Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выставка и ярмарка: понятие, сущность, классификация, типы



Суть понятий «выставка», «ярмарка» вышли за рамки их давнего определения как демонстрации продукции определенной категории для специалистов и широкого круга посетителей. Процесс эволюции выставочно-ярмарочного бизнеса повлек за собой развитие и совершенствование терминологии, в результате чего появился ряд новых понятий, определений и трактовок, связанных с организацией, проведением и участием в выставках/ярмарках. В современной терминологии в рамках выставочно-ярмарочных мероприятий существуют три вида: выставка, ярмарка, выставка-ярмарка [4, с. 56].

Е. П. Голубков дает следующее определение: «Выставка - это организационное мероприятие по продвижению продукта с заранее обусловленным количеством участников, сроком и местом проведения»

[3, с.15]. В соответствии с Парижской конвенцией 1928 г. о международных выставках (сегодня это всемирные выставки ЭКСПО), выставка – это мероприятие, главная цель которого состоит в выявлении успехов, достигнутых различными странами в одной отрасли или нескольких отраслях производства, и во время которого, по существу, не делается никакого различия между покупателями и посетителями» [34].

В странах Евросоюза принято отличать понятие «выставка» от понятия «ярмарка» не только качественным составом посетителей, но также масштабами и локализацией события. Деление идет на: «крупные торговые ярмарки», которые не привязаны к конкретным категориям продуктов и полностью открыты для публики; «показы и выставки/ярмарки» для специализированной, профессиональной аудитории; выставки, которые не связаны с жестким календарем и «соответствуют интересам группы субъектов экономической деятельности», решивших «выставить свои продукты в заданном месте и в заданное время за пределами сети крупных ярмарок и международных показов» [24, с. 7].

Согласно определению, принятому на Марсельском конгрессе (октябрь 1995 г.) Международного союза ярмарок (UFI), « ярмарка -это международная экономическая выставка образцов, которая независимо от ее наименования в соответствии с обычаями страны, на территории которой она проводится, представляет собой рынок товаров широкого потребления (или оборудования) и действует в установленные сроки в течение ограниченного периода времени в одном и том же месте, и экспонентам которой разрешается представлять образцы своей продукции для заключения сделок в национальном и международном масштабах» [8, c. 252].

Понятие «выставки-ярмарки», представленное в «Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации от 29 марта 2001 года», не выявляет отличительные особенности выставок и ярмарок: «Выставка-ярмарка – это рыночное мероприятие, на котором экспоненты представляют на основе выставочных образцов производимые товары и услуги»[16, с. 3].

На современном этапе общая система выставочно-ярмарочных услуг концентрируется вокруг более 30 разновидностей выставочных мероприятий, таких как: салоны, аукционы, фестивали, недели, выставки-симпозиумы, биржи, салоны-конференции и др. [9, c. 126]. Рассмотрим некоторые из них:

Конгрессные мероприятия – съезд, собрание (обычно по вопросам международного значения), являются неотъемлемой частью деловой программы выставки; имеют сложную структуру, обширную географию участников, широкий общественный резонанс (например, Европейский конгресс для компаний, работающих в сфере услуг в сельском хозяйстве, на выставке «SIMA», Франция);

Форум – массовое собрание, съезд, по структуре и технологии подготовке сходный с конгрессными мероприятиями (например, Международный форум в рамках Промышленной ярмарки в Ганновере, который охватывает более 100 мероприятий);

Конференция – большое собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп. Имеет более практический, научный характер, более однородна по структуре и проблематике. Один из традиционных типов деловых мероприятий на выставке;

Симпозиум – совещание, конференция по специальному научному вопросу. Предметом симпозиума может стать узкоспециальный аспект двусторонних отношений, экономического сотрудничества и др. Предполагает официальную аудиторию;

Заседание профессионального клуба, объединения, союза – заседание специализированной аудитории по поводу обсуждения вопросов, касающихся деятельности заседающих организаций. Такое мероприятие является важным инструментом привлечения целевой аудитории на выставку/ярмарку, поскольку здесь можно услышать квалифицированную информацию, узнать мнения специалистов в той или иной области, состояние и перспективы развития;

Специальные показы и демонстрации используются для демонстрации комплексных технологических или иных процессов, новинок в различных областях (например, световое шоу в рамках Промышленной выставки в Ганновере) [9, с. 127].

В рамках выставок/ярмарок можно посетить образовательные мероприятия, что для представителей особенно российских предприятий крайне необходимо, поскольку большинство из них пока еще не владеют всем комплексом маркетинговых средств и инструментами маркетинговой политики, не знают основ поведения на выставке и взаимодействия с посетителями. Посещение образовательных мероприятий – лучший способ повышения квалификации. К таким мероприятиям относят тренинги и консультации. На тренингах проводят в рамках выставки/ярмарки краткосрочные курсы. На консультационных пунктах осуществляется работа специалистов, оказывающих методическую и правовую помощь по специфическим вопросам отраслевого рынка.

Сегодня выставки/ярмарки в основном классифицируют по пяти основным признакам [18, с. 129; 20, с. 95]:

· географическому составу экспонентов (в зависимости от того, какие страны/регионы они представляют);

· тематическому (отраслевому);

· значимости мероприятия для экономики города/региона/страны;

· территориальному;

· времени функционирования (в зависимости от продолжительности работы).

В свою очередь по географическому составу экспонентов выставки/ярмарки подразделяются на:

· всемирные;

· международные (число иностранных участников не менее 10 %);

· с международным участием (число иностранных участников менее

10 %);

· национальные (с участием фирм отдельно взятой страны);

· межрегиональные (участники – из нескольких регионов страны);

· местные (региональные) (участие только местных фирм региона);

По отраслевому (тематическому) признаку выделяют:

· универсальные;

· специализированные (многоотраслевые и отраслевые).

По времени функционирования:

· постоянно действующие (0,5 – 1 год и более);

· временные (0,5 – 5 месяцев);

· краткосрочные (от 1-5 дней до 0,5 месяца).

По значимости мероприятия [36]:

· выставки федерального значения;

· выставки межрегионального значения;

· выставки регионального значения.

В соответствии с классификацией, в зависимости от их специализации выделяют 10 типов ярмарок [23, c. 270]:

1) сельское и лесное хозяйство;

2) подовольственные товары, предприятия питания, гостиницы;

3) текстиль, одежда, обувь, кожевенное производство;

4) общественные работы;

5) жилище, быт;

6) здравоохранение, гигиена, техника безопасности, охрана окружающей среды;

7) транспорт и транспортное оборудование;

8) информатика, средства связи, оргтехника, книжное дело;

9) спорт, отдых, досуг;

10) торговля, бытовые услуги.

11) также соответствующее всем выше перечисленным отраслям оборудование.

Классификация выставок в зависимости от специализации, организационных особенностей и уровня, на котором принимается решение об их проведении, предусматривает выделение следующих основных типов [23, с. 270-271]:

1) международные отраслевые выставки, тематика которых охватывает целую отрасль науки и техники («Химия», «Лесопереработка», «Сельхозтехника» и т.п.);

2) международные специализированные выставки (салоны), тематика которых охватывает отдельные направления, подотрасли науки и техники («Сварка», «Оборудование предприятий питания», авиасалоны в Бурже, Фарборо, МАКС в подмосковном Жуковском и т.п.);

3) международные выставки, проводимые в рамках конгрессов, конференций, симпозиумов (например, при международном конгрессе геологов – «Геология»; в рамках симпозиума кардиологов – «Кардиология» и т.п.);

4) национальные выставки, организуемые в соответствии с межправительственными соглашениями по научно-техническому и культурному сотрудничеству;

5) дни (недели, декады) науки и техники конкретной страны;

6) юбилейные выставки, приуроченные к годовщинам установления межгосударственных отношений, юбилею фирмы или ее деятельности на определенном рынке и т.п.;

7) выставки-симпозиумы, в ходе которых организаторы обеспечивают чтение курса лекций, научных сообщений, сопровождающихся демонстрацией экспонатов по рассматриваемой проблеме;

8) выставки каталогов отдельных фирм или группы фирм. Они требуют меньше затрат и могут быть передвижными;

9) выставки, проводимые по предложению отдельных фирм, с целью увеличения сбыта на конкретном рынке.

Тип выставки во многом определяет основной контингент ее посетителей, характер аудитории. Это должно обязательно учитываться фирмой-участницей выставки с позиций ее коммуникационной политики и маркетинговой деятельности в целом.

Итак, из приведенной выше классификации видно, что организационные формы выставочно-ярмарочных мероприятий весьма широки и способны удовлетворить любые маркетинговые запросы субъектов рынка, но, следует заметить, данная классификация не является исчерпывающей. В мире существует множество способов и форм показа вещей, событий и явлений. Столь­ же обширна тематика выставочно-ярмарочных мероприятий.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.