Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЧАСТЬ II. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ




 


позволяет считать крупные зерненые бусы этноопре-деляющими украшениями дреговичей.

Персхнеобразные иолутораоборотные височные кольца нельзя считать исключительно дреговичски-ми. Однако они могут быть использованы для уточне­ния северной и восточной границ расселения дрего­вичей, так как обычно не встречаются ни в кривич-ских, ни в радимичских курганах.

Учитывая сказанное, собственно дреговичскую тер­риторию X—XII вв. можно очертить в следующих пре­делах (карта 15). Южная граница дреговичей прохо­дила южнее Припяти. Разделительной полосой между дреговичами и древлянами были болотистые районы, где поселений почти нет и в настоящее время. Выше, в связи с характеристикой кургаиов древлян, отмеча­лось проникновение дреговичей в северо-западные районы древлянской земли. О такой инфильтрации свидетельствуют могильники Андреевичи и Олевск в верховьях Уборти, где в курганах найдены дрего­вичские зерненые бусы.

Восточной границей собственно дреговичской тер­ритории служило поречье Днепра. Поскольку Днепр в древнерусское время был одним из важнейших пу­тей, связывающих южнорусские земли с северорус­скими, то по его берегам встречаются курганные могильники, содержащие захоронения различных племен. В поречье Днепра раскопаны курганы не только дреговичей и радимичей, но и кривичей, сло-вен новгородских и других племен. Курганы дрего­вичей в основном сосредоточены на правом берегу Днепра. Однако отдельные курганные могильни­ки, где найдены дреговичские бусы, проникают и на левобережье Днепра, на территорию ради­мичей. Таковы, в частности, курганы, исследо­ванные в Рогачевском р-не Могилевской обл. в четы­рех пунктах — близ Кордона и Гадиловичей, и два могильника в окрестностях с. Веточки (Соловье­ва Г. Ф., 1967а, с. 10-13).

На севере произошло частичное территориальное смешение дреговичей с кривичами. Северо-восточная граница дреговичей проходила примерно по водораз­делу Друти и Березины, а на севере — по линии Бори­сов — Заславль. На северо-западе к ареалу дреговичей принадлежали верховья Нсманского бассейна, та часть, которая примыкает к рекам Днепровского бас­сейна. На западе естественным рубежом между дре­говичской территорией и Брестским Побужьем были обширные болотистые пространства (так называемое Выгоновское болото).

Дреговичи приняли участие также в освоении Брестского Побужья и Верхнего Понеманья. Однако эти места не могут быть отнесены к собственно дре­говичской территории, так как дреговичи были не единственным восточнославянским племенем, засе­лившим их.

Древнейшими славянскими памятниками на дрего­вичской территории являются поселения и могильни­ки VI—VII вв., принадлежащие к кругу древностей с керамикой пражско-корчакского типа. Они известны лишь в самой южной части дреговичской территории, в основном по Припяти или близ нее.

Принятская группа памятников с керамикой типа Луки-Райковецкой (карта 10) отделена от других областей с аналогичными памятниками большими труднопроходимыми, не пригодными для заселения


болотами. Эта болотистая полоса позднее, в X—XII вв., стала разделительным рубежом между дреговичами и древлянами. По-видимому, территориальная обособ­ленность припятской группы носителей культуры пражско-корчакской керамики и явилась причиной формирования отдельного славянского племени дре­говичей. Таким образом, основная часть поселений и могильников будущих дреговичей концентрировалась в VI—VIII вв. в той части Припятского Полесья, где позднее был основан их племенной центр — Туров.

Севернее Припяти в то время жили балты. Их древ­ности представлены поселениями с керамикой типа Тушемли—Банцеровщины и Колочина, грунтовыми могильниками с трупосожжениями с той же керами­кой и отдельными вещами, имеющими аналогии в древностях литовско-латышских земель.

Начало славянского освоения земель севернее При­пяти хорошо отражено курганным материалом. Наи­более ранние курганы с трупосожжениями, сопро­вождаемыми лепными горшками, относятся к IX сто­летию. Такие курганы, помимо тех областей, которые уже в VI—VIII вв. были бесспорно славянскими, из­вестны севернее Припяти — в верховьях рек Случь и Оресса (Нежаровские хутора, Огородники), на пра­вом берегу Днепра (Леваши — Казаков сад) и по Березине (Волосовичи, Любоничи — Бутьков Лог, Большая Ольса, Красный Берег, Прибор, Оздятичи, Староселье, Точилище). По берегам Птичи, Свислочи и Лани курганы с лепными урнами неизвестны. Рас­пространение таких курганов отражает историю и пути массового славянского расселения в правобереж­ной части Верхнего Поднепровья. Очевидно, основ­ной поток славянского населения направился на се­вер из поречья Припяти по Днепру и Березине. Картография дреговичских курганов с трупосожже­ниями, сопровождаемыми гончарными сосудами и, следовательно, относящимися уже к X или самому началу XI в., подтверждает эту мысль. В поречье Днепра, между Припятью и Березиной и в бассейне Брагинки, сосредоточено около половины, а на Бере­зине — около четверти всех исследованных дрегович­ских курганов с захоронениями по обряду кремации.

Кроме направления Брагинка — Днепр — Березина, дреговичи расселялись по левым притокам Припя­ти — Случи, Птичи, Лани и др. О том, что заселение левобережной части Припятского Полесья и бассейна Березины происходило из южной части Припятского бассейна, свидетельствуют и материалы ономастики. Славянские водные названия левобережной части Припятского бассейна, нижней и средней Березины имеют многочисленные параллели в южной, право­бережной части Полесья. Таковы, например, Случь, Гривка, Дубравка, Железница, Тростянец, Став.'

Дреговичские курганы с трупосожжениями по устройству и деталям погребального ритуала ничем не выделяются среди синхронных курганных насы­пей других восточнославянских земель. В большин­стве курганов присутствуют остатки кострищ. Это или погребальные кострища, на которых сжигали умершего, или ритуальные (умершего в этом случае сжигали на стороне). Судя по тому, что черепные ко­сти в некоторых трупосожжениях находятся в запад­ной части погребального костра, можно полагать, что умерших клали на костре головой к западу, т. е. ли­цом к востоку, навстречу лучам восходящего солнца



 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.