Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

I. Судовождение, основанное только на лоцманском методе.



Киевская государственная академия водного транспорта

Имени гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного

 

Михайлов В.С.

Кудрявцев В.Г.

Учебное пособие

Рекомендовано

Министерством образования и науки Украины

как учебное пособие для студентов высших учебных заведений

 

 
 

 


Киев–2007


 

Михайлов В.С., Кудрявцев В.Г. Навигация и лоция. – Киев.: КГАВТ, 2006. – 638 с.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………………………………..
Глава 1. Ориентирование наблюдателя на земной поверхности….…………………………............
1.1. Фигура и размеры Земли…………………………………………………...……………………..
1.2. Основные точки, линии и плоскости на поверхности Земли……………………………….….
1.3. Географические координаты. Разности широт и долгот: ………………………………….…..
  1.3.1. Географические координаты……………………………………………………………….
  1.3.2. Разности широт и долгот…………………………………………………………………
1.4. Радиусы кривизны земного эллипсоида…………………………………………………….…...
Контрольные вопросы ………………………………………………………...…………………………………
Глава 2. Определение направлений в море…….…………………………………..…………………...
2.1. Основные линии и плоскости наблюдателя.…………………………...……………………..…
2.2. Системы счета направлений: ………...................................................................………………..
  2.2.1. Круговая система счета...………………...………………………………………………...
  2.2.2. Полукруговая система счета……………………………………………………………….
  2.2.3. Четвертная система счета…………………………………………………………………..
  2.2.4. Румбовая система счета………………………………………………………………….…
2.3. Истинные направления и их соотношения…………………………………..…………………..
2.4. Дальность видимости горизонта и ориентиров в море:……...……..…………………………..
  2.4.1. Дальность видимости горизонта………………………………...…………………………
  2.4.2. Дальность видимости ориентиров в море……………………………………...................
  2.4.3. Дальность видимости огня ориентира, показанная на карте…………….……………....
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 3. Определение направлений в море с помощью магнитных компасов………………….....
3.1. Принцип определения направлений по магнитному компасу…………………...…………….
3.2. Магнитное склонение. Девиация магнитного компаса: .………................................................
3.2.1. Магнитное склонение. Магнитные направления…………...…………….……………....
3.2.2. Девиация магнитного компаса. Компасные направления……......……….…..................
3.3. Поправка магнитного компаса и ее определение………………………….................................
3.4. Расчет истинных направлений по магнитному компасу………...…..…………….....................
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 4. Определение направлений в море с помощью гироскопических курсоуказателей…….
4.1. Принцип определения направлений с помощью гирокомпасов и гироазимутов……………..
4.2. Расчет истинных направлений по гирокомпасу и гироазимуту:………………..……………...
  4.2.1. Расчет истинных направлений по гирокомпасу………………………...……………......
  4.2.2. Расчет истинных направлений по гироазимуту…………………………….………….…
4.3. Способы определения поправок гироскопических курсоуказателей……………………….…
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 5. Определение скорости судна и пройденных им расстояний………….................................
5.1. Единицы длины и скорости, применяемые в судовождении:………………………………….
5.1.1. Единицы длины, применяемые в судовождении………………………………………....
5.1.2. Единицы скорости, применяемые в судовождении……………………………………....
5.2. Принципы измерения скорости судна…………………...……………………………………....
5.3. Определение скорости судна. Поправка и коэффициент лага…………………………….…...
5.4. Определение пройденного судном расстояния……………………………………………..…...
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 6. Морские навигационные карты в проекции Меркатора………………………….……….
6.1. Требования к морской навигационной карте:……………………...……………………………
6.1.1. Морская карта. Требования к ее содержанию и оформлению……................…………..
6.1.2. Классификация морских карт…………….…………………………………….………….
6.1.3. Требования к морской навигационной карте…………………………………………..…
6.1.4. Система адмиралтейских номеров морских навигационных карт……………………....
6.2. Принцип построения проекции Меркатора: …………………....................................................
6.2.1. Картографические проекции и их классификация……………………………………….
6.2.2. Меркаторская проекция……………………………………………………………………
6.3. Уравнение проекции Меркатора…………………………………………………………….…...
6.4. Единицы длины на карте меркаторской проекции…………………………………………...…
6.5. Построение меркаторской карты……………………………………………………………..…..
6.6. Решение элементарных задач на морской навигационной карте……......…………………..…
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 7. Графическое счисление координат судна………………………………………………….…
7.1. Назначение, содержание и сущность счисления:………………..…………………………...…
  7.1.1. Общие положения. Элементы счисления…………………………………..………….….
  7.1.2. Счисление пути судна: определение, назначение, сущность и классификация………..
  7.1.3. Требования к счислению пути судна…………………...………………………................
7.2. Графическое счисление пути судна без учета дрейфа и течения: …………………………….
7.2.1. Задачи, решаемые при ручном графическом счислении пути судна ….....………….….
7.2.2. Требования к оформлению счисления пути судна на карте…………………………..…
7.2.3. Решение основных задач счисления пути судна на карте……………………………….
7.3. Циркуляция судна и ее графический учет:……………………………........................................
  7.3.1. Циркуляция судна и ее элементы………………………………………………………….
  7.3.2. Способы определения элементов циркуляции судна……….…………………................
  7.3.3. Графический учет циркуляции при счислении пути судна…………..…...……………..
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 8. Графическое счисление координат судна с учетом дрейфа и течения...............................
8.1. Определение дрейфа судна от ветра и его учет при графическом счислении: …....................
8.1.1. Ветер и его влияние на путь судна………….......................................................................
8.1.2. Определение угла дрейфа от ветра......................................................................................
8.1.3. Учет дрейфа от ветра при графическом счислении пути судна……………..………….
8.2. Графическое счисление координат судна с учетом течения: .……………………....................
8.2.1. Морские течения и их влияние на путь судна………………………….….……………..
8.2.2. Учет течения при графическом счислении пути судна……………..................................
8.3. Совместный учет дрейфа и течения при графическом счислении пути судна………………..
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 9. Морские навигационные карты……………………………………………………………….
9.1. Классификация морских карт:……………………………………………………..……………..
  9.1.1. Классификация морских карт по их назначению………………….………….………….
  9.1.2. Классификация морских навигационных карт по их масштабу………………………...
  9.1.3. Требования, предъявляемые к морским картам…………………………………...……..
9.2. Степень доверия к морским навигационным картам:…………………………………………..
  9.2.1. Критерии качества морской навигационной карты………………………...…………….
  9.2.2. «Подъем» морской навигационной карты………………………………………………...
  9.2.3. Оценка морской навигационной карты судоводителем………………………………….
9.3. Корректура морских навигационных карт:……………………………………………………...
  9.3.1. Общие положения…………………………………………………….………………….…
  9.3.2. Корректура карт при стоянке судна в порту………………………………….…………..
  9.3.3. Корректура карт в рейсе…………………………………………………………................
9.4. Условные знаки морских карт. «Чтение» карты………………………………………………...
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 10. Картографические проекции, используемые в навигации…………………………...........
10.1. Классификация картографических проекций……………….......................................................
10.2. Поперечная цилиндрическая проекция………………………………………………………….
10.3. Перспективные картографические проекции……………………………………………………
10.4. Равноугольная картографическая проекция Гаусса………………………….…………………
10.5. Использование для судовождения карт других стран…………………………………………..
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 11. Навигационное оборудование морей………………………………………………………….
11.1. Назначение и задачи навигационного оборудования……………….………………………….
11.2. Средства и методы навигационного оборудования………………..……………………………
11.3. Зрительные средства навигационного оборудования:……….…………………………………
11.3.1. Определение и классификация…………………………………………………………...
11.3.2. Маяки, знаки и огни……………………………………………………………………….
11.3.3. Навигационные створы…………………………………………………………………...
11.4. Радиотехнические средства навигационного оборудования: ….………………………………
11.4.1. Береговые радиопеленгаторные станции и радиомаяки………………………………..
11.4.2. Радиолокационные отражатели…………………………………………………………..
11.4.3. Радионавигационные системы……………………………………………………………
11.5. Плавучие предостерегательные знаки: ………………………………………………………….
  11.5.1. Плавучие маяки, маячные суда и освещаемые поплавки………………………………
  11.5.2. Буи и вехи……………………………………………………………………...…………..
11.6. Звукосигнальные и гидроакустические средства навигационного оборудования: .........................
  11.6.1. Звукосигнальные средства навигационного оборудования……………………...……..
  11.6.2. Гидроакустические средства навигационного оборудования………………………….
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 12. Основы определения места судна в море по видимым навигационным ориентирам………………………………………………………………………………………..
12.1. Общие принципы определения места судна в море. Навигационные параметры и изолинии:…………………………………………………………………………………………..
  12.1.1. Общие принципы определения места судна в море………………………………….....
  12.1.2. Навигационные параметры и изолинии………………………………………………….
12.2. Сущность определения места судна по навигационным изолиниям…………………………..
12.3. Приведение навигационных параметров и изолиний к одному месту (моменту)……………
Контрольные вопросы ………………………………………………………………………………………...…
Глава 13. Определение места судна по направлениям на видимые навигационные ориентиры………………………………………………………………………………………...
13.1. Определение места судна по визуальным пеленгам на береговые ориентиры:………………
13.1.1. Определение места судна по пеленгам на три ориентира………………………..…….
13.1.2. Определение места судна по пеленгам на два ориентира…………………………...….
13.1.3. Определение места судна способом «крюйс-пеленг»…………………………..............
13.2. Определение места судна по двум горизонтальным углам трех береговых ориентиров:…………………………………………………………………………......................
  13.2.1. Сущность способа……………………………………………………………………...….
  13.2.2. Способы нанесения обсервованного места судна на путевую карту: ……………...…
  13.2.3. Случай неопределенности……………………………………………………………..…
  13.2.4. Практическое выполнение способа определения места судна по двум горизонтальным углам ………………………………………………………………….
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 14. Определение места судна по расстояниям до видимых навигационных ориентиров…………………………………………………………………………………….….
14.1. Средства и способы определения расстояний до видимых ориентиров: …….……………….
14.1.1. Определение расстояний с помощью дальномеров……………………………………
14.1.2. Глазомерная оценка расстояний……………………………………………………...…..
14.1.3. Расчет расстояния до ориентира по измерению его вертикального угла…...………....
14.1.4. Измерение расстояний до навигационных ориентиров с помощью технических средств……………………………………………………………………………………………...
14.2. Определение места судна по расстояниям до двух (трех) ориентиров:……….………………
  14.2.1. Определение места судна по двум расстояниям до ориентиров, полученных по их вертикальным углам…………………………………………………………………….…
  14.2.2. Определение места судна по расстояниям до трех ориентиров, измеренных с помощью навигационной РЛС……………………………………………………………
  14.2.3. Определение места судна по расстояниям до двух ориентиров………….…………....
14.3. Определение места судна способом «крюйс-расстояние»………………………......................
14.4. Определение места судна по пеленгу и расстоянию до ориентира……………………………
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 15. Комбинированные и приближенные способы определения места судна…………...........
15.1. Использование эхолота для определения места судна: …………………………......................
15.1.1. Измерение глубин эхолотом……………………………………………………………...
15.1.2. Определение места судна по глубинам (общий случай)………………………..............
15.1.3. Определение места судна способом «крюйс-изобата»…………………………………
15.1.4. Определение места судна по навигационной линии положения и глубине, измеренной одновременно и разновременно…………………………………………….
15.2. Комбинированные способы определения места судна: …………………………......................
15.2.1. Определение места судна по горизонтальному углу и пеленгу на один из ориентиров………………………………………………………………………………….
15.2.2. Определение места судна по горизонтальному углу и расстоянию до одного из ориентиров………………………………………………………………………………….
15.2.3. Определение места судна по разновременным расстояниям до двух и более ориентиров………………………………………………………………………………….
15.2.4. Определение места судна способом «исправленное крюйс-расстояние»……..............
15.2.5. Определение места при следовании судна по створу………………………………..…
15.3. Приближенные способы определения места судна: ……………………………………………
15.3.1. Уточнение места судна по изобатам……………………………………………............
15.3.2. Уточнение места судна по линиям положения, параллельным береговой черте с помощью судовой РЛС…………………………………………………………………….
15.3.3. Уточнение места судна по моменту открытия маяка и пеленгу на него………………
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 16. Навигационные руководства и пособия для обеспечения мореплавания………………..
16.1. Общие сведения. Назначение и классификация: ……………………………………………….
16.1.1. Морские навигационные руководства…………………………………………………...
16.1.2. Морские навигационные пособия………………………………………………..............
16.2. Лоции и дополнения к ним……………………………………………………………………….
16.3. Руководства «Огни и знаки» («Огни»)……………………………………………......................
16.4. Руководство «РТСНО»……………………………………………………………………………
16.5. Расписания радиопередач для мореплавателей: ………………………………………………..
16.5.1. Расписание радиопередач навигационных и гидрометеорологических сообщений для мореплавателей………………………………………………………………………..
16.5.2. Расписание факсимильных гидрометеорологических передач………………………...
16.6. Специальные руководства для плавания: ……………………………………………………….
16.6.1. Навигационно-гидрографический обзор………………………………………………...
16.6.2. Радиолокационные описания маршрутов………………………………………..............
16.6.3. Руководства для захода судов в порты…………………………………………..............
16.6.4. Сводное описание опасных, запретных и ограниченных для плавания районов……..
16.7. Нумерация морских навигационных руководств и пособий для плавания…………………...
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 17. Аналитическое (письменное) счисление координат судна…………………………...........
17.1. Сущность и основные формулы аналитического (письменного) счисления………………….
17.2. Виды аналитического (письменного) счисления: ………………………………………………
17.2.1. Простое аналитическое (письменное) счисление…………………………………….....
17.2.2. Составное аналитическое (письменное) счисление…………………………………….
17.2.3. Сложное аналитическое (письменное) счисление………………………………………
17.3. Учет дрейфа от ветра, течения и циркуляции судна при аналитическом (письменном) счислении………………………………………………………………………………………….
17.4. Понятие об автоматизированном счислении пути судна……………………………………….
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 18. Оценка и анализ точности счисления координат судна……………………………………
18.1. Погрешности измерений и их виды……………………………………………………………...
18.2. Оценка точности счисления координат судна…………………………………………………..
18.3. Коэффициент точности счисления и его расчет………………………………………………...
18.4. Средняя квадратическая погрешность линии положения……………………………………...
18.5. Радиальная (круговая) СКП обсервованного места судна……………………….......................
18.6. Оценка и анализ точности счислимого места судна……………………………………………
18.6.1. Средняя квадратическая и предельная погрешности счислимого места судна……….
  18.6.2. Выбор безопасного пути судна с учетом точности его плавания……………………...
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 19. Определение места судна по радиопеленгам на круговые радиомаяки………………….
19.1. Принцип радиопеленгования……………………………………………………………………..
19.2. Исправление и расчет радиопеленгов: …………………………………………………………..
19.2.1. Радиодевиация……………………………………………………………………..............
19.2.2. Ортодромическая поправка………………………………………………………………
19.3. Определение места судна по радиопеленгам на круговые радиомаяки: ……………………...
19.3.1. Последовательность действий при определении места судна по радиопеленгам на КРМКИ……………………………………………………………………………………….
19.3.2. Расчет СКП определения места (МО) по радиопеленгам на два КРМКА……………….
19.4. Прокладка радиопеленга на КРМК, находящийся за рамкой карты: ………………………….
  19.4.1. КРМК не вмещается на МНК по долготе………………………………………………...
  19.4.2. КРМК не вмещается на МНК по широте…………………………………………………
  19.4.3. КРМК не вмещается на МНК и по долготе и по широте………………………..............
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 20. Определение места судна по радиомаякам всенаправленного действия…………...........
20.1. Принцип работы секторных радиомаяков………………………………………………………
20.2. Порядок определения радиопеленга всенаправленного радиомаяка………………………….
20.3. Способы прокладки линий положения ВРМКОВ и получения обсервованного места судна на путевой карте: ………………………………………………………………………………….  
20.3.1. Прокладка линий положения и получение обсервованного места судна с помощью специальных радионавигационных карт РА……………………………………………..
20.3.2. Получение обсервованного места судна путем прокладки линий положения на морской навигационной карте…………………………………………………………….
20.4. Точность определения места по ВРМКАМ………………………………………………………..
20.5. Использование других радиомаяков направленного действия: ……………………………….
  20.5.1. Радиомаяки на океанских судах службы погоды……………………………….............
  20.5.2. Радиостанции, работающие по запросу для пеленгования…………………….............
  20.5.3. Радиопеленгаторные станции…………………………………………………………….
  20.5.4. Радиолокационные маяки………………………………………………………………...
  20.5.5. Комбинированные радиомаяки…………………………………………………………..
  20.5.6. Радиомаяки на плавучих маяках…………………………………………………………
  20.5.7. Створные радиомаяки…………………………………………………………….............
  20.5.8. Автоматические радиомаяки……………………………………………………………..
  20.5.9. Аэрорадиомаяки ………………………………………………………………….............
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 21. Использование судовых РЛС для целей навигации…………………………………...........
21.1. Основные эксплуатационные данные судовой РЛС: ……………………………......................
21.1.1. Общие положения…………………………………………………………………………
21.1.2. Максимальная дальность действия и дальность обнаружения объектов……………...
21.1.3. Минимальная дальность действия и мертвая зона РЛС………………………………..
21.1.4. Разрешающая способность РЛС………………………………………………………….
21.1.5. Точность радиолокационного пеленгования…………………………………………….
21.1.6. Радиолокационная девиация……………………………………………………………...
21.1.7. Точность измерения расстояний…………………………………………………………
21.2. Чтение радиолокационного изображения: ……………………………………………………...
21.2.1. Искажение линии берегов………………………………………………………………...
21.2.2. Влияние волнения моря…………………………………………………………………...
21.2.3. Влияние метеорологических условий……………………………………………………
21.2.4. Обнаружение льдов……………………………………………………………….............
21.2.5. Теневые секторы…………………………………………………………………..............
21.2.6. Ложные эхо-сигналы……………………………………………………………………...
21.3. Определение места судна с помощью судовой РЛС: …………………………………………..
21.3.1. Опознавание береговой черты……………………………………………………………
21.3.2. Определение места судна по расстояниям (DР) до нескольких ориентиров…..............
21.3.3. Определение места судна по РЛП и DР одного ориентира……………………..............
21.4. Оценка точности обсервованного места по данным РЛС………………………………………
21.5. Использование средств автоматической радиолокационной прокладки в навигации……….
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Главы 22. Определение места судна по данным гиперболических радионавигационных систем……………………………………………………………………………………………..
22.1. Радионавигационные системы и их классификация: …………………………………………..
22.1.1. Основные определения……………………………………………………………………
22.1.2. Классификация радионавигационных систем…………………………………………...
22.1.3. Общая характеристика гиперболических РНС………………………………………….
22.2. Определение места судна с помощью фазовой РНС средней дальности действия: …………
22.2.1. Фазовый метод радионавигационных определений…………………………………….
22.2.2. Принцип работы фазовых РНС…………………………………………………………..
22.2.3. Определение места судна по фазовым РНС…………………………………….............
22.2.4. Оценка точности обсервованного места…………………………………………………
22.2.5. Фазовая РНС «Декка» (Англия)………………………………………………….............
22.3. Определение маневренных элементов судна с помощью фазовых РНС……...........................
22.4. Определение места судна с помощью импульсных РНС: ……………………………………..
22.4.1. Импульсный метод радионавигационных определений………………………..............
22.4.2. Импульсная РНС «Лоран-А» (США)……………………………………………..
22.5. Определение места судна с помощью импульсно-фазовых РНС: …………………………….
22.5.1. Принцип действия импульсно-фазовой РНС……………………………………………
  22.5.2. Методы получения обсервованного места судна и оценка его точности……………..
  22.5.3.Импульсно-фазовая РНС «Лоран-С» (США) и «Чайка» (РФ)………………………….
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Главы 23. Определение места судна при помощи спутниковых радионавигационных систем………………………………………………………………………………………...........
23.1. Основные закономерности движения ИСЗ. Орбиты ИСЗ:……………………………………..
23.1.1. Основные закономерности движения ИСЗ………………………………………………
23.1.2. Орбиты ИСЗ и их особенности……………………………………………………….......
23.2. Особенности навигационного использования ИСЗ (НКА)……………………………………..
23.3. Способы радионавигационных определений при помощи НКА……………............................
23.4. Методы определения места судна с помощью навигационных спутников:…………………..
23.4.1. Общие сведения…………………………………………………………………………...
23.4.2. Дальномерный метод……………………………………………………………………..
23.4.3. Псевдодальномерный метод……………………………………………………………..
23.4.4. Разностно-дальномерный (доплеровский – интегральный) метод…………………….
23.4.5. Радиально-скоростной (доплеровский – дифференциальный) метод…………………
23.5. Использование низкоорбитальной спутниковой РНС доплеровского типа:………………….
23.5.1. Общие положения…………………………………………………………………………
23.5.2. Судовые приемоиндикаторы……………………………………………………………..
23.5.3. Точность определения места……………………………………………………………..
23.5.4. Дискретность определения места………………………………………………………..
23.5.5. Дополнительные навигационные задачи, решаемые спутниковой РНС………………
23.5.6. Низкоорбитальные спутниковые РНС…………………………………………………...
23.6. Структура глобальных навигационных спутниковых систем:………………...........................
23.6.1. Общие сведения…………………………………………………………………………...
23.6.2. Подсистема навигационных космических аппаратов…………………………………..
23.6.3. Подсистема контроля и управления……………………………………………………..
23.6.4. Подсистема навигационной аппаратуры потребителей………………………………...
23.7. Среднеорбитальные навигационные спутниковые системы:…………………………………..
23.7.1. Общие сведения…………………………………………………………………………...
23.7.2. Навигационная спутниковая система GPS (США)……………………………………..
  23.7.3. Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС (РФ)…………………...
  23.7.4. Дифференциальная подсистема ГНСС…………………………………………..............
  23.7.5. Точность определения места по среднеорбитальной ГНСС…………………………...
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 24. Плавание по дуге большого круга – ортодромии……………………………………………
24.1. Локсодромия и ортодромия. Элементы дуги большого круга: ………………………………..
24.1.1. Локсодромия и ее элементы………………………………………………………………
24.1.2. Ортодромия и ее элементы……………………………………………………….............
24.2. Основные формулы ортодромии. Способы ее задания: ……………………………………….
24.2.1. Основные формулы ортодромии…………………………………………………………
24.2.2. Способы задания ортодромии……………………………………………………………
24.3. Расчет плавания по локсодромии…………………………………………………......................
24.4. Расчет плавания по ортодромии: …………………………………………………......................
  24.4.1. Расчет пройденного по ортодромии расстояния………………………………………..
  24.4.2. Расчет начального курса плавания по ортодромии…………………………….............
  24.4.3. Расчет конечного курса плавания по ортодромии………………………………………
  24.4.4. Расчет значений К0 и l0 …………………………………………………………………..
  24.4.5. Расчет координат промежуточных точек ортодромии…………………………………
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 25. Английские морские карты, руководства и пособия для плавания………………...........
25.1. Английские морские карты: ………………………………………………………......................
25.1.1. Английские навигационные карты………………………………………………………
25.1.2. Английские справочные и вспомогательные карты………………………..…………...
25.2. Английские руководства и пособия для плавания: …………………………………………….
  25.2.1. Английские лоции…………………………………………………………………………
  25.2.2. Английские описания огней и туманных сигналов……………………………..............
  25.2.3. Английские описания радиосигналов……………………………………………………
  25.2.4. Английские таблицы приливов…………………………………………………………..
  25.2.5. Английский каталог карт и книг…………………………………………………………
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 26. Судовая коллекция карт, руководств и пособий для плавания…………………………...
26.1. Судовая коллекция карт, руководств и пособий для плавания: ……………………………….
26.1.1. Комплектование судовой коллекции КРиПДП………………………………………….
26.1.2. Хранение, учет, передача и списание КРиПДП на судне………………………………
26.1.3. Каталоги карт и книг……………………………………………………………………...
26.2. Поддержание карт, руководств и пособий для плавания на уровне современности:………...
  26.2.1. Общие положения…………………………………………………………………………
  26.2.2. Печатные корректурные документы……………………………………………..............
  26.2.3. Навигационные предупреждения, передаваемые по радио…………………………….
  26.2.4. Корректурные документы и их хранение на судне……………………………………..
  26.2.5. Корректура карт, руководств и пособий для плавания на судне………………………
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 27. Подготовка штурманской части к рейсу……………………………………………………...
27.1. Рейсовое задание…………………………………………………………………………………..
27.2. Подбор карт, руководств и пособий для плавания на переход………………………………...
27.3. Изучение района плавания……………………………………………………………………….
27.4. Предварительная прокладка пути судна…………………………………………………………
27.5. «Подъем» карт и окончательная проработка плана перехода: ………………….......................
27.5.1. «Подъем» карт……………………………………………………………………..............
27.5.2. Окончательная проработка плана перехода……………………………………..............
27.6. Штурманская справка на переход…………………………………………………......................
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 28. Организация вахты на мостике………………………………………………………………..
28.1. Общие принципы организации вахты……………………………………………………………
28.2. Заступление на вахту и ее несение при стоянке судна: …………………………......................
28.2.1. Обязанности ВПК при стоянке судна в порту…………………………………………..
28.2.2. Обязанности ВПК при стоянке судна на якоре………………………………………….
28.3. Подготовка судна к выходу в море………………………………………………………………
28.4. Прием-сдача ходовой вахты……………………………………………………………………...
28.5. Наблюдение и вахта на мостике………………………………………………………………….
28.6. Определение поправок ТСН……………………………………………………………………...
28.7. Характерные недостатки технических средств и способов навигации………………………..
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 29. Штурманская работа в рейсе…………………………………………………………………...
29.1. Ведение исполнительной навигационной прокладки…………………………………………..
29.2. Счисление пути судна…………………………………………………………………………….
29.3. Определение места судна. Стандарты точности судовождения……………………………….
29.4. Оценка точности места судна…………………………………………………………………….
29.5. Маневренные характеристики судна. Лоцманская карточка……………………......................
29.6. Правила ведения судового журнала……………………………………………….......................
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 30. Навигационное обеспечение плавания судна в стесненных водах………………………..
30.1. Общая характеристика условий плавания в стесненных водах: ………………………………
30.1.1. Основные особенности условий плавания в стесненных водах………………..............
30.1.2. Безопасная скорость судна………………………………………………………..............
30.2. Подготовка к плаванию в стесненных условиях: ………………………………………………
30.2.1. Навигационные особенности плавания в стесненных условиях……………………….
30.2.2. Специальные меры обеспечения навигационной безопасности в стесненных водах...
30.2.3. Расчет и планирование поворота. Контроль глубин……………………………………
30.2.4. Подготовка к плаванию в стесненных водах……………………………………………
30.3. Обязанности судоводителя при плавании в стесненных условиях: ……………......................
  30.3.1. Обязанности ВПК при плавании судна в стесненных водах…………………………...
  30.3.2. Особенности плавания судна по СРД……………………………………………………
  30.3.3. Действия ВПК при выходе судна из полосы движения СРД…………………………..
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 31. Навигационное обеспечение плавания судна в открытом море…………………………..
31.1. Навигационное обеспечение плавания в открытом море: ………………………......................
31.1.1. Оптимальная скорость судна……………………………………………………..............
31.1.2. Контроль за местом судна………………….......................................................................
31.2. Организация обслуживания судов рекомендациями по выбору оптимального пути:………..
31.2.1. Общие положения…………………………………………………………………………
31.2.2. Организация взаимодействия «БГОСРК « судно»…………………………………….
31.3. Оценка ветроволновых потерь скорости судна…………………………………………………
31.4. Уклонение от штормовых зон……………………………………………………………………
31.5. Экономика и перспективы плавания оптимальными путями………………………………….
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 32. Навигационное обеспечение плавания судна на морях с приливами…………………….
32.1. Физическая сущность явления приливов и отливов……………………………………………
32.2. Основные элементы прилива…………………………………………………………………….
32.3. Неравенства приливов: …………………………………………………………………………..
32.3.1. Суточные (тропические) неравенства……………………………………………………
32.3.2. Полумесячные (фазовые) неравенства…………………………………………………...
32.3.3. Параллактические (месячные) неравенства……………………………………..............
32.4. Таблицы приливов………………………………………………………………………………...
32.5. Решение задач с использованием «Таблиц приливов»…………………………………………
32.6. График прилива……………………………………………………………………………………
32.7. Предвычисление приливов по гармоническим постоянным…………………….......................
32.8. Сведения о приливо-отливных явлениях, помещаемых на морских навигационных картах..
32.9. Атласы приливо-отливных явлений……………………………………………….......................
32.10. Судовождение в морях с приливами…………………………………………………………….
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 33. Навигационное обеспечение подхода судна к берегу и прибрежного плавания………...
33.1. Подготовка судна к подходу к берегу……………………………………………………………
33.2. Подход судна к берегу с моря…………………………………………………………………….
33.3. Навигационное обеспечение плавания судна при подходе к побережью: ……………………
33.3.1. Варианты подхода судна к побережью…………………………………………..............
33.3.2. Выбор курсов подхода…………………………………………………………………….
33.3.3. Опознавание ориентиров…………………………………………………………………
33.4. Навигационное обеспечение прибрежного плавания……………………………......................
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 34. Плавание судна в особых условиях……………………………………………………...........
34.1. Общие требования к плаванию судна в особых условиях и в районах со стесненными условиями: ………………………………………………………………………………………...
34.1.1. Общие требования к плаванию судна в особых условиях…………………………...…
34.1.2. Плавание судна в районах со стесненными условиями………………………………...
34.2. Действия судоводителя при ухудшении видимости и плавании судна при ограниченной видимости: ………………………………………………………………………………………...
34.2.1.Ухудшение видимости……………………………………………………………………..
34.2.2. Плавание судна при ограниченной видимости………………………………………….
34.3. Действия судоводителя при подходе судна к порту и выходе из него: ………………………
34.3.1. Плавание судна при подходе к порту и выходе из него………………………………..
34.3.2. Подход судна к порту……………………………………………………………..............
34.4. Действия судоводителя при плавании с лоцманом: ……………………………………………
34.4.1. Подготовка к приему-высадке лоцмана………………………………………………….
34.4.2. Прием-высадка лоцмана и работа с лоцманом………………………………….............
34.4.3. Плавание с лоцманом……………………………………………………………………..
34.5. Действия судоводителя при угрозе нападения и нападении пиратов: …………......................
34.5.1. Угроза нападения пиратов………………………………………………………………..
34.5.2. Нападение пиратов на судно……………………………………………………………...
34.6. Действия судоводителя при постановке судна на якорь и стоянке на якоре: ….......................
  34.6.1. Постановка судна на якорь……………………………………………………….............
  34.6.2. Стоянка судна на якоре…………………………………………………………………...
  34.6.3. Подготовка к постановке судна в док……………………………………………………
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 35. Действия судоводителей в нестандартных ситуациях………………………………...........
35.1. Обязанности судоводителей при плавании в штормовых условиях: …………………………
35.1.1. Подготовка судна к плаванию в штормовых условиях…………………………………
35.1.2. Плавание в штормовых условиях………………………………………………………...
35.2. Действия судоводителей при плавании в ледовых условиях: …………………………………
35.2.1. Общие положения…………………………………………………………………………
35.2.2. Плавание во льдах…………………………………………………………………………
35.3. Действия судоводителей при выходе из строя технических средств: ………….......................
35.3.1. Выход из строя рулевой машины………………………………………………………...
35.3.2. Выход из строя ДАУ или машинного телеграфа………………………………..............
35.3.3. Обесточивание судна вблизи навигационных опасностей……………………..............
35.3.4. Выход из строя гирокомпаса……………………………………………………………...
35.4. Действия судоводителей при падении человека за борт: ……………………………………...
35.4.1. Общие положения…………………………………………………………………………
35.4.2. Маневрирование судном по тревоге «Человек за бортом»…………………………….
35.5. Действия судоводителей в аварийных ситуациях: ………………………………......................
35.5.1. Столкновение судов……………………………………………………………………….
35.5.2. Пожар на судне…………………………………………………………………………….
35.5.3. Посадка судна на мель…………………………………………………………………….
35.5.4. Смещение груза……………………………………………………………………………
35.5.5. Повреждение судном гидротехнических сооружений, кранового оборудования, отшвартованных судов………………………………………….........................................
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Глава 36. Организация штурманской службы…………………………………………………………..
36.1. Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины (РШСУ-98)…………………………………………………………………………………………………..
36.2. Обязанности капитанов и штурманского состава судов по сбору и передаче навигационной информации……………………………………………………………………...
36.3. Сигналы и сигнальные станции: …………………………………………………………………
36.3.1. Станции, обслуживающие мореплавателей……………………………………..............
36.3.2. Сигналы и оповещения…………………………………………………………………...
36.4. Навигационный анализ рейса…………………………………………………………………….
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
Перечень и значение сокращений, использованных в тексте…………………………………………….
Перечень литературы…………………………………………………………………………………………...
   

ВВЕДЕНИЕ

Главная задача судоводителя – провести судно из одного пункта в другой наивыгоднейшим путем, то есть в кратчайший срок, безопасно для людей, груза и самого судна.

Таким образом, основной задачей судовождения является обеспечение навигационной безопасности в любых условиях плавания.

Исходя из этой основной задачи, методика современного судовождения предусматривает решение следующих частных задач:

- предварительный выбор наиболее выгодного пути судна;

- вождение судна по заранее намеченному пути и осуществление контроля за плаванием по этому пути;

- изучение внешних факторов, влияющих на движение судна, сущность этого влияния и методы его учета.

Решение этих задач, обеспечивающее навигационную безопасность плавания и управление судном для достижения намеченных целей называют судовождением.

На современном этапе развития науки и техники судовождение включает следующие дисциплины: морскую навигацию, мореходную астрономию, маневрирование, технические средства судовождения, морскую гидрометеорологию и лоцию.

Основой комплексной науки судовождения является морская навигация – наука о вождении судна в море намеченным маршрутом с учетом влияния внешней среды на направление и скорость движения судна.

Навигация – основная дисциплина судовождения, разрабатывающая теоретические обоснования и практические методы вождения судов наивыгоднейшими путями и использующая для этой цели современные штурманские приборы, мореходные инструменты, морские навигационные карты, руководства и пособия для плавания.

В навигации рассматриваются следующие основные вопросы:

- основные понятия о фигуре и размерах Земли;

- основные линии и плоскости наблюдателя, а также измерение направлений и расстояний в море;

- маневренные элементы судна и ведение графического счисления его пути;

- влияние внешних факторов (течений и ветра), вызывающих отклонение судна от выбранного курса, а также методические приемы их учета в различных условиях плавания;

- определение места судна различными способами;

- судовождение в различных условиях плавания.

Если основой комплексной науки судовождения является морская навигация, то морская лоция открывает эту науку.

Морская лоция описывает руководства и пособия для плавания, дает указания о содержании материала и его расположе

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.