Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОДАЖА Т ПО МЕТОДУ ABC: СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ Т, ХАР-КА РАЗМЕЩЕНИЯ ТОВАРНЫХ ГРУПП В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ.



Метод ABC основан на распределении ролей и места каждой товарной группы в торгово-технологическом про­цессе магазина, учете их особенностей и степени важнос­ти для потребителей. В отличие от метода "импульсивных покупок" при методе ABC создается ситуация, при кото­рой потенциал "товаров-продавцов", поведение посетите­лей и их познавательные ресурсы используются для про­дажи "товаров пассивного спроса", "дополняющих това­ров", "сопутствующих товаров".

Сущность метода заключается в том, что все товары делятся на три группы в зависимости от отношения к ним потребителей, маркетинговых характеристик, места в фор­мировании прибыли и организации торгово-технологического процесса торгового предприятия и по другим при­знакам. Их размещают в торговом зале таким образом, чтобы "товары-продавцы" в сочетании с поведением посетителей и другими факторами способствовали увеличению продаж тех товаров, которые нуждаются в поддержке, т. е. само­стоятельно не могут продаваться, но имеют значение для успешного функционирования торгового предприятия. В соответствии с этим можно выделить следующие товар­ные группы:

- товары группы А:состоят в основном из "товаров первой необходимости" ("товаров повседневного спроса", "программных товаров", "товаров основной потребительс­кой корзины", "привычных покупок"), которые выделяют­ся частотой их покупки, отличаются минимальной вовле­ченностью покупателя и наличием у него карты предпоч­тений по маркам, местам и времени продажи до наступ­ления потребности, а также небольшими размерами цены и т. п. (табл. 3.1 и 3.2);

- товары группы Всостоят из:

♦ "товаров предварительного выбора", которые поку­паются относительно редко. Отличаются достаточно высо­кой степенью вовлеченности в покупку и наличием нечет­ко выраженной карты марок, мест и времени покупок, на­личием значимых для покупателя размеров цены и т. п. (табл. 3.1 и 3.2);

♦ "товаров особого выбора" ("специальных товаров"), которые покупаются очень редко, отличаются высокой сте­пенью вовлеченности покупателя и отсутствием карты пред­почтений марок, места и времени приобретения, очень
большими ценами, финансовым риском, когнитивным дис­сонансом и т. п.;

товары группы Свключают:

♦"товары пассивного спроса" — товары широкого по­требления, о которых потребитель не знает или не задумывается об их покупке при обычных условиях. У поку­пателя нет четкого представления о них или выраженной потребности, поэтому продавец должен предпринимать особые усилия по активизации их продаж;

♦"дополняющие товары", "сопутствующие товары" и "взаимосвязанные товары" — товары, функционально свя­занные с другими товарами и участвующие в удовлетво­рении комплекса потребностей; выступают как дополне­ния к основным покупкам или являются самостоятельны­ми группами товаров и т. д.

В мерчендайзинге продвижение на рынок дополняю­щих изделий, сопутствующих или взаимосвязанных това­ров и услуг известно как "перекрестная торговля". Она предполагает размещение в торговом зале основных и до­полняющих товаров таким образом, чтобы они располага­лись напротив или рядом друг с другом и покупатели мог­ли легко перейти от одной товарной группы к другой, свя­занной с ней. Такой подход оправдан, во-первых, необхо­димостью использования сформировавшегося при осуще­ствлении основной покупки активного состояния покупа­теля и его природного


желания приобрести все товары в одном месте, а во-вторых, для продажи второстепенных, сопутствующих и взаимосвязанных групп товаров. Для оценки интенсивности связи между продуктами можно ис­пользовать матричный метод подсчета частоты совместной покупки определенных пар товаров. По результатам такого анализа из предполагаемого ассортимента исклю­чают те товары, которые не связаны с другими группами товаров функционально, не участвуют в формировании прибыли, не влияют на покупательские потоки и, в ко­нечном итоге, противоречат внедрению метода ABC. Распределение товаров по маркетинговым ха­рактеристикам и методу ABC представлено в табл. 3.2.


Ниже в табл. 3.3 представлены результаты анализа привлекательности, основные характеристики, распреде­ление ролей и место каждой товарной группы в техноло­гическом процессе и всей деятельности магазина. Сравне­ние характеристик показывает, что товары группы А по основным показателям финансовой деятельности менее привлекательны, чем товары других групп. Например, при доле в товарообороте около 50% они формируют всего 10% прибыли торгового предприятия, а высокая оборачи­ваемость и большие физические объемы требуют расхо­дов на транспортировку и хранение. Их преимущества зак­лючаются в том, что они обеспечивают основной поток по­купателей, выступают в роли "товаров-продавцов" и оказывают содействие при продаже других товаров. Товары этой группы используют для превращения "холодных зон" в "го­рячие зоны", с их помощью регулируются направления движения покупателей в торговом зале. Кроме того, они оказывают определяющее влияние на весь торгово-технологический процесс предприятия.

Товары группы В занимают среднее положение по всем характеристикам. Их назначение в мерчендайзинге — "са­мопродажа", т.е. они не нуждаются в поддержке со сторо­ны "товаров-продавцов" или "горячих зонах". Товары группы сами не участвуют в продаже других товаров, но поддерживают вторичные потоки покупателей и спо­собствуют формированию устойчивого источника прибы­ли. При доле в товарообороте около 40% обеспечивают 40% всей прибыли. Для их размещения используют -нейт­ральные или менее привлекательные участки, чем для других товарных групп.

Товары группы С отличаются от других многообрази­ем видов и большим числом наименований, что создает трудности при формировании ассортимента. Преимущество этой группы заключается в получении прибыли от неболь­ших объемов продаж: при доле в товарообороте около 10% они приносят более 30% всей прибыли магазина. Од­нако для их продажи нужно прилагать больше усилий, чем при продажах товаров других групп, они нуждаются в поддержке со стороны товаров группы А и требуют раз­мещения в "горячих зонах".

Для завершения работы по внедрению метода ABC необходимо:

♦ выявить "холодные зоны" и "горячие зоны" торгово­го зала;

♦ разместить в "холодные зоны" товары группы А и превратить их тем самым в "горячие зоны";

♦ рядом с товаром группы Аив другие "горячие зоны"разместить товары группы С;

♦ в остальные зоны разместить товары группы В сосредней привлекательностью;

♦ проанализировать эффективность различных вари­антов размещения отделов и внести соответствующие кор­ректировки.

 

 

АНАЛИЗ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА РАЗМЕЩЕНИЯ ТОВАРНОГО ОТДЕЛА.

Анализ проводится для выявления целесообразности внедрения метода импульсивных продаж и метода ABC и выбора наиболее удачного варианта размещения отделов и товаров. Для определения эффективности места разме­щения отдела можно использовать следующие коэффи­циенты:

1. Коэффициент подхода к отделу(К1). Показыва­ет, какая часть посетителей магазина подходит к отделу:

где N— общее количество посетителей за опреде­ленный период;

n1— количество посетителей, которые подошли к отделу за этот период.

2. Коэффициент покупки2).Показывает, какая часть посетителей осуществила покупки в данном отделе:

где n2— количество посетителей, осуществивших по­купки в отделе.

3. Коэффициент привлекательности3).Указывает на предпочтительность варианта размещения отдела; оп­ределяется как отношение коэффициента покупки (К2) к коэффициенту подхода (К.1):

Чем ближе К3 к единице, тем вариант размещения отдела считается наиболее привлекательным.

В табл. 3.4 приведены результаты анализа привлека­тельности отдела при различных вариантах его располо­жения в торговом зале магазина, из которого видно, что место расположения отдела влияет на основные показа­тели привлекательности и подтверждает тот факт, что подход посетителя к отделу не приводит к обязательному совершению покупки. Например, по варианту 4 к отделу (размещен в "зоне адаптации") подходили все 100% посе­тителей, но покупки осуществляли только около 56%. Вариант 3 оказался наименее привлекательным: отдел ока­зался в "зоне адаптации" по левой части зала, к нему под­ходили более 90% посетителей, но покупки совершали здесь всего 30% посетителей. 3 = 0,33). Варианты 1 (от­дел в "зоне покупки") и 2 (отдел в "зоне возвращения") наиболее предпочтительны (коэффициент привлекатель­ности равен соответственно 0,75 и 0,70)

Вариант размещения конк­ретного отдела должен сочетаться с общим результатом деятельности предприятия. Необходимо исключить те ва­рианты, внедрение которых сопровождается снижением эффективности предприятия в целом. Поэтому нужно ана­лизировать товарооборот, прибыль, издержки обращения и другие показатели экономической эффективности отде­ла и торговой деятельности магазина. При этом следует отметить, что усилия работников торгового зала, возмож­ности "товаров-продавцов" и оборудования и другие фак­торы должны быть ориентированы на создание как можно большего числа привлекательных отделов и увеличение их посещаемости.

Для разработки стратегического подхода к выбору типа магазина и планировки его торгового зала, отвечаю­щих требованиям мерчендайзинга, целесообразнее исходить из классификации розничных торговых предприятий по потребительским мотивам, пред­ложенной американским специалистом в области страте­гического маркетинга Луисом Баклином .

Луис Баклин не только развил систему классифика­ции потребительских товаров Мелвина Клоупленда, аме­риканского специалиста по маркетингу, в соответствии с которой впервые вводились понятия "товары предвари­тельного выбора", "товары повседневного спроса" и "то­вары специального ассортимента", но и распространил ее на розничную торговлю. С его точки зрения, процедура дифференцирования товарных мотивов применима также для классификации причин, по которым потребитель совершает покупки в данном конкретном магазине. Такая классификация послужит основой для анализа стратегии маркетинга розничной торговли и поможет устранить нео­пределенность, которая имела бы место, если бы покупа­тельские мотивы потребителя классифицировались исклю­чительно по товарным факторам.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.