Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Требования к режиму образовательного процесса



Организацию учебного процесса необходимо строить с уче­том физиологических принципов изменения работоспособности детей и подростков. Дело в том, что работоспособность орга­низма во время учебной деятельности закономерно изменяется. На рисунке приведена типичная кривая работоспособности.

Вна­чале работоспособность повышается (период врабатывания), затем она держится на высоком уровне (период высокой про­дуктивности) и постепенно снижается (период снижения рабо­тоспособности, или утомления). В периоде снижения работо­способности выделяются три зоны: неполной компенсации, ко­нечного прорыва и прогрессивного падения.

Далее должны следовать период отдыха, включающий фазу восстановления функций и фазу ее упрочнения.

Начало урока, учебной недели, четвер­ти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена.

Повышенные требо­вания к учащимся нужно предъявлять тогда, когда работоспособность достигла наи­более высокого уровня. В это время рекомендуется излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать конт­рольные работы.

В середине учебной недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной нагрузки. Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой работоспособности. В зоне прог­рессивного падения работоспособности требовать выполнения интенсивных нагрузок недопустимо: при этом происходит исто­щение энергетических ресурсов организма, что может отри­цательно сказаться на состоянии здоровья школьника.

У детей длительность периода оптимальной (устойчивой) работоспособности определяется возрастом.

В возрасте 6-7 лет дети могут сохранять активное внимание в течение 15 минут, 8-10 лет – 20 мин., в 11-12 лет – 25 мин., в 12-15 лет – 30 мин.

Физиологическая кривая работоспособности учащихся в течение недели, четверти, учебного года отражает указанные выше закономерности (иллюстрируется тем же рисунком).

Одной из основных задач школьной гигиены является правильное нормирование учебной нагрузки. Это достигается путем:

1. Правильной организации урока.

В первых 3-х классах плотность учебной работы учащихся на уроке не должна превышать 80 %.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения на уроках должно выделяться время для физических упражнений и гимнастики для глаз.

2. Регламентации продолжительности уроков и перемен.

Продолжительность уроков в школах не должна превышать 45 мин. В первых классах школы учебная нагрузка должна наращиваться постепенно. Перемены продолжительностью менее 10 мин не допускаются.

3. Продолжительностью и временем проведения каникул.

4. Нормированием общего числа ежедневных и еженедельных уроков.

5. Рациональным построением режима занятий в течение дня, недели.

Период максимальной умственной работоспособности школьников приходится на интервал 10-12 часов. Поэтому в расписании уроков для младших школьников наиболее трудные предметы должны ставиться 2-3 уроками, а для учащихся старших классов – 2, 3 и 4 уроками.

Неодинакова работоспособность учащихся и в разные дни недели. Ее уровень возрастает к середине недели и снижается к концу (пятница) и в начале (понедельник) недели. Поэтому наибольший объем учебной нагрузки должен приходится на вторник и среду.

Объяснение нового материала следует проводить на 2-4–х уроках в середине учебной недели.

При составлении расписания уроков рекомендуется пользоваться таблицей, в которой трудность каждого предмета оценивается в баллах (от 0 для самых простых до 12 для самых трудных).

Наибольшее количество баллов по сумме всех предметов должно приходится на вторник и среду для старших школьников, и вторник и четверг – для младших и средних. При этом среда должна быть облегченным днем.

Объем домашнего задания должен быть таким, чтобы на его выполнение ученики первого класса затрачивали не более 1 часа, а ученики старших классов – не более 4 часов.

Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста.

Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

- учебные занятия проводятся только в первую смену;

- 5-дневная учебная неделя;

- организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

- проведение не более 4-х уроков в день;

- продолжительность уроков - не более 35 минут;

- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- организация дневного сна, 3-х разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;

- обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

Таким образом

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в часах
  6-ти дневная неделя 6-ти дневная неделя
-
2-4
8-9
10-11

Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.