т » 4,2 К

(Х.Камерлинг-Оннес, 1911 год)

 

 

сообществом в качестве доказательных. Среди таких научных методов можно назвать аргументированность, обоснованность, причинно-следственную связанность и другие[2].

Экстраполяционная неоднозначность, историческая изменчивость научных методов исследования приводят к тому, что истина является категорией не неизменной, не метафизической. То, что когда-то считалось истинным, затем уточняется, модифицируется, а порой и отбрасывается. Достаточно вспомнить некогда популярные в науке, а впоследствии потерявшие актуальность теории теплорода, флогистона, эфира и т.п. В связи с этим возникает вопрос: как быть с теми продуктами познания, которые были получены в процессе научной деятельности, но, подвергшись в ходе развития науки критике и выбраковке, в настоящий момент не соответствуют науке по своему реальному статусу? Аналогичный вопрос возникает и в связи с включением в состав науки гипотез и теорий, находящихся в стадии проверки, альтернативных подходов, нуждающихся в обосновании, чья истинность пока еще не является твердо установленной. В настоящее время все они включаются в состав науки, образуя три ее составные части: науку переднего края, ядро науки и историю науки.

Наука переднего края наряду с истинными включает в себя и «неистинные» (что выясняется лишь впоследствии, post factum), но полученные научными средствами результаты. В качестве примеров можно привести концепцию кварков – «ненаблюдаемых» субэлементарных частиц, комбинации которых образуют все известные в настоящее время адроны (сильно взаимодействующие элементарные частицы). Эта концепция, безусловно, научная, однако об экспериментальном обосновании этой концепции говорить пока не приходится - это дело отдаленного будущего. Задача науки переднего края - генерировать новое. Поэтому сюда включаются и плохо обоснованные, недостаточно подтвержденные, «сумасшедшие» идеи, без которых наука лишилась бы эвристичности (другими словами, стала бы собранием тривиальностей). Единственное условие, которое следует выполнять при работе с таким научным материалом - это не забывать о его научном статусе, о его возможной «неистинности», то есть не торопиться включать этот материал в ядро науки.

Ядро науки состоит из концепций, результатов, теорий, методов и т.д., истинность которых в настоящее время не вызывает сомнения. Задача ядра науки - выступать фактором определенности, играть роль базисных знаний, ориентирующих и корректирующих познавательные акты.

Например, в настоящее время никто не сомневается в законе сохранения энергии, даже с учетом весьма нетривиальных обобщений этого закона для явлений микромира. Столь же уверенно большинство ученых отвергает витализм - концепцию, связывающую сущность жизни с нематериальными факторами.

В историю науки включают морально устаревшие знания, вытесненные за пределы ядра. Эти знания неправильно было бы квалифицировать как «издержки», ибо в противном случае рано или поздно в качестве такой «издержки» предстанет вся нынешняя наука. Историко-научную деятельность неправильно понимать лишь как деятельность архивную, ограниченную поиском, обработкой и систематизацией фактов, относящихся к прошлому науки. Напротив, анализ предыстории рассматриваемого вопроса всегда входит органической частью любого, самого современного научного исследования. Именно историко-научная деятельность дает развернутую панораму динамики знания, способствуя постижению внутринаучных перспектив и возможностей.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.