Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава седьмая Племена севера




Кривичи
Кривичи смоленско-полоцкие

Еще в то время когда кривичи сооружали длинные курганы и хоронили в них умерших по обряду трупо-сожжения, они, как говорилось выше, дифференци­ровались на две этнографические группы. Главным образом в бассейнах Великой и Псковского озера формируются псковские кривичи. В более южных регионах — там, где кривичское население смеша­лось с местным балтским, складывается отдельная этнографическая группировка. Поскольку она сос­тавила ядро населения будущих Смоленской и По­лоцкой земель, она называется смоленско-полоцкой. В IX—XIII вв. обе группировки кривичей в культур­но-историческом отношении развивались самостоя­тельно, что, по-видимому, привело к окончательному дроблению племенного единства. Временная эволю­ция кривичских древностей и их региональная диф­ференциация показаны в табл. XLVIII.

Еще А. А. Спицын отметил, что в кривичском ле­тописном ареале наиболее распространены браслето-образные височные кольца с завязанными концами. Эти украшения сконцентрированы главным образом в смоленской части Днепровского бассейна, в бассей­нах верхних течений Западной Двины и Волги. Картография браслетообразных завязанных височных колец (карта 25) позволяет утверждать, что эти украшения были этноопределяющими для смоленско-полоцких кривичей. Вне их летописного ареала брас-летообразные завязанные кольца известны только в тех древнерусских областях, которые были освоены переселенцами из Смоленской или Полоцкой земель.

Там, где есть длинные курганы с зольно-угольной прослойкой в основании, браслетообразные завязан­ные височные кольца не встречаются. Очевидно, что псковская часть кривичей не знала этих украшений. Псковские кривичи в XI—XIII вв. отличались от смоленско-полоцких и по другим деталям женского убранства.

Распространение браслетообразных височных колец с завязанными концами дает возможность детально обрисовать кривичскую территорию XI—XIII вв. На юге смоленско-полоцкие кривичи вплотную со­прикасались с дреговичами и радимичами. Кривич-ско-дреговичская граница проходила примерно по линии Заславль — Борисов — Шклов — устье Остера (левого притока Сожа). Лишь по Днепру кривичская территория, видимо, языком опускалась до Рогаче-ва, где в 5 км от города, близ с. Лучин, известны курганный могильник с браслетообразными завязан­ными височными кольцами и городок Лучин, упоми­наемый в Уставной грамоте Смоленской епископии середины XII в.


Между кривичами и радимичами четкого рубежа в XI—XIII вв. не существовало. В верховьях Ипути и бассейне Остера кривичи территориально смешива­лись с радимичами. Здесь обнаружены как кривич­ские, так и радимичские курганные могильники. Встречаются на этой территории и смешанные груп­пы, в которых кривичские курганы насыпаны впе­ремежку с радимичскими.

В ле'В'обережной части Верхнего Подесенья кривичи перемешались с вятичами. Вятичские и кривичские погребения здесь часто находятся в одних могильни­ках. К смешанной кривичско-вятичской полосе при­надлежала и значительная часть бассейна Угры (до устья Рессы). От устья Рессы кривичско-вятич-ская граница уходила в северном направлении до верховьев Москвы-реки. Бассейн ее в основном вхо­дил в вятичскую территорию. Только на небольшом участке левого берега Москвы-реки, между Исковой и Рузой, а также в бассейне Истры имеется несколько смешанных кривичско-вятичских могильников.

К территории смоленских кривичей принадлежали верховья Волжского бассейна — примерно до совре­менного г. Зубцов. Поволжье ниже этого города было заселено двумя славянскими племенами — кривичами и словенами новгородскими. Поэтому вопрос о рас­селении кривичей в Волго-Окском междуречье выде­лен в особую тему.

Верховья Западной Двины и самая верхняя часть бассейна Ловати принадлежали смоленско-полоцким кривичам. Лишь изредка здесь встречаются ромбо-щитковые височные кольца и курганы с кольцом из валунов в основании, 'свидетельствующие о частич­ном смешении кривичей со словенами новгородски­ми. От верховьев Ловати северная граница террито­рии смоленско-полоцких кривичей шла к верховьям Великой.

На западе рассматриваемая группа кривичей вплот­ную соприкасалась с латгалами и литовцами. От оз. Освейское западная граница кривичского рассе­ления опускалась на юг, пересекая Западную Двину близ устья Дриссы. Правобережная часть бассейна Диены, левого притока Западной Двины, принадле­жала кривичам, а западнее начиналась область лето­писной литвы. Наиболее 'западным кривичским посе­лением здесь был, очевидно, город Браслав, при раскопках которого найдены браслетообразные за­вязанные височные кольца (Алексеев Л. В., 1960, с. 102, рис. 47, 9,10}.

Западнее очерченной границы, на правобережной части Западнодвинского бассейна известны курганы, по внешнему виду идентичные кривичским. Однако при раскопках их выявляется инвентарь, весьма характерный для латгальских захоронений (Ры­ков П. С., 1917; Спицын А. А., 1925, с. 153, 154). В захоронениях женщин найдены типично латгаль­ские спиральные и жгутовые головные венчики, це-



 


ГЛАВА 7. ПЛЕМЕНА СЕВЕРА

 


 


почки, булавки и шейные гривны так называемых люцинских типов. Обычной находкой в мужских по­гребениях являются топоры, копья, браслеты и перст­ни, что не характерно для массовых кривичских за­хоронений. Ориентировка умерших в рассматривае­мых курганах типично латгальская: мужчин хоронили головой к востоку, женщин — к западу. Обычай соо­ружать курганы над погребенными на территорию восточной Латвии мог проникнуть только от славян. Нужно полагать, что курганы на востоке современ­ной Латвии оставлены латгалами, может быть, испы­тавшими кривичское влияние.

В IX в. в области расселения смоленско-полоцких кривичей длинные курганы сменяются круглыми (полусферическими), по внешнему виду не отличи­мыми от синхронных насыпей других восточносла­вянских земель.

Не все круглые курганы Полоцкой и Смоленской земель оставлены славянами. Для курганных могиль­ников славян характерно скученное расположение погребальных насыпей. Курганы, как правило, неда­леко отстоят один от другого и часто сливаются своими основаниями. Некоторые могильники образо­вались из нескольких групп, удаленных друг от друга на значительное расстояние (иногда на несколько сот метров), но всегда внутри такой группы беспо­рядочно разбросанные курганы «жмутся» друг к другу. Наоборот, курганные насыпи дославянского населения не образуют компактных групп, а отда­лены друг от друга на значительное расстояние — от 30-50 до 300-400 м (Седов В. В., 1960а, с. 3-12).

Обычно славянские курганы насыпали из грунта, взятого здесь же, вокруг места возведения насыпи. Поэтому вокруг курганов образовывались кольцевые ровики различной ширины и глубины, иногда име­ющие несколько перемычек. Эти ровики имели ритуальное значение. Как и раньше, в эпоху захо­ронений в длинных курганах, в ровиках, вероятно, зажигали костер или несколько костров. Следы их за­фиксированы при исследовании Гнездовских курга­нов (Авдусин Д. А., 1969, с. 11—16), но, по-видимому, такие ровики были широко распространены. Костры в ровиках были жертвенным огнем, а значение огня в языческой религии славян очевидно.

К настоящему времени на территории Полоцкой и Смоленской земель раскопано более 5 тыс. круглых славянских курганов. Начало их раскопок относится еще к первой половине XIX в., однако они были про­ведены далеко не совершенными методами, а полевая документация не сохранилась. Из исследований се­редины прошлого столетия можно назвать раскопки Ф. В. Вильчинского и К. А. Говорского в Витебской губернии (Говорений К., 1853а, с. 98-104; 18536, с. 87—97). Во второй половине XIX в. на той же тер­ритории раскопками курганов занимались М. Ф. Кус-цинский (Кусцинский М. Ф., 1865; 1903; Указатель памятников, с. 158—161), А. М. Сементовский (Семен-товский А. М., 1867; 1890), Е. Р. Романов (Рома­нов Е. Р., 1889, с. 129-153; 1890а, с. 597-605; 18906, с. 76-80; 1908) и другие.

На Смоленщине первые научные исследования кривичских курганов относятся в 70-м годам прош­лого столетия (Керцелли Н. Г., 1876; Кусцин­ский М. Ф., 1881, с. 1-6; Чебышева В. М., 1886а, с. 67-70; 18866, с. 14-22). В 80-90-е годы значи-


тельные исследования курганов произвел В. И. Си­зов, который, кроме раскопок в Гнездовском могиль­нике, вскрыл около 300 насыпей в различных мест­ностях Смоленской губернии (Сизов В. И., 1887, с. 87; 1894, с. 134; 19026; Указатель памятников, с. 113—124). В те же годы раскопками курганов зани­мались К. А. Горбачев, Н. Е. Бранденбург, А. А. Спи-цын, Н. И. Криштафович, С. И. Сергеев, А. С. Уваров и многие другие (Горбачев К. А., 1887, с. 349—353; 1890а, с. 711-716; 18906, с. 724-728; Бранден­бург Н. Е., 1908, с. 200-203) . На рубеже XIX и XX вв. важные исследования курганов в кривичско-вятич-ской пограничной полосе провел Н. И. Булычов (Булычев Н. И., 18996, 1903; 1913).

К первым десятилетиям XX в. относятся раскопки курганов на Витебщине Л. Ю. Лазаревича-Шепелеви-ча (Лазаревич-Шепелевич Л. Ю., 1900, 19016, с. 1—5; Спщын А. А., 1905в, с. 75—77), в смоленских частях Западнодвинского и Верхневолжского бассейнов — И. С. Абрамова, В. II. Глазова и С. А. Гатцука (Спи-цын А. А., 19056, с. 105-108; 19066, с. 185-211; 1907, с. 237-240; Гащук С. А,, 1904, с. 32-49), в Смолен­ском Поднепровье — Е. Н. Клетновой и Е. В. Домбров-ской (Клетнова Е. Я., 1910; 1915; 1916а, с. 1-18; Домбровская Е. В., 1914, с. 24—31).

В 20— 30-х годах небольшие раскопки кривичских курганов производили многие археологи и краеведы. Среди них первое место принадлежит белорусскому исследователю А. Н. Лявданскому, раскопавшему более полутораста курганных насыпей в Смоленской и Полоцкой землях (Лявданский А. Я., 1928а, с. 285-290; Ляуданскг А. Я., 19286, с. 1-98; 1928в. с. 300-305; 1930а, с. 31-40; 1930в, с. 93-104; 1930г, с. 269-338; 1930д, с. 157-198; 1930е-, с. 57-70). Заметный вклад в изучение курганов смоленско-полоцких кривичей внесли также И. А. Сербов (Сербау L А., 1930а, с. 85-91; 19306, с. 199-211), Н. И. Савин (Савш Я. /., 1930, с. 219-259) ; С. М. Со­коловский (Ляуданскг А. Я., 1932, с. 5—68), С. А. Ду-бинский (Дубшскг С. А,, 1930, с. 512,518), А. К. Су-пинский (CyniHCKi А. К., 1925, с. 18—21). На кривич-ско-литовском пограничье интересные курганные исследования провели Е. и В. Голубовичи (Cehak-Holubowiczowa Я., 1938-1939, s. 178-203;» 1939-1948, s. 419-455; Голубович Е., Голубович В., 1945, с. 126-137).

После окончания Великой Отечественной войны начались многолетние раскопки Д. А. Авдусина курганов Гнездовских могильников. В их составе имеется немало погребальных насыпей дружинни­ков-воинов и купцов, но большая часть курганов при­надлежит рядовому кривичскому населению. Харак­теристика Гнездовского курганного комплекса дана ниже — в разделе, посвященном дружинным древ­ностям.

Значительное число курганов в нескольких пунк­тах Смоленской обл. раскопал Е. А. Шмидт (Шмидт Е. А., 1957а, с. 184-290; 1973, с. 3-14; 1980, с. 89, 90). Раскопками смоленских курганов занима­лись также А. Г. Векслер, С. И. Борисов, А. А. Юшко, В. В. Седов и другие (Седов В. В., 1960в, с. 130-132, 149, 150; 1971в, с. 54-60; Юшко А. А., 1974, с. 53-58) . В верховьях Западнодвинского бассейна исследо­вания вела Я. В. Станкевич (Станкевич Я. В., 1960, с. 236, 254, 266-268, 278-293, 313, 314). f



 




ЧАСТЬ II. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ


ГЛАВА 7. ПЛЕМЕНА СЕВЕРА

 


 


Карта 25. Курганы смоленско-полоцких кривичей IX— XIII вв.

о — курганные могильники с браслетообразными завязан­ными височными кольцами; б — курганные могильники, со­держащие трупосожжения; в — курганные могильники исклю­чительно с трупоположениями; г — жальники; д — памятники с находками ромбощитковых височных колец; е — курганные могильники с характерными признаками псковских криви­чей; ж — памятники с дреговичскими бусами; з — памятни­ки с височными украшениями радимичей; и — памятники с вятичскими височными кольцами; к — могильники латга-лов; л — восточнолитовские курганы

1 — Лавищи; 2 — Остенец; 3 — Плакутица; 4—Горбуны; 5 — Лисно; 6 — Игналино; 7 — Такелево; 8 — Сукали; 9 — Защи-рино; 10 — Абрамове; 11—- Любасна; 12 — Денисенки; 13 — Илово; 14 — Литвинове; 15 — Осиновка; 16—Грицково; 17 — Шалахово; 18 — Бычково; 19 — Шакелево; 20 — Янковичи; 21 — Повалишино; 22 — Борки; 23 — Горовые; 24 — Захар-ничи; 25— Получье; 26 — Смольки; 27 — Бескатово; 28— Дуб­ровка; 29 — Старое Село; 30— Каховка; 31 — Курино; 32 — Голубово; 33 — Борисоглеб; 34 — Дорохи; 35 — Жабино; 36 — Усвяты; 37 — Кузнецове; 38 — Дохино; 39 — Венцы (Венец-кий); 40 — Векошане; 41 — Селяне III; 42 — Селяне I; 43 — Торопец; 44 — Масловка; 45 — Андроново; 46 — Курово; 47 — Низовка; 48 — Скарбы; 49—Сельцо; 50 — Угрюмово; 51 — Платове; 52 — Раков; 53 — Городок; 54 — Городилово; 55 — Козаровщина; 56 — Шведы; 57 — Ленковщизна; 58 — Радош-ковичи; ,55 — Заславль; 60 — Буды — Лысая Гора; 61 — Крас­ный Бор; 62 — Козыри; 63 — Слаговище; 64 — Калено; 65 — Костыки; 66 — Каролино; 67 — Новоселки; 68 — Кисево; 69 — Варганы; 70 — Навры; 71 — Поречье; 72—Горовляне; 73 — Нарушево; 74 — Залесье; 75 — Узречье; 76 — Дивное; 77 — Новая Весь; 78 — Заборье; 79 — Поддубники; 80 — Черневи-чи; 81 — Бобровщина; 82 — Шо; 83 — Устье; 84 — Бездедови-чи; 85 — Рудня; 86 — Болонь; 87 — Бельчица; 88 — Глинище; 89 — Словены; 90 — Гомель; 91 — Пукановка; 92 — Плусы; 93 — Городец; 94 — Селище; 95 — Кубличи; 96 — Уклейно; 97 — Путилковичи; 98 — Поулье; 99 — Завидовичи; 100 — Не-сино; 101 — Грошовка; 102 — Боровно; 103 — Матюшине; Ш — Лепель; 105 — Долгое; 106 — Глыбочка; 107 — Черцы; 108 — Гущин Прудок; 109 — Кострица; ПО — Домжерицы; 111 — Стволыю; 112 — Пчельник; 113 — Малое Стахово; 114 — Слобода; 115 — Овсяники; 116 — Вядец; 117 — Сенно; 118 — Лятохи; 119 — Закурье; 120 — Неймоты; 121 — Взнос-ное; 122 — Загородье; 123 —• Латыговка; 124 — Новинка; 125 — Скавышки; 126 — Дроздово; 127 — Синчуки; 128—Дымово; 129 — Голошево; 130 — Черкасове; 131 — Грязивец; 132 — Ор-ша; 133—Копысница; 134 — Багриново; 135 — Арава; 136 — Замошье; 137 — Молотовка; 138 — Эсьмоны; 139 — Церкови-ще; 140 — Прудки; 141 — Добрынь; 142 — Клименки; 143 — Заборье; 144 — Шугайлово; 145 — Рапшево; 146 — Рудня; 147 — Шиловка; 148 — Слобода; 149 — Саки; 150 — Зубово; 151 — Комнидово; 152 — Ефремково; 153 — Каленидово; 154 — Прудянка; 155 — Кобзов; 156 — Травине; 157 — Русанова; 158 — Елисеевичи; 159 — Селище; 160 — Варнавино; 161 — Ко­вали; 162 — Заозерье; 163 — Пилички; 164 — Гончары; 165 — Турея; 166 — Новоселки; 167 — Кубарево; 168—Введенское; 169 — Рядынь; 170 — Благодатная; 171 — Кобзы; 172 — Ярце-во; 173 — Топорково; 174 — Купники; 175 — Вязовенка; 176 — Куприне; 177 — Коробино; 178 — Новоселки; 179 — Олынан-ское; 180 — Гнездово; 181 — Печорское; 182 — Преображен-ское; 183 — Митино; 184 — Мазиново; 185 — Мольково; 186 — Харлапово; 187 — Тупичино; 188 — Иваники; 189 — Старое Село; 190 — Хажаево; 191 — Относово; 192 — Копнево; 193 — Русятка; 194 — Поклонная Гора; 195 — Литвинове; 196 — Семлево; 197 — Станище; 198—Волочек; 199 — Бражино; 200 — Староселье; 201 — Березовка; 202 — Недники; 203 — Мутышино; 204 — Павлове; 205 — Арншшщы; 206 — Милее-во; 207 — Тимошево; 208 — Матвееве; 209 — Огарково; 210 — Колупаева; 211 — Арефино; 212 — Яново; 213—Туринщина; 214 — Маркатушино; 215 — Глушенки; 216 — Цурковка; 217 — Василевщина; 218 — Ямполь; 219 — Княжое; 220 — Мошевое; 221— Путятинки; 222 — Рудня; 223 — Светлое; 224 — Елов-цы; 225 — Рудня Новая; 226 — Деребуж; 227 — Дуброво; 228 — Коптево; 229 — Колпеницы; 230 — Гневково; 231 — Оси­новка; 232 — Брянцевка; 233 — Старшевка; 234 — Тумячка; 235 — Рославль Воронки; 236 — Кубарки; 237 — Надворная; 238 — Азобичи; 239 — Рудня-Слобода; 240 — Новоселки; 241 — Радичи; 242 — Троена; 243 — Сукромля; 244 — Помазовка; 245 — Доброносичи; 246 — Слобода; 247.— Блинные Кучи;

11 Археология СССР


248 — Христова я; 249 — Хрыстово; 250 — Пильня; 251 — Алешня; 252 — Дубровка; 253 — Загорье; 254 — Сеща; 255 — Балахча-Княжино; 256 — Хлюстинка; 257 — Зимница; 258 — Старые Славены; 259 — Богдановка; 260 — Дубровна; 261 — Ельня; 262 — Добрышино; 263 — Коханы; 264 — Доброселье; 265 — Трашковичи; 266 — Шуя; 267 — Батькино; 268 — Субу-ровка; 269 — Синьгово; 270 — Погост; 271 — Манина; 272 — Немеричи; 273 — Курганье; 274 — Меренище; 275 — Колчино; 276 — Высокое; 277 — Хотнежцы; 278 — Акулин Бор; 279 — Городище; 280 — Боголепье; 281 — Шатуны; 282 — Ступень­ки I; 283 — Ступеньки II; 284 — Ивановское; 285 — Бочарове; 286 — Панове; 287 — Козловцы; 288 — Никольское; 289 — Стерж; 290 — Залучье (Березовец); 290а — Желыбня; 291 — Орденское; 292 — Наумове; 293 — Малый Бохот; 294 — Песоч-ня; 295 — Вашловское; 296 — Сазонове (три группы); 297 — Васильевское; 298 — Горки; 299—Петровское; 300 — Гульце-во; 301 — Юрягино; 302 — Алешино; 303 — Крутики; 304 — Кривая Улица; 305 — Михаил-Архангел; 306 — Титовка; 307 — Высокино; 308 — Зубцов; 309 — Мозгово; 310 — Бабково; 311 — Горки; 312 — Козлове; 313 — Свистуново; 314 — Иворо-во; 315 — Пентурово; 316 — Игрище; 317 — Никольское; 318 — Андреевское; 319 — Избрижье; 320 — Дуденево; 321 — Хвош-ня; 322 — Михаил-Архангел; 323 — Савинские Горки; 324 — Мельникове; 325 — Каменка; 326 — Посады; 327 — Пекуново; 328 — Устье; 329 — Глинники; 330 — Кузьминское; 331 — За­борье; 332 — Башево; 333 — Волосово; 334 — Могильцы; 335 — Ягодине; 336 — Гостомля; 337 — Хилово; 338 — Сильменево; 339 — Жела; 340 — Ядрово; 341 — Жилые Горы; 342— Ели­зарове; 343 — Княжьи Горы; 344 — Кообеево; 345 — Полени-ново; 346 — Полянова Сеча; 347 — Ябедино; 348 — Муромце-во; 349 — Шейка; 350 — Санниково; 351 — Павловская Сло­бода; 352 — Новинки; 353 — Савино; 354— Поваровка; 355 — Кузнецове; 356 — Путилове; 357 — Лепешки; 358 — Муром-цево; 359 — Пушкино; 360 — Федоскино; 361 — Каргашино; 362 — Кузнецовка; 363 — Черкизово; 364 — Болшево; 365 — Воронцово; 366 — Шишиморово; 367 — Троицкое; 368 — Тере­хово; 369 — Попелково; 370 — Юрьево

На врезке: основной регион расселения смоленско-полоцких кривичей (а) и находки браслетообразных завязанных ви­сочных колец вне его (б)

1 — Верхоляны; 2 — Новгород; 3 — Васьково; 4 — Городи-ловка; 5 — Гориводы; 6 — Владимирское; 7 — Нестерове; 8 — Михайловское; 9 — Татариново; 10 — Погорелка; 11 — Купан-ское; 12 — Долгоруковская Дача; 13 — Чернихово; 14 — Ку­банское; 15 — Исакове; 16 — Матвейщиково; 17 — Мелешкй; 18 — Петушки; 19 — Пустошки; 20 — Заколпье; 21 — Жабок; 22 — Нарма; 23 — Парахино; 24 — Поповка; 25 — Херсонес; 26 — Семухино

Постоянно производятся раскопочные работы по изучению курганов в бассейне верхней Волги. Наи­более интересные результаты получены при исследо­ваниях Березовецкого могильника, расположенного у д. Залучье на оз. Селигер (Успенская А. В., 1976, с. 39, 40; 1978, с. 90, 91; 1979, с. 100, 101; 1980, с. 84, 85).

Среди многих археологов, раскапывавших курган­ные могильники Полоцкой земли, заслуживают упо­минания прежде всего Л. В. Алексеев (Алексеев Л. В., 1959, с. 275, 292; Алексеев Л. В., Сергеева 3. Л/., 1973, с. 49-55), 3. М. Сергеева (Сергеева 3. М., 1969, с. 107-111; 1972, с. 61-64; 1974, с. 49-52; 1975, с. 85-90) и Г. В. Штыхов (Штыхов Г. В., 1969, с. 118-129; 1971; 1979, с. 448, 449; 1980, с. 371, 372; Штыхау Г. В., 1972, с. 227-247; Очерки, 1972, с. 18-27). Материалы из раскопок курганов, находящихся в промежуточной полосе, где сочетаются элементы смоленско-полоцких и псковских кривичей, опубли­кованы В. В. Седовым (Седов В. В., 19776, с. 68-74).

В последние годы курганными раскопками в кри-вичских землях активно занимаются белорусские археологи (Дучщ Л. В., 1978, с. 412, 413; 1979, с. 433;


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.