Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЧАСТЬ II. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ




 


fr

К принадлежности мужской одежды относятся пряжки, поясные кольца и поясные наборы (табл. XLIX, 6—11; L, 20). Женская одежда, видимо, не имела пояса с металлической пряжкой, поэтому в женских курганах кривичей поясные принадлежно­сти не попадаются.

Неоднократно найдены подковообразные застежки (табл. XLIX, 12) для плащей или накидок. К принад­лежностям одежды относятся также небольшие ме­таллические пуговицы грибовидной или шарообраз­ной формы (табл. L, 12—14).

В погребениях и мужчин и женщин попадаются железные ножи и глиняные горшки. Горшки преиму­щественно поставлены у ног. Ножи носили у пояса, где их обычно и обнаруживают при раскопках. Отме­чены случаи размещения железных ножей на груди или у плечевых костей погребенного, что свидетель­ствует о ритуальном значении этих предметов в сла­вянских захоронениях.

В курганах с трупоположениями смоленско-полоц-ких кривичей встречаются также украшения балт-ских типов. Так, головной венок латгальского типа (вайнаги) обнаружен не только в курганах, исследо­ванных поблизости от латгальской территории (Овси-новка, Остенец, Федотково, Шакелево), но и в глуби­не кривичского ареала (например, Дымово под Оршей, Стерж в Осташковском р-не). Еще чаще встречаются отдельные элементы этого головного убо­ра. В кривичских курганах Смоленской и Полоцкой земель много и других украшений балтских типов: браслеты и шейные гривны со стилизованными змеи­ными головками на концах, шейные гривны из про­волоки круглого сечения с уплощенной передней частью и заходящими концами, шейные гривны из толстого прута, спирально обвитого тонкой проволо­кой, спиральные перстни, лучевые кольцеобразные пряжки и некоторые виды подковообразных застежек. Подобные находки, как и курганные захоронения с восточной ориентировкой, свидетельствуют о том, что в XI—XII вв. здесь продолжался процесс славяни­зации местных балтов. В этой связи, по-видимому, нужно рассматривать находки топоров и копий в кри­вичских курганах. Хотя они спорадически встречают­ся на всей территории смоленско-полоцких кривичей, но распространены здесь довольно неравномерно. Зна­чительная часть топоров и наконечников копий про­исходит из курганов западных областей, где кривичи вплотную соприкасались с латгалами и литовцами. В срединной части кривичского ареала топоры и на­конечники находят редко и обычно вместе с предме­тами балтских типов.

Единичными находками в кривичском ареале пред­ставлены железные наконечники стрел, серпы, косы, сошник, рыболовные крючки, острога, долото, пешня и костяные гребни. Несколько чаще попадаются кала-чевидные и овальные кресала, а в женских погребе­ниях — шиферные пряслица.

Смоленско-полоцкие кривичи были отдельной эт­нографической единицей восточного славянства. Аре­ал смоленско-полоцких кривичей в раннее время со­ответствует области распространения днепро-двин-ской культуры периода раннего железа. Балтские эле­менты в кривичских курганах VIII—XII вв. бесспор­но свидетельствуют об участии дославянского этни­ческого элемента в генезисе смоленско-полоцких кри-


вичей. Очевидно, важнейшие культурно-племенные признаки их и обособление от псковских кривичей обу­словлены славянизацией балтов — потомков носите­лей днепро-двинской культуры.

В русских летописях несколько раз упоминаются полочане. Так, рассказывая о славянском расселении на территории Восточной Европы, автор Повести вре­менных лет сообщает: «...инии седоша на Двине и на-рекошася полочане, речьки ради, яже втечеть въ Дви­ну, имянемъ Полота, от сея прозвашася полочане» (ПВЛ, I, с. 11). Далее он пишет: «И по сихъ братьи держати почаша родъ ихъ княженье в поляхъ, а в де-ревляхъ свое, а дреговичи свое, а словени свое в Но-вегороде, а другое на Полоте, иже полочане... Се бо токмо словенескъ языкъ в Руси: поляне, деревляне, ноугородьци, полочане, дреговичи...» (ПВЛ, I, с. 13). Эти сообщения дали основания некоторым исследова­телям считать полочан отдельным восточнославянским племенем. Между тем, в той же летописи говорится, что «перьвии насельници... въ Полотьски кривичи» (ПВЛ, I, с. 18). В историографии XIX в. высказано мнение, что полочане являлись ветвью кривичей, рас­селившейся в полоцком течении Западной Двины и назвавшейся по имени реки Полоты (Барсов Н. П., 1885, с. 71, 85; Довнар-Запольский М. В., 1891, с. 24; Данилевич В. Е., 1896, с. 49). Существует противопо­ложная точка зрения, согласно которой кривичи про­изошли от полочан (Голубовский П. В., 1895, с. 46).

П. Н. Третьяков, рассмотрев письменные свиде­тельства о полочанах, пришел к заключению, что лето­писные полочане не были восточнославянским племе­нем (Третьяков Я. Я., 1953, с. 222, 223). Исследова­тель отметил, что в древних летописных сводах, пред­шествующих Повести временных лет и реконструиро­ванных А. А. Шахматовым, полочане не упоминают­ся. Нет этого имени и в тех частях Повести времен­ных лет, которые имеют северное происхождение: в легенде о призвании варягов названы словене, криви­чи, чудь и меря; в рассказе о походе Олега на Киев в 882 г. упомянуты варяги, чудь, меря «и все кривичи». Олег обложил данью словен, кривичей и мерю. Нет по­лочан и в перечне племен — участников похода 907 г. па Византию, но жители Полоцка, видимо, все же бы­ли среди воинов-дружинников этого похода. Не упо­минаются полочане и среди племен, принимавших участие в походе Игоря 944 г. на Царьград. Посколь­ку летопись сообщает, что первыми поселенцами в Полоцке были кривичи, нужно думать, полагал П. Н. Третьяков, что полочанами назывались в XI—XII вв. жители Полоцка и Полоцкой земли, подобно тому как новгородцами называлось все население Новгород­ской земли.

Недавно А. Г. Кузьмин попытался показать, что места летописи, где названы полочане, являются вставками авторов-редакторов XI в. (Кузьмин А. Г., 1970, с. 125—127). Эти вставки были обусловлены взаимоотношениями Киева и Полоцка того времени.

Такому решению вопроса о полочанах целиком соответствуют археологические выводы. Бесспорно, что земли вокруг Полоцка были заселены кривича­ми. Длинные курганы Полоцкой земли идентичны таким же памятникам Смоленщины. Тождественны и круглые курганы с трупосожжениями на этих тер­риториях. Погребальный обряд полоцких кривичей XI—XIII вв. не отличается от ритуала смоленских



 


ГЛАВА 7. ПЛЕМЕНА СЕВЕРА

 


 



 


Рис. 11. Один из круганов близ д. Казиха

кривичей. Как на Смоленщине, так и в Полоцкой земле распространены одинаковые браслетообраз-ные завязанные височные кольца. Тождественны н другие украшения в курганах этих территорий.

Иногда обращают внимание на то, что в полоц­ких курганах встречается меньше украшений, чем в смоленских, или на то, что в курганах Полоцкого Подвинья известны височные кольца с завязанными концами малых размеров и грубо скрученные (Алексеев Л. В., 1966, с. 55). Однако эти элементы нельзя считать этнографическими. Среди височных украшений Полоцкой земли нередки и браслетооб-разные завязанные кольца, не отличимые от смо­ленских, и, наоборот, на Смоленщине встречены подобные кольца небольших размеров.

Таким образом, археологический материал не дает возможности считать полочан отдельной этно­графической (племенной) группой кривичей. Оче­видно, полочане летописей были такими же кривича­ми, как и население Смоленской земли. Назывались они полочанами исключительно по политико-геогра­фическим мотивам. Это — население, подвластное полоцким князьям, или жители Полоцкой земли.


Какого-либо этнографического рубежа между Смо­ленской и Полоцкой землями XI—XIV вв. не об­наруживается. И для смоленских кривичей, и для полочан характерен общий диалект, выявленный на основе изучения письменных памятников XIII— XV вв. (Соболевский А. И., 1886).

Некоторые русские историки высказывали пред­положение, что полоцкими кривичами были заселе­ны земли Верхнего Понеманья. Так, например, И. Д. Беляев допускал, что выходцами из Полоцкой ^мли были основаны города Новогрудок, Слоним, Волковыск, Турейск, Гродно и др. (Беляев И. Д., 1872, с. 7—10). М. К. Любавский писал, что полоц­кими кривичами были освоены области, составившие Черную Русь (Любаускг М., 1929, с. 15). Такую же мысль проводили в своих исследованиях В. И. Пичета и другие. В. Б. Антонович отмечал, что в западных источниках Черная Русь до XIV в. иногда называ­лась «кривичской землей» (Антонович В. Б., 1878, с. 9, 19, 49). Однако большинство исследователей при­знавали, что наряду с кривичским проникновением в Понеманье происходило расселение дреговичей и других славянских племен. В частности, Н. П. Бар­сов писал, что славянское население Понемапья при­шло «из коренных земель кривичей, дреговичей, древ­лян и полян» (Барсов Н. Я., 1885, с. 133).



 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.