Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЧАСТЬ II. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ




 


В связи с открытием на Дону курганов с деревян­ными камерами и кольцевыми оградками, которые находят аналогии в верхнеокских древностях, бор-шевские памятники стали рассматриваться как вя~ тичские (Третьяков П. Я., 1953, с. 240, 241). Правда, в отличие от А. А. Шахматова, вятичскими стали считать и верхнеокские, и верхнедонские курганы, и синхронные с ними поселения. А. Н. Москаленко, подчеркивая своеобразие, боршевских памятников, заключает, что в нем отразилось племенное отличие славян бассейна Дона от северян днепровского лево­бережья — носителей роменской культуры. Поскольку материальная культура донских славян имеет много общего с культурой верхнеокских вятичей, можно предположить, что боршевское население входило в вятичский племенной союз (Москаленко А. Н., 1965, с. 152-158).

Гипотезу А. А. Шахматова о расселении вятичей из бассейна Дона в Рязанскую землю попытался обосновать А. Л. Монгайт (Монгайт А. Л., 1961, с. 121 — 128). Основным аргументом в пользу этой ги­потезы послужило то обстоятельство, что исчезнове­ние боршевского населения на Дону совпадает по времени с прекращением захоронений в рязанско-ок-ских могильниках. Получается будто бы так, что финно-угорское население в рязанском течении Оки в X в. исчезает, и в то же время прекращается жизнь на донских поселениях боршевской культуры. Отсю­да А. Л. Монгайт делал вывод: носители боршевской культуры ушли из бассейна Дона и, вытеснив морд­ву, расселились на средней Оке, На некоторых ря­занских городищах встречены черепки лепной посу­ды, близкой к боршевской керамике, и это, по мне­нию А. Л. Монгайта, свидетельствует о массовом славянском переселении из Донского бассейна. По­скольку поздние летописи называют вятичей рязан-цами, то и боршевское население Дона, по мысли А. Л. Монгайта, можно отнести к вятичам.

Вторым свидетельством в пользу вятичского освое­ния Рязанской земли с верховьев Дона, по мнению А. Л. Монгайта, служит открытие на некоторых ря­занских поселениях полуземляночных жилищ южно­русского типа. Сразу же нужно заметить, что распро­странение южного жилища в Рязанской земле не обязательно обусловлено расселением боршевского населения. Жилища такого типа могли быть распро­странены вятичами и с верхней Оки, а еще более ве­роятно, что они появились здесь в результате мигра­ции населения из Киевской земли в XI—XIII вв., когда в рязанском течении Оки появляются геогра­фические названия, повторяющие южные. Полузем­лянки рязанского течения Оки X—XII вв. имеют глинобитные печи, в то время как боршевским жи­лищам свойственны преимущественно печи-каменки (РаппопортП. А., 1975, с. 144-156).

Вопрос о племенной принадлежности населения, оставившего памятники боршевской культуры, ныне не может быть решен окончательно. В целом боршев-ские древности, распространенные в бассейне Дона, принадлежат к обширной группе славянских памят­ников VIII—X вв., занимающих территорию восточ­ное Днепра. По-видимому, роменская культура на днепровском левобережье., боршевская на Дону и вя-тичская на Оке возникли почти одновременно. Все они имеют начальную дату VIII в. В первое время


это были территориальные группы славян, из кото­рых на Оке формируются вятичи, в днепровском ле­состепном левобережье — северяне. Принадлежность боршевских древностей северянам исключена, по­скольку эти древности не эволюционировали из ро-меиских. К тому же, оформление северян как отдель­ной племенной единицы обусловлено местным субст­ратом.

В распоряжении исследователей нет каких-либо ос­нований, разрешающих приписывать боршевские древности вятичам. То обстоятельство, что рязанское течение Оки заселялось в какой-то степени славяна­ми из Донского бассейна, не может быть аргументом в пользу вятичской атрибуции племен — носителей боршевской культуры. Боршевская культура не мог­ла эволюционировать из вятичских древностей VIII-X вв. Верхнеокского региона. Эти культуры син­хронны.

Иногда обращают внимание на наличие погребаль­ных деревянных камер в курганах вятичей VIII-X вв. верхней Оки и подобных сооружений в насы­пях боррзвской культуры. Это — единственное, что объединяет славян региона верхней Оки со славяна­ми бассейна Дона. Допустимо предположение об от­ливе части вятичского населения в Донской ре­гион.

Все раскопанные до сих пор боршевские курганы относятся к IX—X вв., т. е. на Дону курганный обряд погребения появился по крайней мере на столетие позже, чем на верхней Оке.

Интересные наблюдения сделаны А. Н. Москален­ко при обследовании Лысогорского могильника. Бы­ло установлено, что курганы здесь насыпаны на мес­те предшествовавшего могильнику поселения боршев­ской же культуры. Поэтому не исключено, что кур­ганы на территории боршевской культуры появились на столетие позже, чем поселения. До этого боршев­ские племена хоронили умерших в грунтовых могиль­никах. Можно полагать, что переселенцы с верхней Оки, принесшие курганы с погребальными камерами-домовинами, проникли на Дон только в IX в., когда этот регион был уже освоен славянами — создателя­ми боршевской культуры. Пополнение славянского населения осуществлялось здесь не только из обла­стей верхней Оки, но и из Киевского Поднепровья, поскольку в отдельных курганах Белогорского мо­гильника выявлены глиняные площадки того же ти­па, что весьма характерен для полян. Не исключено участие в освоении Донского бассейна славян и из иных регионов Восточной Европы. Кажется, что сла­вяне бассейна Дона не были ни северянами, ни вяти­чами, а принадлежали к отдельной территориальной группировке, название которой не дошло до нас. И. И. Ляпушкин связывал донскую группу славян со «сльиюн», упоминаемыми в письме хазарского кагана Иосифа (Ляпушкин И. И., 1941, с. 239).

Славянские поселения на Дону были покинуты в конце X в. По-видимому, переселение славян из этого обжитого края было вызвано набегами кочевников. Как раз в конце X в. активизировались печенеги, и этот регион оказался на пути продвижения пече­нежских орд. Когда ушла основная часть славянско­го населения с берегов Дона, сказать трудно. Выше говорилось о возможности расселения боршевцев в Рязанском бассейне Оки. В то время, когда состав-



 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.