Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЧАСТЬ II. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ




 


зал предположение о принадлежности волынцевских древностей особому славянскому племени, вошед­шему в состав северян (Ляпушкин И. И., 1959а, с. 58—83). Однако, несомненно, что население, оста­вившее волынцевские памятники, было этнически неоднородно. На Битицком городище наряду со славянскими полуземлянками, открыто жилище с ок­руглым очагом в центре. Безусловно неславянскими являются захоронения в ямах-подбоях, исследован­ные в Волынцеве (Березовец Д. Т., 1967, с. 166—168).

Различные этнокультурные компоненты в волын­цевских памятниках позволяют предполагать, что чти древности принадлежали славянизированному мест­ному населению, родственному алано-болгарам сал-товской культуры (Седов В. S., 19706, с. 128—131; Горюнов Е. А., 1975а, с. 8, 9). В пользу этого как буд­то говорят и антропологические материалы: черепа славян левобережной части Среднего Поднепровья обнаруживают сходство с черепами погребенных в Салтовском могильнике (Алексеев В. 77., 1962, с. 88).

Анализ водных названий днепровского лесостепно­го левобережья показывает, что дославянским насе­лением здесь были балты и иранцы (Топоров В. Я., Трубачев О. Н., 1962, с. 229, 230; Стрижак О. С., 1963, с. 38—84). Гидронимия свидетельствует о длитель­ности пребывания в южной части северянского регио­на иранского этнического компонента, о том, что славяне застали здесь ираноязычное население и жили с ним какое-то время на одной территории.

Памятники вольшцевского типа встречены только в зоне распространения иранских гидронимов и отра­жают уже последний этап славяно-иранского взаимо­действия. Они оставлены славянизированными потом­ками ираноязычных племен, скорее всего — далекими потомками Черняховского населения. Косвенно об этом свидетельствует некоторая общность, свойствен­ная черняховской и салтовской глиняной посуде. «Керамический материал салтовской культуры, со­стоящий из гончарной и лепной (в меньшей мере) ке­рамики,— писал И. И. Ляпушкин,— содержит в себе сосуды, по форме и технике изготовления очень близ­кие сосудам культуры „полей погребений"» (Ляпуш­кин И. И., 1961, с. 353). Однако памятники собствен­но иранских племен, относящихся к V—VI вв., в ареа­ле северян до сих пор не обнаружены.

Племенное название северян (в летописях часто «север») по происхождению явно неславянское. Наи­более вероятным представляется мнение об иранском происхождении этого этнонима — из иранского sen — «черный». Интересно, что в этом регионе известно несколько географических названий от того же апел-лятива (реки Сев, Сава), иранское происхождение которых бесспорно (Vasmer M., 1923, S. 76; Топо­ров В. Н., Трубачев О. Я., 1962, с. 226).

По-видимому, северами первоначально иметовалась племенная группа ираноязычного населения, обитав­шая в днепровском лесостепном левобережье. Это население растворилось среди славян, которые и вос­приняли старый этноним. В документах XVI— XVII вв. в Посеймье упоминается небольшая группа населения — севруки, в которых иногда видят потом­ков северян. Но ведь славяне-северяне были основ­ным населением днепровского левобережья, и их по­томками являются обитатели и Посеймья, и смежных с ним районов Десны, Сулы, Пела и Ворсклы, т. е.


Северской земли (Severia), известной по историко-географическим материалам XIV—XVII вв. В севру-ках же скорее всего нужно видеть далеких потомков дославянских север, давших имя одному из восточно­славянских племен.

Первые курганные захоронения в регионе северян относятся к роменскому времени. Очевидно, обычай сооружать курганы распространился здесь в основном в IX в. Каков был прежний погребальный обряд сла­вян в регионе, неизвестно. Грунтовые могильники с трупосожжениями, аналогичные тем, что известны в днепровском правобережье, в северянском ареале пока не найдены. Судя по волынцевским захоронени­ям, здесь, как и в правобережной части Поднепровья, умерших хоронили по обряду кремации в могильни­ках без наземных признаков. При раскопках Ново­троицкого городища выявлено пять прямоугольных ямных могил, обложенных горелым деревом (Ляпуш­кин И. И., 1958а, с. 157, 159), но место таких погре­бений в роменских древностях пока неясно.

Основным исследователем северянских курганов был Д. Я. Самоквасов. В последних трех десятиле-, тиях XIX в. и в начале XX в. он раскопал несколько сотен курганных насыпей, расположенных более чем в 25 могильниках (Самоквасов Д. Я., 1878, с. 185-224; 1908а; 19086; 1915а; 19156; 1917). В то время в научной литературе господствовало мнение о принадлежности северянам всей левобережной ча­сти Среднего Поднепровья с городами Черниговом, Любечем, Переяславлем и Новгородом-Северским. Д. Я. Самоквасов принадлежал к последовательным сторонникам этого мнения и все курганы данного ареала относил к северянам.

Раскопки северянских курганов, проведенные дру-гими исследователями в конце XIX и первых десяти­летиях XX в., были не такими значительными. В по­следней четверти XIX в. исследованиями курганов в Рыльском уезде Курской губернии занимался М. Сперанский (Сперанский М., 1894, с. 263—269). К началу XX в. принадлежат раскопки В. Л. Город-цова, В. Е. Данилевича и Е. Н. Мельник на юго-во­стоке северянского региона (Городцов В. А., 1905, с. 110-130; Данилевич В. Е., 1905, с. 411-433; Мель­ник Е. Я., 1905, с. 673-702). В первых десятиле­тиях XX в. небольшие раскопки курганов в области расселения северян вели И. С. Абрамов, С. А. Гат-цук, И. Е. Евсеев, Н. Е. Макаренко, К. П. Соснов-ский, В. В. Хвойко, Н. Шмытшш и В. М. Щербаков­ский (Хвойко В. В., 1904, с. 40—48; Спицын А. А., 19096, с. 164-167; Макаренко Н. Е., 1907, с. 36-43; Шмыткин Я., 1914, с. 318—322; Щербатвсъкий В. М., 1918).

В 1912-1915 гг. П. С. Рыков, В. Н. Глазов и В. С. Львович вели большие раскопки в Гочевском куд-ганном могильнике (Рыков П. С., 1923, с. 39—53).

В 20—30-х годах XX в. исследования курганов северян продолжили М. В. Воеводский, С. С. Магура, Г. М. Поршняков и М. Репский (Ренсъкий М., 1925, с. 39, 40; Магура С., 1930, с. 33-36). В послевоен­ный период раскопки вели М. В. Воеводский. И. И. Ляпушкин, Т. Н. Никольская, В. А. Падин и другие (Никольская T. Я., 1959, с. 83; Ляпушкин И. И., 19596, с. 81-86; Падин В. А., 1958, с. 218-226; 1976, с. 197-210; Узянов А. А., Смирнов Ю. А., Верещинский Л. И., 1979, с. 98, 99).



 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.