Первая привязанность – главный урок доверия к миру (психологические цели развития ребенка первого года жизни).
Доверие к миру.
Если грудной ребенок получает только пищу и уход, но при этом остается без тесного физического контакта, без общения, без любви, без новых впечатлений, его развитие грубо искажается. Существует даже специальный термин - больничный синдром «госпитализм», характеризующий целый букет расстройств в психическом и физическом развитии младенцев, оставшихся без материнского внимания (например, в доме малютки). Чтобы стать полноценной личностью, ребёнок должен воспитываться в эмоционально тёплой и стабильной обстановке. Так А. Адлер отмечал, что если эмоциональный контакт с близкими взрослыми или окружающими людьми нарушен, ребёнок живёт как бы на «вражеской» территории: обстоятельства подавляют его, его ожидания относительно будущего пессимистичны, он постоянно чувствует себя слабее других. В результате у него развивается очень низкая самооценка, чувство неполноценности. Возникшая в детстве неуверенность в себе, как правило, становится устойчивой характеристикой.
Итак, малышам как воздух необходим эмоциональный контакт с матерью, так как от этого зависит их чувство доверия к миру, отношения с людьми, развитие и готовность исследовать мир в целом. Когда же появляется контакт с взрослым?
С самого рождения - в ходе первой фазы (рождение – 3 месяца) ребенок реагирует на людей неразборчиво. Но уже на этой стадии в поведении младенца присутствует целый комплекс таких социальных знаков, как улыбка, плач, цепляние, призванных создать вокруг ребенка безопасность, а также удержать рядом заботящихся о младенце взрослых. Улыбаются младенцы поначалу всем, отдавая предпочтение лицам людей или даже их изображениям. С помощью улыбок, плача и протягивания ручек ребенок “привязывает” к себе мать, как бы заставляя умиляться и заботиться о нем; и сам выражает радость, что его потребности удовлетворяются.
Вторая фаза (от 3 до 6 месяцев): ребенок становится “разборчивым”, четко выделяет из окружения знакомых людей, которым демонстрирует гуление и улыбки, и незнакомых, которых предпочитает наблюдать. В этом возрасте может выделиться один объект привязанности, охотнее других откликающийся на его потребности (чаще мать), с которой начинается строиться коммуникация (общение).
Третья фаза (от 6 месяцев до 3 лет): привязанность и активный поиск близости. Начиная примерно с 6-месячного возраста, привязанность младенца к определенному человеку становится все более интенсивной и исключительной. У ребенка появляется тревога, проявляющаяся в сильном беспокойстве и плаче, когда мать покидает комнату, а после встречи с ней ребенок подает комплекс радостных сигналов; тянется, улыбается, издает радостные звуки. Как только ребенок научается ползать, а затем ходить, он следит за перемещениями родителя и следует за ним всюду, успокаиваясь, когда вновь оказывается рядом с ним или у него на руках. При этом цели родителя ребенка мало интересуют, его поведение довольно эгоцентрично. К концу первого года жизни у ребенка уже складывается общее представление о доступности и отзывчивости матери, то есть, он уже знает, может ли доверять ей и, исследуя мир, надеяться на ее поддержку в незнакомой ситуации, или лучше, например, быть пассивным и держаться к ней поближе. Через некоторое время ребенок с позитивным опытом привязанности становится способен какое-то время исследовать мир самостоятельно, возвращаясь к матери периодически, как к “отправной точке” или в случае опасности.
Здесь мы можем сказать молодым мамам, беспокоящимся из-за того, что ребенок “слишком привязан к ним”, “не дает выйти из комнаты” и даже “идет вместе с ней в туалет”: поведение Вашего ребенка абсолютно нормально, мало того, с точки зрения эволюции, оно очень успешно! Лучше рассматривать такое поведение ребенка не как повод для злости и тревоги; а как сигнал, что Вашему малышу небезопасно, он пока боится мира, в котором Вас нет!
В ходе четвертой фазы (от 3-х лет) малыш демонстрирует способность к партнерскому поведению. Ребенок этого возраста уже имеет некоторое представление о том, что у другого человека могут быть свои задачи и планы, он может мысленно представить поведение родителя, когда тот отсутствует. Поэтому ребенок более охотно позволяет родителю уйти, действуя уже с учетом интересов другого.
Распространенное заблуждение, что если уделять младенцу много внимания, постоянно носить его на руках, то он вырастет несамостоятельным, у него будут существенные проблемы в общении. Напротив, если вы будете дарить ребенку свою любовь и создавать ему оптимальные условия для физического и психического развития, это совсем никак не помешает в дальнейшем проявлению у него любознательности и интереса к окружающей среде, в том числе – к другим детям. Что же касается общения, то отмечено, что у детей, с которыми родители проводят много времени в течение первого года жизни, более высокий уровень коммуникативных навыков по сравнению со сверстниками: они менее агрессивны, более склонны к сотрудничеству, внимательнее относятся к своим товарищам по играм. И напротив, страх отвержения, если с ним впоследствии не работать, остается на всю жизнь, а человеку очень трудно создавать и поддерживать гармоничные любящие отношения.