Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЧАСТЬ II. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ




 


В XIII—XIV вв. в Верхнем Понеманье на смену курганам широко распространяются каменные моги­лы (карта 16). Как и курганы, они расположены группами, насчитывающими по нескольку десятков могил. Они представляют собой плоские прямоуголь­ные, слабо возвышающиеся над землей сооружения из камней (табл. XXX, 31). В поздних могилах в го­ловах погребенных обычно ставили большой камень.

Основные исследования каменных могил относятся к 80—90-м годам XIX в. и к первым двум десятиле­тиям XX в. Тогда В. А. Шукевич и Э. А. Вольтер рас­копали более 400 могил в сравнительно небольшом районе неманского правобережья, главным образом в Лидском уезде (Szukiewicz W., 1910b, s. 39—45; 1911, s. 57—62; 1921, s. 52—63). Научная сводка этих древ­ностей была составлена А. А. Спицыным (Спи-цын А. А., 18996, с. 303-310; 1925, с. 159), повтор­ный новейший обзор принадлежит Ф. Д. Гуревич (Гуревич Ф. Д., 1962, с. 121—130). В последние годы производились лишь незначительные исследования каменных могил (Зверуго Я. Г., 1978, с. 415).

Захоронения в каменных могилах совершались по обряду трупоположения. Ориентировка — преимуще­ственно западная. В Салапяцишках мужчин хоронили головой к востоку, женщин — к западу. Восточная ориентировка зафиксирована в Вензовщинском мо­гильнике, южная — в Олыпанах. В каждой могиле, как правило, находится по одному костяку, но изве­стны могилы с двумя и четырьмя погребенными.

Захоронения женщин часто содержат многочислен­ные украшения. Височные кольца двух типов — пер-стнеобразные с заходящими концами и трехбусин-ные. Один раз найдено многобусинное кольцо. Неод­нократно обнаружены серьги в виде вопросительного знака со спиралькой и бусиной. Весьма характерным украшением были головные венчики из разнообраз­ных металлических бляшек, окаймленных бусинами. В состав шейных ожерелий входили бусины стеклян­ные синие и черные с белыми разводами, а также спиральки из бронзовой проволоки. Среди украшений имеются ромбические подвески, бубенчики, крестики и раковины каури. Весьма часто в одном погребении находят два-три браслета и несколько перстней. Преобладают пластинчатые орнаментированные браслеты, но известны также плетеные, витые и спи­ральный. Перстни обычно имеют витую или плете­ную одну половину и пластинчатую — другую.

Захоронения мужчин в каменных могилах также нередко сопровождаются различными вещами. Это боевые и рабочие топоры, втульчатые наконечники копий, крупные ножи, сабли, шпоры, кресала и то­чильные бруски. Обычны поясные пряжки и бляшки, встречаются перстни и изредка — иные украшения.

Для датировки могил важны находки монет литов­ских князей и польских королей и пражских грошей. Монеты относятся к XIII—XVI вв. Этим периодом и датируются захоронения в каменных могилах.

Могилы в виде прямоугольников или овалов, об­ставленные крупными и засыпанные мелкими кам­нями, составляют характерную особенность области расселения одного из западнославянских племен — мазовшап (Rauhut L., 1971, s. 435—653). В этой связи некоторые исследователи предполагают, что камен­ные могилы Понеманья отражают мазовецкое рассе­ление. Однако детальное сравнение вещевых матери-


алов из каменных могил Верхнего Понеманья и кол­лекции предметов из Мазовии и Подляшья выявляет существеннейшие различия. Отсутствие же в камен­ных могилах Неманского бассейна типичных для западных славян, в том числе для мазовшан, височ­ных колец с S-образным концом отвергает гипотезу о расселении здесь этого племени.

По-видимому, каменные могилы Верхнего Поне­манья и погребальные сооружения мазовшан неза­висимо Друг от друга и в разное время эволюциони­ровали от каменных курганов ятвяжского происхож­дения. В Неманском регионе имеется немало погре­бальных сооружений, занимающих промежуточное положение между каменными курганами и могила­ми и свидетельствующих о такой эволюции.

Большинство предметов из верхненеманских камен­ных курганов (ожерелья из бус, спиралек, раковин каури и ромбовидных бляшек, подковообразные пряжки со стилизованными звериноголовыми конца­ми, пряжки прочих типов, ножны, украшенные пла­стинками и подвесками, плетеные и витые перстни, плетеные и спиральный браслеты и др.) имеет ана­логии в литовско-латышских древностях. С балтским культурным регионом связывает эти памятники и такой признак, как частое захоронение с погребен­ными предметов вооружения. Это дает основание от­нести каменные могилы Верхнего Попемапья к балт­ским памятникам, а отличие их от литовско-латыш­ских земляных курганов и грунтовых могильников позволяет считать их ятвяжскими.

Обычно височные украшения погребенных в камен­ных могилах типично славянские. В славянских древностях имеют аналогии и украшения (отдель­ные бляшки головных уборов, пластинчатые брасле­ты). По-видимому, эти предметы говорят о славяни­зации населения, оставившего каменные могилы.

В заключение обзора погребальных древностей Верхнего Понеманья и Брестского Побужья несколь­ко слов нужно сказать о названных выше каменных могилах мазовшап. Исследователь этой категории памятников Л. Раухут, исчерпывающе проанализи­ровав их, пришел к выводу, что каменные могилы Мазовии и Подляшья оставлены сельским населени­ем, принадлежавшим к одному из западнославянских (польских) племен (Rauhut L., 1971, s. 435—488). Однако в каменных могилах мазовшап обнаружи­вается заметное восточнославянское воздействие, говорящее не только о соседских культурных контак­тах, но и об инфильтрации восточных славян в обла­сти Подляшья. Так, в каменных могилытиках Еацики Дальние и Кореневка (Авенариус Н. Я., 1890, с. 24) найдены зерненые бусы — характерные украшепия дреговичей. В могильниках Лужки, Неверово-Сохи и Рогавка встречены полутораоборотньте перстнеобрал-ные височные кольца (с напускными зернепыми бу­сами) . К древнерусским предметам принадлежат за-гнутоконечные пластинчатые браслеты, плетеная гривна с концами в виде полых трубочек, разнообраз­ные крестики, пряслица из волынского шифера и др. (Гуревич Ф. Д., 1980, с. 46—52). Польский исследо­ватель А. Новаковский явно ошибался, когда писал, что болотистые пространства в окрестностях совре­менного г. Барановичи препятствовали проникнове­нию дреговичей в западном направлении (Nowakow-skiA., 1972, s. 115).


Глава пятая Племена юга

 


В междуречье нижнего Днепра и Днестра, в бас­сейнах Днестра и Прута, а также в Прикарпатье аптская культура пражско-пеньковского облика по­степенно трансформируется в культуру VIII—IX вв., которая относится к типу Луки-Райковецкой.

К VIII—IX вв. наблюдается некоторая нивелировка культур славянского населения расположенной за­паднее среднего Днепра лесной зоны и лесостепных областей междуречья Прута и Днепра. Прежние раз­личия, отчетливо наблюдаемые в керамическом мате­риале, несколько стираются. Объясняется это, по-ви­димому, передвижениями крупных масс населения. Как показывают археологические памятники Румы­нии, славянское заселение нижнедунайских земель шло несколькими потоками, в том числе и из различ­ных местностей Восточной Европы (Comsa М., 1972, р. 9—28). При этом происходило некоторое смешение славянского населения, продвигавшегося с Волыни и из Припятского Полесья, с потомками антов.

В результате на некоторых поселениях, принадле­жавших пражско-пеньковским племенам, распрост­раняется глиняная посуда, сходная с дулебской кера­микой и продолжающая традиции пражско-корчак-ских сосудов. Однако полного тождества в керамике славянской культуры VIII—IX вв. лесной и лесостеп-пой зон не наблюдается. В отличие от дулебского ре­гиона, в лесостепной полосе в это время в керамичес­ком материале видное место принадлежит лепным округлобоким горшкам, развившимся из характерной пражско-пенъковской посуды (Мезенцева Г. Г., 1965, с. 71-98; Хавлюк П. П., 1974, с. 193-196; Ти-мощук Б. О., 1976, с. 21—30;Приходлюк О. М., Казан­ский М. М., 1978, с. 43—47). Такая керамика состав­ляет значительную часть материалов культуры Луки-Райковецкой и известна не только в прежнем аптекой ареале, по и на некоторых поселениях дуле­бов (Гончаров В. К., 1963, с. 283-319, рис. 7; Шовко-пляс А. М., 1959, с. 169-172).

Эволюция аптекой (пражско-ттетгьковской) культу­ры в культуру Луки-Райковецкой отчетливо просле­живается во всех регионах. Основным типом поселе-тпш в VIII—IX вв. остаются селища (карта 17). Многие из них содержат и отложения предшествую­щего времени. По топографии, планировке и размерам селища VTTT—IX вв. идентичны поселениям аптского периода. Полуземляночные постройки той же конст­рукции и интерьера, что и в VI—VII вв., бытуют па поселениях VIII—IX вв. Остаются без изменений и прщт-каменки (Раппопорт П. А., 1975, с. 117—120, 148).

Раскопки поселений типа Луки-Райковецкой в южной части восточнославянской территории прово­дили многие исследователи. Особенно плодотворно пни изучались и продолжают изучаться в Северной Буковине (Б. А. Тимощук и И. П. Русанова), на территории Молдавии (И. А. Рафалович) и в Подне-


провье (Н. М. Кравченко). Значительное количество поселений этого типа выявлено и обследовано в За­карпатской обл. Украины (В. Г. Котигорошко), в Подолии и среднем течении Южного Буга. Научные обобщения по отдельным регионам принадлежат Д. Т. Березовцу, П. И. Хавлюку, И. А. Рафаловичу, Б. А. Тимощуку и О. М. Приходнюку (Березо-вец Д. Т., 1963; Хавлюк П. И., 1974; Рафалович И. А., 1972; Тимощук Б. О., 1976; Приходнюк О. М., 1980а).

В Северной Буковине исследованы разнотипные укрепленные поселения VIII—IX вв. (Тимощук Б. О., 1976, с. 60—82). Ломачинское поселение было устрое­но на высоком мысе и защищено дубовыми стенами столбовой конструкции. Городище Горишни Шерив-цы также занимало мыс. С напольной стороны его защищали подковообразный ров шириной 5—10 м тт деревянная стена. Размеры площадки городища 150Х Х80 м. На городищах IX в. сооружают и земляные валы (Ревне I). Добновское городище IX в. размера­ми 160X100 м по периметру имело укрепление из бревенчатых срубов. Раскопками в Грозинцах уста­новлено, что древнейшими укреплениями, относящи­мися к IX в., здесь служили деревянные срубньте стены. Земляной вал был насыпан на месте деревян­ных укреплений лишь на рубеже IX—X вв.

В других регионах рассматриваемой территории первые укрепленные поселения относятся к X в. п связаны с историей древнерусского военного зод­чества.

На прежней аптекой территории Повесть времен­ных лет локализует три племени — хорватов, тивер­цев и уличей.

Л Хорваты

Хорваты называются в Повести временных лет в перечне восточнославянских племеп: «И живяху в мире поляне, и дере.вляне, и северъ, тт радимичи, вя­тичи и хрвате» (ПВЛ, I, с. 14). В 907 г. хорваты уча­ствуют в составе 80-тысячпого войска, собранного из подвластных Киеву земель, в походе на Византию (ПВЛ, I, с. 23). Третий и последний лаз хорваты на­зываются начальной летописыо под 992 г.: «Иде Во-лодимиръ на Хорваты» (ПВЛ, I, с. 84). По-видимому, поход Владимира Святославича в Хорватекуто землю вызван был захватом их польским королем Болесла­вом Храбрым. Этим и ограничиваются известия ле­тописей о хорватах.

Кроме русских хорватов, летопись знает еще тож-пославянских: «А се ти же словетга: хровате белии тт серебь и хорутане» (ПВЛ, I, с. 11).

Источники не содержат сведений о географическом положении восточнославянских хорватов. Так как летопись вслед за хорватами называет дулебов, уличей тт тиверцев, то они должны принадлежать к га?кной группировке племен. Н. П. Барсов отводил хорватам



 




ЧАСТЬ II. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ


ГЛАВА 5. ПЛЕМЕНА ЮГА

 


 


обширные пространства в Прикарпатской обла­сти, по склонам Татранских Карпат. Перечисляя то­понимы, которые, по его мнению, связаны с этниче­ским именем этого племени, Н. П. Барсов обрисовы­вает территорию от истоков Тисы и Прута на юге до Днестра на востоке и до Вислы на севере (Бар­сов Н. П., 1885, с. 94, 95).

Для локализации летописных хорватов имеет зна­чение известие Константина Багрянородного о белых хорватах, населявших в его время Далмацию (Грот К. Я., 1880). Константин Багрянородный ут­верждает, что далматинские (крещеные) хорваты происходят от некрещеных хорватов, живущих за венграми — мадьярами, рядом с некрещеными серба­ми. Эту Хорватию часто грабят франки, мадьяры и печенеги. В соседней с ней стране есть река Висла. Отсюда следует, что область, откуда переселилась на Балканы часть хорватов, находилась где-то по сосед­ству с Венгрией, печенегами и Вислой. Поэтому тер­риторию первоначального расселения хорватов обыч­но помещают в Галиции и Прикарпатье.

Для определения территории летописных хорватов иногда используются известия летописей о борьбе, Владимира Святославича с ляхами в 80—90-х годах X в. Под 981 г. летопись сообщает о походе Владими­ра на Перемышлъ и червенские города. Этот поход предшествовал походу на хорватов 992 г., почему предполагается, что областью расселения хорватов был регион червенских городов.

Л. Нидерле высказал предположение, что в Прикар­патье когда-то жило единое хорватское племя. Оно имело полугосударственное образование, центром ко­торого был Краков. Возможно, это славянское поли­тическое объединение упомянуто в арабских источ­никах под названием Хордаб (Джерваб, Джрават, Хрваб, Храват). После его распада часть хорватов ушла в Далмацию. Остатки хорватов с течением вре­мени смешались с чешскими, польскими и русскими племенами. В X в. одно из хорватских племен еще на­селяло восточную Галицию. Оно-то и названо ле­тописями (Нидерле Л., 1956,с 155). А.А.Шахматов

Карта 17. Славянские памятники VIII—IX вв. южногоре­гиона

а —селища; б — городища; в — курганные могильники; г — грунтовые могильники; д — городища и селища ромен-ской культуры; е — шпребепия кочевников Цифрами обозначены только сравнительно хорошо исследо­ванные памятники

1 — Ужгород; 2 — Червенево; 3 — Оросиево; 4 — Вербовец; 5—Вовчанское; 6 — Петрово; 7 — Федорове; 8—Чепа; 9 — Дяково; 10 —- Звиняч; 11 — Крылос; 12 — Лубянка; 13 — Баламутовка; 14 — Мусоровка; 15 — Добрынивцы; 16 — Го-ришны Шеривцы; 17 — Била; 18 — Коростувата; 19 — Ревне; 20 — Гореча II; 21 — Михальча; 22—Великий Кочуров; 23 — Валя Кузьмина; 24—Виликосила; 25 — Волока; 26 — Моги­ла II; 27 — Перебыковцы; 28 — Рашков; 29 — Городивцы; 30 — Пригородок; 31 — Грозинцы; 32 — Хотин; 33 — Перерыта Замка; 34 — Ломачинцы; 35 — Григоровка; 36 — Стынкауцы; 37— Малаешты; 38— Сороки; 39 — Одая; 49 — Алчедар; 41 — Лопатна; 42—Петруха; 43—Дубоссары; 44—Бранешты I; 45 — Бранешты XIII; 46 — Селиште; 47 — Скок; 48 — Калфа; $-Кобуска Веке; 50 — Ханска I; 51 — Ханска II; 52 — Ханска III; 53 — Этулия; 54 — Сандраки; 55—Париевка; 56— Кальник; 57 — Самчинцы; 58 — Семенки; 59 — Хриневка; 60 — Грабовец (Коржевка); 61 — Кочуров; 62 — Лодыжин; 63 — Комаровка; 64 — Мона<лырек; 65 — Канев; 66 — Крещатик; 67— Смела; 68 — Великая Андрусовка; 69 — Макаров остров; 70 — Луг 2; 71 — Першего Травня


допускал, что хорваты жили в Галиции и в первой по­ловине IX в. создали полугосударство с главным го­родом Джерваб. Скорее всего, полагал Л. А. Шахма­тов, это было западнославянское племя, поэтому из-за области червенских городов шла вражда между Кие­вом и ляхами (Шахматов А. А., 1919а, с. 32, 33).

С. М. Середонин локализовал Хорватию там же, в Галиции, считая, что первоначально она была заня­та ляшским племенем. В последних веках I тысячеле­тия н. э. в Хорватию вынуждены были переселиться выходцы из восточнославянских земель — уличи и ти­верцы, теснимые уграми ™ печенегами, а также древ­ляне. Разноплеменный состав хорватов, по мнению этого исследователя, и возбуждал территориальные споры между Русью и Польшей (Середонин С. М., 1916, с. 148-152).

Строгий отбор географических названий, образо­ванных от этнонима хорваты, выявляет лишь единич­ные топонимы — Хорващик (на р. Бодва, юго-запад­нее Кошицы), Эрде-Хорвати (близ Шаторалия), Хорвать (в верхнем течении р. Красна), Хоравятин-ская (близ Острога), Харваты (в окрестностях Радо-ма), а при учете, что в византийских источниках этот этноним принял форму Хробаты, также, может быть, Храбоч (близ Унги) и Хорбача (в верховьях Днестра). Распространение топонимов позволяет предполагать, что славянское племя хорватов было юго-западным соседом дулебов и занимало северные и южные области Восточного Прикарпатья, ныне входящие в территории Украины, Польши, Словакии и Венгрии.

Хорваты — племя праславянского периода. Пред­ставляется бесспорным, что этническое имя хорва­ты — неславянского происхождения. Ф. А. Браун и другие исследователи сближали этот этноним с на­званием гор Карпаты, что встретило возражение со стороны А. И. Соболевского (Соболевский А. И., 1910а, с. 171, 172). М. Фасмер и Г. Грегуар выска­зались за иранское происхождение этнонима (Gre-goire И., 1946, р. 116; Фасмер Л/., 1973, с. 262). Оче­видно, это было одно из антских племен, и этноним его восходит к периоду славянизации ираноязычного населения в условиях черняховской культуры.

Около 560 г. хорваты подверглись нападению со стороны авар, в результате которого значительные части этого праславянского племени переселились в Далмацию (хорваты до сих пор живут в западной части Балканского полуострова), а также на запад, к верховьям Эльбы. Среди чешских племен, перечи­сленных в грамоте Пражского епископства 1086 г., названы хорваты, жившие в области Орлицких гор. В грамоте Генриха II от 1108 г. упоминаются хор­ваты на р. Заале. В сочинении Масуди говорится о хорватах, живших между Моравой и Чахиным (Nie-derle L., 1906, s. 244, 271). Некоторые ученые думают, что остатки хорватов в Прикарпатье потеряли пле­менную самостоятельность и разделились на несколь­ко племенных групп. Другие же утверждают, что хорватский племенной союз в Прикарпатье сущест­вовал до рубежа VIII и IX вв. и охватывал всю Ма­лую Польшу и верхнеднестровские земли (Lowmia-nski Я., 1964, s. 114-200; Gaczynski /., 1968, s. SI-117). Е. Гачинский полагает, что вождем этого хор­ватского содружества был Крак. Оно распалось после смерти Крака на несколько племен, среди которых в



 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.