Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Влияние внешних условий на поступление питательных



Элементов в растение

 

Поглощение растениями питательных элементов зависит от свойств почвы, ее водно-воздушного и температурного режимов, освещенности и других условий внешней среды. Главное условие нормального питания растений –наличие питательных элементов.

Элементы питания содержатся в почвенном растворе, органических веществах и в твердой минеральной фракции почвы. Легко доступны для растений питательные элементы почвенного раствора, а также почвенных коллоидов. Питательные элементы в недоступной форме при определенных условиях становятся доступными. Например, часть азота, фосфора и серы гумуса превращается в доступные соединения в результате минерализации. Труднодоступные соединения трехкальциевого фосфата в кислой среде почвы переходят в более доступные формы. С другой стороны, часть хорошо усвояемых элементов питания может, наоборот, переходить в формы, не доступные для растений. Например, легко доступный аммонийный и нитратный азот превращается микроорганизмами в недоступные (органические) формы.

Условия питания растений должны учитываться при разработке систем удобрения культур (определении доз, сроков, форм и способов внесения органических и минеральных удобрений).

Одно из важнейших условий питания растений – реакция почвы. Оптимальной реакцией почвы для большинства растений считается слабокислая и близкая к нейтральной – рН солевой вытяжки 6,2–6,5. Однако есть растения, лучше растущие на почвах с кислой (люпин) или слабощелочной (люцерна) средой.

Большое значение в корневом питании имеет насыщенность почвенного раствора питательными элементами. Как высокая, так и недостаточная концентрация неблагоприятны для роста и развития сельскохозяйственных культур. Растения усваивают пищу из слабоконцентрированных растворов – 0,01–0,05%, почвенные растворы незасоленных почв обычно имеют концентрацию от 0,02 до 0,2%. Растения по-разному реагируют на ту или другую концентрацию почвенного раствора. Наиболее «чувствительны» к концентрированным растворам лен, люпин, огурцы, морковь, а также большинство молодых растений.

Ионы растения и почвенного раствора постоянно взаимодействуют друг с другом. Например, при сравнительно избыточном содержании катионов или анионов в растении они препятствуют проникновению в клетку других ионов. Так, при высокой концентрации Са2+ или Mg2+ тормозится поступление К+ и Na+, и наоборот. Между анионами антагонизм проявляется слабее, он более выражен между обладающими близкими химическими свойствами, например между SO42- и SеO42-. Нет антагонизма между NO3-, PO43-, SO42-, но он возникает между анионами с одинаковыми зарядами, например, между NO3- и Н2РО4-, С1- и НРО42-. Наряду с антагонизмом происходят процессы синергизма: ионы с противоположными зарядами могут активизировать поступление друг друга в растение, например NH4+ и РО43-, К+ и SO42-, Ca2+ и NO3- и т.д.

Если соотношение элементов питания в почвенном растворе полностью отвечает физиологическим потребностям того или иного растения, такой раствор называется физиологически уравновешенным.

Одно из главных свойств почвы – водный режим. Оптимальная влажность почвы благоприятно сказывается на физиологическом состоянии растений, ускоряет фотосинтез, биосинтез белков, развитие корней и усиливает их поглотительную способность. Вода является средой для диффузии элементов питания из почвенного раствора и поглощающего комплекса почвы к корневым волоскам. На построение органического вещества растения расходуют примерно 0,2% поглощаемой воды, более 99 % влаги испаряется. Существенно снижают затраты воды на создание урожая удобрения. По данным Д. Н. Прянишникова, расход воды растением на образование сухого вещества на удобренном фоне снижался на 20–36% в зависимости от влажности почвы.

Поглощение питательных элементов растениями может совершаться только в условиях благоприятного воздушного режима почвы. Для большинства сельскохозяйственных культур достаточным является содержание в почве 2–3% кислорода. При недостатке кислорода в ней образуется больше восстановленных форм железа и других элементов, вредных для растений, увеличивается содержание углекислого газа, а это снижает поглощение корнями азота, фосфора и ионов аммония, а также деятельность микроорганизмов. Благоприятная структура почвы обеспечивает хорошее снабжение корней кислородом.

На питание растений большое влияние оказывает температура почвы. При 5–7° С снижается поступление в растения азота, фосфора, кальция, серы, в меньшей степени калия. Аммонийный азот может поступать в растение при более низкой температуре, чем нитратный. Сильное влияние низких температур на азотное и фосфорное питание в период всходов объясняется слабым использованием молодыми проростками азота и фосфора из запасов семян и почвы. Оптимальной температурой для азотного и фосфорного питания является 23–25° С. По данным В. В. Буткевича, при повышении температуры с 20 до 35° С увеличивалось образование белка в зерне пшеницы. Чрезмерно высокая температура отрицательно влияет на поступление питательных элементов в растение, что, очевидно, обусловлено снижением активности ферментных систем.

Питание и продуктивность сельскохозяйственных культур тесно связаны с интенсивностью освещения. Затенение растений в посевах, чрезмерное их загущение снижают интенсивность фотосинтеза и дыхания, а следовательно, и урожайность.

В питании растений огромное значение имеют микроорганизмы. В 1 га пахотного горизонта почвы содержится от 3 до 7–8 т микроорганизмов. Они превращают органические вещества почвы и органических удобрений в усвояемые растениями формы. Некоторые виды микроорганизмов способны также разлагать труднорастворимые минеральные соединения фосфора и калия, делая их доступными для растений. Микроорганизмы-азотфиксаторы (клубеньковые бактерии и свободноживущие) обогащают почву азотом, поглощая его из воздуха. В результате жизнедеятельности микроорганизмов в почве создается гумус.

Особую роль в питании растений играют бактерии ризосферы, – слоя почвы, непосредственно примыкающего к корневой системе, где сосредоточена основная масса питательных элементов (табл. 2.8).

 

2.8. Содержание доступных для растений минеральных соединений фосфора и калия в почве и в зоне корня (ризосфере), мг/100 г сухой почвы

 

Культура Р2О5 К2О
вне корней в ризосфере вне корней в ризосфере
Озимая пшеница 37,2 43,2 6,6 27,9
Ячмень 18,6 22,5 9,3 12,8
Клевер 16,2 21,9 6,4 8,2

 

Однако микроорганизмы могут и ухудшить условия питания растений, так как у них одни и те же источники питания – азот и зольные элементы. Например, если в почву вносится свежий (неразложившийся) подстилочный навоз, бактерии становятся конкурентами растений. Кроме того, в почве есть бактерии-денитрификаторы, восстанавливающие нитраты (NO3) и аммонийный азот до закисной формы (N2O) и молекулярного азота (N2), которые улетучиваются в атмосферу. И наконец, в почве имеются микробы – возбудители болезней растений.

В разные периоды вегетации растения предъявляют неодинаковые требования к условиям питания и внешней среды, что нужно учитывать при разработке систем удобрений культур. За время вегетации растений выделяют два периода, различающихся характером поглощения питательных элементов: критический, когда в растение поступает небольшое количество питательных элементов, но их недостаток ухудшает рост и развитие культур, и период максимального потребления, когда растения поглощают наибольшее количество питательных элементов.

Для многих растений критическим является период всходов, прежде всего в отношении фосфора. В это время в растениях активно идут синтетические процессы, но корневая система еще развита слабо и они испытывают недостаток в фосфоре. И даже если в последующие фазы фосфорное питание будет достаточным, это не исправит положения – урожай будет низкий. Поэтому в первый период вегетации системой удобрения должно быть предусмотрено преобладание фосфора над азотом и калием. Для этого фосфорные удобрения небольшими дозами вносятся в рядки или гнезда во время сева. Под некоторые культуры при посеве вносятся все три основные элемента: фосфор, азот и калий, например под сахарную и кормовую свеклу, картофель.

Время интенсивного роста надземной массы (у зерновых это фаза выход в трубку – колошение, у сахарной свеклы – первая половина вегетации) является критическим периодом в азотном питании. В это же время происходит максимальное потребление азота. При недостатке в почве этого элемента проводят азотные подкормки.

Ко времени цветения и начала плодообразования у многих растений потребность в азоте снижается. Наступает критический период по отношению к фосфору и калию. Это связано с тем, что начинается усиленный синтез органических веществ, особенно при формировании репродуктивных органов. В период плодообразования заканчивается рост вегетативной массы, поступление питательных элементов уменьшается, а затем и прекращается.

Особенности потребления элементов питания растениями в различные фазы вегетации должны учитываться при разработке систем удобрения сельскохозяйственных культур, включающих обычно три приема внесения удобрений в разные сроки: основное, припосевное и подкормки.

Основное внесение удобрений до сева должно обеспечить растения питанием в течение всего вегетационного периода. Поэтому до сева обычно вносят полную дозу органических и большую часть минеральных удобрений. Внесение удобрений во время сева преследует цель «поддержать» растения в первые 10–15 дней после всходов. Как правило, для этого используются легкорастворимые формы фосфорных удобрений. В период максимального потребления растениями питательных элементов делают корневые и некорневые подкормки. Дозы удобрений для подкормок рассчитываются по данным почвенной и растительной диагностики. При определении доз, сроков и способов внесения удобрений учитываются биологические особенности культур и сортов, почвенно-климатические условия, виды и формы удобрений, планируемая урожайность.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое питание растений?

2. Какие химические элементы входят в состав растений?

3. Что такое сухое вещество растений и каков его состав?

4. Какие основные органические вещества входят в состав растений?

5. Что такое воздушное питание растений? Какова роль фотосинтеза растений в создании органического вещества?

6. В чем заключается корневое питание растений?

7. Какова роль корня и корневых волосков в питании растений?

8. Что такое пассивное и активное поглощение растением питательных элементов?

9. Расскажите о свойствах почвенного раствора.

10. В форме каких соединений поступают питательные элементы в растение?

11. Расскажите об основных положениях современной теории питания растений.

12. Каковы связи поглощения и транспорта питательных элементов с фотосинтезом, дыханием и обменом веществ в растении?

13. Какие внешние условия влияют на питание растений?

14. Роль микроорганизмов в питании растений.

15. Каковы требования растений к условиям питания азотом, фосфором и калием в разные фазы их роста и развития?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.