Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЧАСТЬ II. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ




 


дена якоревидная подвеска (табл. XXIX, 30}. В мо­гильниках Вирков, Селище, Устиж и Эсъмоны най­дены привески-коньки (табл. XXIX, 23}, весьма рас­пространенные в кривичских землях (Седов В. В., 1968а, с. 151-156).

Несколько чаще, чем у волынян, древлян и полян, в дреговичских курганах встречаются браслеты (табл. XXIX, 34). Наиболее часты круглопроволоч-ные и витые тройные с завязанными или петлеобраз­ными концами. В северной части дреговичского аре­ала попадаются браслеты со стилизованными змеино-головыми концами. Остальные браслеты (плосковы­пуклые, пластинчатые тупоконечные, плетеные, а также стеклянные) представлены единичными эк­земплярами.

Более распространенной находкой являются пер­стни (табл. XXIX, 28, 31, 33). Все они принадлежат к общевосточнославянским типам. Это перстни прово­лочные, витые (завязанные, тройные разомкнутые) жгутовые, плетеные, ложновитые, широкопластин­чатые с завязанными концами и «усатые».

Захоронения мужчин в дреговичских курганах, как правило, не содержат вещей. Только в единичных погребениях обнаружены подковообразные застежки (табл. XXIX, 27, 32), лировидные, четырехугольные и иные пряжки и поясные кольца (табл. XXIX, 36, 57), железные ножи, кресала и изредка перстни. Ножи, шиферные и глиняные пряслица (табл. XXIX, 35) и ножницы отмечены в захоронениях женщин. В погребениях мужчин и женщин встречаются гли­няные горшки, обычно поставленные около ног умершего, в редких случаях — около головы.

Хронология дреговичских курганов разработана в работе А. В. Успенской (Успенская А. В., 1953, с. 118—124). На основе корреляционной таблицы, со­ставленной этой исследовательницей, можно утверж­дать, что смена обряда кремации обрядом ингумации в области расселения дреговичей произошла во второй половине X и в самом начале XI в. Эволюция курга­нов с трупоположениями протекала здесь так же, как и в других областях лесной зоны древней Руси (табл. XXVIII). Для XI и первой половины XII в. харак­терны трупоположения на горизонте. Лишь в юго-во­сточных районах, там, где дреговичи соприкасались с полянами, рано появляются захоронения в грунто­вых ямах под курганами. В остальных районах рас­селения дреговичей ямные трупоположения распро­страняются относительно поздно и датируются в ос­новном XII—XIII вв.

Картография деталей погребальной обрядности и вещевых инвентарей дреговичских курганов XI— XIII вв. выявляет членение их ареала на две части (Седов В. В., 19706, с. 87-89). Курганы южной части дреговичской земли (поречье Припяти и области юж­нее этой реки), т. е. районов, где славяне появились еще в середине I тысячелетия н. э., по своему строе­нию и вещевому материалу очень близки, если не тождественны, погребальным насыпям волынян, древлян и полян. Дреговичские курганные погребе­ния здесь или безынвентарны, или очень бедны вещами, которые принадлежат исключительно к об­щеславянским типам. В насыпях не бывает домовин, ориентировка умерших общеславянская.

Наоборот, в северной части дреговичского ареала вещи в курганных трупоположениях встречаются ча-


ще. Кроме предметов общевосточнославяпских ти­пов, здесь найдены металлические спиральки, слу­жившие украшениями одежды, змеиноголовые брас­леты, разные подковообразные застежки, спиральные перстни, звездчатые пряжки и поясные бляшки лат­гальских типов. Все эти предметы обнаруживают многочисленные аналогии в памятниках литовско-ла­тышских племен. Поскольку некоторые дреговичские находки в деталях отличаются от прибалтийских, нельзя объяснить их появление я курганах исключи­тельно торговыми связями дреговичей с Прибалтикой. Да и при торговле предметы украшений расходились не повсеместно, а только там, где находили соответ­ствующую среду.

Для северной части дреговичской территории обыч­ны захоронения в деревянных домовинах-теремах. Большинство этих домовин срубныс, сложенные из бревен на высоту 0,3—0,8 м и покрытые двускатной крышей. В курганах у д. Мохов домовины имели стол­бовую конструкцию, а в Эсьмонах брусья домовины поддерживались камнями. Погребальные домовины нельзя считать специфически дреговичскими, так как, во-первых, они известны не на всей территории этого племени, а, во-вторых, зафиксированы также в кур­ганах радимичей и других восточнославянских пле­мен. Мужчины, похороненные в курганных домови­нах, как правило, имеют неславянскую ориентировку. Это обстоятельство наряду с распространением до­мовин исключительно в землях, прежде запятых бал-тами, дает основание предположить возможность свя­зи домовин с погребальной обрядностью дославянско-го населения.

Подобное членение дреговичского ареала обнаружи­
вают и материалы антропологии. Значительная часть
дреговичей северной части Припятского Полесья
и бассейна Березины принадлежала к долихокран-
ному, относительно широколицему типу. Для южных
районов дреговичей характерен длинноголовый сред-
нелицый тип. Антропологическое изучение современ­
ного населения Белоруссии позволило В. В. Бунаку
утверждать, что в древности южной границей балт-
ской антропологической зотты была Припять (Бунак
В. В.,
1956, с. 21). Севернее этой реки население при­
надлежало к валдайскому антропологическому типу,
распространенному на всей восточной части древней
территории балтов, в том числе и па востоке совре­
менных Литвы и Латвии. Население же правобереж­
ной Припяти относится к полесскому антропологи-
ческому типу (Дяченко В. Д., I960, с. 18—33).

Среди населения ряда районов Белоруссии термин курганы неизвестен. Курганные насыпи здесь назы­ваются концами (капцами) — по-видимому, от литов­ского kapas (могила). Западные белорусы капцами называют древние грунтовые могилы, обложенные камнями. Термин копцы для названия курганов рас­пространен только в той части Белоруссии, где до прихода славян обитали потомки носителей культуры штрихованной керамики. В южной части ареала дре­говичей его не употребляют. Еще в прошлом столетии старожилы Припятского бассейна разделяли Полесье на две части: северная часть называлась литовским Полесьем, правобережная — волынским (Зеленский И., 1864, с. 115).

Намечаемая дифференциация земли дреговичей на две части явно свидетельствует об участии местного


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.