Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Аксиологическая многомерность духовной культуры



 

Итак, духовная культура даже на ближайшем иерархическом уровне имеет многокомпонентную структуру, включая в себя религию, науку, искусство, мораль, право и т.д. (рис. 1.1). В чем природа такого разделения и по каким признакам оно осуществляется? Ответы на эти вопросы дает аксиология - философское учение о духовных ценностях и о структуре ценностного мира.

Человек как объект живой природы находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, получая с помощью органов чувств необходимую информацию о ее текущем состоянии и на основании этой информации адекватно реагируя на изменение внешних условий. В отличие от многих представителей животного мира, реакции которых являются инстинктивными (строго запрограммированными), поведение человека, значительно более гибкое и «свободное», связано со специфическим способом обработки получаемой информации, которая осознается человеком в виде субъективного образа внешнего мира (рис. 1.2). Сам по себе этот образ ничего не говорит человеку и, следовательно, не приводит в действие исполнительные механизмы человеческих реакций, обеспечивающих саморегуляцию функций организма, их подстройку к изменяющимся внешним условиям. Включение человеческих реакций происходит после оценки субъективного образа, которая осуществляется путем его сравнения с соответствующим идеальным образом (идеалом), также присутствующим в сознании человека. Идеал концентрирует в себе весь видовой (филогенетический) и индивидуальный (онтогенетический) опыт реагирования на те или иные воздействия1 .

 

 

 
 

 


Человеческое

сознание

Онтогенетическая

коррекция идеала

 

Внешний

мир

 

Рис. 1. 2. Отражение в сознании человека образов внешнего мира

 

 

Для нас сейчас важно, что такая оценка субъективного образа происходит с разных сторон, в соответствии с разными критериями. При этом объекты и явления внешнего мира становятся для человека носителями различных духовных ценностей. Эта многогранность оценки субъективного образа (а значит и внешнего мира) и лежит в основе дифференциации компонентов духовной культуры, каждый их которых отвечает за тот или иной критерий оценки. Так, например, моральная оценка субъективного образа основывается на этических нормативно-оценочных категориях («добро» - «зло»). Для оценки с точки зрения «красоты» используются эстетические категории («прекрасное» - «безобразное», «возвышенное» - «низменное» и т.п.). В области права оценка действительности связана с категориями «справедливости» и «несправедливости». Наука, как составляющая духовной культуры, также имеет свой специфический подход к информации о внешнем мире, который основан на применении оценочных категорий «истина» и «ложь». Именно поэтому одной из основных функций науки, наряду с производством нового знания, является обоснование истинности этого знания.

Оценки одного и того же явления, одной и той же информации с разных точек зрения могут быть различными, часто «противоположными». Рассмотрим несколько примеров. На презентации знаменитой картины В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» (рис. 1.3) автору были высказаны справедливые упреки в том, что изображенная им сцена нереальна, так как в походных условиях солдаты не могут быть одеты в парадные мундиры и держать ружья с примкнутыми штыками. Суриков согласился с этим, заметив, однако, что «хотя это и нереально, но зато красиво!» Таким образом, не всегда «ложь» выглядит «безобразной», и это часто оказывает влияние на результат научной деятельности. С другой стороны, ученому часто приходится подавлять в себе те или иные эмоциональные (например, эстетические) реакции на пути к истине1.

Другой пример связан с замечательным фильмом братьев Васильевых «Чапаев», где имеется психологически очень точно сделанная сцена каппелевской атаки, вызвавшей эстетическое восхищение даже у тех, кому она несла смерть: «Здорово идут!», - воскликнул в эти драматические мгновения один из красноармейцев. В этом примере эстетическая оценка явления с точки зрения «прекрасного» находится в конфликтном отношении с утилитарной оценкой («благо»).

В качестве еще одного примера вспомним строки из стихотворения А.С. Пушкина «Герой»:

«Тьмы низких истин мне дороже

Нас возвышающий обман...»,

которые, фактически, допускают возможность сочетания «добра» и «лжи» при оценке той или иной ситуации.

Используя математическую терминологию, можно сказать, что человеческое сознание, в которое «погружен» субъективный образ

 


Рис 1.3. И. В. Суриков «Переход Суворова через Альпы»

 

 

внешнего мира, является, с точки зрения аксиологии, многомерным пространством, «оси координат» которого соответствуют различным духовным ценностям. В этом же смысле следует понимать и название настоящего параграфа.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.