Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гигиенические принципы и организация лечебно-профилактического питания.



Лечебно-профилактическое питание (ЛПП) обладает защитным и лечебным действием, выдается работающим во вредных условиях. Оно призвано содействовать повышению общей резистентности организма и функциональных способностей органов и систем, преимущественно поражаемых ядом или другой профессиональной вредностью, уменьшению всасываемости токсических веществ и быстрейшему выведению их из организма. В настоящее время рабочие, контактирующие с особо вредными химическими веществами, получают один из 5 лечебно-профилактических рационов на основании Постановления «О бесплатной выдаче лечебно-профилактического питания рабочих и служащих, занятых на работе с особо вредными условиями труда» и «Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда» (см. приложение 4).

Перечень производств, работа в которых дает право на бесплатное получение ЛПП, охватывает ряд профессий и должностей химической, металлургической, электротехнической и других отраслей промышленности. Лица, связанные по роду своей деятельности с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения, также имеют право на получение бесплатного лечебно-профилактического питания.

Энергетическая ценность рационов лечебно-профилактического питания должна составлять приблизительно 45% от суточной потребности. В среднем масса белков в рационах ЛПП - 60 г, жиров - 50 г, углеводов - 160 г, а энергетическая ценность - 5,86 МДж (1400 ккал). Во всех рационах ограничивают содержание поваренной соли, соленые продукты, тугоплавкие жиры и жирные продукты. Лечебно-профилактическое питание реализуется в виде горячих завтраков до начала работы (в отдельных случаях по согласованию с медицинской службой предприятия допускается выдача этих завтраков во время обеденного перерыва; рабочие занятые на сезонных работах, получают лечебно-профилактическое питание после смены). Рационы ЛПП выдаются только в дни выполнения работы во вредных условиях (при 5-дневной рабочей неделе стоимость рациона увеличивается на 20%).

Рацион № 1 характеризуется содержанием продуктов, богатых липотропными веществами (метионин, цистин, лецитин), стимулирующими жировой обмен в печени и повышающими ее антитоксическую функцию.

Рацион № 1

Хлеб ржаной 100 грамм
Мука пшеничная
Мука картофельная
Крупа, макароны
Бобовые
Сахар
Мясо
Рыба
Печень
Яйцо 3/4шт.
Кефир
Молоко
Творог
Сметана
Сыр
Масло животное
Масло растительное
Картофель
Капуста
Овощи (морковь)
Томат-пюре
Фрукты свежие
Клюква
Сухари
Соль
Чай 0,4

Дополнительно выдается витамин С - 150 мг.

 

Профилактическая направленность действия рациона №2 обеспечивается обогащением его полноценными белками (мяса, рыба, молоко), полиненасыщенными жирными кислотами (растительное масло), кальцием, тормозящим накопление в организме фосфора, фтора и других химических соединений.

Рацион № 2

Хлеб пшеничный 100 грамм
Хлеб ржаной
Мука пшеничная
Крупа, макароны
Картофель
Овощи (капуста)
Горошек зеленый
Томат пюре
Масло растительное
Чай 0,5
Рыба
Печень
Масло животное
Молоко (кефир)
Сыр
Яйцо 1/4 шт.
Мясо
Сахар
Соль
Специи по необходимости  

Дополнительно выдается:

1) на работах с соединениями фтора: витамин А - 2 мг, витамин С - 150 мг,

2) на работах с щелочными металлами, хлором и его неорганическими соединениями, цианистыми соединениями и окислами азота: витамин А - 2 мг, витамин С - 100 мг,

3) на работах с фосгеном - витамин С - 100 мг.

Продуктовый набор гипосенсибилизирующего рациона №2а.

Хлеб пшеничный 100 грамм
Хлеб ржаной
Мука пшеничная
Крупа (пшено, рис, гречка)
Картофель
Овощи (капуста, морковь)
Фрукты свежие и соки
Сухофрукты (изюм, курага, чернослив)
Масло подсолнечное
Масло коровье
Сердце, печень
Сметана 30% жирности
Творог 11% жирности
Молоко, кефир, простокваша
Сахар
Соль

Дополнительно к рациону выдается витамин А - 2 мг, витамин С - 100 мг, витамин РР - 15 мг, витамин - 25 мг, минеральная столовая вода «Нарзан» - 100-150 мл.

Для рациона № 3 обязательна ежедневная выдача блюд из овощей, не подвергнутых термической обработке (салаты, винегреты и др.), которые являются хорошим источником пектина, витаминов: С, группы В, каротина, мин. солей.

Рацион № 3

Хлеб пшеничный 100 грамм
Хлеб ржаной
Мука пшеничная и макаронные изделия
Крупа
Картофель
Овощи
Томат пюре
Фрукты свежие
Масло растительное
Жир животный
Масло животное
Молоко (кефир и др.)
Творог 18% жирности
Сметана
Яйцо 1/3 шт.
Мясо
Рыба
Печень
Соль
Сахар
Чай 0,5
Дополнительно выдается витамин С – 150 мг.

 

Цель назначения рациона № 4 - повышение функциональных возможностей печени и кроветворного аппарата. Продуктовый набор рациона содержит продукты богатые липотропными факторами (молоко, молочные продукты, растительные масла), благотворно влияющие на функцию печени (парное мясо, рыбные супы, подливы и др.). При работе с фосфором ограничиваются жиры, усиливающие его всасывание из кишечника. С целью предупреждения нарушений со стороны нервной системы у работающих с соединениями мышьяка, телура и фосфора дополнительно к рациону дается тиамин-хлорид.

Рацион № 4

Хлеб пшеничный 100 грамм
Хлеб ржаной
Мука пшеничная
Крупа, макароны
Картофель
Овощи
Томат пюре
Сахар
Масло растительное
Мясо
Рыба
Масло животное
Молоко (кефир)
Сметана
Творог
Яйцо 1/4 шт.
Соль
Чай 0,5

Дополнительно выдается: витамин C - 150 мг, а на работах с соединениями мышьяка, фосфора, ртути и теллура, кроме того, витамин В1 - 4 мг.

Рацион № 5 составлен с учетом влияния вредных веществ на нервную систему (лецитин яичного желтка, полиненасыщенные жирные кислоты растительного масла, тиамин хлорид), выдается дополнительно (печень, полноценные белки творога, нежирного мяса, рыбы, яйца).

Рацион № 5

Хлеб пшеничный 100 грамм
Хлеб ржаной
Мука пшеничная
Крупа и макароны
Картофель
Овощи
Томат пюре
Сахар
Масло растительное
Мясо
Рыба
Печень
Масло животное
Молоко (кефир)
Сметана
Творог
Яйцо 1 шт.
Соль
Чай 0,5

Дополнительно выдается: витамин C-150 мг, витамин В1 - 4 мг.

Выдача ЛПП производится в столовых промышленных предприятий. Если по каким-либо причинам невозможно получать питание в столовой, допускается выдача пищи на дом по справкам МСЧ предприятия. В столовых (общих, диетических) необходимо выделить специальные столы для лиц, получающих лечебно-профилактическое питание. Пищу должны готовить повара, знакомые с приготовлением рационов ЛПП и порядком витаминизации завтраков ЛПП.

Второй разновидностью лечебно-профилактического питания являются витаминные препараты, которые выдаются работникам, подвергающимся вредным воздействиям высокой температуры окружающей среды, интенсивному облучению, воздействию пыли содержащей никотин (табл. 11).

Таблица 11. Нормы выдачи витаминных препаратов

Категории работников, которым должны выдавать витаминные препараты Витамин Дневная доза, мг
Работники, подвергающиеся воздействию высокой температуры окружающей среды и интенсивному теплооблучению: а) непосредственно занятые на работах по выплавке металла и прокату горячего металла на предприятиях черной металлургии; б) ошпарщики и пекари в хлебопекарном производстве     А В1 С РР     2,0 3,0 20,0
Работники, занятые в табачно-махорочном и никотиновом производствах, подвергающиеся воздействию пыли, содержащей никотин В1 С 2,0

Если витамины выдаются дополнительно к ЛПП, то их в водных растворах добавляют в чай (1 чайная ложка - 4 мл), кофе или другие третьи блюда. Ретинол (растворенный в жире) в количестве 2 капель (соответствует 2 мг) добавляют в гарниры вторых блюд.

Если рабочим нужно выдавать только одни витамины, их можно отпускать в виде таблеток или драже. Правильность раздачи витаминов контролирует МСЧ предприятия и ЦГСЭН.

Третья разновидность лечебно-профилактического питания - молоко, кисломолочные продукты, пектин и пектиносодержащие продукты, которые выдаются в соответствии с Постановлением «Об утверждении правил бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым в производствах, цехах, на участках и других подразделениях с вредными условиями труда».

Молоко повышает общие функциональные способности организма и смягчает действие радиоактивных и токсических веществ на печень, общий и минеральный обмен, слизистые оболочки верхних дыхательных путей. За рабочую смену (независимо от ее продолжительности) выдается 0,5 л молока. Молоко выдается рабочим и служащим в дни фактического выполнения работ в производствах, цехах, на участках и других подразделениях с вредными условиями труда, если они по нарядам и графикам выходов будут заняты на этих работах не менее половины рабочего дня (смены). Не разрешается выдавать молоко за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие дни (смены), выдача денег вместо молока, замена молока другими пищевыми продуктами.

На работах, связанных с воздействием неорганических соединений свинца рекомендуется выдача кисломолочных продуктов в объеме 0,5 л и пектина в количестве 2 г в виде обогащенных им консервированных растительных пищевых продуктов, фруктов, соков, напитков.

Обогащенные пектином соки, напитки могут быть заменены натуральными фруктовыми соками (300 г) с мякотью.

При работе в производстве и переработке антибиотиков вместо молока также следует выдавать кисломолочные продукты или колибактерин.

Согласно «Инструктивному указанию по контролю за организацией лечебно-профилактического питания» (для МСЧ и СЭС) и информационному письму «О гигиеническом контроле за лечебно-профилактическим питанием работающих с вредными условиями труда» (утв. МЗ РСФСР 4. 05. 85г), непосредственный контроль обеспеченности столовых необходимым ассортиментом пищевых продуктов и витаминных препаратов, рациональным построением меню, приготовлением пищи, выдачей горячих завтраков или обедов ЛПП, а также витаминов и молока в столовых возложен на медицинских работников МСЧ предприятий.

Основные рекомендации по каждому рациону ЛПП изложены в «Памятках для рабочих» приведенных в инструктивных материалах МЗ РФ, которые должны быть отпечатаны типографским способом и вывешены в столовых, осуществляющих ЛПП, а также выданы рабочим при проведении инструктажа по технике безопасности и производственной санитарии. Общими для рабочих всех производств с вредными условиями труда являются следующие специальные правила гигиены питания:

1) мытье рук и полоскание рта перед каждым приемом пищи;

2) прием бесплатных завтраков перед началом работы или, в виде исключения, обед после обязательного домашнего завтрака;

3) ограничение потребления соленых блюд и продуктов, особенно перед работой;

4) прием пищи не менее 3 раз в день.

 

Тема 6. Некоторые вопросы гигиены труда медицинских работников различных специальностей.

6. 1. Гигиенические аспекты труда врачей лечебного профиля.

В настоящее время существует большое число врачебных специальностей, каждая из которых имеет ряд особенностей, относящихся как к самому содержанию врачебной деятельности, так и к условиям, в которых она протекает.

6.1.1. Некоторые особенности труда врачей хирургического профиля.

По степени выраженности неблагоприятных производственных факторов среди медицинских работников особое место занимают врачи хирургического профиля. Труд хирурга, акушера-гинеколога, анастезиолога в период выполнения операции и сложных диагностических процедур характеризуется значительной эмоциональной напряженностью, обусловленной ответственностью за здоровье и жизнь пациента, при этом он может сопровождаться воздействием на организм таких неблагоприятных факторов, как наркотические вещества, дискомфортные микроклиматические условия, ионизирующая радиация. Эти факторы в сочетании с многочисленными дежурствами и неравномерным распределением рабочей нагрузки в течение недели могут обусловить высокие уровни заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, развитие вегетативных расстройств.

Профессиональная деятельность врача хирургического профиля включает разнообразные элементы: осмотр больных, выполнение диагностических процедур, подготовку и проведение оперативных вмешательств, перевязки, обход. Много времени у врачей занимает работа с документами, служебные разговоры, включая утренние конференции, обсуждение состояния больных, предполагаемых оперативных вмешательств, беседы с родственниками пациентов. Операционная деятельность - основной элемент профессии, выделяющий врачей хирургического профиля из всей группы медицинских работников.

Операционная нагрузка хирурга общего профиля составляет 3,2 часа в неделю, ЛОР-врача - 3,6 ч., акушер-гинеколога - 7,2 часа в неделю. Труд врачей хирургического профиля в период выполнения оперативных вмешательств и сложных диагностических процедур, приема родов характеризуется высшей степенью эмоционального напряжения и по степени напряженности трудовой деятельности относится к IV группе (очень напряженный).

Существенным элементом профессиональной деятельности врачей хирургического профиля являются ночные дежурства, частота которых для хирургов составляет 2,8 в месяц, для акушеров-гинекологов - 2,6, для офтальмологов - 1,6, отоларингологов - 1,7 в месяц. Причем среди хирургов и акушеров-гинекологов доля врачей, выполняющих 3-4 ночных дежурств в месяц, превышает 60%.

В случае работы врачей в ночных дежурствах в учреждениях, работающих по системе скорой помощи, они принимают больных, выполняют диагностические вмешательства, оперативные вмешательства, осуществляют обход больных, при необходимости проводят лечебные мероприятия по спасению жизни больных, причем интенсивность деятельности бригад в период работы отделений скорой помощи ночные дежурства менее интенсивны (вечерний и утренний обходы больных, в отдельных случаях - оказание помощи больным, довольно редко - участие в повторных операциях по показаниям с вызовом высококвалифицированных специалистов). На следующий день в операциях участвуют от 25 до 50% дежурантов.

Важная особенность трудовой деятельности хирурга в операционной - вынужденность рабочей позы. В процессе оперативного вмешательства 37,6% всего времени туловище хирурга наклонено под углом около 450; 26,9% - с дополнительным поворотом туловища и 26,2% времени туловище хирурга занимает вертикальное положение. Длительная статическая нагрузка оказывает влияние на состояние нижних конечностей, как правило, после оперативных вмешательств у хирургов увеличивается объем голени на 0,5-0,8 см и площадь стопы на 2-4,5%.

Оперативные вмешательства в травматологии, нейрохирургии, офтальмологии, отоларингологии нередко выполняются в рабочей позе «сидя», зачастую вынужденной, напряженной. Как правило, имеет место значительный наклон туловища вперед, угол в тазобедренном суставе колеблется от 850 до 600 (оптимум - 1150). Руки постоянно находятся на весу и выносятся вперед еще в большей степени, чем в положении стоя. Спина хирурга при работе принимает округлую форму.

Значительное число обследованных врачей анастезиологов и сестер-анастезистов (86% из них) предъявляли жалобы невротического характера: чаще всего на головную боль, сонливость, утомляемость, раздражительность, головокружение, а также диспептические расстройства.

Роль производственных факторов в развитии выявленных невротических нарушений у врачей-анастезиологов подтверждает и тот факт, что частота невротических жалоб значительно выше, чем у других профессиональных групп, труд которых не связан с воздействием токсических веществ и значительным нервно-эмоциональным напряжением.

Выраженная эмоциональная напряженность труда врачей хирургического профиля обусловлена ответственностью за жизнь и здоровье пациента, в сочетании с необходимой максимальной концентрацией внимания, быстротой переработки многообразной информации и принятия решений при тонкой и точной координации движений.

Несколько часов непрерывной работы приводит к развитию существенных изменений показателей функционального состояния, в первую очередь, сердечно-сосудистой и нервной систем. Длительное пребывание в вынужденной позе и обусловленное им длительное статическое напряжение отдельных мышечных групп, неблагоприятный микроклимат, повышение концентрации анестетиков в зоне дыхания способствуют ускорению развития этого состояния.

Изменение психофизиологических показателей у хирургов в зависимости от длительности операции представлены в таблице 12.

Таблица 12. Изменение психофизиологических показателей у хирургов в зависимости от длительности операции (по данным А. В. Ивановского и П. К. Воскресенского, 1991)

Психофизиологический показатель До операции Длительность операции, час
1,5 2,5 3,5
ЖЕЛ (мл) +   + 0 -100 -100 -200 -250 -250
АД (мм рт. ст.) 116,2 67,6 137,3 75,1 132,0 77,0 130,4 76,0 130,8 7,2 135,1 80,1 139,6 78,0
Координация движений: время, сек   65,1   60,8   61,0   62,7   74,9   74,2   74,6
число ошибок 22,3 21,9 21,0 26,1 37,4 39,6 39,8
Скорость решения логических задач: время, сек число ошибок     11,8 0,7     9,3     11,3     12,0     15,1     15,3 1,0     19,4 1,5
Устойчивость концентрации внимания: число знаков число ошибок     556,2 3,0     616,7 1,2     660,4 3,2     568,1 4,1     588,5 6,6     512,0 8,2     544,4 11,4

 

Из данных таблицы 12 следует, что в течение первых 1,5-2 часов после начала операции отчетливо прослеживается общая для всех показателей тенденция к их улучшению. Однако, после 2,5 часов непрерывной работы все показатели ухудшаются.

Результаты наблюдений позволили достаточно четко выделить 3 периода операции:

а) короткий период врабатывания (25-30 мин.),

б) период высокого уровня работоспособности (до 2 час после начала операции),

в) ухудшение работоспособности в результате начавшегося утомления (после 2,5 час работы).

Влияние на самочувствие хирургов оказывает микроклимат операционной. Физиологические исследования и опрос хирургов показали, что оптимальная температурная зона для хирургов, в которой 75% опрошенных отмечают комфорт - 190 С, для анестезиологов - 20-210 С. Повышение температуры воздуха в операционной выше 220 С приводит к значительному нарушению механизмов терморегуляции у хирургов (обильное, даже иногда профузное потение), снижение работоспособности и возможность ошибок. В то же время, согласно данным В. Ф. Кирилова (1982), в летний период года, при отсутствии искусственной вентиляции, температура воздуха в операционных блоках достигает 26-280 С, в операционных с кондиционированием - 240 С. Положение усугубляется отклонением показателей влажности от оптимальных величин и незначительной скоростью движения воздуха в операционных (менее 0,05 м/с).

Сочетанное воздействие указанных факторов ведет к напряжению терморегуляции, о чем свидетельствует снижение температуры кожи лба и предплечья у хирургов по мере увеличения длительности операции. Это проявляется также в теплоощущениях работающих (80,2% хирургов жалуются на «нагревающий» микроклимат) и в повышении влагопотерь, достигающих 700 г за время операции.

Даже в современных операционных, оборудованных системой механической вентиляции, в случаях, если не используются дополнительные меры по уменьшению загрязнения воздуха наркотическими газами, уровень закиси азота достигает сотен миллиграммов на 1 м3, уровень эфира - десятков миллиграммов на 1 м3, а содержание метоксифлорана в родовых залах - 3,4-5,4 миллиграмма на 1 м3.

На загрязнения воздуха оказывает влияние способ ингаляционного наркоза (при масочном способе введения концентрации в 5 раз выше, чем при эндотрахеальном); применяемый дыхательный контур (лучше полузакрытый); подаваемая больному концентрация анестетика, герметичность наркозных аппаратов, вентиляции операционных, продолжительность наркоза. Максимальные концентрации фторотана и этилового спирта представлены в табл. 13.

Таблица 13. Максимальные концентрации фторотана и этилового спирта в воздухе рабочей зоны операционных бригад (мг/м3)

Место отбора проб Фторотан ПДК Этиловый спирт ПДК
Зона дыхания анестезиолога
Зона дыхания анестезиста
Зона дыхания хирурга
Зона дыхания операционной медицинской сестры

Контакт с газообразными анестетиками может вызвать увеличение частоты абортов у женщин анестезиологов и стоматологов, преждевременные роды, выкидыши, рак (особенно лимфоидной ткани) и лейкемию, заболевания печени и почек, снижение интеллекта. Имеются сообщения о случаях врожденных аномалий в развитии мышечной и нервной системы у детей анестезиологов.

Профессиональная деятельность отоларингологов и стоматологов сопровождается широкими контактами с патогенной микрофлорой (кокки, палочки, вирусы и др.)

Обследование и лечение полости рта, зева, носоглотки сопровождаются рефлекторным разбрызгиванием выделений больного, вместе с которыми патогенные микроорганизмы попадают в лицо, на одежду врача или в окружающее пространство.

Акушеры-гинекологи подвергаются опасности заражения венерическими заболеваниями.

Особый характер профессиональной деятельности возникает при использовании метода гипербарической оксигенации (ГБО). Опыт проведения работ в условиях повышенного барометрического давления позволяет высказывать мнение о том, что наряду с неблагоприятными факторами, характерными для обычной профессиональной деятельности врачей хирургического профиля, в барооперационных появляются и другие: избыточное давление, неблагоприятные микроклиматические условия, изолированность пространства обитания, причем ведущим компонентом в комплексном раздражителе «сжатый воздух» является азот, который в специфических условиях может назвать различные патологические состояния, вплоть до появления азотного наркоза. Ряд авторов описали психомоторные изменения, вызванные увеличением давления (замедление скорости работы, увеличению латентных периодов двигательных реакций на различные раздражители, снижение объема и устойчивости внимание и др.)

6. 1. 2. Некоторые особенности труда врачей терапевтического профиля

Разные специальности предъявляют определенные требования к работающим. Для врачей терапевтического профиля важны терпеливость, внимательность. Труд участковых врачей имеет специфический характер и периодически включает достаточно ощутимую физическую нагрузку, а также постоянное нервно-эмоциональное напряжение, связанное с дефицитом времени, в течение которого необходимо поставить диагноз и назначить лечение. Возможность травматизма в связи со спецификой труда или особым контингентом больных отмечается у психиатров стационара и диспансера, дерматовенерологов; в связи с транспортом и другими причинами у врачей скорой медицинской помощи.

Врачи терапевтического профиля испытывают высокую нервно-психическую напряженность при работе в поликлинике и стационаре; отрицательные эмоции, связанные с трудностями лечения и ухода за больными при обслуживании посещений на дому, контакте с родственниками больных. Исследования функций нервной системы участковых врачей и терапевтов стационаров, выявило нарастающее к концу рабочего дня снижение некоторых параметров функций внимания (особенно устойчивости внимания, а также скорости сенсомоторных реакций на световой и звуковой раздражитель).

Из многих факторов врачебной деятельности врачей терапевтического профиля определенный интерес представляет особенность участковой работы, так как известно, что участковые врачи половину рабочего времени проводят, обслуживая на дому. Как показали исследования, в благоприятное время года и при наличии в поликлинике достаточного количества транспорта, а в домах - исправно действующих лифтов, работа на участке вызывает у врачей меньше утомление, чем проведение амбулаторного приема. Однако в холодное время года и в межсезонье (особенно во время эпидемии гриппа), работа на участке становится тяжелой и небезопасной (возрастает опасность травматизма при обслуживании вызовов, опасен контакт с инфекционными больными). Наличие контакта с патогенной инфекцией отмечают 66% врачей, в том числе участковые терапевты (85%), педиатры поликлиники (74%) и стационара (85%), врачи скорой медицинской помощи (72%).

На неблагоприятные условия работы с возможным воздействием физических и химических факторов (в т. ч. контакт с лекарственными веществами) чаще указывают врачи скорой медицинской помощи (77,3%), участковые терапевты (74,2) и психиатры стационара (67,3%).

Основная рабочая поза у большинства медицинских работников - сидя. Она занимает от 60% времени приема у врачей участковой службы, до 92,9% - у отоларингологов, сидя врач собирает анамнез, беседует с больными, проводит осмотр, дает советы и рекомендации.

Поза стоя занимает значительно меньше времени в работе многих профессиональных групп медицинских работников. Например, у участковых врачей-терапевтов и педиатров она занимает соответственно 6% и 10% рабочего времени.

В вынужденной позе, связанной с наклоном туловища, терапевт и педиатр выполняют перкуссию, пальпацию, аускультацию, измеряют артериальное давление, исследуют кожные покровы.

В настоящее время меняется содержание труда врачей в связи с переходом на оказание медицинской помощи населению по принципу «семейного врача». «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (ст. 22) декларируют право на выбор врача общей практики (семейного врача), который будет оказывать любому ее члену, независимо от возраста, первичную медицинскую помощь по месту жительства.

Приказом МЗ РФ № 237 от 26. 08. 92г. «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)» введена новая специальность - врач общей практики (семейный врач). Круг проблем, который должен решать семейный врач гораздо шире, чем у участкового терапевта, «узкого» специалиста поликлиники, врача стационара (даже многопрофильного, оснащенного самой совершенной аппаратурой).

В обязанности семейного врача входят, помимо непрерывного наблюдения за пациентами и членами их семей, профилактика заболеваний и выявление самых ранних их признаков. Врач общей практики (семейный врач) должен владеть основами законодательства по охране здоровья населения, знать структуру и основные принципы здравоохранения, владеть планированием и анализом своей работы, принципами сотрудничества с другими специалистами службами (социальная служба, страховая компания, ассоциация врачей и т. п.). Все это не только определяет содержание его труда, но и определяет условия трудовой деятельности.

6. 1. 3. Заболеваемость медицинских работников

Специфические особенности труда медицинских работников отражаются и на состоянии их здоровья. Анализ показателей заболеваемости медицинских работников свидетельствует о высоком уровне как острой, так и хронической патологии (показатели заболеваемости выше, чем у других работников народного хозяйства).

Заболеваемость врачей различного профиля приведена в табл. 14.

Таблица 14. Заболеваемость врачей с временной утратой трудоспособности

Болезни Болевшие лица Случаи Дни Сред. длительность. 1 случая
в% к итогу на 100 работающих в% к итогу на 100 работающих в% к итогу на 100 раб.
ОРВИ 54,9 29,7 43,6 37,1 22,1 7,0
Болезни системы кровообращения, в том числе: ГБ ИБС 25,1   11,8 6,5 13,8   6,4 3,5 18,9   8,9 4,2 16,1   7,6 3,6 21,9   11,1 3,9   47,5 16,2   17,4 13,1
Болезни нервной системы и органов чувств, в том числе вегето-сосудистая дистония, неврозы   9,6   3,1 5,2   1,7 6,6   3,5 5,7   1,9 7,4   1,5 188,6   18,4 15,5   9,0
Болезни органов пищеварения 5,5 3,0 4,3 3,7 7,4 88,2 23,8
Женские болезни - 3,6 - 4,2 - 43,1 10,6
Прочие болезни 4,9 26,6 22,7 31,2 -
Итого 100,0 52,8 100,0 85,3 100,0 119,1 13,9

Анализ данных, приведенных в табл. 14, показывает, что более половины всех болевших лиц (54,9%) и (22,1%) всех дней ВУТ составляют острые заболевания верхних дыхательных путей (катары верхних дыхательных путей, грипп, острые риниты, трахеиты, фарингиты и др.). На II месте стоит класс болезней системы кровообращения, на III месте находятся болезни нервной системы и органов чувств, IV место занимают болезни органов пищеварения. Остальные классы болезней имеют небольшой удельный вес.

Профессиональная заболеваемость среди медицинских работников за последние годы имела тенденцию к росту. В структуре профзаболеваний преобладали такие нозологические формы, как туберкулез органов дыхания – 50,5%, вирусный гепатит В – 15,6%, аллергия лекарственно-медикаментозная – 8,3%, астма бронхиальная – 8,3%, экзема – 3,5%, дерматит – 0,9%.

Основная доля профессиональных заболеваний приходится на средних медицинских работников. Так, заболевания вирусным гепатитом В составили в 1995 г. 67,4% всех зарегистрированных, в 1996 г. – 52,0%, в 1997 г. – 55,1%; туберкулезом органов дыхания – соответственно 67,0, 68,3 и 70,4%. Тревогу вызывает тот факт, что число случаев профессионального туберкулеза органов дыхания у средних медицинских работников в период с 1994 г. по 1997 г. выросло в 2 раза.

Основными факторами производственной среды, которые привели к возникновению профессиональных заболеваний у медицинских работников в 1997 г., являлись: биологический агент, удельный вес которого составляет в среднем 72,9%, антибиотики – 16,0%, химические вещества – 9,5%.

Как указано выше, биологический фактор является ведущим в формировании профессиональной патологии у медицинских работников, и его следует рассматривать как основной фактор риска. Это положение подтверждается данными анализа профессиональной заболеваемости в здравоохранении за 1994-1997 г.г. и исследованиями, проведенными коллективом авторов Государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова (г. Санкт-Петербург), которые отмечают недооценку степени опасности госпитальной среды как фактора профессионального риска.

Ведущими формами профпатологии в результате воздействия биологического фактора являются вирусный гепатит В, а также туберкулез органов дыхания и других органов. Медицинские работники являются группой высокого риска инфицирования вирусом гепатита В по сравнению с населением в целом, максимален риск заражения в учреждениях службы переливания крови и в отделениях гемодиализа. Общая их инфицированность по Российской Федерации составляет 32,6% (по материалам VII съезда Всероссийского общества эпидемиологов, микробиологов и паразитологов, г. Москва, 1997). Регистрируемая заболеваемость колеблется от 0,7 до 1,2 на 100 обследованных в различных подразделениях. Установлено наличие связи между уровнем выявления НВs-антител и длительностью работы, независимо от профиля отделения.

С 1994 г. среди работников здравоохранения заболеваемость туберкулезом увеличилась в 2 раза, вирусным гипатитом В – в 1,6 раза. При этом наиболее часто заболевают сотрудники, проработавшие менее 5 лет и 5-9 лет: удельный вес заболеваний вирусным гепатитом В составил при стаже работы до 5 лет в 1997 г. 40,8%, в 1996 г. 50,0%, при стаже работы от 5 до 9 лет – соответственно 24,3 и 26,0%; туберкулезом – при стаже работы до 5 лет в 1997 г. 42,1%, в 1996 г. 48,7%, при стаже работы от 5 до 9 лет – соответственно 20,1 и 22,2%.

Таким образом, анализ профессиональной заболеваемости у работников здравоохранения показал, что туберкулез органов дыхания, вирусный гепатит В и другие инфекционные заболевания возникают чаще всего у работников со стажем работы менее 5 лет, особенно это характерно для средних медицинских работников. Это обстоятельство необходимо учитывать при разработке специальных мер профилактики.

Особое беспокойство вызывает то обстоятельство, что диагнозы профессиональных заболеваний в большинстве случаев устанавливаются при обращении за медицинской помощью (66,33% в 1995г. и 62,90% в 1997 г.).

Основными причинами возникновения профессиональных заболеваний за анализируемый период являлись: нарушение техники безопасности – 16,6% (в 1995г), 17,6% (в 1996г), 18,0% (в 1997г.), не применение средств индивидуальной защиты – 5,5, 8, 1, 2,8% и отсутствие средств индивидуальной защиты – 2,5 2,7 и 1,7% соответственно.

Представленные данные свидетельствуют о необходимости проведения следующих мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний у медицинских работников:

- обучение медицинских работников вопросам профессиональной безопасности;

- четкое соблюдение медицинскими работниками правил работы с антибиотиками и цитостатиками;

- плановая профилактическая вакцинация медицинских работников против вирусного гипатита В;

- обязательные медицинские осмотры – предварительные перед поступлением на работу и периодические (с учетом специфики отделений);

- при установлении факта внутрибольничного заражения (или при подозрении) – проведение противоэпидемических мероприятий.

6. 1. 4. Оздоровление условий и характера труда медицинских работников и повышение его эффективности

Создание оптимальных условий для работы медицинского персонала и благоприятного осуществления лечебного процесса во многом зависит от архитектурно-планировочного решения ЛПУ.

СНиП 2. 08. 02. -89 «Лечебно-профилактические учреждения. Нормы проектирования» предусматривают ряд мероприятий, позволяющих создать более комфортные условия труда для медицинского персонала. В частности, увеличены размеры многих помещений: постов медицинских сестер, буфетных, санитарных комнат, стерилизационных, патолого-анатомических отделений, отделений анестезиологии и реанимации, некоторых служебных и бытовых помещений. Дополнительно введены комнаты младшего медперсонала, личной гигиены, кабинет по охране труда и технике безопасности, кладовая рабочей одежды, защитных приспособлений и др. Кроме того, эти нормы ужесточили требования к размещению основных рабочих помещений и палат по отношению к помещениям с неблагоприятными условиями (вентиляционные, машинные камеры, лифты, подъемники и др.), что, несомненно, направлено на улучшение условий труда медицинских работников. Вместе с тем, не предусмотрено достаточное количество бытовых помещений, не говоря о необходимых в каждом ЛПУ «комнатах психологической разгрузки» (с удобной мебелью, соответствующим интерьером и т. д.). В развитие их в настоящее время действуют «Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» (СП № 5179-90).

Созданию благоприятных гигиенических условий (микроклиматических, акустических, освещения и других) на рабочих местах способствует строительство лечебно-профилактических учреждений по типовым проектам с применением стройматериалов, рекомендованных для больничного строительства; оборудование их устройствами для вентиляции и кондиционирования воздуха, панельно-лучистым отоплением и т. д. Общегосударственными законодательными материалами по гигиеническому контролю за качеством внутрибольничной среды являются: СНиП 2. 04. 05-86 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха», СНиП П-4-79 «Естественное и искусственное освещение», ГОСТ ССБТ 12. 1. 005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны», «Методические указания по микробиологическому контролю за санитарно-гигиеническим состоянием больниц и родильных домов» № 132-11 и др.

Динамика условий труда в лечебном учреждении ежегодно анализируется по материалам «Паспорта санитарно-технического состояния условий труда в учреждениях здравоохранения», который служит основой для разработки комплексных планов улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий.

Профилактика неблагоприятных последствий, обусловленных вынужденным положением тела во время работы, достигается правильной организацией рабочего места и использованием рационально сконструированной производственной мебели. Важным условием обеспечения рациональной рабочей позы является соответствие параметров рабочей зоны (в пределах которой размещается все необходимое для работы), антропометрическим данным работающего. Параметры ГОСТа 12. 2. 032-78 «Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования» требуют, чтобы предметы труда в соответствии с содержанием, частотой и последовательностью выполнения трудовых приемов располагались в зонах легкой и оптимальной доступности. Так, например, результаты исследования показали, что обязательным условием выполнения каждого трудового цикла отоларинголога является работа со стерильным инструментом, лотком для использованных инструментов, рецептобланкотекой. Поэтому все перечисленные предметы должны располагаться в зоне оптимальной досягаемости работающих. Емкости и лотки с лекарственными веществами следует размещать в зоне легкой досягаемости. Редко применяемые предметы: канюли, бужи, шприцы, баллон для продувания ушей и другие можно располагать в зоне максимальной досягаемости, обслуживание которой требует наклонов туловища.

Следует отметить, что при работах в условиях малой подвижности (что характерно для многих медицинских профессий) очень большое значение отводится функциональному стулу. Согласно требованиям ГОСТа 21 889-76 «Кресло человека-оператора. Общие эргономические требования», стул должен быть сделан не только с учетом специфики труда, но и обеспечивать благоприятные условия для кратковременного отдыха в процессе трудовой деятельности. Желательно, чтобы спинка стула регулировалась по высоте, имела упругое крепление и могла регулироваться по расстоянию от переднего края сидения, чтобы удовлетворять субъективным особенностям сидящего. У большинства врачей, ведущих амбулаторный прием, рабочим местом является письменный стол. В настоящее время предложено несколько функциональных столов (рабочий стол амбулаторного врача конструкции П. Е. Бейлина, унифицированный рабочий стол участкового терапевта и др.) Их конструкция учитывает специфику деятельности медицинских работников и соответствует эргономическим требованиям.

В соответствии с эргономическими требованиями, а также, исходя из наблюдений за работой врача и медицинской сестры, мебель и оборудование врачебного кабинета рекомендуется размещать, руководствуясь следующими правилами:

l рабочий стол врача и медицинской сестры должен находиться в наиболее освещенной части;

l вокруг стола необходимо иметь пространство, обеспечивающее свободное перемещение врача и медсестры от стола к любому предмету в кабинете;

l кушетка для обследования пациента должна располагаться таким образом, чтобы правая половина его тела находилась со стороны врача (кушетку необходимо отгородить от входной двери ширмой и вплотную к ней поставить стул для пациента);

l расположение каждого предмета должно быть продумано так, чтобы свести до минимума затраты на передвижение и обеспечить соблюдение эстетических требований в оформлении кабинета;

l дверь кабинета должна быть доступна обозрению, чтобы врач мог видеть входящего.

Большую роль в оздоровлении труда медицинских работников играет правильная организация труда, которая предусматривает создание оптимальных условий для эффективной и качественной лечебно-диагностической работы путем четкого распределения функциональных обязанностей, упорядочения и рационального использования рабочего времени, обеспечения информативно-справочными материалами, при возможности, применения диктофонно-машинописного метода для ведения врачами медицинской документации, а также использование различных штампов-клише, стандартных бланков (это позволяет сократить на 15-20% затраты времени на ведение медицинской документации).

Большую роль в оздоровлении труда медицинских работников играет механизация труда, которая характеризуется применением в учреждениях здравоохранения технических приспособлений, заменяющих или облегчающих труд медицинского персонала и способствующих повышению его качества и эффективности: технические средства, обеспечивающие выполнение лечебно-диагностического процесса, как основные (медицинские приборы и инструменты, аппараты, медицинское оборудование), так и вспомогательные (устройства, облегчающие труд персонала по выполнению обследования и лечения больных); вспомогательные технические средства по обеспечению обслуживания больных (приспособления для ухода, подъема и транспортировки больных, для перевозки пищи, медикаментов, белья и других грузов, специальные устройства для уборки помещений лечебных учреждений, специальный автотранспорт); оргтехника (средства связи и сигнализации, средства составления, размножения, обработки, хранения и поиска документов, вычислительные машины), мебель и оборудование рабочих мест с др.

Специфика медицинского труда создает большие трудности для его механизации. Полная механизация и автоматизация труда применяются в таких подразделениях, как централизованные стерилизационные отделения, пищеблок, аптека, прачечная и др.; в лечебно-диагностических отделениях возможна лишь частичная механизация труда персонала.

Трудовая деятельность медицинских работников, в особенности врачей, как об этом свидетельствуют многочисленные специальные исследования, сопряжена со значительной нервно-эмоциональной нагрузкой, причем у многих она сочетается с выраженной гиподинамией. Медицинские работники, поэтому, нуждаются в рациональном чередовании труда и внутрисменного отдыха, в мероприятиях снижающих утомление. В ЛПУ необходимо четко фиксированные перерывы для кратковременного отдыха и приема пищи, оборудовать комнаты психологической разгрузки, внедрить спортивно-оздоровительные мероприятия.

Психофизические исследования, проведенные у медицинского персонала лечебных учреждений, показали, что первые признаки производственного утомления у врачей, появляются через 2,5-3,5 часа после начала работы. Характер и степень производственного утомления во многом зависит от выраженности нервно-эмоционального фактора в работе специалиста (например, прием большого числа больных, работа в операционной, проведение сложных лечебно-диагностических манипуляций).

Одним из средств преодоления усталости, продления периода устойчивой работоспособности является рационализация режимов труда и отдыха с предоставлением медицинским работникам кратковременного перерыва, не влияющего на продолжительность рабочих смен и длительность приемов.

Организация регламентированных перерывов должна проводиться с учетом типа и мощности ЛПУ, напряженности труда врачей различных специальностей. Прежде всего, регламентированные перерывы следует ввести в структуру рабочего дня оперирующих хирургов. врачей-реаниматологов, врачей скорой помощи и отделений интенсивной терапии. Целесообразнее всего эти перерывы предусматривать сразу после окончания операций или оказания интенсивной и скорой помощи, что позволяет быстро восстановить работоспособность.

В структуре рабочего дня врачей терапевтического профиля, а также невропатологов, психиатров и др. наиболее подходящим временем для проведения организованного перерыва в условиях стационара является период завершения обхода больных и выполнения различных манипуляций.

В условиях поликлинической работы наиболее целесообразно устанавливать перерывы сразу по завершении приема больных на амбулаторном приеме перед выходом врача на обслуживание больных на дому.

В настоящее время имеются большой арсенал средств, оказывающих благоприятное влияние на восстановление работоспособности человека через различные физиологические системы и анализаторы организма. К основным из них относятся: аутогенная тренировка (АТ); сеансы психологической разгрузки с помощью аудиовизуальных воздействий (различных видов функциональной музыки, которая может сопровождаться словами психотерапевта с соответствующими формулами внушения, в сочетании с показом слайдов (фильмов) с видами природы и т. п.); производственная гимнастика; водные процедуры; своевременный прием пищи, витаминно-кислородный коктейль; регламентация перерывов и др.

Местом возможного применения различных комбинаций перечисленных выше средств воздействия могут служить специально оборудованные в учреждениях здравоохранения зоны внутрисменного отдыха медицинского персонала. В крупных стационарах целесообразно иметь несколько зоны отдыха, например, одну на два-три этажа. В поликлиниках зоны отдыха организуются только в учреждениях средней и крупной мощности. В оптимальном варианте такая зона должна состоять из трех помещений: комнаты психологической разгрузки (КПР), комнаты психофизической разгрузки (КПФР) и комнаты мобилизующего отдыха.

Пребывание в КПР позволяет с помощью аудиовизуальных средств и нескольких дыхательных и гимнастических упражнений, в сочетании с микроклиматическим комфортом, снять избыточное психологическое и эмоциональное напряжение и в значительной мере восстановить работоспособность (это касается в первую очередь оперирующих хирургов, акушеров-гинекологов, врачей-реаниматологов, врачей скорой помощи, врачей отделений интенсивной терапии). У медработников с меньшей степенью психоэмоционального напряжения с этой же целью могут использоваться занятия в КПФР. Оборудование комнаты мобилизирующего отдыха дает возможность отдыхающему персоналу принять легкий завтрак, витаминно-кислородные коктейли (стимулируя тем самым обменные процессы организма), просмотреть видеозаписи развлекательного содержания для создания положительного эмоционального фона.

Для медицинского персонала процедурных и манипуляционных кабинетов, рабочих помещений аптек, воздух которых загрязнен парами лекарственных препаратов и пылью, важное значение приобретает использование как общих, так и индивидуальных средств защиты. Эффективно использование шкафа, оборудованного вытяжкой вентиляцией, для работ, связанных с применением высокоактивных препаратов, а также кабин с вентиляцией для отпуска ингаляций лекарственных препаратов и проведения аэрозольтерапии антибактериальными препаратами ожоговых и других ран.

Все процедуры с лекарственными веществами-аллергенами (особенно аминазином), необходимо проводить с использованием индивидуальных средств защиты (халат, шапочка, резиновые перчатки, очки). Целесообразно также применение персоналом процедурных кабинетов кремов для рук: во время работы - защитных, после работы - смягчающих кожу, при усилении солнечной радиации, например, весной - фотозащитных и т. д., использование которых уменьшает аллергические проявления со стороны кожи.

СИЗ приобретает большое значение для медицинских работников, имеющих дело с кровью и другими биологическими жидкостями (ликвор, слюна), являющимися источниками инфекций (СПИД, сифилис, вирусный гепатит и др.). Известно, что врачи хирургических специальностей (хирурги, акушер-гинекологи, ЛОР-врач и др.) врачи отделений переливания крови, клинические лаборанты и стоматологи относятся к группе высокого риска по возможности заражения СПИДом. Доказано, что среди 18000 американских хирургов 47 заболевают СПИДом. В 1991г. в США противовирусные антитела к ВИЧ были обнаружены в крови 170 дантистов, 730 хирургов и других врачей 40 врачей и 1450 медсестер заразились от своих пациентов.

Во время операций и других манипуляций следует особо оберегать слизистую оболочку глаз, так как известны случаи заражения медперсонала именно этим путем. В качестве защитного средства можно рекомендовать очки (типа ЗН с бесцветными стеклами, плотно прилегающие к коже) и маски-респираторы (из 6-8 слоев марли и бактерицидной ткани), антимикробные маски из метилана, перчатки. Об этих мерах предосторожности не следует забывать и работникам клинических лабораторий, имеющих дело с кровью, спинно-мозговой жидкостью, а также биопсийным материалом. Необходимо также выполнять положение нормативно-методической документации по эпидемиологии и профилактике СПИДа.

Для сохранения здоровья и высокой работоспособности работников здравоохранения необходимо шире использовать профессиональный отбор в конкретные профессии. Он предусматривает, во-первых, выявление у поступающих на работу заболеваний или физических дефектов, препятствующих успешному выполнению производственной деятельности; во-вторых, таких хронических заболеваний и отклонений в состоянии здоровья, степень тяжести которых под воздействием вредных производственных условий может возрасти и, в свою очередь, привести к частичной или полной утрате трудоспособности.

В этой связи можно выделить ряд общих противопоказаний для врачебной профессии, к ним относятся: органические заболевания ЦНС и эпилепсия, психические заболевания (даже в стадии ремиссии) и психопатия, выраженные неврозы (истерия, неврастения, психоастения), судорожные припадки любой этиологии, аллергия к лекарственным препаратам (новокаин, антибиотики и др.).

До настоящего времени для ряда медицинских специальностей практически не существует профотбора по психофизиологическим показателям. Между тем, это один из важнейших путей повышения эффективности и качества работы и профилактики заболеваний медицинских работников. В частности, Капцов В. А. (1985) предлагал при специализации по хирургии отдавать предпочтение лицам с высокой устойчивостью, большим объемом, хорошим распределением и переключением внимания; способностью к быстрому и точному воспроизведению и правильной оценке ситуации, с высокой скоростью и точностью двигательных реакций, способностью длительно сохранять высокую работоспособность. Однако следует учитывать состояние их сердечно-сосудистой, нервной системы, опорно-двигательного аппарата.

В числе мер по охране здоровья медицинских работников важное место отводится предварительным при приеме на работу и текущим медицинским осмотрам, диспансерному обслуживанию.

Приказом МЗ РФ № 90 от 14. 03. 94 г. периодичность медицинских осмотров медработников установлена 1 раз в год. В их проведении обязательно участие врачей: терапевта, дерматовенеролога (для медицинских работников родильных домов, детских больниц и отделений - 2 раза в год), стоматолог, отоларинголог. При этом обязательны следующие лабораторные и функциональные исследования.

1. Крупнокадровая флюорография.

2. Исследование на сифилис при поступлении на работу, в дальнейшем 1 раз в год для работников родильных домов (отделений), детских лечебных учреждений (отделений).

3. Мазки на гонорею при поступлении на работу, в дальнейшем 2 раза в год для медицинских работников учреждений родовспоможения и детских больниц.

4. Исследование на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологическое исследование на брюшной тиф при поступлении на работу всех медицинских работников, далее - по эпидпоказаниям.

5. Исследование на гельминтозы при поступлении на работу и в дальнейшем в соответствии с действующим приказом № 1089 от 13. 08. 86 «Об усилении борьбы с гельминтозами в СССР».

6. Мазок из зева и носа на наличие патогенного стафилококка при поступлении на работу в роддома (отделения), отделения патологии новорожденных, недоношенных, детские больницы (отделения), хирургические отделения стационара; в дальнейшем - не реже 1 раза в 3 месяца.

Для санации бактерионосителей используют: фурациллин (1:1000), 1 % р-р борной кислоты, риванол (1:5000), калия перманганат (розово-красный раствор), настой пихты, листья эвкалипта. Этими препаратами полощут зев и протирают тампоном слизистые оболочки передних отделов носа в течение 6-7 суток.

Для санации носителей стафилококков используют поливалентный бактериофаг, в виде орошения зева из шприца с одновременным тампонированием носовых ходов (1-2 раза в день, в течение 5 дней).

Общими медицинскими противопоказаниями к работе, связанной с опасными, вредными веществами, неблагопритными факторами труда медицинских работников, и в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев и обеспечения безопасности труда являются:

1. Врожденные аномалии органов с выраженной недостаточностью их функций.

2. Органические заболевания центральной нервной системы со стойкими выраженными нарушениями функций.

3. Хронические психические заболевания и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному диспансерному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах, эпилепсия с пароксизмальными расстройствами.

4. Болезни эндокринной системы с выраженными нарушениями функций.

5. Злокачественные новообразования (после проведенного лечения вопрос может решаться индивидуально при отсутствии абсолютных противопоказаний).

6. Все заболевания (во всех стадиях) системы крови.

7. Гипертоническая болезнь 3 стадии.

8. Болезни сердца с недостаточностью кровообращения.

9. Хронические болезни легких с выраженной легочно-сердечной недостаточностью.

10. Бронхиальная астма тяжелого течения с выраженными функциональными нарушениями дыхания и кровообращения.

11. Активные формы туберкулеза любой локализации.

12. Язвенная болезнь желудка, 12-перстной кишки с хроническим рецидивирующим течением и наклонностью к осложнениям.

13. Циррозы печени и активные хронические гепатиты.

14. Хронические болезни почек с явлениями почечной недостаточности.

15. Коллагенозы.

16. Болезни суставов со стойкими нарушениями их функций, мешающие выполнению обязанностей по профессии.

17. Беременность и период лактации.

18. Первичное недонашивание и аномалии плода в анамнезе у женщин.

19. Нарушения менструальной функции, сопровождающиеся обильными маточными кровотечениями.

20. Глаукома декомпенсированная.

Медицинские противопоказания в дополнение к общим противопоказаниям:

- заболевания и бактерионосительство:

n брюшного тифа, паратифов, сальмонеллеза, дизентерии;

n гименолепидоза, энтеробиоза;

n сифилис в заразном периоде;

n лепра;

n заразные кожные заболевания: чесотка, трихофития, микроспория, парша, актиномикоз с изъявлениями или свищами на отдельных участках тела;

n заразные и деструктивные формы туберкулеза легких, внелегочный туберкулез с наличием свищей, бактериоурии, туберкулезной волчанки лица и рук;

n гонорея (все формы) на срок проведения лечения антибиотиками и получения отрицательных результатов первого контроля;

n гнойничковые заболевания - только для медицинских работников акушерских и хирургических стационаров, отделений патологии новорожденных, недоношенных.

6. 2. Особенности труда врачей стоматологического профиля

Стоматологическая помощь в нашей стране - один из наиболее массовых видов специализированной медицинской помощи населению, что объясняется очень высокой частотой поражения твердых тканей зубов и парадонта.

Стоматолог в процессе труда подвергается воздействию неблагоприятных условий труда, которые непосредственно или опосредованно влияют на состояние опорно-двигательного аппарата, респираторной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочеполовой систем, а также на кожу, подкожную клетчатку, зрительный и слуховой анализаторы.

Специфическими особенностями труда стоматологов являются:

l эмоционально-напряженный характер труда с выраженной статической нагрузкой;

l высокая плотность рабочего дня (93,7% - у стоматологов-терапевтов, 92,1% - стоматологов-хирургов)

l вынужденная поза во время работы, огромное количество микродвижений рук;

l неблагоприятные микроклиматические условия на рабочих местах;

l неблагоприятное действие шума и вибрации;

l недостаточная освещенность рабочих мест;

l возможность заражения патогенными микроорганизмами от пациентов, которые являются их носителями;

l загрязнение воздуха стоматологических кабинетов разнообразными химическими веществами.

6. 2. 1. Функциональное перенапряжение органов и систем у врачей-стоматологов

Известн

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.