Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Оценка умственной работоспособности.



Основными характеристиками ВНД при умственном труде являются психофизиологические качества и психические процессы.

Психофизиологическими качествами считаются свойства нервной системы и функциональные возможности анализаторов. Исследования проводятся
с помощью следующих методик:

1. Простая сенсомоторная реакция (ПСМР) характеризует силу нервных
процессов. Для оценки ПСМР применяются рефлексометры. Нормальная величина составляет 140-180 мс.

2. Сложная сенсомоторная реакция на световые раздражители (CCMP) - характеризует подвижность основных нервных процессов. CCMP с дифференцировкой. Время в норме составляет 270-330 мс.

3. Реакция на движущийся объект (РДО) характеризует уравновешенность
процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

4. Реакцию можно считать достаточно точной, если относительная часто-
та точных ответов составляет 16% и более. Критическая частота слияния световых мельканий (КЧСМ) позволяет оценивать подвижность нервных процессов в зрительном анализаторе.

5. Критическая частота слияния звуковых колебаний используется для
определения функционального состояния слухового анализатора.

6. Тепинг-тест позволяет оценивать функциональные возможности двигательного анализатора, а также силу процесса возбуждения и подвижность основных нервных процессов. Производительность 260-230 точек за 40 сек. оценивается «отличнo», 229-200 – «хорошо», 199-170 – «удовлетворительно».

7. Тремометрия характеризует способность к тонкой координации движений и подвижность нервных процессов в двигательном анализзторе. Она
осуществляется путем регистрации непроизвольных дрожаний (тремора)
кисти. Средняя величина количества касаний за 1 сек. при динамической
пробе колеблется от 1,9 до 2,3, a при статической пробе - от 0,5 до 1,0.

K профессионально важным психическим процессам при умственной деятельности относят восприятие, память, внимание, мышление и эмоции.

При исследовании психических процессов используют следующие методики:

1. Восприятие может быть оценено с помощью методики «Рефлекс на время».

2. Кратковременная память исследуется в зрительном и слуховом вариантах. B зрительном - c помощью специальной таблицы c 12 двузначными числами, которую показывают испытуемым в течение 30 сек. B слуховом - зачитываются 10-12 слов. Результат «отлично» - при
воспроизведении более 8 чисел (слов), «хороший» - 6-8 чисел (слов), удовлетворительный - 4-5 чисел (слов).

3. Исследования долговременной памяти производятся путем многократного повторения 10 одних и тех же слов (чисел), не связанных по смысловому значению. Результаты считаются хорошими, если скорость запоминания составляет 2 повторения, а объем долговременной памяти – 5.

4. Для исследования оперативной памяти применяется методика предъявления 10 числовых рядов. Испытуемый должен запомнить прочитанный числовой ряд и записать суммы от сложения первого числа со вторым, второго с третьим, и т.д. На решение дается 15 сек.

5. Внимание характеризуется объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением. Для исследования устойчивости внимания используется корректурная проба с кольцами Ландольта, корректурные таблицы Анфимова В.Я. и Платонова с цифрами или буквами.

6. Для оценки мышления могут быть использованы методики «Сложение в
уме» и «Сложение чисел с переключением». B течение 1 мин необходимо быстро и правильно в уме прибавлять к полученным суммам одно и то же число 18.

Среднее число сложений составляет 15-18 в 1 мин. при 1-2 ошибках.

7. Эмоции по их значимости для жизнедеятельности делятся на стенические и астенические.

Эмоции, способствующие внутреннему подъему, мобилизующие волю, повышающие активность и придающие человеку бодрость, энергию, уверенность считаются стеническими.

Эмоции, ослабляющие активность, снижающие работоспособность и угнетающие настроение человека, называются астеническими.

Для характеристики эмоционального состояния используются следующие методики: кожно-гальвачическая реакция, измерение частоты сердечных сокращений и артериального давления, опросники Айзенка, Спилбергера-Ханина, Тейлора и др.

 

Оценка физической работоспособности.

Оцениваются способности выполнять работу, связанную c физическими
усилиями и преимущественным напряжением вегетативных функций. Она ха-
рактеризуется аэробными и анаэробными возможностями организма.

- определяется максимальное потребление кислорода прямыми и непрямыми методами

- определяется индекс степ-теста

- исследуются анаэробные возможности организма и др.

 

Оценка профессиональной работоспособности.

Количественная оценка изменений работоспособности характеризуется одной интегральной величиной, объединяющей отдельные показатели c учетом их значимости (веса). Она может быть рассчитана c помощью следующей формулы:

 

Если начальная величина (Ao) интегрального показателя работоспособности составляла 1, то за время t она снизилась на

(Ao - A) x 100%

Если эта величина (Ao) ухудшается более чем на 19%, то соответствующее ей состояние профессиональной деятельности нельзя считать нормальным. Такая степень ухудшения функционального состояния организма свидетельствует о развивающемся переутомлении (или другой патологии).

Практическая работа.

Задание 1. Решить ситуационную задачу по оценке степени тяжести и
напряженности труда по эргометрическим и физиологическим показателям.

Задание 2. Дать рекомендации по улучшению и рационализации труда.

Задание 3. Оформить результаты в виде отчета.

 

Лабораторная работа.

Задание 1. Исследовать функциональное состояние организма человека (на своем примере).

Задание 2. Провести исследование субъективного состояния организма по тестовой карте САН.

Задание 3. Оценить умственную работоспособность с помощью общепринятых методик (включая оценку оперативной, кратковременной памяти, эмоционального состояния).

Задание 4. Оценить физическую работоспособность c помощью индекса степ-теста.

Задание 5. Дать заключение о состоянии работоспособности и оформить в протоколе проведенных исследований.

 

ЗАДАЧА № 1

Сборщица элекгрокерамических изделий имеет стационарное рабочее
место, рабочая поза - сидя, свободная. Работает в две смены. Максимальная
масса перемещаемого груза 3 кг. Число движений за час 300. Длительность
сосредоточенного наблюдения 27%. Энерготраты за смену в среднем
равнялась 11,2 кдж/мин. Чистота пульса в среднем за смену - 84 уд/мин.
Мышечная выносливость в начале смены - 17,6 c., а в конце - 19,1 c. Время
отыскивание чисел в начале смены - 79,4 c., в конце - 87,5 c.

Определить степень тяжести и напряженности труда. Какие используются
критерии гигиенической оценки выполняемой работы? Дать рекомендации по
организации рационального режима труда и отдыха.

 

 

ЗАДАЧА № 2

Врач-лаборант имеет стационарное рабочее место~'рабочая поза - сидя,
вынужденные наклоны (угол наклона до 30°) в течение 25% рабочего времени.
Работа в 1 смену. Максимальная масса перемещаемого груза 3 кг. Число
движений за час 270. Число элементов в операции 7, продолжительность
выполнения операции - 52 c. Длительность сосредоточенного наблюдения -
35%. Энерготраты составляют в среднем 22 кдж/мин. Частота пульса -98 уд. в
мин. Удлинение времени реакции на звуковой раздражитель в начале смены -
25%.

Определить степень тяжести и напряженности труда. Какие используются
критерии гигиенической оценки выполняемой работы? Дать рекомендации по
правильной организации труда.

 

ЗАДАЧА № 3

Грузчик железнодорожного вокзала работает в 3 смены (одна - ночная).
Рабочее место нестационарное. Максимальная масса перемещаемого груза 35-
50 кг. Величина ручного грузооборота за смену при подъеме грузов c пола 6 т.
Перемещение в пространстве за смену в среднем 8 км. Энерготраты
составляют 35 кдж/мин. Частота пульса -125 уд/мин., увеличение сердечных
сокращений - 38 уд/мин. Мышечная выносливость в начале смены - 18 c., в
конце 35c.

Определить степень тяжести и напряженности труда. Какие используются
критерии гигиенической оценки выполняемой работы? Дать рекомендации по
правильной организации труда и отдыха.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Румянцев Г.И. и др. «Общая гигиена», M. 1985г., с.253-271.

2. Габович Р.Д. и др. «Гигиена», Киев, 1984г., с.189-207.

3. Гурова А.И., Горлова O.E. «Практикум по общей гигиене», M.1991г., с.153-158.

4. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене труда (под редакцией В.Ф. Кириллова, M.1993г.) с.36-53.

5. Покровский B.A. «Гигиена», M, 1979г., с.274-303.

6. Лекционный материал по данной теме.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Пивоваров Ю.П. c сооавт. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене». M., 1983, 256 c.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.