Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Первая привязанность – главный урок доверия к миру (психологические цели развития ребенка первого года жизни).

Доверие к миру.

Если грудной ребенок получает только пищу и уход, но при этом остается без тесного физического контакта, без общения, без любви, без новых впечатлений, его развитие грубо искажается. Существует даже специальный термин - больничный синдром «госпитализм», характеризующий целый букет расстройств в психическом и физическом развитии младенцев, оставшихся без материнского внимания (например, в доме малютки). Чтобы стать полноценной личностью, ребёнок должен воспитываться в эмоционально тёплой и стабильной обстановке. Так А. Адлер отмечал, что если эмоциональный контакт с близкими взрослыми или окружающими людьми нарушен, ребёнок живёт как бы на «вражеской» территории: обстоятельства подавляют его, его ожидания относительно будущего пессимистичны, он постоянно чувствует себя слабее других. В результате у него развивается очень низкая самооценка, чувство неполноценности. Возникшая в детстве неуверенность в себе, как правило, становится устойчивой характеристикой.

Итак, малышам как воздух необходим эмоциональный контакт с матерью, так как от этого зависит их чувство доверия к миру, отношения с людьми, развитие и готовность исследовать мир в целом. Когда же появляется контакт с взрослым?

С самого рождения - в ходе первой фазы (рождение – 3 месяца) ребенок реагирует на людей неразборчиво. Но уже на этой стадии в поведении младенца присутствует целый комплекс таких социальных знаков, как улыбка, плач, цепляние, призванных создать вокруг ребенка безопасность, а также удержать рядом заботящихся о младенце взрослых. Улыбаются младенцы поначалу всем, отдавая предпочтение лицам людей или даже их изображениям. С помощью улыбок, плача и протягивания ручек ребенок “привязывает” к себе мать, как бы заставляя умиляться и заботиться о нем; и сам выражает радость, что его потребности удовлетворяются.

Вторая фаза (от 3 до 6 месяцев): ребенок становится “разборчивым”, четко выделяет из окружения знакомых людей, которым демонстрирует гуление и улыбки, и незнакомых, которых предпочитает наблюдать. В этом возрасте может выделиться один объект привязанности, охотнее других откликающийся на его потребности (чаще мать), с которой начинается строиться коммуникация (общение).

Третья фаза (от 6 месяцев до 3 лет): привязанность и активный поиск близости. Начиная примерно с 6-месячного возраста, привязанность младенца к определенному человеку становится все более интенсивной и исключительной. У ребенка появляется тревога, проявляющаяся в сильном беспокойстве и плаче, когда мать покидает комнату, а после встречи с ней ребенок подает комплекс радостных сигналов; тянется, улыбается, издает радостные звуки. Как только ребенок научается ползать, а затем ходить, он следит за перемещениями родителя и следует за ним всюду, успокаиваясь, когда вновь оказывается рядом с ним или у него на руках. При этом цели родителя ребенка мало интересуют, его поведение довольно эгоцентрично. К концу первого года жизни у ребенка уже складывается общее представление о доступности и отзывчивости матери, то есть, он уже знает, может ли доверять ей и, исследуя мир, надеяться на ее поддержку в незнакомой ситуации, или лучше, например, быть пассивным и держаться к ней поближе. Через некоторое время ребенок с позитивным опытом привязанности становится способен какое-то время исследовать мир самостоятельно, возвращаясь к матери периодически, как к “отправной точке” или в случае опасности.

Здесь мы можем сказать молодым мамам, беспокоящимся из-за того, что ребенок “слишком привязан к ним”, “не дает выйти из комнаты” и даже “идет вместе с ней в туалет”: поведение Вашего ребенка абсолютно нормально, мало того, с точки зрения эволюции, оно очень успешно! Лучше рассматривать такое поведение ребенка не как повод для злости и тревоги; а как сигнал, что Вашему малышу небезопасно, он пока боится мира, в котором Вас нет!

В ходе четвертой фазы (от 3-х лет) малыш демонстрирует способность к партнерскому поведению. Ребенок этого возраста уже имеет некоторое представление о том, что у другого человека могут быть свои задачи и планы, он может мысленно представить поведение родителя, когда тот отсутствует. Поэтому ребенок более охотно позволяет родителю уйти, действуя уже с учетом интересов другого.

Распространенное заблуждение, что если уделять младенцу много внимания, постоянно носить его на руках, то он вырастет несамостоятельным, у него будут существенные проблемы в общении. Напротив, если вы будете дарить ребенку свою любовь и создавать ему оптимальные условия для физического и психического развития, это совсем никак не помешает в дальнейшем проявлению у него любознательности и интереса к окружающей среде, в том числе – к другим детям. Что же касается общения, то отмечено, что у детей, с которыми родители проводят много времени в течение первого года жизни, более высокий уровень коммуникативных навыков по сравнению со сверстниками: они менее агрессивны, более склонны к сотрудничеству, внимательнее относятся к своим товарищам по играм. И напротив, страх отвержения, если с ним впоследствии не работать, остается на всю жизнь, а человеку очень трудно создавать и поддерживать гармоничные любящие отношения.

 

Нона Муллина

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.