Метод ABC основан на распределении ролей и места каждой товарной группы в торгово-технологическом процессе магазина, учете их особенностей и степени важности для потребителей. В отличие от метода "импульсивных покупок" при методе ABC создается ситуация, при которой потенциал "товаров-продавцов", поведение посетителей и их познавательные ресурсы используются для продажи "товаров пассивного спроса", "дополняющих товаров", "сопутствующих товаров".
Сущность метода заключается в том, что все товары делятся на три группы в зависимости от отношения к ним потребителей, маркетинговых характеристик, места в формировании прибыли и организации торгово-технологического процесса торгового предприятия и по другим признакам. Их размещают в торговом зале таким образом, чтобы "товары-продавцы" в сочетании с поведением посетителей и другими факторами способствовали увеличению продаж тех товаров, которые нуждаются в поддержке, т. е. самостоятельно не могут продаваться, но имеют значение для успешного функционирования торгового предприятия. В соответствии с этим можно выделить следующие товарные группы:
- товары группы А:состоят в основном из "товаров первой необходимости" ("товаров повседневного спроса", "программных товаров", "товаров основной потребительской корзины", "привычных покупок"), которые выделяются частотой их покупки, отличаются минимальной вовлеченностью покупателя и наличием у него карты предпочтений по маркам, местам и времени продажи до наступления потребности, а также небольшими размерами цены и т. п. (табл. 3.1 и 3.2);
- товары группы Всостоят из:
♦ "товаров предварительного выбора", которые покупаются относительно редко. Отличаются достаточно высокой степенью вовлеченности в покупку и наличием нечетко выраженной карты марок, мест и времени покупок, наличием значимых для покупателя размеров цены и т. п. (табл. 3.1 и 3.2);
♦ "товаров особого выбора" ("специальных товаров"), которые покупаются очень редко, отличаются высокой степенью вовлеченности покупателя и отсутствием карты предпочтений марок, места и времени приобретения, очень большими ценами, финансовым риском, когнитивным диссонансом и т. п.;
товары группы Свключают:
♦"товары пассивного спроса" — товары широкого потребления, о которых потребитель не знает или не задумывается об их покупке при обычных условиях. У покупателя нет четкого представления о них или выраженной потребности, поэтому продавец должен предпринимать особые усилия по активизации их продаж;
♦"дополняющие товары", "сопутствующие товары" и "взаимосвязанные товары" — товары, функционально связанные с другими товарами и участвующие в удовлетворении комплекса потребностей; выступают как дополнения к основным покупкам или являются самостоятельными группами товаров и т. д.
В мерчендайзинге продвижение на рынок дополняющих изделий, сопутствующих или взаимосвязанных товаров и услуг известно как "перекрестная торговля". Она предполагает размещение в торговом зале основных и дополняющих товаров таким образом, чтобы они располагались напротив или рядом друг с другом и покупатели могли легко перейти от одной товарной группы к другой, связанной с ней. Такой подход оправдан, во-первых, необходимостью использования сформировавшегося при осуществлении основной покупки активного состояния покупателя и его природного
желания приобрести все товары в одном месте, а во-вторых, для продажи второстепенных, сопутствующих и взаимосвязанных групп товаров. Для оценки интенсивности связи между продуктами можно использовать матричный метод подсчета частоты совместной покупки определенных пар товаров. По результатам такого анализа из предполагаемого ассортимента исключают те товары, которые не связаны с другими группами товаров функционально, не участвуют в формировании прибыли, не влияют на покупательские потоки и, в конечном итоге, противоречат внедрению метода ABC. Распределение товаров по маркетинговым характеристикам и методу ABC представлено в табл. 3.2.
Ниже в табл. 3.3 представлены результаты анализа привлекательности, основные характеристики, распределение ролей и место каждой товарной группы в технологическом процессе и всей деятельности магазина. Сравнение характеристик показывает, что товары группы А по основным показателям финансовой деятельности менее привлекательны, чем товары других групп. Например, при доле в товарообороте около 50% они формируют всего 10% прибыли торгового предприятия, а высокая оборачиваемость и большие физические объемы требуют расходов на транспортировку и хранение. Их преимущества заключаются в том, что они обеспечивают основной поток покупателей, выступают в роли "товаров-продавцов" и оказывают содействие при продаже других товаров. Товары этой группы используют для превращения "холодных зон" в "горячие зоны", с их помощью регулируются направления движения покупателей в торговом зале. Кроме того, они оказывают определяющее влияние на весь торгово-технологический процесс предприятия.
Товары группы В занимают среднее положение по всем характеристикам. Их назначение в мерчендайзинге — "самопродажа", т.е. они не нуждаются в поддержке со стороны "товаров-продавцов" или "горячих зонах". Товары группы сами не участвуют в продаже других товаров, но поддерживают вторичные потоки покупателей и способствуют формированию устойчивого источника прибыли. При доле в товарообороте около 40% обеспечивают 40% всей прибыли. Для их размещения используют -нейтральные или менее привлекательные участки, чем для других товарных групп.
Товары группы С отличаются от других многообразием видов и большим числом наименований, что создает трудности при формировании ассортимента. Преимущество этой группы заключается в получении прибыли от небольших объемов продаж: при доле в товарообороте около 10% они приносят более 30% всей прибыли магазина. Однако для их продажи нужно прилагать больше усилий, чем при продажах товаров других групп, они нуждаются в поддержке со стороны товаров группы А и требуют размещения в "горячих зонах".
Для завершения работы по внедрению метода ABC необходимо:
♦ выявить "холодные зоны" и "горячие зоны" торгового зала;
♦ разместить в "холодные зоны" товары группы А и превратить их тем самым в "горячие зоны";
♦ рядом с товаром группы Аив другие "горячие зоны"разместить товары группы С;
♦ в остальные зоны разместить товары группы В сосредней привлекательностью;
♦ проанализировать эффективность различных вариантов размещения отделов и внести соответствующие корректировки.
АНАЛИЗ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА РАЗМЕЩЕНИЯ ТОВАРНОГО ОТДЕЛА.
Анализ проводится для выявления целесообразности внедрения метода импульсивных продаж и метода ABC и выбора наиболее удачного варианта размещения отделов и товаров. Для определения эффективности места размещения отдела можно использовать следующие коэффициенты:
1. Коэффициент подхода к отделу(К1). Показывает, какая часть посетителей магазина подходит к отделу:
где N— общее количество посетителей за определенный период;
n1— количество посетителей, которые подошли к отделу за этот период.
2. Коэффициент покупки(К2).Показывает, какая часть посетителей осуществила покупки в данном отделе:
где n2— количество посетителей, осуществивших покупки в отделе.
3. Коэффициент привлекательности(К3).Указывает на предпочтительность варианта размещения отдела; определяется как отношение коэффициента покупки (К2) к коэффициенту подхода (К.1):
Чем ближе К3к единице, тем вариант размещения отдела считается наиболее привлекательным.
В табл. 3.4 приведены результаты анализа привлекательности отдела при различных вариантах его расположения в торговом зале магазина, из которого видно, что место расположения отдела влияет на основные показатели привлекательности и подтверждает тот факт, что подход посетителя к отделу не приводит к обязательному совершению покупки. Например, по варианту 4 к отделу (размещен в "зоне адаптации") подходили все 100% посетителей, но покупки осуществляли только около 56%. Вариант 3 оказался наименее привлекательным: отдел оказался в "зоне адаптации" по левой части зала, к нему подходили более 90% посетителей, но покупки совершали здесь всего 30% посетителей. (К3 = 0,33). Варианты 1 (отдел в "зоне покупки") и 2 (отдел в "зоне возвращения") наиболее предпочтительны (коэффициент привлекательности равен соответственно 0,75 и 0,70)
Вариант размещения конкретного отдела должен сочетаться с общим результатом деятельности предприятия. Необходимо исключить те варианты, внедрение которых сопровождается снижением эффективности предприятия в целом. Поэтому нужно анализировать товарооборот, прибыль, издержки обращения и другие показатели экономической эффективности отдела и торговой деятельности магазина. При этом следует отметить, что усилия работников торгового зала, возможности "товаров-продавцов" и оборудования и другие факторы должны быть ориентированы на создание как можно большего числа привлекательных отделов и увеличение их посещаемости.
Для разработки стратегического подхода к выбору типа магазина и планировки его торгового зала, отвечающих требованиям мерчендайзинга, целесообразнее исходить из классификации розничных торговых предприятий по потребительским мотивам, предложенной американским специалистом в области стратегического маркетинга Луисом Баклином .
Луис Баклин не только развил систему классификации потребительских товаров Мелвина Клоупленда, американского специалиста по маркетингу, в соответствии с которой впервые вводились понятия "товары предварительного выбора", "товары повседневного спроса" и "товары специального ассортимента", но и распространил ее на розничную торговлю. С его точки зрения, процедура дифференцирования товарных мотивов применима также для классификации причин, по которым потребитель совершает покупки в данном конкретном магазине. Такая классификация послужит основой для анализа стратегии маркетинга розничной торговли и поможет устранить неопределенность, которая имела бы место, если бы покупательские мотивы потребителя классифицировались исключительно по товарным факторам.